Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Как "Fiat" 124 стал "Жигулями"

Как "Fiat" 124 стал "Жигулями"

Мы уже с вами разбирали  Какие советские машины пользовались спросом за рубежом, а теперь очень популярная тема, как у нас появились «Жигули»

Критикам отечественного автопрома, которые ругают его за заимствования, зачастую не хватает понимания, насколько сложно не только создать автомобиль с нуля, но даже и сделать «локальную» версию готовой модели, предоставленной партнером. Все знают, что ВАЗ-2101 имеет итальянские корни и является почти точной копией Fiat 124. Ключевое слово здесь именно «почти»!

Доработка иномарки под суровые советские условия отнюдь не ограничивалась заменой шильдиков, как можно было бы подумать. За этим словом стояла многолетняя работа испытателей и инженеров-конструкторов. О превращении Фиата в Жигули можно было бы написать книгу, а в рамках статьи мы приведем несколько интересных фактов из этой истории.

В СССР «дожигулевской» эпохи личный (как тогда говорили – частный) автомобиль был больше экзотикой, чем обыденностью. Дело было не только в цене: эксплуатация автомобиля была сопряжена с немалыми сложностями, а сам он был слишком немассовым для того, чтобы появиться в каждом советском дворе.

В середине шестидесятых годов высшим партийным руководством страны было принято решение по реализации собственного проекта «народного автомобиля», но не советской разработки, а лицензионного. И не потому, что «в стране атома и космоса не было умов»: конкурентоспособная даже «у них» машина благодаря экспорту могла бы помочь стране советов с поступлением таких нужных для экономики валютных средств. Иными словами, проект был задуман с изначальным прицелом «за рубеж».

 

Как "Fiat" 124 стал "Жигулями"
Fiat 124 (ранняя модификация)

 

В качестве потенциальных партнеров рассматривали несколько вариантов – в первую очередь из «содружественных» стран. «Копейкой» вполне мог стать Renault 16, но… не договорились.</p>

Вместо Франции выбрали Италию, а именно концерн FIAT, который предложил наиболее выгодные условия. Кроме того, на окончательный выбор зарубежного партнёра повлияли и политические соображения: как метко выразился один генсек СССР, «итальянцы нам ближе, чем французы».

8 августа 1966 года в Москве министр автопрома СССР А. Тарасов и президент FIAT В. Валетта подписали соглашение о сотрудничестве, результатом которого и стал завод-гигант по выпуску легковых автомобилей – лицензионного Fiat 124, ставшего к тому же «Автомобилем 1967 года». Однако предварительное соглашение было подписано раньше – в 1965 году, а его, в свою очередь, предварил приезд в СССР владельца FIAT Джованни Аньелли.

Новый автомобиль был первопроходцем во всем. Ведь ради него построили завод, который стал градообразующим предприятием, вдохнув в бывший Ставрополь-на-Волге новую жизнь. С 1964 года этот город в Самарской области стал носить фамилию итальянского коммунистического лидера Пальмиро Тольятти. И именно здесь начали возводить советский автогигант, что объяснялось географическим преимуществом расположения города на берегу Волги с точки зрения логистики.

Параллельно с началом строительства завода новенькие Фиаты начали гонять и в хвост и в гриву в разных климатических зонах СССР – от теплого Крыма до холодных регионов Воркуты, а также проверяли автомобили на полигоне.

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

Уже в самом начале испытаний стало ясно, что просто так в прямом смысле рассыпающийся на русских «автобанах» итальянский неженка на советский конвейер не встанет – требуются серьезные доработки. Например, после нескольких поездок по советским дорогам была обнаружена трещина на крыше в районе центральной стойки, что привело к отрыву стойки от боковины (!). Итальянцы в спешном порядке начали дорабатывать как кузов, так и другие узлы автомобиля, адаптируя его к новым условиям эксплуатации. Модернизированной версии присвоили индекс «R» (Russia).</p>

В процессе усовершенствований советские конструкторы выяснили, что у автомобиля с индексом 124 есть семь или восемь модификаций трансмиссии, отличающиеся характеристиками передаточных чисел и выносливостью. После ряда испытаний было принято решение использовать более прочные синхронизаторы от коробки передач модели 124 Sport. Вероятно, именно поэтому коробка всегда была одной из самых надежных деталей первых Жигулей.

Снаружи отличить истинный Фиат модели 124 от «копейки» легко и просто благодаря дверным ручкам: у итальянского автомобиля они выступающие, «под естественный хват», в то время как у Жигулей – травмобезопасные. Такие ручки, кстати, появились и на поздних модификациях 124-го. Еще одно отличие – более массивные клыки бампера, опять же вполне фиатовские, причем в прямом смысле (на части автомобилей 1970-1971 гг. из-за нехватки комплектующих ставили детали итальянского производства от Фиатов).

