Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Беляны - русский деревянный авианосец

Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.

Давайте узнаем, в чем же была их уникальность …

Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» – белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузилась только обработанным, «белым» лесом – оттого считались более ценными и дорогими.

 

Фото 2.

 

Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Сергеевна Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в 17 веке, когда после стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и её приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров.

Разновидностей речных судов в своё время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов.

Ветлуга прославилась белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской.

…Красивое это было зрелище – идущая по синим ветлужским водам величественная беляна. Не каждый, наверное, задумывался над тем, ценой какого неимоверного труда создавалась эта красота. Труд сплавщиков можно было сравнить с каторжным, с той лишь разницей, что каторга – это труд подневольный.

 

 

 

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.

 

 

Срубленный лес надо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь брёвна связывали в звенья, и когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные брёвна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса.

 

 

Несмотря на то, что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.

 

 

 

Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями

 

 

Фото 3.

 

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру

 

 

Фото 4.

 

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

 

 

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

 

Фото 5.

 

Интересно, что и палуба “беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на “беляне” ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, “беляны”, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над “белянами” словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

 

Фото 6.

 

Рабочих на “беляне” было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус “беляны” всегда понемногу протекал. Из-за этого “беляну” грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани

 

Фото 7.

Фото 8.

 

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж – абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

 

Одна из последних  белян, начало 20-го века:

 

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

 

Вот один из френдов прислал отчет про сплав по реке Ветлуге

 

[источники]

источники

http://ribalych.ru/2014/11/21/belyany-unikalnye-volzhskie-giganty/

http://fofoi.ru/volzhskie-belyany-bezotxodnoe-transportnoe-sredstvo-na-odin-sezon/

http://www.belyana.com/content/davnost/belyana.html

 

А давайте еще вспомним, каким был Ледокол для озера Байкал или что это за Корабли с карапасной палубой типа «спина-кита«. Раз уж мы упомянули авианосец, то вот интересный  «Проект Аввакум» — непотопляемый ледяной авианосец.  И еще вашему вниманию несколько интересных кораблей:  вот например Короткие корабли: SSS Ramform Titan, а вот удивительный Корабль — ножницы, а вот необычный Корабль перевертыш.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=62235

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Умеете вы темы находить...

faleevv April 4th, 2015
Как я раньше без вашего журнала жил?

Re: Умеете вы темы находить...

masterok April 4th, 2015
темы находить сложно, ага. А вот без моего журнала жить запросто :-)

roman1477 April 4th, 2015
Очень интресно.
Слышал про одноразовые речные суда, которые на строились на Урале для перевозки металла по горным рекам. Их строили зимой, весной, когда реки становились полноводными и глубокими загружали металлом и сплавляли вниз по течению, внизу разгружали и разбирали на дрова.

morimo April 5th, 2015
Барки называются. Алексей Иванов про тот период несколько книг написал. И в фильме "Хребет России" тоже про них много.

poltoracki April 4th, 2015
Спасибо за интересный пост!

Стоит посмотреть всем! Может кто, что узрит!

xapabod April 4th, 2015
http://lefortship.ru/panorams/

По ссылке ЗD панорама (модель) Лефорта.
Нажимая на камеры можно увидеть РЕАЛЬНЫЕ подводные съемки.
Интересно!!
84-пушечный линейный корабль, затонул в 1857 году.
Состояние такое как будто совсем недавно!!!

pyrcus April 4th, 2015
Я не понял про "авианосец". о.О

wollsen April 4th, 2015
размер

(no subject) (Anonymous) Expand
rupor_blya April 4th, 2015
А пчму в кетчупе не воды и помидоров?
Авианосец без самолётов плавает?

starper_54 April 4th, 2015
Спасибо.

Первый раз про это читаю.

masterok April 4th, 2015
на здоровье, теперь будем знать !

shchukin_vlad April 4th, 2015
макет мистраля?)

greenfat April 4th, 2015
скорее ковчега)

ganvil April 4th, 2015
из города Гжатска(ныне Ггагарин )170 км от Москвы ,каждую весну в Санкт -Петербург уходили суда нагруженные зерном ,пенькой и тд Тоже по талой воде и тоже затем их разбирали в кончном пункте ...Здесь размеры впечатляют .Но это же Волга ...

vladim April 4th, 2015
Очень интересно! Огромное спасибо!

masterok April 4th, 2015
на здоровье :-)

iigogosha April 4th, 2015
если столько свежего леса, то представляю запах...
спасибо за очень интересный пост.

masterok April 4th, 2015
на здоровье !

budet_wam April 4th, 2015
в детстве лето всегда проводил на Волге , даже на плотах немного поплавал , а про такое не слышал даже от дедушек.
очень интересно.спасибо.

amelivalenti April 4th, 2015
Огромное спасибо за пост! Красота! Вообще о таком не знала. Хотя детство моё прошло на Ветлуге. Я почему-то считала, что там был так называемый "молевой" сплав древесины. Кинула ссылку на Ваш пост своему сыну. Ответил: класс! Вы молодчина! Интересных Вам тем и открытий!

masterok April 4th, 2015
спасибо на добром слове :-)

bezymyansky April 4th, 2015
Не знал о существовании таких судов. Очень интересно!

sevprostor April 4th, 2015
Вот только не понятно, за счет чего они маневрировали. Или там преобладают встречные ветра в то время года, когда их сплавляли? Парусить-то она должна очень сильно, и если б ветер дул вверх по реке, то тогда бы посудина смогла рулить. А иначе вообще не понятно как.

wollsen April 4th, 2015
Да как плот. У берега течение чуть медленее, не стрежне - чуть быстрее; сунул хвост в береговую струю - повернул. В общем, можно маневрировать, но довольно заморочено

roadcop April 4th, 2015
Вот даже не знал про такое. Спасибо

masterok April 4th, 2015
на здоровье !

such_a_man April 4th, 2015
Спасибо! ОЧЕНЬ интересно. И красиво! :)

masterok April 4th, 2015
на здоровье :-)

soullaway April 4th, 2015
занятный пост.

masterok April 4th, 2015
ну и хорошо. Знал о таких ?

oldpapuas April 4th, 2015
Конец таким монстрам сплава на Волге положили каскады ГЭС. Шлюзы которых не были предназначены для таких "плотов".

soullaway April 4th, 2015
развитие ж/д перевозок наверное тоже послужило причиной?

chaika_v_storm April 4th, 2015
Интересно было, спасибо. Не знала о таком)

masterok April 4th, 2015
на здоровье :-)

gyrates April 4th, 2015
Вот это я понимаю, суровые лесорубские бирюльки...

3000-ТОП

3000top April 4th, 2015
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

dreamrealizer April 4th, 2015
Удивительно, даже и не слышала никогда. Спасибо!

dobrosvet108 April 4th, 2015
спасибо огромное!

masterok April 4th, 2015
на здоровье :-)

antualle April 4th, 2015
Где-то в 70-80-х в "Уральском следопыте" читал, что и первый пароход тоже в России был сделан пермским крестьянином, ходил по Каме, назывался "стимбот".

(Anonymous) April 4th, 2015
Первый русский пароход назывался "Елизавета" и ходил из Питера в Кронштадт.

(no subject) (Anonymous) Expand
?

Log in