Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Нападение американцев на аэродром Сухая речка

В развитии темы которую мы уже обсуждали Двойной инцидент в июле 1953-го вот такое событие нашел в ЖЖ.

Оригинал взят у kaverdon в Нападение американцев на аэродром Сухая речка
Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка».


На снимке: Локхид F-80 Шутинг Стар из числа воевавших в Корее. 1950 г.


Атаковали американцы аэродром авиации Тихоокеанского флота, куда, на время учений перебазировались 821-й ИАП 190-й ИАД. Под удар американских истребителей попала 1-ая авиаэскадрилья 821-ого полка, находившаяся в тот момент на боевом дежурстве.
По официальным данным были повреждены 7 самолетов эскадрильи, один из них – Р-63 был полностью уничтожен, остальные получили повреждения разной степени тяжести.


Белл P-63 «Кингкобра» — американский истребитель-бомбардировщик. США поставило в СССР по ленд-лизу примерно 2400 самолетов этой модели.

Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэродрома, после чего удалились в сторону государственной границы.


В момент атаки на аэродром командир полка полковник Савельев В.И. находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, организуя взаимодействие на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. Позволило ли именно это нанести американцам урон и остаться безнаказанными? Но могли ли Кингкобры противостоять F-80?


На фото: Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», также поставлявшегося в СССР из США по программе ленд-лиза, в полевых условиях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра масс

Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка». Из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15".


Снимок подписан: 821-й ИАП. Забелин на крыле «Кобры». Конец 1950 г.

По воспоминаниям В. Н. Забелина, бывшего начальника службы безопасности полетов 76 Воздушной Армии и служившего в 821-й ИАП, американцы уничтожили более 20 самолетов. Нападение он считал провокацией. Очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха и совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. К тому же в день налета была ясная и солнечная погода, что исключала потерю ориентировки американскими пилотами.
Позднее американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики приняли за опознавательные знаки северокорейцев.


Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало, перед отправкой в СССР.

На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН. Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.


На фото: Гарри Трумэн (в центре) посещает штаб-квартиру ООН. Снимок сделан 3 июля 1953 года.

Непосредственные участники атаки Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф прослужили в ВВС 22 и 33 года. Олтон Квонбек затем работал в ЦРУ и комитете Сената по разведке. В 1990 году в «Вашингтон пост» он написал статью «Моя короткая война с Россией», в которой снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Он писал: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Для того, чтобы вы могли оценить крюк, который сделали американские летчики посмотрите на следующую карту:


Расстояние по прямой между аэропортом Чхонджин и Сухой речкой примерно 200 км.

Квонбек же, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов – мечта любого летчика, - продолжает он. – На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я».
«Для русских это было, как Перл-Харбор,» - писал  Квонбек.
Многим специалистам сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения Советской границы, и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной.


На снимке советские военные после окончания академии - 12.1957-05.1958, зам.командира полка, подполковник ВВС ТОФ аэродром Сухая Речка г. Ворошилов-Уссурийск. Это единственный обнаруженный мной в Сети снимок, который относится к аэродрому Сухая Речка и людям, служившим на нем.

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:



«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими  захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был  заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.

А по вашему мнению, это была провокация или ошибка?

Налет на Сухую речку - это...

Провокация
214(75.4%)
Ошибка
70(24.6%)





А я вам уже рассказывал О том, как в 1944 чуть не началась война между СССР и США


Posts from This Journal by “Авиация” Tag

  • Надувной самолет

    Появление концепции резинового надувного самолёта можно отнести к первым экспериментам с надувным резиновым планером, построенным конструктором…

  • Может ли самолет упасть от турбулентности?

    Много летать я начал не так давно, ну наверное года три назад всего лишь. До этого вообще думал, что лучше никогда летать не буду - там страшно и…

  • Почему нельзя засыпать во время взлета

    Вот те на! А я вечно засыпаю в самолете и наверняка иногда даже при взлете. А тут оказывается нельзя так делать. Вот чем аргументируют опасность…


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
18_berez November 5th, 2015
Насчет провокации или ошибки ничего не скажу.
Но кингкобра, пусть и венец американской поршневой истребительной авиации (один из венцов), ничего не смогла бы противопоставить реактивному шутингстару даже если бы они встретились на высоте.
Взлетать в момент атаки в таком раскладе - стопроцентное самоубийство без шанса нанести хоть какой-то урон.
Это только в фильме Перл Харбор (потрясающе красивом, довольно романтичном и интересном, но совершенно неправдоподобном) можно под огнем целого звена взлететь двумя бортами (на P-40, у которого все не очень хорошо ни со скороподъемностью ни с маневренностью), и героически уничтожить чуть ли не всю ударную группу, атаковавшую базу )))

(Anonymous) November 5th, 2015
Конечно провокация!

