Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Проект Crossrail: гигантские тоннели под Лондоном

Помните, мы с вами рассматривали Мифы о подземных лодках, так вот, а теперь совсем не мифы а чистая правда. Огромные машины, бурящие тоннели для нового лондонского железнодорожного проекта Crossrail, приближаются к концу своего пути. Корреспондент BBC Future прокатился на одной из них.

Подземный Лондон напичкан тоннелями, стоками канализации, фундаментами старых зданий, электрическими кабелями и заброшенными станциями метро. Эта среда радует археологов и вызывает нервный тик у инженеров, перед которыми стоит задача что-то построить под британской столицей.

Тем более удивителен тот факт, что специалисты сумели проложить здесь 42 километра новых тоннелей для одного из самых крупных инженерных начинаний в мире: железнодорожного проекта Crossrail.

Под Лондоном уже несколько лет терпеливо прокладывают себе путь гигантские тоннеле проходческие комплексы (ТПК, а в просторечии — щиты). Эти монструозные агрегаты вышли на старт в мае 2012 года, и теперь, более трех лет спустя, прокладка тоннелей почти закончена. Под улицами восточного Лондона два последних гигантских щита, носящих имена «Виктория» и «Элизабет», неумолимо приближаются к финальной отметке. Всего же в процессе сооружения тоннелей участвовали восемь таких устройств.

 

 

Незадолго до окончания прокладки я побывал на щите «Элизабет», который в тот момент находился на глубине 40 метров и примерно на полпути между станцией Ливерпуль-стрит и конечной точкой в районе Фаррингдон, чтобы своими глазами увидеть, как работает этот гигантский аппарат.

Размер тоннелепроходческого комплекса гораздо лучше ощущается на поверхности земли: его гигантские резцы и величественные масштабы сразу напоминают о механических монстрах из научно-фантастических фильмов.

 

 

 

А под землей даже не сразу понятно, где заканчивается тоннель и начинается машина. После продолжительного путешествия по лестницам и лифтам, после то и дело прерывающейся остановками поездки на тесной и дребезжащей дрезине по путям, где пойдут поезда Crossrail, руководитель объекта Дэвид Шеперд из строительной корпорации Bechtel вдруг неожиданно объявляет, что мы прибыли на место.

Этот тоннеле проходческий комплекс — замечательный и уникальный механизм. Он был специально построен для Crossrail германской фирмой Herrenknecht, одним из немногих в мире производителей такого оборудования. Стоит он около 10 млн фунтов, весит под тысячу тонн, имеет диаметр 7,1 метра, а его длина от резцов до конца хвостовой части составляет 150 метров.

ТПК «Элизабет», принятый в эксплуатацию в ноябре 2012 года, — это проходческий щит с компенсацией давления горных пород, такие машины применялись при прокладке большинства тоннелей Crossrail. Эта технология, разработанная в Японии в 1970-х годах, предполагает прессование выработанной породы под давлением, соответствующим давлению окружающей почвы и грунтовых вод. За счет этого снижается риск обрушения тоннеля

 

Гигантские щиты выглядят как что-то из научной фантастики


За этим давлением постоянно следит оператор ТПК. Он может регулировать его путем изменения скорости движения машины и скорости шнекового конвейера (похожего на рабочий элемент мясорубки), при помощи которого порода отводится от забоя. «Контролируя усилие, с которым движется щит, и одновременно скорость извлечения породы шнеком, мы можем поддерживать такое давление в забое, которое не позволяет тоннелю осыпаться», — поясняет Шеперд.

По мере продвижения машины сквозь грунт к ее носовой части по конвейеру переправляются готовые блоки из бетона, каждый из которых весит три тонны. Они поднимаются гигантскими захватами и укрепляются на стенках тоннеля, формируя его отделку. Каждый блок представляет собой сегмент длиной в 1,6 метра. Всего в тоннелях Crossrail таких блоков будет использовано четверть миллиона.

Когда кольцо завершено, к его стыкам под высоким давлением подается фиксирующий раствор. После этого щит движется дальше, упираясь в край этого последнего кольца гидравлическими домкратами.

 

 

 

Этот процесс продолжается круглосуточно и без выходных. 15 операторов работают 12-часовыми сменами и временами прерываются, чтобы освежиться или сходить в туалет, расположенный в самом ТПК (посмотреть на него нас не пустили).

