Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Неизвестный «Запорожец»

Пятьдесят лет назад, на запорожском автомобилестроительном заводе под названием «Коммунар», были разработаны уникальные коммерческие автомобили ЗАЗ-970/971. Они отличались от предшественников особыми техническими характеристиками, имели прекрасные рабочие показатели. Это изобретение не входило в планы министерства, являлось личной инициативой конструкторов дизайнеров, управления автозавода, в частности, его директора Юрия Сорочкина. Ведущим конструктором проекта стал один из разработчиков автомобиля «Москвич-444», Лев Мурашов.

Но начиналось все как вы помните вот так: 18 июня 1959 года из экспериментального цеха вышел первый «Запорожец 965».

Весной 1961 года, почти сразу после запуска в серию модели ЗАЗ-965, завод приступил к разработке новой модели ЗАЗ-966 и уже в ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.

 

Прототип был построен в двух экземплярах. В машине располагалась справа от щитка прибора небольшой рычаг переключения передач. Однако впоследствии от такого размещения отказались, потому что удобства это, по сравнению с традиционным расположением, не добавляло, а конструкцию усложняло и удорожало.

 

 

Любимец народа с итальянскими корнями имел большую любовь. Последующая модель ЗАЗ-968 уже имела немецкие корни, но также была популярна и любима.

 

 

NSU Prinz 4 был в Германии очень популярным автомобилем, настолько популярным, что клубы любителей NSU Prinz существуют и сейчас.

 

 

Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и ЗаЗовские вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.

Вездеход «Целина».

 

 

Уже во время подготовки к производству автомобиля ЗАЗ-965 возникла мысль о разработке на его базе легкого грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.

Грузовик на базе «Запорожца»? Да! И решение это было не случайным. Во-первых, стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины — лишь ЗМА в небольших количествах делал фургончики — «москвичи», а, во-вторых, конструкторы во всем мире продолжали в те годы бредить немецким «Фольксвагеном» T1.

 

 

 

Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали германский опыт.

 

Победное же шествие «Жука» продолжили удачные грузовички и микроавтобусы на его базе — «Транспортер-Т1″. Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.

 

Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль — теперь бы его назвали мини-вэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.

Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.

Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский — талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.

 

 

Предельно функциональный дизайн ЗАЗ-970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия «дизайн-центр» тогда еще не было) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов. Еще работая на ЗМА, он участвовал в создании «Москвича-444″ — прототипа ЗАЗ-965.

Двигатель и коробка передач на ЗАЗ-970 стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу, с учетом скоростей того времени, этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.

И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.

 

 

 

Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.

В 1962 году был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации — минивэн) ЗАЗ-970В. Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским — при сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175кг груза, а при сложенных двух рядах сидений — 350кг груза.

 

 

Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга — между ниим располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна — по правому борту.

Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.

 

Фургон для мелких грузов в торговле ЗАЗ-970 Ф, (август, 1964 год).

Бортовой вариант.

 

На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-970В, рассчитанный на 6-7 человек и ЗАЗ-970Г – бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин ЗАЗ-971.

 

 

С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и мини-вэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жук» и «Ниса», работы по минигрузовичкам  в стране практически прекратились. О «970-м» постепенно забыли.

Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что было дальше, вы уже знаете…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=39446
Tags:

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
valerytim December 14th, 2013
Автору на заметку!
Запорожец не имеет итальянских корней. Это Порш, вывезенный из Германии по репарации.

masterok December 14th, 2013
ок

afroukrainec December 15th, 2013
жопер с творением фердинанда даже и в мечтах рядом не лежал.

kosmopoliten December 14th, 2013
Фиат 500

gl0bocnik December 14th, 2013
Горбатый запорожец - это Фиат-600.

vasistdas December 14th, 2013
*"Это Порш, вывезенный из Германии по репарации."

Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG (произносится По́рше)

monsag December 15th, 2013
Не спорте, вам дали не правильную информацию.

Прочитайте здесь:http://monsag.livejournal.com/518813.html

natoha December 14th, 2013
Спасибо за интересный пост.

masterok December 14th, 2013
на здоровье

saidpodjigai December 14th, 2013
Путаете, это не порш, а как выше указано NSU Prinz, разработанный компанией Norev, к поршу он имеет отношение лишь в том компания Norev была поглощена фольксвагеном, а разработали жужика на АЗЛК.

sedov_05 December 14th, 2013
Кстати, сегодня 70 лет Гимну СССР - http://sedov-05.livejournal.com/2271740.html

masterok December 14th, 2013
о как, щас забегу в гости :-)

(Anonymous) December 14th, 2013
Интересно, спасибо!

onymacris December 14th, 2013
Ого, оказывается такое изобилие разных моделей могло бы быть.)) Спасибо!

afroukrainec December 15th, 2013
не могло.

lazww December 14th, 2013
В сегодняшней России, автомобилестроение вообще зашло в тупик. все не могут навороваться.

p_i_f December 14th, 2013
У нас в семье ЗАЗ-968 был с 69 года по 98, когда его продали, чтоб освободить место в гараже. Пережил три смены двигателя с полным износом моторесурса, при этом кузов был почти в идеальном состоянии.

Самой интересной особенностью машины было то, что под ковриком пассажирского сидения был люк (как в танке)! Предназначен он был для того, чтобы можно было выезжая на лед, заниматься зимней рыбалкой! И это было в серийной модификации!

masterok December 14th, 2013
о чорт !

p_i_f December 14th, 2013
АГА!

3000-ТОП

3000top December 15th, 2013
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

afroukrainec December 15th, 2013
у отца был 968 с ушами цвета Банан. про пробеге тыщ в 30 больше ремонтировался чем ездил. причем поломки были далеко не мелкими. переломившейся коленвал что стоит! был куплен не новым в 79м к 86 сгнил так что пришлось доски под сиденье подложить что бы оно не выпало. лет в 12 когда я вброд на нем поехал через речку 3 фонтана брызнули из днища, я аж ноги с газа убрал, хорошо отек крикнул Газуй скорей а то в этой луже бы и остались

ilya1976 July 21st, 2015
С ушами был 966, именно на него и предыдущий 965 "горбатый" ставился мотор 30 л.с. для которого поломка коленвала была типичной))) , на 968 ставился мотор "сороковка", он от этой болезни был избавлен...

afroukrainec July 22nd, 2015
Точно помню сороковка была

ilya1976 July 21st, 2015
На 4 фото сверху не 968, а 966 "ушастый", 968 не имел "ушей", воздухозаборники были прорезями в кузове...

afroukrainec July 22nd, 2015
968 лишился ушей тольео в насале 80х. До этого он ушастым был и от 966 только решеткой спереди отличался

  • 1
?

Log in