Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Русский Willys


 
Экспериментальный «Москвич-416» на базе полноприводного автомобиля «Москвич-410» (юнец 1950-х гг.) (Фото: modelist-konstruktor.com)
 
Аббревиатура АЗЛК сразу навевает на меня воспоминания из детства.  У моего отца всю жизнь была машина "Москвич - 407" цвета морской волны 1961 года выпуска. Мы каждый год на ней ездили за 1000 км на море всей семьей и на ней я первый раз попробовал вождение. После истории про Последний минивэн АЗЛК и про САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ СССР, давайте узнаем про еще один малоизвестный автомобиль.
 
Первым массовым советским внедорожником стала «Нива». Но занять пьедестал вполне мог и «Москвич» — за пару десятков лет до «Нивы» на АЗЛК разрабатывали полноприводный автомобиль. Вот только дойти до конвейера ему было не суждено.

 


 

Как часто бывало в СССР, все началось по приказу сверху. Никита Сергеевич Хрущев, известный своими переживаниями за судьбу тружеников сельскохозяйственного фронта, вдруг понял, какой автомобиль им нужен. Конечно же, универсальный и обязательно полноприводный. Он призвал руководство советского автопрома «создать автомобиль для колхозников». Председателя партии услышали, и на МЗМА (впоследствии — АЗЛК) инженеры принялись за работу.

Дело происходило в 1957 году. Разработка велась с размахом. На заводе решили создать сразу две модели. Одну назвали «Москвич-415», и она отличалась брезентовой крышей, вторую — «Москвич-416», у нее крыша была жесткой. За проекты отвечал, наверное, самый успешный инженер за всю историю завода — заместитель главного конструктора Игорь Александрович Гладилин.

За «базу» создатели взяли «Москвич-410». Именно его узлы и различные агрегаты требовалось адаптировать к новым моделям. Готового подходящего двигателя тогда на заводе не было, но конструкторы решили, что вполне сгодится только готовящийся к массовому производству силовой агрегат от 407-го «Москвича», способный выдать 45 «лошадок».

Что касается рамы и кузова, их, что называется, построили с нуля. По замыслу проектировщиков, полноприводный внедорожник должен был отличаться довольно короткой базой (всего 2030 мм) и неплохим дорожным просветом (220 мм). Все это наделяло его отличной геометрической проходимостью, которая была обязательна для сельского автомобиля.

Надо отдать должное конструкторам, они работали над новым автомобилем очень тщательно, стараясь сделать его действительно нужным и полезным для сельских жителей.

 



Москвич - 415

 

По заграничным лекалам

А вот с экстерьером создатели не стали изобретать велосипед. Обе модели оказались выполненными в традиционной на тот момент стилистике — они подражали облику легендарного «отца внедорожников», заокеанскому Willys. До «Москвича» по тому же пути пошли японцы со своей Toyota Land Cruiser, итальянцы с Fiat Campagnola и британцы с Land Rover.

Кстати, именно из-за близкого сходства с иностранной техникой однажды произошла забавная ситуация. Обе модели «Москвича» тестировали в полевых условиях, на территории тогдашней УССР. И в один прекрасный момент жители близлежащего села увидели иностранные «джипы». Конечно, народ переполошился и быстро позвонил «кому следует», сообщив о группе незнакомых людей, разъезжающих по полям на странных «заграничных» машинах.

Но это было потом. Первые же испытания проходили в Подмосковье. Так, в 1959 году доведенные до ума «Москвичи» сначала проехали пять тысяч километров по обычной асфальтированной дороге, затем столько же — по камням различной величины. После был пробег на две тысячи километров по городу, и настоящий 7-тысячный марш-бросок по полям и лесам. Такие маршруты были выбраны обдуманно — конструкторам хотелось проверить свои детища в условиях, где они будут реально эксплуатироваться.

 



 

Понятно, по ходу испытаний было вскрыто множество как больших, так незначительных проблем. Но в целом автомобили были признаны успешными, поскольку несмотря на трудности, сумели справиться с поставленными задачами. 415-й и 416-й «Москвичи» умели пробираться сквозь грязь, не тушевались перед бродами до 600 мм глубиной, справлялись с подъемом в 31 градус, а на трассе могли разогнаться до 106 км/ч.

Немного завышенным было потребление топлива, которого, в зависимости от условий эксплуатации, уходило от 10 до 19 литров на «сотню». Кроме того, свою слабость в особо трудных условиях не скрывал и мотор. Все-таки 45-ти «лошадок» для жесткой эксплуатации оказалось маловато. Также выяснилось, что доработки требуют амортизаторы и рессоры, а рама с кузовом — усиления. Но пресса того времени тепло отнеслась к первым советским внедорожникам, поскольку было понятно: инженеры идут в нужном направлении, нужна лишь точечная работа над ошибками.

 



 

 

Бесславный конец

И конструкторы с энтузиазмом принялись доводить свои детища до совершенства. Но в 1960 году, когда многие проблемы были уже позади, выяснилось, что мощностей завода на выпуск внедорожников не хватит. Требовалось расширять конвейер, и только после этого налаживать серийный выпуск.

