Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Морские форты Манселла (Maunsell Sea Forts)



Раз уж мы с вами завели разговор о так называемом Княжестве Силенд, потом  рассмотрели еще  несколько интересных вариантов:

Княжество Силенд (Sealand), которого нет на карте.
Кто хочет купить ФОРТ ? (форт «No Man‘s Land»)

Форт Байяр

... то нельзя не упомянуть об таких известных сооружениях, как зенитный башни Манселла. Многие уже видели эти эффектные снимки, но давайте познакомимся с историей этих сооружений.

На мелководье Северного моря у побережья Великобритании, у берегов Северного Кента, близ графства Эссекс, над водой причудливо заброшенные морские форты системы противовоздушной обороны Великобритании - сооружённые в устьях рек Темзы и Мерси укрепления времён Второй мировой войны. Необычные сооружения были построены по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла (Guy Anson Maunsell) в рамках программы «Специальной обороны эстуария Темзы». В наше время эти укрепления известны под названием «Морские форты Маунселла» (Maunsell Sea Forts) . Основными их задачами были защита крупных промышленных центров Англии от атак с воздуха с самого уязвимого направления - с моря - со стороны устьев рек Темзы и Мерси и защита подходов с моря к Лондону и Ливерпулю соответственно. Цель - не позволить немецкой авиации бомбить английские порты и минировать оживлённые судоходные маршруты.



Кликиабельно 2000 рх


Морские форты ПВО строили совместно британская армия и ВМФ. Маунселл разработал два вида морских крепостей: сначала NAVY Forts, которые предназначались для королевского военно-морского флота, и затем Army Forts - для британской армии. Кроме объектов, прикрывавших Лондон, предполагалось также построить форты у Хамбера, Портсмута, Розуса, Белфаста и Лондондерри, но эти планы не были осуществлены. Первоначально было запланировано возведение 38 башен (в составе шести фортов) у устья Мерси и 49 башен (в составе семи фортов) у устья Темзы, но из-за снижения активности немецких авиационных налётов в итоге была построена только 21 башня в составе трёх фортов. Укрепления возвели в 1942-43 гг. и вооружили зенитными орудиями, радиолокаторами и прожекторами.





В соответствии со спецификацией, армейские форты состояли из семи башен, каждая весом 750 т. Все они были построены из железобетона и стали. Каждая башня была сооружена по отдельности в сухом доке, а затем отбуксирована с помощью морских буксиров к отмели в открытое море, установлена на подготовленное основание и соединена с соседними башнями узкими металлическими переходными мостиками.



В результате каждый форт противовоздушной обороны, спроектированный Маунселлом, представлял собой единый комплекс из семи взаимосвязанных стальных платформ, стоящих в открытом море. При этом центральная башня управления (Command) оснащалась радиолокатором и была окружена пятью боевыми - артиллерийскими, расположенными по полуокружности вокруг неё (на четырёх башнях устанавливалось по одному тяжёлому 94-мм зенитному орудию QF Mk2C, а на одной - две 40-мм скорострельные автоматические зенитные пушки L/60 Bofors, предназначенные для ближней самообороны форта). Стоящая несколько в стороне прожекторная башня оснащалась мощным зенитным прожектором.




Гарнизон каждого форта был укомплектован 120 (в отдельные периоды – до 165) военнослужащими (90 морских пехотинцев и 30 моряков), включая 3-6 офицеров, которые располагались на семи палубах. С берегом морские форты были связаны подводным телефонным кабелем и радиосвязью. Доставка боеприпасов, дизельного топлива, запасов еды и пресной воды осуществлялась как минимум один раз в неделю.




Форты были предназначены для противодействия вражеской авиации и входили в систему ПВО страны. Поэтому построены они были исключительно против воздушного противника, чтобы заранее извещать о вражеском налёте и перехватывать немецкие самолёты. Для морских сражений они не предназначались (для этого они были слишком уязвимы) - от атак с моря их защищал королевский флот. Да и стояли эти форты в устье Темзы, на мелководье, куда ни один крупный немецкий корабль не рискнул бы сунуться.



Монтаж армейских фортов для устья Темзы был начат в августе 1942, а окончен в июне-декабре 1943 г. Форты были возведены в следующем порядке: Army Fort (U5), Red Sands (Красные пески) Army Fort (U6), Shivering Sands (Зыбучие пески) Army Fort (U7).



Строительство армейских фортов было разделено на четыре этапа:

1) Фундамент
Каждый фундамент-основание форта состоял из четырёх полых железобетонных элементов 26 метров длиной, 1,8 метров высотой, расположенных в виде четырёхугольной крестообразной рамы со стенками 13 см толщиной. На пересечении из четырёх фундаментов, была забетонированы опорные части для четырёх же опор-ног башни. Вес каждого основания был 300 т.



