Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Автобусы СССР

Первым городским общественным транспортом в России была конка, а затем ее сменил трамвай. Однако устройство трамвайных линий — дело хлопотное, даже в крупных городах. Не везде возможно устроить и троллейбусные пути. Зато автобусу достаточно только более или менее ровной и твердой дороги, можно даже грунтовой.

Производством автобусов в СССР занимались сорок три предприятия — как специализированных, так и таких, которые выпускали небольшие опытные партии. Да еще мы закупали автобусы за границей. Окинуть взглядом весь советский автобусный парк было бы непросто — поэтому остановимся на основных и самых известных моделях и производителях.

Дедушкой отечественного автобуса можно считать АМО-Ф15, выпускавшийся в 1926–1931 годах на заводе «Автомобильного Московского общества» (с 1931 года — «ЗИС», с 1956 — «ЗИЛ»). Этот малыш имел размеры современного маршрутного такси и вмещал 14 человек. Вот только двигатель на нем стоял мощностью всего в 35 л. с. — то есть даже слабее, чем у «Запорожца»! Но как же он выручил наших бабушек и дедушек, которые, наконец, смогли добираться до работы не пешком или на извозчике (если средства позволяли), а на настоящем «моторе»!

Автобусы СССР

 

А в 1934 году на улицы советских городов въехали ЗИС-8, созданные на базе грузовика ЗИС-5, ставшие первыми массовыми отечественными автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8–10 стоячих пассажиров. 73-сильный двигатель разгонял автобус до 60 км/час, что было достаточно для городского транспорта. По чертежам завода ЗИС-8 выпускали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и других городах, монтируя кузова на готовые шасси. До конца 30-х годов ЗИС-8 были основой автобусного парка Москвы. Они же стали первыми советскими автобусами, которые выпускались на экспорт: в 1934 году партия из 16 машин ушла в Турцию.

А еще на базе ЗИС-8 выпускали специальные фургоны для работы в городской черте: хлебовозы, рефрижераторы. Кстати, в известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно ЗИС-8.

 

Автобусы СССР

 

Весной 1938-го года начался выпуск новой модели: на той же базе, однако с 85-сильным двигателем, увеличенным салоном на 27 сидений и округлыми формами корпуса. Она получила название ЗИС-16. Развитие автобусного сообщения шло нарастающими темпами — в 1940 году они перевезли свыше шестисот миллионов пассажиров.

Во время войны большинство автобусов были мобилизованы на фронт, где их использовали в качестве штабных и санитарных автобусов, а также — передвижных радиостанций. А те, что продолжали работать на городских маршрутах, в условиях нехватки топлива частично перешли на газ. Он вырабатывался из торфа или деревянных чурок в газогенераторных установках, которые устанавливались на специальных тележках и катились позади автобусов как прицепы. Одной «заправки» хватало как раз на маршрут, после чего на конечной остановке водитель снова подбрасывал в газогенератор дрова.

 

Автобусы СССР

 

С возвращением к мирной жизни в послевоенные годы потребовался и новый городской транспорт. Конечно, малогабаритные довоенные автобусы имели важное преимущество: в них не набивалась толпа из полутора сотни едущих со смены рабочих или дачников, которую время от времени «пропахивал» орущий кондуктор. В отличие от трамваев, в автобусах редко можно было увидеть давку: в небольшом салоне мирно и с некоторым даже комфортом ехали двадцать — двадцать пять человек, которые дисциплинированно входили через одну дверь, а выходили через другую, не толпясь и не ругаясь.

Но идилия длилась недолого: рост городов, введение автобусного сообщения на всех возможных маршрутах (даже к деревням с населением в полсотни человек) вызвало и рост числа пассажиров. А они, пользуясь небывалой дешевизной проезда (в 80-е годы он обходился пять копеек в городе, 15-50 в области), зачастую ленились пройти одну остановку пешком и садились в автобусы и троллейбусы. Поэтому появилась потребность в более вместительных городских автобусах.

Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей — ЗИС-154, выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного пассажирам капота, необычной для тех времен формы, большой салон (34 сидения). Его кузов выполнялся не из дерева, и даже не из жести, а из алюминия — что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой.

 

Автобусы СССР

 

 

Автобусы СССР

 

 

Автобусы СССР

 

Спустя два года на смену ему пришел более простой и дешевый собрат — автобус ЗИС-155. На метр сократилась длина салона, до двадцати восьми — число сидений, простой карбюраторный двигатель развивал 95 л.с. Однако дешевизна этих машин, выпускавшихся с 1949 по 1957 год, позволила быстро обновить устаревший довоенный парк.

