Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

История Икаруса

Когда я учился в 7 классе, получилось так, что мы переехали в другую часть города, но учится я остался в прежней школе. И вот несколько лет я ездил вот на таких автобусах несколько раз в день.  Эти желтые гармошки — частичка моего детства и юности. Давайте узнаем о них побольше.

Ikarus начал свой путь из далекого прошлого, когда его основатель Имре Ури, создал каретную мастерскую в Будапеште. Отец Имре был простым деревенским кузнецом и ему часто приходилось подковывать лошадей, либо заниматься ремонтом карет, телег, плугов, в чем принимал участие и сам Имре Ури. Накопив средств Имре Ури отправился в венгерский город Будапешт, для того, что бы в 1895 году, в доме 21 по улице Элемер, района Пешт, создать собственную кузнечно — каретную мастерскую.

На улицах городов Венгрии к этому моменту уже давно появились автомобили и их количество все росло, но они были не доступны для обычных людей. Производимые в его мастерской кареты и простые телеги пользовались значительным спросом, ведь они имели одно неоспоримое достоинство перед автомобилями и техническим прогрессом – их невысокую цену. Так продолжалось до двадцатых годов прошлого века, пока в мастерскую Имре Ури не пришли заказчики с новым предложением.

Необходимо было изготовить кузова для нескольких автобусов на базе Ford TT. Все это было отлично сделано, и кузов для нового автобуса оказался весьма комфортен. И вот тут в его мастерскую начали сыпаться заказы на производство кузовов для автобусов. Кузова строились еще на деревянных рамах, с деревянным каркасом, обшитым фанерой и листами металла, — но по тщательности изготовления и качеству отделки Ури удалось обойти конкурентов.

Крупные же заказы стали поступать начиная с 1927 года, когда заказ на 60 кузовов на шасси Raba L, сделала компания Mavart, занимающаяся междугородными пассажирскими перевозками.

 

Эти автобусы начали выпускаться уже на государственном предприятии Ikarus, которое было образованно путем слияния компании братьев Ури и заводом Ikarus, который носил то же имя, что и предприятие братьев, но занимался лишь выпуском радиаторов для самолетов, автомобилей и других мелких запчастей.

 

Ikarus 311. 1948 год.

 

Объединенный Ikarus поначалу довольствовался мелким производством автобусов, но начиная с 1951 года, когда был создан Ikarus 30, полностью разработанный и созданный из запчастей произведенных на заводе Ikarus.

Эта модель послужила прообразом модельного ряда советского ПаЗ.

 

 

Он стал продолжением модели Mavag TR3,5 и стал вторым автобусом в Европе, у которого был несущий кузов. Не хватало только того, что бы двигатель поменял свое расположения из передней части, в заднюю.

 

Ikarus30.

 

Mavag TR3,5 в венгерском фильме о событиях 1958 года.

 

 

 

Но это бы весьма сильно подняло цены на автобусы Ikarus. Поэтому все автобусы Ikarus 60 и даже очень популярный Ikarus 66 были с передним расположением двигателя.

 

Ikarus 60.

 

 

Модели Ikarus 60 имели разные варианты, как прицепные, так и сочлененные.

 

 

На базе этих двух моделей делались даже первые кузова – гармошки, которые позволяли весьма существенно увеличить салон автобуса. На базе этих моделей делались так же и первые венгерские троллейбусы – Ikarus Puli.

 

 

Редчайшее фото. Обратите внимание на пассажирский прицеп.

 

 

Более всего пользовался спросом Ikarus 66, который был создан из легких материалов, его обтекаемый вид привлекал взгляды, а двигатель, который потом разместили в его задней части позволял разгоняться свыше 100 километров час.

 

 

А ведь это был всего лишь обычный, городской автобус. На его базе был создан и туристический Ikarus 55, который от городского отличал лишь более мощный двигатель и салон туристического уровня.
Через три года на базе Икаруса-66 был создан туристический Икарус-55, машина стала еще более округлой и стремительной. За эти стремительные линии, автобус получил прозвище «ракета».