2) Опоры и надстройки
Полые цилиндрические железобетонные опоры башен были выполнены в 20 м высотой, внешним диаметром в 1 м и внутренним – 0,6 м. Каждая нога была заранее изготовлена в виде трёх отдельных секций, весом 5 т и около 5 м длиной. В итоге четыре опоры создавали пространственный несущий каркас для стальной надстройки. Восьмиугольная стальная надстройка верхней части башни содержала три палубы: нижнюю, промежуточную и верхнюю размерами в плане 11 на 11 м. Стены были изготовлены из стали. Внешние стены форта были покрыты двумя слоями гидроизоляции и камуфлирующей окраской. Каждая башня была разработана и собрана таким образом, чтобы весь форт в целом представлял собой единый организм. На верхней (орудийной) палубе размещались бронированные парапеты.

Кликабельно 2000 рх

3) Оборудование
К пяти из семи башен каждого форта могли пришвартоваться суда, для чего башни оснащались всеми необходимыми швартовыми устройствами. Все окна (иллюминаторы) снабжались стальными ставнями для соблюдения режима светомаскировки - затемнения форта в ночное время. Каждая башня имела системы вентиляции, установки центрального отопления и резервуары для пресной воды. Жилые помещения для 120 человек гарнизона форта были оснащены туалетами и ванными комнатами с горячей и холодной морской водой. Форт мог функционировать до одного месяца полностью автономно, что было немаловажным ввиду частых бурь в Северном море и трудностей со снабжением. В центральной башне управления располагалось около четверти всего гарнизона. Там же размещались три дизель-генератора мощностью по 30 кВт, обслуживающих весь форт. Для подъёма грузов были смонтированы электрические подъёмники.

Особо впечатляет скорость строительства форта - 53 дня, т.е. около восьми недель! Башни строились с темпом одна башня в две недели. Это связано с тем, что установка их на грунт возможна была только во время высоких приливов, которые происходят один раз в две недели.



4) Буксировка из дока и установка на грунт
Т.к. на плаву башня не могла самостоятельно передвигаться и управляться, была разработана совершенно новая технология для транспортировки и монтажа на месте огромных железобетонных монстров. Они были довольно быстро построены в сухом доке и отбуксированы вниз по реке для установки на морское дно на глубине около 10 м. Собранные башни транспортировались между двумя понтонами с помощью морских буксиров вниз по реке до выбранного места на отмели и затем ставились на дно моря.

Башни устанавливались строго в определённом порядке. В любой группе башен первой устанавливалась башня с автоматическими орудиями Бофорс (Bofors) с тем, чтобы она была в состоянии защитить себя, пока прибывают другие башни. Затем доставлялись другие башни в строгой очерёдности, чтобы избежать трудностей при их установке на позиции. Nore Army Fort (U5) - первый армейский форт был установлен 3 июля1943 г. приблизительно в 2,5 морских милях от ближайшего острова Sheerness-of-Sheppey.

Общая сумма расходов, связанных с возведением 21 башни, из которых состоят три армейских форта на Темзе (но без вооружения и военной техники) составила 21 000 000 фунтов стерлингов (в ценах 1994 г.). Во время военной службы всех фортов ими было сбито около 22 вражеских самолётов и 30 крылатых ракет V1. Казалось бы, немного! Однако настоящая боевая ценность морских фортов заключалась в том, что они расширили радиолокационное поле значительно далее устья Темзы в сторону открытого моря, особенно на небольших высотах, что позволило получать точную информацию, не доступную на тот момент береговым РЛС. Поскольку наиболее опасной деятельностью германских люфтваффе в тот период было минирование судовых путей, радиолокаторы фортов могли точно определить участок, где были сброшены мины, и, таким образом, можно было внести необходимые изменения в маршруты кораблей и судов для обхода опасных районов.




В 1964 г. администрация лондонского порта изолировала прожекторную башню от остальной части форта Red Sands и разместила на ней метеорологическое оборудование для наблюдения за ветрами и приливами. Эти данные передавались на материк с помощью радиосвязи. В 1990 г. верхняя часть прожекторной башни была демонтирована для того, чтобы на неё могли садиться вертолёты для обслуживания метеорологического оборудования. В 1992 г. было принято решение, что башня уже не подходит для данного применения.