Камнем преткновения для 415-го и 416-го «Москвичей» стал легковой собрат под индексом «407». Эта модель оказалась настолько популярной, что ее экспортировали в другие страны, отчего завод получал приличные доходы. Это обстоятельство и стало роковым для внедорожников. Руководство просто не осмелилось сократить производство 407-й модели, ведь точно не было ясно, какой доход сумеют принести диковинные полноприводные машины.
В итоге на них махнули рукой. Правда, конструкторы от своей работы не отказались, и продолжили улучшать модели. Дополнительным стимулом, подарившим надежду на скорый серийный запуск, стало появление нового мотора мощностью в 75 «лошадок». Он, кстати, предназначался для новой легковушки — «Моксвича-412».

Благодаря этому силовому агрегату полноприводные внедорожники стали и быстрее и, конечно, мощнее. Казалось, вот он, счастливый билет! Но нет. Скоро стало понятно, что под новый мотор нужно заново подгонять трансмиссию. С этой проблемой уже ничего делать не стали. Проект внедорожных «Москвичей» стал постепенно тормозиться до тех пор, пока не остановился окончательно. И его закрыли уже официально.

 



 

В перестроечные времена для создателей вновь забрезжила надежда. Руководство страны вдруг загорелось идеей полноприводных машин для народа, и вспомнило о проекте АЗЛК. На завод даже приезжала специальная делегация чиновников. Они внимательно изучили образцы, ознакомились с чертежами, попросили поднять архивные документы. В прессе моментально появились материалы, где рассказывалось о том, что скоро полноприводные 415-е и 416-е пойдут в массы. Но дальше перекладывания бумажек дело не пошло. Внедорожным «Москвичам» так и не посчастливилось стать серийными…

 


 



 


[источники]источники
http://svpressa.ru/auto/article/135259/?rss=1
http://wiki.zr.ru/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87-416
http://autoussr.com/azlk/415


 

Вот кстати, мы изучали более подробную историю АЗЛК -  Советский автопром: Завод имени Ленинского Комсомола ну и напомню еще про Автомобили, которых не было. Вот тут можно вспомнить Какие советские машины пользовались спросом за рубежом, а вот и "Победа" на альтернативных видах топлива плюс Многоликий ЗИЛ-135



Posts from This Journal by “Авто” Tag


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
(Anonymous) November 5th, 2015
"Первым массовым советским внедорожником стала «Нива»"

хуйнаны
ЛуАЗ стал, он же "луноход"

(Anonymous) November 5th, 2015
ЛуАЗ населению не продавался. Он - для военных, как и ГАЗик с УАЗиком.
Тут речь явно шла о поступившим в свободную продажу.

А задумка была хороша! Дёшево, сердито и просто - как раз то, что нужно для езды по грязям да грунтовкам.

george_bigman November 6th, 2015
тануу? прям таки волынка - жутко военный агрегат и не продавался?? чётаржу.
и газики-уазики не продавались? ржу повторно.


(Anonymous) November 6th, 2015
В СССР их можно было достать только списанные.

george_bigman November 6th, 2015
ну прям вечер офигительных историй.

расскажите нам, милейший, откуда вы вообще высосали "никому не продаваемый армейский ЛуАЗ", если он не поставлялся в армию в отличие от его предка ТПК, ну и докучи, каким образом можно было поставить списаный (и уничтоженый по акту естессно) УАЗик на учёт в ГАИ.

Edited at 2015-11-06 09:01 pm (UTC)

sibirajak November 7th, 2015
потому что объем выпуска не превышал 10 000 машин в год.
Хотя "Волынь" была ЧРЕЗВЫЧАЙНО восстребованна сельским населением.
За полным отсутствием дорог в глубинке.

sibirajak November 7th, 2015
Луаз продавался населению с 70 года.

gvy November 7th, 2015
> У моего отца всю жизнь была машина "Москвич - 407"
> цвета морской волны 1961 года выпуска.
У деда -- тоже...

sibirajak November 7th, 2015
Победа М72. Первый в СССР, внедорожник для частника. 1955 год начала выпуска.
Москвич 410. внедорожник на базе 403. 1957 год начала выпуска.
Первые в мире серийные легковые вездеходы, с закрытой кабиной.
До них делались только единичные экземпляры.
...
Москвич 416 мог быть прекрасной альтернативой "козлику" ГАЗ-69, который не продавался населению. От слова ВООБЩЕ.
Но не "взлетел". К сожалению.
Не умели в СССР удовлетворять спрос населения.

gajass January 9th, 2016
Ещё один умник. Мой отец купил с рук 5-местный ГАЗ-69 в 1980-м, который продал в 1990-м и купил взамен УАЗ-469 самым первым в нашем районе (до этого его при Советах не продавали частным лицам). Замена, как показала жизнь, получилась неравнозначной (хотя поначалу казалось наоборот, смотря на года разработки и выпуска), наш старый "козлик" по всем параметрам явно выигрывал у более молодого "лунохода" (УАЗ-469), и все мы до сих пор скучаем по нашему старому "козлику"))

lownmoover July 7th, 2016
Какая печальная музыка в клипе (( Плачу, рыдаю, трясутся плечи... Ребяты. Ну без подобных историй не обходился ни один автопром во всём мире. Вы только представьте себе, сколько мы не увидели фордов, шкод, мерседесов... Зато мы увидели ниву, уазик, гашшисятшесть... Ну не могут реализовываться все проекты, поголовно. Вот зачем выкапывать мёртворождённых детей из их могил и устраивать плачи и молебны?

  • 1
?

Log in