На основе Икаруса-55 началось производство Икарусов-Люкс со 170-сильным двигателем Чепель и 32-местным салоном. Именно эти машины стали основой венгерского экспорта и продержались на производстве более 20 лет. Икарусы-Люкс были основным международным автобусом, эксплуатировавшимся в СССР. Они проходили без капремонта более миллиона километров, и их можно было встретить на автовокзалах Москвы, Ленинграда, Риги, Таллина и многих других городов СССР.

 

 

 

 

Икарус-66, выпущенный в 1952 году оказался непохожим ни на одного из своих предшественников. Обтекаемые округлые формы, каркас кузова с применением легких сплавов. В задней части автобуса, за открывающимися, подобно гаражным воротам, створками капота располагался шестицилиндровый двигатель Чепель Д-614 мощностью 145 л.с. при 2800 об/мин, позволявший обтекаемой машине свободно развивать 100 км/ч.

 

 

 

В конце пятидесятых появилось семейство Икарусов-620/630 — в отличие от блестящих моделей 66 и 55, эти машины казались какими-то простушками.

 

 

Их поделили между собой три предприятия: «Икарус» делал одиночные машины, «Маваут» сочлененные, а Пули специальные и экскурсионные. Большое количество Икарусов-630 в пригородном варианте эксплуатировалось в Советском Союзе. Стоматологические кабинеты, передвижные больницы и передвижные почты на шасси Икаруса-630 работали во многих наших городах. Шестицилиндровый дизель мощностью 145 л.с. завода Чепель обеспечивал машине хорошие динамические качества. Автобусы могли поставляться с планировкой, которую желал заказчик.

 

 

 

Сотрудничество с автозаводом Чепель развивалось. Рамы шасси и агрегаты, пригодные для различных целей и выпускаемые Чепелем, позволили создать широкую линейку транспортных и коммунальных автомобилей специального назначения. Наряду с развивающимся экспортом автобусов, началось изготовление подвижных мастерских для их технического обслуживания. В начале шестидесятых «Икарус» начинает выпускать различные полуприцепы, фургоны, приспособленные для перевозки различных грузов. С учетом этих требований создается полуприцеп с холодильной установкой, агрегатируемый с седельным тягачом Чепель.

Холодильник был способен поддерживать температуру предварительно охлажденных продуктов — 20 градусов даже при температуре окружающего воздуха +30. Такие рефрижераторы перевозили охлажденные продукты между советскими городами.

 

 

В 1962 году «Икарус» присоединяет к себе Общий Механический Машиностроительный завод в городе Секешфехервар. Тогда же после основательных экспериментов завод «Икарус» выводит на рынок стоместный автобус модели Икарус-556, разработанный в первую очередь для городских перевозок.

 

 

Он комплектуется шестицилинровым 170-сильным двигателем, расположенным под полом пассажирского салона, пневматической подвеской и рулевым механизмом с гидроусилителем. Этот автобус открывает серию, в рамках которой начал изготавливаться сочлененный вариант Икарус-180 и его двухэтажный вариант.

 

 

Исключительная тождественность узлов кузова обеспечивала этим автобусам особые преимущества для эксплуатирующих и ремонтирующих предприятий, облегчая ремонт и обеспечение запасными частями.

 

 

 

С 1969 года «гармошки» Икарус-180 начинают регулярно поставляться в СССР. С этого момента СССР становится крупнейшим импортером венгерских автобусов.

 

 

Ikarus 180 1969 год.

 

Самый популярный проект в истории «Икаруса» появляется в 1967 году. Это типовое семейство 200-й серии модульной конструкцией, благодаря которой меняя количество и расположение элементов каркаснопанельного кузова можно было собирать автобусы любой длины, высоты и с различным расположением дверей. Это семейство предусматривало два варианта установки двигателя: в задней части для одиночных автобусов и под полом для сочлененных. Форма кузова была функциональной, а поэтому долго не устаревающей.