По меркам отрасли машина движется с впечатляющей скоростью. Шеперд, успевший поработать на строительстве тоннеля под Ла-Маншем и на постройке второй очереди Юбилейной линии лондонского метро, говорит, что, как правило, за смену удается проложить около 16 метров тоннеля. Иногда получается сделать и гораздо больше. «Бывали и рекордные смены, когда мы укладывали более двух десятков колец за 12 часов, но это скорее исключение. Дело было на коротком участке, грунт был хорошим, на комплексе работала наша лучшая бригада, и парни старались», — говорит он.

Вперед помаленьку

Но при скорости в метр за час не возникает ощущения, что ты находишься в движущемся механизме. Об этом напоминает лишь непрекращающийся грохот ножей и монотонное движение маленьких колес, поддерживающих раму щита.

Длина щита составляет 150 метров, а вес может достигать тысячу тонн

 

Остановки ТПК пытаются свести к минимуму, но его резцы неизбежно изнашиваются, говорит Шеперд. Примерно после каждого километра приходится их осматривать и решать, требуется ли замена.

Обычно это делается под нормальным давлением, но иногда опасения насчет возможной просадки грунта вынуждают поддерживать в забое высокое давление. Тогда приходится прибегать к чрезвычайной процедуре.

По словам Шеперда, делать это было нужно всего несколько раз. В таких случаях механики входят в шлюз в носовой части ТПК, и давление постепенно повышается до тех пор, пока не совпадет с давлением в забое. Это примерно две атмосферы — такое же давление, как на глубине 10 метров под водой.

После краткого периода адаптации механики могут покинуть ТПК через небольшой люк в передней части щита и приступить к работе. Декомпрессия продолжается гораздо дольше: как и у водолазов, ее длительность зависит от количества времени, проведенного под давлением.

Маршрут движения щита выверен с необычайной тщательностью. Порода, через которую перемещается комплекс, подробно изучается и анализируется заранее. Сложная лазерная система навигации позволяет машине не отклоняться от трассы. После разговора с Шепердом остается впечатление, что у него нет ни малейшей тени сомнения в том, что два идущих навстречу друг другу участка тоннеля точно соединятся.

Но, по его словам, все равно остается довольно много переменных — к примеру, небольшие различия в плотности грунтов — которые проявляют себя лишь тогда, когда тоннель подходит к ним вплотную. Тогда в дело включается оператор, задача которого — удерживать отклонение ТПК от маршрута в пределах 50 миллиметров. «Бывает так, что на одной стороне грунт плотнее, и тогда машину начинает поворачивать. А если твердый грунт снизу, то она стремится подняться вверх. Тогда оператору приходится рулить», — поясняет Шеперд.

 

Задача оператора — не отклоняться от намеченного курса, даже если на пути окажется твердый грунт

 

Для этого он регулирует давление в домкратах, которые толкают ТПК вперед. Эти домкраты расположены по окружности щита, и каждым из них можно управлять индивидуально, слегка меняя направление движения.

Точно следуя намеченной трассе и внимательно следя за балансом давления в машине и в окружающей ее породе, оператор сводит к минимуму перемещение и осыпание грунтов в тоннеле — такое осыпание может повредить расположенные поблизости другие тоннели и инфраструктуру.

За тем, чтобы прокладка не привела к возникновению разного рода осложнений, следит не только оператор щита. Для стабилизации грунта широко применяется метод инъекционного укрепления. Чтобы его осуществить, в земле выкапываются вертикальные шахты 10-20 метров глубиной и пяти метров в диаметре. Из этих шахт специалисты впрыскивают в грунт под высоким давлением укрепляющий состав.

Состав подается по узким горизонтальным трубам, расходящимся от главной шахты в стороны. Длина этих труб может достигать 80 метров.

Вертикальные шахты не достигают уровня тоннелей. При их выкапывании был сделан ряд удивительных и порой мрачных находок, в том числе захоронение жертв чумы в районе Фаррингдон, датируемое XIV веком.

На борту щита «Элизабет» легко забываешь о том, что где-то над головой живет своей жизнью огромный город. Сам город, впрочем, тоже не очень часто вспоминает о проекте: лондонцы уже как-то свыклись с расположенными на поверхности строительными площадками.

Бригаде ТПК, однако, расслабляться нельзя: нужно заканчивать тоннель, и свет в его конце уже вот-вот станет виден.