 

Автобусы СССР

 

Одним из самых распространенных городских и пригородных автобусов в течение нескольких десятилетий был ЛиАЗ-677, выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе с 1968 по 1994 год (всего их произведено около двухсот тысяч штук). Он получил ряд медалей выставок, был признан одним из лучших автобусов советского производства — но пассажиры все равно были недовольны.

 

Автобусы СССР

 

Во-первых, в нем было всего 25 (позже 40) сидячих мест, из-за чего между пассажирами, бывало, возникали всяческие споры, а также нарекания в адрес конструкторов — мол, неужели не могли лишнее сидение поставить? Ведь в итоге автобус получился, в основном, для проезда стоя. Во-вторых, при расчетной вместимости 110 пассажиров, в него могло набиться до 250 — особенно в часы пик. Причем только на ступеньках умудрялись разместиться до десяти человек! Ну, а в-третьих, автобус развивал небольшую скорость, особенно если шел в гору или был перегружен. По меткому замечанию пассажиров — словно его волы тянули. Хотя топливо потреблял с большим аппетитом: до 45 литров на 100 км в городском цикле движения!

 

Автобусы СССР

 

Безразмерная вместимость ЛиАЗ-677, в который всегда могли поместиться еще несколько пассажиров, и была его главным достоинством. Это очень здорово разгружало маршруты, да и опаздывающие граждане всегда могли запрыгнуть даже в битком набитый автобус — благо его двери со слабым пневматическим механизмом можно было открыть рукой и без особых усилий.

 

Автобусы СССР

 

И только конструкторы Горьковского и Курганского заводов продолжали консервативно придерживаться довоенных стандартов, выпуская небольшие автобусы на базе грузовиков. Неказистые с виду, они были очень востребованы — их охотно приобретали предприятия, колхозы, школы. Подвезти работников (что было удобней, чем ехать на лавках в грузовике с надписью «люди»), съездить с бухгалтером в банк или с завхозом на склад, отвезти учеников на районный смотр — всех их функций не перечислить. И одна из них, очень печальная — служить в качестве импровизированного катафалка. Поскольку настоящих катафалков в СССР практически не было, то обычно для таких целей использовали автобус, который предоставляло предприятие, где работал покойный или его родственники. Гроб с усопшим заносили в салон через кормовую дверь и ставили на проходе, а скорбящие родственники садились рядом.

Эти автобусы ведут свой род от ГАЗ-03-30, который конструкторы Горьковского автозавода выпустили в 1933 году на базе знаменитой «полуторки» — грузовика ГАЗ-АА. Прототипом его кузова послужил школьный автобус американской фирмы Ford. Это была небольшая машина, с деревянным, обшитым железными листами кузовом, и салоном на 17 мест. Автобус имел три двери: водительскую, переднюю правую для пассажиров и кормовую, тогда рассчитанную не для загрузки гробов, а для экстренной эвакуации живых пассажиров. Такая компоновка, как и форма корпуса, а равно и традиция выпускать эти автобусы на базе грузовиков ГАЗ, сохранялась на протяжении полувека. В качестве его модификаций выпускались санитарные автобусы ГАЗ-55 (тот самый, который упорно не заводился в комедии «Кавказская пленница»), передвижные мастерские и лаборатории, а также военный трехосный вариант модели ГАЗ-05-193.

 

Автобусы СССР

 

В 1949 году на базе послевоенного грузовика ГАЗ-51 создали новые машины, получившие обозначение ГАЗ-651. Их салон стал немного просторнее и вмещал уже 19 посадочных мест, а новый 80-сильный двигатель разгонял машину до 70 км/ч.

 

Автобусы СССР

 

В 1950 году, в связи с переходом завода на изготовление кузовов для специальных грузовых автомобилей, производство автобусов решили перенести — сначала на Павловский, а затем на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где он получил обозначение КАвЗ-651. Там его выпуск уже исчислялся десятками тысяч. Следующую модель, КАвЗ-685, запустили в 1971 году на базе грузовика ГАЗ-53. Его кузов уже был цельнометаллическим, потолок приподняли (можно было стоять, не упираясь в него темечком), количество сидений возросло до двадцати одного, место водителя отделили от салона перегородкой. Резко увеличилась мощность: новый движок выдавал 120 л.с и разгонял автобус до 90 км/ч.