 

Икарус-250

 

Икарус-250

 

Икарус-256

 

 

 

 

 

Икарус-280

 

 

 

 

Это семейство получало награды на международных конкурсах, в том числе на Международной автобусной неделе в Ницце. «Двухсотки» пользовались спросом не только в нашей стране, но и во многих других государствах, в том числе в Соединенных Штатах Америки, где в восьми городах работали 723 Икаруса с двигателями Катерпиллар и автоматическими коробками передач Эллисон. На американском континенте самым большим потребителем Икарусов, конечно, была Куба, венгерские машины стали основным городским транспортом на «Острове Свободы», также они возили пассажиров в Венесуэле, Перу и Канаде.

В середине 1984 года был собран 200-тысячный Икарус, и представлено новое семейство «четырехсотой» серии, которая давала заказчику возможность выбирать любой двигатель — «Раба», «Ман», «Даф» или «Камминс», так как универсальная моторная рама это допускала.

 

 

 

Бывшие социалистические страны выбирали автобусы попроще и, соответственно подешевле, с венгерским дизелем РАБА (именно такие машины собирает Тушино-Авто), а на Запад эти машины поставлялись с двигателями «Евро-2», АБС и ПБС, вклееными стеклами, электронными маршрутными табло.

 

Когда в начале девяностых годов рухнула социалистическая система, развалилась и благополучие «Икаруса». Производство и сбыт автобусов резко сократились. Икарус начал «метаться» в поисках альтернативных моделей и новых рынков, дочерняя компания Икаруса — Икарус Спешл Коач Компани представила новую серию автобусов Е. Также предполагалось строить небольшие автобусы на базе агрегатов зиловского «Бычка». Высокопалубный Е96 выиграл тендер на поставку в Англию 200 машин. В 1999 году после проведенной приватизации была основана «АО ИКАРУСБАС», ставшая членом международного концерцума «ИРИБАС». Но дни Икарусов были сочтены. Последний большой автобус сошел с конвейера в феврале 2004 года, после чего «ИРИБАС» приняла решение строить только компактные машинки по специальным заказам.

 

 

[источники]

источники

http://minardi.freeblog.hu/,

http://www.autoreview.ru/kunst/num038/ikarus1.htm,

http://www.bus2.ru/catalog/ikarus/

 

Еще напомнить вам интересные автомобильные истории ? Да вот запросто, смотрите :  вот С чего начиналась ТАТРА, а вот история создания автомобиля «завтрашнего дня« Ну а так же давайте вспомним Гоночные мотоциклы СССР. Как это начиналось.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=38389

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
hit_run November 27th, 2013
Накопив средств Имре Ури отправился в венгерский город Будапешт, для того, что бы в 1885 году, в доме 21 по улице Элемер, района Пешт, создать собственную кузнечно — каретную мастерскую.

На улицах городов Венгрии к этому моменту уже давно появились автомобили и их количество все росло, но они были не доступны для обычных людей.

что за бред?

В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями.

jurashz November 27th, 2013
я первый раз увидел Икарус-тролейбус с мордой от 250-го в БУдапеште!

aesfui May 30th, 2015
В каком-то из журналов "Наука и жизнь" конца 1980-х - начала 1990-х есть маленькая заметка с фотографией дизель-поезда с мордой Икаруса-250. Всё мечтал, что когда-то их увижу.

sen_semilia November 27th, 2013
Желтые Икарусы помню, и 250-е, они как туристические использовались.

А ещё фильм "Отпуск в сентябре" вспоминается, там Икарус практически в главной роли :-)

adjamsky November 27th, 2013
Отличный автобус! Масса воспоминаний) Особенно любил ездить на круге в месте сочленения гармошки)
Спасибо за пост!

masterok November 27th, 2013
да, да ! Вы чотко про то место вспомнили :-)

ufanur October 23rd, 2016
Да, мы в детстве ездили там сидя на перекладинах. Как сейчас помню скрипы сочленений и гармошки на поворотах.

eddy_tester November 27th, 2013
Класс!Для полноты обзора--не хватает Икаруса созданного специально для командного состава ОВД.

masterok November 27th, 2013
поищем !

eddy_tester November 27th, 2013
Попадалась фотка в офф-лайне,создавался специально для генералитета Организации Варшавского Договора,снаружи-практически как обычный,но внутри-ручная работа с персональными вращающимися креслами,повышенным комфортом,ит д.