Три года работы, четверть миллиона отделочных бетонных блоков и такая большая гора выбранной породы, что из нее можно соорудить новый остров. Тоннели Crossrail почти закончены — осталось только проложить рельсы.

 

Джон Эксел — редактор журнала The Engineer. У проекта Crossrail есть свой канал на Youtube, где появляются видео с места строительства.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайтеBBC Future.

 

 

 

 

Лондон, 29 мая 2013. (Фото Reuters | Luke MacGregor):

 

 

Протяжённость линий Crossrail составит 118 км. Пропускная способность рассчитана на 24 поезда из 10 вагонов в час в каждом направлении, максимальная скорость на наземных участках — до 160 км/ч, в тоннелях — до 100 км/ч. Под центром города железная дорога пройдет под землей.

 

Это прохо́дческий щит, применяемый при строительстве тоннелей. Лондон, 11 июня 2013. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Лондонцы считают, что это крупнейший и самый дорогой европейский проект по строительству транспортной системы — 118 км наземных и подземных дорог, станций, инфраструктуры общей стоимостью 25 млрд долларов. Наверное, они просто не слышали про стоимость проекта Четвёртого транспортного кольца в Москве, протяженностью 74 км — более 1 трлн рублей на 2011 год. Правда, градоначальники решили, что такой бюджет Москва не потянет и проект был прекращен.

 

Строительство станции Tottenham Court Road. (Фото EG Focus):

 

Проект станции Canary Wharf. Шестиэтажная махина включает в себя порядка 100 000 кв.м. торговых площадей, парковку, на крыше уютно располагаются уже классическим вариантом — сады:

 

Эскалаторы на будущей станции Canary Wharf. (Фото Oli Scarff | Getty Images):

 

Строительство тоннеля под восточной частью Лондона, 14 декабря 2012. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Надо заметить, что в начале 1990-х годов английский парламент уже отвергал аналогичный проект строительства железной дороги из-за высоких расходов.

Строительство станции Farringdon, в Лондоне, 30 января 2013. (Фото AP Photo | Chris Jackson):

 

Механический монстр — 150-метровая буровая машина. 24 апреля 2013, Лондон. (Фото Oli Scarff | Getty Images):

 

 

150-метровая проходческая машина настолько огромна, что внутри нее можно ходить по коридорам. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Прокладывая тоннели рабочие сталкиваются с археологическими раскопками. В этом месте найдено захоронение умерших от Черной Смерти — чумы. Она унесла от 30 до 60 процентов населения Европы в 14 веке! (Фото AP Photo | Crossrail Project):

 

 

Исторический могильник в центре Лондона. (Фото AP Photo | Crossrail Project):

 

 

 

Кладбище 16 — 17-го веков. Раскопки на месте будущего вестибюля одной из станций Crossrail. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Стоимость этого проекта в два раза выше стоимости проведения всей Олимпиады в Лондоне. (Фото Oli Scarff | Getty Images):

 

 

Рабочие укладывают рельсы для буровой машины в восточной части Лондона, 25 сентября 2013. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Часть огромной проходческой машины. (Фото AP Photo | Lefteris Pitarakis):

 

Расширение тоннеля Коннот, построенного в 1878 году. С декабря 2006 он не использовался для пассажирских перевозок, но скоро здесь пройдут новые поезда. (Фото Oli Scarff | Getty Images):

 

Проходческий щит пробурил очередную секцию подземного тоннеля. Куски бетона разлетаются, Лондон, 11 июня 2013. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Премьер-министр Дэвид Кэмерон и мэр Лондона Борис Джонсон приехали на стройку под землей. (Фото Ben Stansall — WPA Pool | Getty Images):

 

 

Маленькие фигурки людей хорошо передают масштабы. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

В подземелье царит своя, непередаваемая атмосфера. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

Очередная находка — венецианская золотая монета 16 века. (Фото Reuters | Andrew Winning):

 

При строительстве тоннелей Crossrail образуется 4,5 млн тонн почвы. Куда ее девать? Весь извлеченный грунт везут на остров Wallasea. (Ajnj Reuters | Andrew Winning):

 

Здесь создадут сельскохозяйственные угодья, в два раза превышающие размер лондонского Сити. (Фото Peter Macdiarmid | Getty Images):

 

 



 

 

 

 

[источники]