Кликабельно 2000 рх


Форт Red Sands (Красные пески) Army Fort (U6) был установлен в ноябре 1943 г. в 5 морских милях от острова Sheppey и в 7 морских милях от Уитстабл. Форт Shivering Sands (Зыбучие пески) Army Fort (U7) был установлен 13 декабря 1943 г. в 4 морских милях от Red Sands и в 8 морских милях от ближайшего берега залива.

После завершения программы строительства морских фортов верфь «Красный Лев» продолжала производство и строительство железобетонных плавучих сухих доков-причалов, из которых строились быстровозводимые мобильные порты, необходимые для организации вторжения союзников в Нормандии. Конструктором этих огромных железобетонных монстров был не кто иной, как всё тот же Гай А. Маунселл. Верфь была закрыта после окончания боевых действий в 1945 г. и позже открылась ещё раз в 1960-х гг. для строительства ГЭС Northfleet. В послевоенные годы опыт создания морских фортов был использован при разработке морских буровых платформ, устанавливаемых на шельфе.

Общая сумма расходов, связанных с возведением 21 башни, из которых состоят три армейских форта на Темзе (но без вооружения и военной техники) составила 21 000 000 фунтов стерлингов (в ценах 1994 г.).

Во время военной службы всех фортов ими было сбито около 22 вражеских самолётов и 30 крылатых ракет V1. Казалось бы, немного! Однако настоящая боевая ценность морских фортов заключалась в том, что они расширили радиолокационное поле значительно далее устья Темзы в сторону открытого моря, особенно на небольших высотах, что позволило получать точную информацию, не доступную на тот момент береговым РЛС. Поскольку наиболее опасной деятельностью германских люфтваффе в тот период было минирование судовых путей, радиолокаторы фортов могли точно определить участок, где были сброшены мины, и, таким образом, можно было внести необходимые изменения в маршруты кораблей и судов для обхода опасных районов.







В 1960-х годах, большинство крепостей, которые к тому времени уже были выведены из эксплуатации Военным министерством Соединенного Королевства и заброшены, были захвачены пиратскими радиостанциями. В Англии начался легендарный «оффшорный» радио-бум 60-х годов. Обратите внимание на надпись на фото выше.



Правда, эпоха пиратских радиостанций продлилось не долго — после того, как менеджера одной из таких радиостанций признали виновным в убийстве своего партнера, Правительство Великобритании приняло, в 1967 году, законопроект против пиратства. Пиратские радиостанции, одна за другой, были закрыты.



Но на этом история морских крепостей не закончилось. 2 сентября 1967 года, некто Пэдди Рой Бейтс (Paddy Roy Bates) — отставной полковник британской армии, выбравший в 1966 году форт Rough Sands (или HM Fort Roughs, досл. «хулиганская башня») для базирования своей пиратской радиостанции «Britain’s Better Music Station», объявил о создании на территории морской крепости суверенного княжества Силенд (Principality of Sealand) и провозгласил себя князем Роем I.  Однако об этом мы уже читали подробно тут - Княжество Силенд (Sealand), которого нет на карте.







Зенитное орудие QF (MK6) калибра 3.7 дюймов (94 мм)

Проект разрабатывался в 1933 г. двумя организациями на Вулвичском Арсенале и фирмой Виккерс-Армстронг. Из двух образцов, представленных сторонами в 1934 г., выбрали пушку Виккерса-Армстронга. В январе 1938 г. была выпущена первая серийная пушка. Орудие изготавливалось в военные годы в количестве около 200 пушек в месяц. Обстрел круговой - 360о, склонение -5о, возвышение +80о. Откат пушки - 18 дюймов. Скорость снаряда - 2600 футов/с. Максимальная дальность по горизонтали - 20600 ярдов, максимальная досягаемость по высоте - 41000 фута. Темп стрельбы при ручном заряжании - 10 выстрелов в минуту, при автоматическом - 25 выстрелов в минуту. Стационарный вариант орудия MK6, установленный на фортах, обозначался как Mk2C.




Зенитное орудие L/60 Bofors калибра 40 мм

Автоматическая пушка была разработана в Швеции. Обстрел круговой - 360о, склонение -5о, возвышение +90о. Откат пушки - 8 дюймов. Скорость снаряда - 2700 футов/с. Максимальная дальность по горизонтали - 10800 ярдов и максимальная досягаемость по высоте - 23600 фута Эффективная дальность прицельной стрельбы - 5000 футов. Темп стрельбы - 120 выстрелов в минуту.