 

 

Автобусы СССР

 

Огромную помощь городскому и сельскому населению принесли небольшие, но вместительные и проворные автобусы Павловского автобусного завода (ПАЗ). «Пазики» пробирались через лютые морозы Якутии, экспортировались в страны Азии и Африки, где успешно работали в самом тяжелом климате и без должного сервиса.

Сам завод был основан в 1930 году, но больше двадцати лет занимался выпуском инструмента и кузовной арматуры. И только в 1952 году с его нового конвейера сошел ПАЗ-651 (он же ГАЗ-651). Конструкторы завода решили изменить устаревшую форму кузова, заодно несколько расширить салон за счет переноса водительского места вперед (слева от двигателя) — так в 1958 году родился ПАЗ-652. В нем появился задний выход для пассажиров, причем обе двери-гармошки открывались теперь автоматически. Вместимость увеличилась до 37 человек, в салоне разместились 23 посадочных места. Недостатком оставались слишком маленькие окна, дававшие в салон маловато света — что решили компенсировать дополнительными окошками на изгибе кузова между стенкой и крышей.

В 1968 году на конвейер встала новая модель автобуса, ПАЗ-672. Ее отличал более мощный двигатель (115 л.с.), новая ходовая часть, чуть прибавилось места для стоячих пассажиров. Эта модель, с небольшими изменениями, выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов — там на их плечах лежало 80% перевозок.

 

Автобусы СССР

 

Немалую часть советского автобусного парка (импортировано 143 000 машин) занимали венгерские «Икарусы» — пожалуй, самые популярные и самые комфортабельные машины 70-80-х годов. Об их популярности говорит хотя бы такой факт: это был единственный автобус, который издалека узнавали даже маленькие дети, восклицавшие: «Икарус» едет!». А вот в марках отечественных автобусов разбирались немногие.

Но у «Икаруса» был и существенный недостаток — его мощный дизельный двигатель сильно шумел, создавал вибрацию (хорошо ощутимую тем, кто ехал на задних сидениях) и выбрасывал клубы удушливой копоти. От последней всегда страдали стоящие на остановках люди, а также те, кто, согласно правилам дорожного движения, обходил автобус сзади — прямо мимо выхлопной трубы.

 

Автобусы СССР

 

 

Автобусы СССР
Подробнее историю ИКАРУСА можно почитать в моем прошлом посте - История Икаруса

Сразу после войны силами всего СССР началась индустриализация Западной Украины — до тех пор являвшейся самой бедной и отсталой провинцией Европы. Уже 21 мая 1945 года был учрежден Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — и началась грандиозная стройка. Сначала завод выпускал вспомогательное оборудование, а затем на нем хотели начать выпуск ЗИС-155. Однако было принято окончательное решение разработать собственную модель автобуса. В ее основу легли последние отечественные и западные наработки, в частности автобусов «Мерседес Бенц 321» и «Магирус». И уже в 1956 году был выпущен первый львовский автобус ЛАЗ-695.

Первая модификация автобуса имела крышу со стеклянными закругленными краями. Правда, летом, в жару, это создавало в салоне понятные неудобства. Поэтому стекла уже через два года убрали. Зато появились «козырек» над лобовым стеклом и широкий воздухозаборник на задней части крыши — подававший воздух в моторный отсек, расположенный под задними сидениями.

ЛАЗ-695 смог продержаться на конвейере целых сорок шесть лет, что можно назвать рекордом. Причем после прекращения производства на ЛАЗе его еще несколько лет мелкими партиями собирали на нескольких украинских предприятиях. За это время на трассу выехали более трехсот тысяч львовских автобусов!

 

Автобусы СССР

 

Конец века оказался не очень благоприятным для автобусов, даже на основных предприятиях выпуск упал до нескольких сотен машин, которые удавалось продать с большим трудом. Старые маршруты больше не получали новых машин, новые не создавались. А потом стали сворачивать и те маршруты, что были. Общественный транспорт на какое-то время просто перестал развиваться. Кое-где от него и сейчас остаются только одни воспоминания…

 

Вот еще один подзабытый девайс -)))

 

А есть те, кто помнит еще вот такое ?
http://infoglaz.ru/wp-content/uploads/2abd97435109576758d0273e54b.jpg