источники

http://infoglaz.ru/?p=41765

http://www.bbc.com/russian/uk/2015/06/150619_vert_fut_crossrail

http://www.bbc.com/future/story/20150602-crossrail-the-monster-tunnelling-under-london-streets

 

Вот вам еще История московского метро и немного про Метро Лос-Анжелеса

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=69012

Posts from This Journal by “Лондон” Tag

  • Лондон из космоса

    Кликабельно 3000рх Так выглядит из космоса ночной Лондон. Британский астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Тим Пик сделал эту…

  • Самые недоступные места Лондона

    Фотограф Питер Дейзли бывает в самых потайных и недоступных местах Лондона, потому что это его работа. Cвоей миссией он избрал запечатлеть для…

  • Барьер Темзы

    Барьер Темзы – грандиозное сооружение, защищающее Лондон от наводнений. В XX веке наводнения с человеческими жертвами обрушивались на британскую…


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
nekul29 June 21st, 2015
Хороша техника. Когда я работал в питерском Метрострое - у нас такого не было :)

Кстати под Северной столицей тоже имеется целый подземный город.

kazak_ixbt June 21st, 2015
Наверно, это можно сказать о любом городе-миллионнике.

(no subject) (Anonymous) Expand
msmirnov June 21st, 2015
интересно, там при обнаружении пары скелетов тоже набигает толпа дебилов с плакатами "остановите стройку" как у нас?

evdulai June 21st, 2015
их аккуратно кладут рядом

slav1k June 21st, 2015
Походу надеются успеть до бомбардировок...

sedov_05 June 21st, 2015
== 118 км наземных и подземных дорог, станций, инфраструктуры общей стоимостью 25 млрд долларов. Наверное, они просто не слышали про стоимость проекта Четвёртого транспортного кольца в Москве, протяженностью 74 км — более 1 трлн рублей на 2011 год

Так недавно писали, что стоимость одного километра метро в Москве 8 миллиардов рублей. А тут получается примерно 10.

(Anonymous) June 21st, 2015
Но однако круто открыть какой-нибудь потенциал развития, бросить туда денег, обильно удобрить людьми и их тягой к трудовому способу добычи пропитания и смотреть что из этого вырастет. ))

barsukk June 21st, 2015
Мелкобриташка летит в тартарары)

(Anonymous) June 21st, 2015
Мелкобриташка, как госудасртво перестает существовать как цельный механизм и превращается в нечто совершено непрозрачное, но тем не менее работающее. Уже не для людей, а для самое себя и собственного развития. Потому что развития ищет развития, а не выгоды или пользы для человека.

(Anonymous) June 21st, 2015
Самое забавное что во всем этом муравейника ни один не обладает информацией о том как все это работает или должно работать. А слелдовательно конечный результат вовсе не построенная дорога и не пролоюженный туннель, а увеличение меры хаотичности в отношениях. Потому что сия система можетсуществовать, только на принципах самоорганизации,а не централизоанного управления ))

(Deleted comment)
korund June 21st, 2015

Крутой репортаж.
Завидуем умению и успехам англичан :)


barbuljak June 21st, 2015
Чему завидуете? В Москве таких тараканов в 2013 году больше работало.И один из самых больших в диаметре 14 метров.

kupidetkam June 21st, 2015
Освоение подземного пространства - это реальность. Думаю скоро мы увидим реализацию проектов жилых объектов под землей.

dr_roman_suhov June 21st, 2015
Спасибо, очень интересный обзор вышел. Только не совсем понял. Эта система тоннелей будет объединена с существующей сетью метро или это совсем отдельный проект.

masterok June 21st, 2015
насколько я понял это расширение существующего метро, но как бы сразу комплексное.

grey7220 June 21st, 2015
Забавная куча имбецилов в комментах... Вырожденцы полные

roman_pionerov June 21st, 2015
Они там явно что-то еще мутят... явно мутят...!)

3000-ТОП

3000top June 21st, 2015
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

magryba June 21st, 2015
недвижимость близ конечных станций подорожает нехило.

moscowhite June 21st, 2015
Грандиозная копипаста! Афтор - гений, глубочайший респект!

prohogy_i June 21st, 2015
У скелета какая-то странная тазовая кость...

mexanics June 21st, 2015

immkgh June 21st, 2015
Паразитирующая верхушка готовится к ядерной зиме?

  • 1
?

Log in