mel68 November 27th, 2013
спасибо за пост, вернулась в детство

masterok November 27th, 2013
ага, и я. На здоровье ...

polarbrain November 28th, 2013
В Мурманск съезди, там 280 модель до сих пор ездит.

gribulon November 27th, 2013
икарус-люкс - о да, в глубоком детстве довелось прокатиться, - просто фантастика была ))

spiegel_bild November 27th, 2013
Köszönöt!

golovastik_lj November 28th, 2013
"На американском континенте самым большим потребителем Икарусов, конечно, была Куба"

Хорошо сформулировано )
За пост спасибо, многое узнал.

grekovff November 28th, 2013
Есть мнеие что их купили немецкие коллеги и развалили производство

tiran0zavr June 16th, 2016
Есть мнение что развалился СССР вместе с СЭФ.

rusengineer November 28th, 2013
Замечательный был автобус,особенно междугородний. Мне доводилось ездить еще на Икарусе Люкс, комфортабельный автобус.Спасибо за пост.

polarbrain November 28th, 2013
был... хорошо живете, Мурманск, например, до сих пор на этом говне мамонта катается. Да, что икарус,только в этом году древние сссровские лиазы с линий сняли ))

rusengineer November 28th, 2013
Да,вы совершенно правы,городских Икарусов и у нас сейчас много,наверное и междугородние есть.
Вот что значит видеть жизнь из окна личного автомобиля. :)
Когда писал комментарий вспомнил детство,тогда в конце 50 начале 60 годов ездил с родителями в гости через Москву.И из Москвы ехали на Икарусе Люкс Это было очень комфортно,тем более что в нашем городке в то время пассажирское пригородное сообщение осуществлялось на грузтакси. Знаете что такое пассажирское ГРУЗТАКСИ.? А СССРовские ЛИАЗы, у меня на родине и сейчас эксплуатируются. :)

aap7 November 28th, 2013
Прекрасная работа! Конечно, Икарус был частью нашей жизни. Спасибо за историю.

(Deleted comment)
kvvk63 November 28th, 2013
Спасибо, интересно.

Edited at 2013-11-28 06:37 am (UTC)

Дмитрий Чернышев November 28th, 2013
Детьми,родители возили нас в деревню к бабушке и дедушке ) в прочем как и многих ,маршрут: Конаково-Тверь-Торжок и ещё немного,,,)и на перекладных на нескольких автобусах с пересадками мы добирались до места,но был один волшебный автобус который останавливался у нас по требованию,проходил он один раз в день это был Икарус-люкс,маршрут: Москва-Псков.Мы с сестрой визжали и прыгали от счастья когда удавалось купить на него билеты.Там были фонарики для чтения в пути и подача свежего воздуха,регулируемые спинки сидений,карманы сетки в спинках сидений и пол-коридор с подсветкой синими лампами,сейчас это обычный набор,но тогда это был космос!!Раньше на автобусах под водительским окном рисовали звёзды-10000 баз кап ремонта малые и 100000 большие на люксах их было очень много бывало в два ряда печатали.
Огромное спасибо за поездку в деревню на Икарус-люкс!

andlaou820 January 6th, 2014
Не помню где я уже видел похожую подборку инфы!

anonim12 May 7th, 2014
Где-то видел фото трехснкционного Икарус-280

(Deleted comment)
kybaman October 16th, 2014
Икарус. Волшебный звук. Такого сейчас не делают. http://kybaman.livejournal.com/686675.html

(Anonymous) December 30th, 2014
В каких горадах ехали ети желтовато-оранжевые Икарусы?

bds22 May 5th, 9:46
похоже, ИКАРУС-410 это современный ЛИАЗ

Небольшой вопрос

amis_at_last July 28th, 8:39
Доброе время.

С интересом почитал Вашу статью. В 70-е годы в Куйбышеве (ныне Самара) ходил в аэропорт автобус (уже тогда достаточно старый), очень похожий на Ikarus Lux или на 55-й, но у него были двойные фары, как у 250-го. Не подскажете, что это была за модель или модификация?

С уважением,

  • 1
?

Log in

No account? Create an account