 

http://infoglaz.ru/wp-content/uploads/1a2ec52951167419cc79dd8d15c.jpg

Источник

Давайте почитаем еще что нибудь интересное про автотранспорт:  посмотрите на Самый маленький автомобиль в мире или например Зачем закопали Феррари

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=38804

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
wollsen December 3rd, 2013
Не хватает бакелитовой корзинки "для использованных билетов"

masterok December 3rd, 2013
чот даже не помню такую ...

wollsen December 3rd, 2013

"Какой вы еще молодой член нашей труппы"(с) Коломбина

masterok December 3rd, 2013
ааа, блин точно !

mariator01 August 25th, 2014
Подскажите, кто может, какие были размеры у этой мультифункциональной урны для билетов :)))

wollsen August 25th, 2014
сантиметров 20, по внешнему диаметру.
Больше ничего не скажу

mariator01 August 25th, 2014
и на том спасибо!

sulky_moose December 3rd, 2013
Помню ЛиАЗы у нас не могли перебраться через один мост - слишком крутой подъем. Это было в советское время, когда автобусы были битком. Тогда водитель кидал клич - Мужики толкайте!. И вот мы, по дороге в институт вылезали толкать со всеми, а пока толкали, народ бежал со следующей остановки и набивался битком в этот автобус. Короче перетолкнув свой автобус, мы шли пешком до следующей остановки, чтобы повторить маневр, в результате которого мы сами потеряли места в автобусе)).

masterok December 3rd, 2013
во как :-)

victorpolubotko December 3rd, 2013
У них был мощный двигатель от ЗИЛа, но неудачное передаточное число у коробки передач. Поэтмоуо ни глохли на подъёмах. Массовая болезнь.

sulky_moose December 3rd, 2013
Да, я помню, что водители все коробки передач кляли))

amngr December 3rd, 2013
мне кажется Вы что-то путаете, т.к.
на ЛиАЗах стояли автоматические коробки передач, других не знаю, я ремонтировал их в начале 80-их. по-этому они не могли глохнуть, они тянули на подьёмах, очень медленно, но тянули и не глохли

vovkes33 February 16th, 2014
От Урала, 7л. У Зила 6л.

eddy_tester December 3rd, 2013
Эти ЛиаЗы у нас звали "балалайкой" из за звука работы гидротрансформатора )))

panzerinick December 3rd, 2013
Так, в порядке стариковского ворчания: на предпоследней фотографии - касса трамвая. а не автобуса...
ЛиАЗ-677 - "скотовоз", "луноход" - как его только не называли... Тем не менее, это был первый советский массовый "самобеглый экипаж" с АКПП (хоть и двухступенчатой). Комплексный гидропреобразователь этой трансмиссии создавался на основе аналогичного агрегата американской танковой трансмиссии Cross-Drive. Отюда и "экономичность". Первая массовая машина с пневмоэлементами в подвеске. Про "безразмерность" ЛиАЗа - полностью согласен, но вспоминаю, как в 1981-ом в Кургане был удивлен цепями, которыми створки дверей были прикованы к кузову. Спросил у драйвера: ...но зачем? Ответ: их выламывают в час пик почти каждую неделю, так хоть не теряются...
ЛАЗ-695 - "лев"... "Ловить" на нем передачи при изношенных шарнирах тяг - это был верх профессионализма. К передней балке кабины прикручивали крюк, за который заводили рычаг КПП, чтобы 5-ю не "выбивало" на ходу. Профзаболевание драйверов - искривление позвоночника.
Икарус-250/280 - "Икай, Русь!" Для меня до сих пор загадка, как можно было довести произведение Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG (пусть бы в венгерском исполнении) до такого состояния - то ли пожар на дороге, то ли Икарус едет...

amngr December 3rd, 2013
Вы напомнили начало моей трудовой деятельнсти, упомянув "пневмоэлементы в подвеске" . мы называли это пневмобаллонами. менять их - сущий ад, а в остальном вещь чудная. да, там ещё был так называемый " регулятор уровня пола"

nord_traveller December 3rd, 2013
Насчёт профзаболеаний - не только ЛАЗ оставлял водителям подобную память о себе. Этим грешен практически весь совавтопром. Возьмите знаменитый советский внедорожник ГАЗ-66. Лет десять на нем поработаешь, потом радикулит, остеохондроз и позвоночник буквой "зю" будут твоими лучшими друзьями. Я в армии полтора года на таком отдавал родине гражданский долг. Привык, конечно, в 18-20 лет ко всему легче привыкнуть. Но всё равно приятного немного - сидеть прямо над колесом и руку как йог выгибать чтоб передачу переключить

tasio December 3rd, 2013
а автобус "Кубань"?

victorpolubotko December 3rd, 2013
Это бы не автобус :)

nord_traveller December 3rd, 2013
Вы ещё вспомните "Юность", "Прогресс", "Таджикистан"

иван иванов December 3rd, 2013
Лиаз самый лучший автобус был ,зря на него бочку катили.