«Для русских это было, как Перл-Харбор,» - писал Квонбек.

Cлишком громко сказано - уничтожение нескольких старых истребителей тянет, максимум, на мелкую неприятность.

Но кингкобра, пусть и венец американской поршневой истребительной авиации (один из венцов), ничего не смогла бы противопоставить реактивному шутингстару даже если бы они встретились на высоте.

Не забываем, какими были реактивные тех лет.
Как раз у земли шанс был. Бесполезно обстреливать аэродром на полной скорости (времени хватит на 0,5-1 с с. стрельбы, за и то не успеешь прицелиться), скорей всего скорость сбросили её до идеальных для штурмовки 350-400 км/ч. А реактивные самолёты тех лет очень туго разгонялись, именно поэтому 90% реактивных, сбитых поршневыми, были уничтожены как раз в условиях сбрасывания скорости на штурмовке. К тому же у поршневых манёвренность намного лучше.

sibirajak November 5th, 2015
И че?
А советские пилоты воевали в Корее - это тоже навигационная ошибка?

dima_dragon January 16th, 2016
А кто-то писал, что советские пилоты воевали в Корее из-за навигационной ошибки?
Вы бы с зеркалом заканчивали говорить....

sibirajak January 17th, 2016
)))
Ну если ВАШИ пилоты открыто воевали в Корее против США, то какие у ВАС претенции к амерам?
ВЫ получили обычную ответку.
И теперь скулите от неё как нашкодившие детсадовцы, типа ВАС "низачто-наказали".

rc56 May 17th, 2016
Ну если "сибиряк" пишет "ВАШИ" пилоты... - а сам-то из каковских будешь?

Потом, в данном случае именно участие наших пилотов на стороне КНДР стало ответкой на налет USAF.
Аэрокобры не предназначались для наших пилотов, а должны были быть переданы китайцам.
.

sibirajak May 17th, 2016
"наши" для меня - именно СИБИРСКИЕ,
А не московские.
)
А "ленд-лизовские" Кобры" СССР просто не имел права передавать кому попало.

rc56 May 17th, 2016
Диагноз Вы себе подписали сами - "вышиванка головного мозга" называется - к сожалению, неизлечимо в амбулаторных условиях. Лечится только хирургическим путем.

Продолжайте скакать дальше...

sibirajak May 17th, 2016
Да без проблем.
Скакать всё равно препочтительнее, нежели бесконечно вставая с колен, постоянно оказываться в позе раком, языком как раз против аннуса "галерного раба".

kavicompass November 5th, 2015
Самолёты были американского производства и при этом давно устаревшие.
Опознавательные знаки на них были северокорейские.
Аэродром находился вблизи границы, которая не обозначена.
И нехрен было нашим командирам-начальникам еба..м щёлкать. Хотя бы малость о маскировке побеспокоились !
И поделом, однако, схлопотали.

(Anonymous) November 5th, 2015
Не забываем - пиндосы тогда ещё не слыхали о МиГ-15 и были уверены, что у нас лишь несколько десятков летающих каракатиц (вроде Як-15 или МиГ-9) с трофейными ЮМО-004.

kavicompass November 5th, 2015
Ну и шо дальше ?
Какая им разница, 15-й там или 35-й МИГ ? Они отработали по противнику.
Это война, детка !

(Anonymous) November 9th, 2015
Познакомившись с МиГами - их боевой дух очень сильно упал.
Это как гопник, подкатывающий к чуваку со словами: "Семки есть? А если найду?" Если же гопник знает, что это боксёр - он его трогать не станет. Или же будет гораздо осторожнее.

rc56 May 17th, 2016
Береговая черта, выходит, не в зачёт?
И как, это вы думаете, батенька, разглядеть демаркационные погранзнаки с высоты нескольких сот- или даже тысяч метров???
.
Есть такая мыслишка, что амерам "подставились" отнюдь не случайно, а они "клюнули"...
Да так, что уже было не отмазаться.

Edited at 2016-05-17 10:44 am (UTC)

avtomotorhome November 6th, 2015
Как можно было в мирное время хоронить солдат в братской безымянной могиле?

kavicompass November 9th, 2015
Могила символическая, т.к. в реале там никого нет. Пилоты погибли над Кореей или скорей всего упали в море. Табличка была, но время ....

rc56 May 17th, 2016
Подтверждаю - символическая. Находится не на аэродроме, а в самом гарнизоне.
.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account