После войны армейские форты поставили на текущее техобслуживание и ремонт. Во время «холодной войны» форты были в срочном порядке вновь приведены в состояние боевой готовности. В 1952 г. на них установили новое радиолокационное оборудование и усовершенствованные модели прожекторов. В 1948 г. специальная комиссия посетила форт в процессе рассмотрения новой конструкции тяжёлых зенитных фортов в составе 9 башен, но в 1953 г. это предложение было отложено по причине большой стоимости. Позже были выдвинуты новые идеи по продолжению использования как оборонительного форта, но все они были отклонены.



Из 21 армейской башни, построенных на Темзе, до наших дней сохранилось только 13. Одного из трёх фортов уже нет - в 1953 г., после большого наводнения, армейский форт Nore был повреждён и частично затоплен, потеряв часть оборудования, которое смыли бушующие волны. Затем, два месяца спустя, часть его была уничтожена «пьяным» танкером. 1 марта 1953 г. шведское судно «Баальбек» (Baalbeck) в густом тумане столкнулось с фортом (U5) и уничтожило две башни, разрушив башню с «Бофорсами» и башню с 3,7-дюймовой пушкой. В результате погибли четыре члена гарнизона и была уничтожена часть конструкций, две пушки Bofors и 3.7-дюймовое орудие, а также радиолокационное и другое оборудование. В конце 1954 судно «Mairoula» опять столкнулось с фортом Nore. Поскольку этот форт был ближе к берегу, чем другие, и расположен очень близко от судоходной трассы, идущей к Темзе, он был полностью демонтирован в 1959 г. The Shivering Sand Group сегодня состоит из шести башен - одна башня была снесена (остатки её можно увидеть рядом со второй башней) налетевшим на неё судном «Ribersborg» 7 июня 1963 г. не нанесла ущерба кому-либо, не особенно пострадал и сам корабль.


Клкиабельно 2000 рх


А остальные форты вполне целы. Военные гарнизоны размещались на них до 1956 г., когда армия решила, что форты не могут больше использоваться. Всё тяжёлое вооружение и оборудование с трёх фортов было демонтировано с помощью крана адмиралтейской верфи Чатем. Форты были полностью заброшены в 1958 г. В 1959 администрация Лондонского порта решила, что руины форта Nore (U5) представляют опасность для судоходства и решила убрать форт, затем начала демонтировать и остальные армейские форты, сняв ветхие металлические мостки, соединяющие башни. Эта работа была продолжена в 1960 г., когда металлические надстройки были разобраны и сданы на металлолом, а опоры Nore (U5) отбуксировали на 17 миль к береговой полосе у пристани Alphae возле деревни Cliffe в Кенте, где они до сих пор находятся и их по сей день можно увидеть при отливе.





Кликабельно


В конце 50-х гг. башни окончательно потеряли военное значение. Их частично демонтировали, а оставшиеся на поверхности сооружения постепенно приходили в негодность, ржавея и ветшая. За годы, прошедшие со времени окончания войны, люди забыли о них. Так и стоят они до сих пор над водной гладью. В первоначальном варианте все башни были соединены между собой стальными мостиками, часть их позже обвалилась в море, затем в целях безопасности их полностью разобрали.



Форты давно заброшены, поэтому их внутреннее состояние ужасно. Большинство сооружений уже не подлежит восстановлению. Внешне конструкции ещё довольно крепкие. По крайней мере, в этом уверены альбатросы, облюбовавшие башни в качестве огромных гнёзд, и многочисленные растения, проросшие прямо на крышах. Организация Redsand недавно провела обследование оставшихся фортов, которое показало, что подводная часть фортов находится в исключительно хорошем состоянии для своего возраста. В настоящее время начались работы по восстановлению одной из башен форта.

Ни один из фортов в настоящее время не является музеем, хотя существуют туристические маршруты для внешнего осмотра былых твердынь с прогулочных катеров.





























Кликабельно 1920 рх


aerial photograph of Kent<br />©www.webbaviation.co.uk 2009<br />tel  (0044) 0161 439 5197<br />mobile (0044) 0776 968 8748

























источники
pro-zefir.ru
technicamolodezhi.ru




Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
flunker August 4th, 2013
боевые треножники на марше.
Может быть решение и не столь эффективное, но эффектное и технически интересное.

vosanho December 25th, 2013
Видел как то их на фото. Было интересно, что за хрень.))
Теперь узнал. Спасибо.

masterok December 25th, 2013
на здоровье :-)

интересная подборка
спасибо

masterok January 4th, 2014
на здоровье :-)

(Anonymous) March 30th, 2014
Гигантские памятники величию человеческой гениальности

general_drozd April 18th, 2016
А что за фото с креслами внутри, монитром и электро (?!) обогревателем?

oldpapuas July 1st, 16:41
Так тронный зал же, князя Роя I. :)))

  • 1
?

Log in