Edited at 2013-12-03 02:11 pm (UTC)

amngr December 3rd, 2013
чудный автобус был, зимой иногда мёрзли мы в нём, а в остальном без претензий

aas April 19th, 2014
У нас применялись двухслойные окна в ЛИАЗах, в салоне было относительно комфортно даже при - 40 на улице. Под сидениями вдоль салона шла система отопления (имхо, труба отвода отработанных газов, не проверял). Зимой она всегда была тёплая, даже иногда горячая. Прекрасный автобус!

amngr April 19th, 2014
хотел спросить где это вас, no потом глянул досье.

а у нас, я жил в Мурманске, ЛиАЗы с двойными стёклами стали появляться в1981 году, я как раз слесарем трудился в автобусном парке и хорошо помню первую партию. соглсен, они были много теплее, уютнее что-ли, и стёкла уже не замерзали. а самыми тёплыми были ЛАЗы, особенно на задних сиденьях

swordfish_77 June 14th, 2016
Лучший для тех, кто не видел нормальных автобусов?

zavodfoto December 3rd, 2013
Интересно! Взял себе на заметку

onymacris December 3rd, 2013
Аааа прикольно, помню хоть и маленький был!!! Помню, что были даже негодяи, которые себе билетик просто выкручивали не бросая денег. А еще у ЛиАЗа была автоматическая коробка передач и он дергался при переключении.)))
Спасибо за пост!

masterok December 3rd, 2013
на здоровье, про дергание помню, ну и билетик тоже всегда думал почему бы не выкрутить просто так, ну или хотя бы кинуть не 5 коп а 3 например :-)

onymacris December 3rd, 2013
Вот, вот это я из детства вспомнил, что такие были нехорошие люди, редко но были и кстати к слову сказать взрослые пассажиры, когда это видели всегда делали замечания таким непорядочным пассажирам.)))

samiznaetekto December 3rd, 2013
не всё так просто с ЗиС-155 и ЗиС-154:
http://samiznaetekto.livejournal.com/97348.html

jachmenev December 3rd, 2013
В линейке автобусов, выпускаемых на базе Зиловских агрегатов, забыли упомянуть ЗиЛ-158, производство которых передали в подмосковный город Ликино. Тогда он и стал называться ЛиАЗ-158, потом наладили выпуск ЛиАЗов-677. Самым суровым автобусом был венгерский Икарус-620 с расположенным рядом с водителем четырехцилиндровым дизелем Чепель. От этого мотора исходила такая вибрация, что весь автобус трясло как в лихорадке. Показанный на фото автобус с гармошкой - это Икарус-180, с так называемым лежачим дизелем РАБА-МАН, Весьма удобный и комфортабельный.

edthethumb December 4th, 2013
кстати,эту модель автобуса в народе прозвали "скотовоз") (я про лиаз конкретно)

Edited at 2013-12-04 02:25 am (UTC)

yanik_dranik December 4th, 2013
ЛиАЗ 677, как я любил на нём кататься! Он так прикольно дребезжал и в нём приятно пахло бензином. А ещё он был очень тёплым в отличие от Икаруса, на котором прикольно было ездить только летом.

swordfish_77 June 14th, 2016
А я балдел от ЛАЗ-695 и 699. Особенно тогда, когда у нас появились Вольво, Скании и Мазы. Он редко ходил на маршруты, но когда ходил, жуткая вонь от сгоревшего бензина особенно чувствовалась после импортных. В СССР я ее так не замечал.

3000-ТОП

3000top December 5th, 2013
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

aristeya December 29th, 2013
Некоторые и сейчас ездят) Хорошего дня!)

outdoar January 5th, 2014
На каком-то сайте я уже замечал схожую заметку!

brazzers09 December 17th, 2015
и коробкой автомат!

swordfish_77 June 14th, 2016
Не упомянуто такое произведение искусства, как "Кубань" - с тупой срезанной мордой, страшно тарахтящим движком и дурацкой ручкой для открывания двери.

  • 1
?

Log in