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

В качестве названия для новой советской малолитражки неравнодушные граждане предложили почти 50 000 (!) вариантов. Новорожец, Катюша, Аврора, ВИЛ-100 и даже Директива – каких только идей не было! Однако в качестве окончательной версии было утверждено «географическое» название Жигули. Причем для экспорта его пришлось заменить на более благозвучное «Lada», поскольку иностранцам даже прочитать слово «Жигули» было сложновато. Не говоря уже о том, что этот бесхитростный, казалось бы, советский топоним созвучен слову Gigolo, который на множестве языков мира (включая русский) используется для обозначения, скажем так, мужчин «легкого поведения».</p>

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;
ВАЗ-2101 1970 г. с «фиатовскими» клыками

 

Самые важные отличия Жигулей от Fiat скрывались внутри. Главное – это «сердце». Двигатель ВАЗ-2101 отличался от «донора» иным межцентровым расстоянием цилиндров и верхним расположением распределительного вала вместо нижнего. Это решение советская делегация «подсмотрела» на испытательных стендах в Италии, хотя сами итальянцы настаивали на устаревшей схеме. Однако советская сторона категорически отвергла «нижний вал». И как показывает мировая практика следующих сорока лет, сделала это правильно. Ведь в дальнейшем распределительный вал перекочевал в головку блока цилиндров абсолютно на всех аналогичных автомобилях.</p>

Справедливости ради стоит заметить, что прогрессивное нововведение первые лет десять стоило немало сил, слез, рублей и нервов владельцам «копеек» – проблему быстро изнашивающихся распределительных валов технологически удалось решить только к 1982 году, а уж психологически… Чтобы лучше понять масштаб бедствия: в семидесятые годы Жигули на стоянке могли вскрыть для того, чтобы украсть распредвал.

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;
Двигатель ВАЗ-2101 с верхним расположением распредвала

 

Кроме радикальных изменений в моторе, «русский Фиат» также получил увеличенный до 200 мм диаметр накладок сцепления, доработанную коробку передач, усиленную переднюю и модернизированную пятиштанговую заднюю подвески колес. Главное же отличие «копейки» от Фиата в задней части было скрыто под колесными дисками – вместо «легко забрызгиваемых жидкой грязью тормозных дисков» (из отчета испытательной комиссии) применили проверенные временем (и затем проклятые тысячами владельцев) архаичные барабанные тормоза.</p>

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

Кузов потребовал усиления во многих местах, а также обзавелся непременными атрибутами любого советского автомобиля – отверстием для «кривого стартера» и буксирными проушинами. В итоге общее количество доработок и модернизаций «русского Фиата» достигло цифры 800!

При запуске новой модели конструкторы столкнулись с тем, что в стране попросту не существует подобающих новинке масел и смазок – пришлось совместно с итальянцами разрабатывать советские аналоги на основе итальянской рецептуры. Ведь итальянский «неженка» не мог довольствоваться маслом М8, тормозной жидкостью на основе касторки и водопроводной водой в качестве охлаждающей жидкости. Так «русский Фиат» стал своеобразным локомотивом для развития химической промышленности СССР – по крайней мере, той её отрасли, которая отвечала за автомобильную продукцию.

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

</div>
Модернизированную «копейку» легко отличить по «дырявой» передней панели и отсутствию клыков на бамперах.

Интересная деталь: в процессе испытаний по фиатовской методике Stop&Go с многократными пусками и ездой на полупрогретом двигателе в диапазоне низких температур (до -32..34 по Цельсию в январе-феврале 1969 года в окрестностях Москвы!) было выявлено, что уровень масла в картере всего за неделю повышается на 1,5-2 см из-за попадающего в него бензина из переобогащенной топливовоздушной смеси. К тому же это приводило к смыванию масла со стенок цилиндров, что, в свою очередь, многократно ускоряло износ цилиндропоршневой группы.

В процессе совместной разработки смазки для двигателя оказалось, что… экспериментальные советские образцы оказались лучше зарубежного масла! Поначалу итальянцы даже не поверили и, по легенде, тайком от русских отправили чудо-смазку самолетом в Турин. Оттуда подтвердили: «жигулевское» масло действительно лучше выдержало жесткие испытания Stop&Go. Кроме того, испытания морозом показали, что в доработках нуждаются и чехлы шаровых опор и рулевых тяг, которые теряли эластичность и просто рвались.

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

Поздний Fiat 124 Special по многим элементам напоминает модификацию 21011

 

Несмотря на заметные изменения по сравнению с оригиналом, первые ВАЗ-2101 собирали с большим применением импортных деталей, разумеется, итальянского производства. Впоследствии производство все больше «локализовалось», а к 1974 году присутствие итальянцев в Тольятти стало и вовсе неощутимым.</p>

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

К слову, именно тогда на ВАЗе начали выпускать собственный «фейслифт» ВАЗ-2101 – версию с индексом 21011. Она отличалась как более мощным двигателем объемом 1,3 л, так и некоторыми косметическими изменениями во внешности и интерьере. Причем именно в таком виде модификация 21013 с двигателем 2101 объемом 1,2 л (да-да, тем самым, что встал на конвейер в 1970 году!) выпускалась на ВАЗе аж до 1988 года.

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

Впрочем, предок 124-го в дальнейшем производился не только в СССР или России: под разными названиями и в самых различных уголках мира бывший Fiat 124 выпускался еще долго, лишь немного «не добрав» до полувекового юбилея в качестве нового автомобиля. Всего же на просторах бывшего СССР разными заводами было изготовлено около 15 миллионов (!) заднеприводных автомобилей, ведущих свою родословную от итальянской малолитражки середины шестидесятых.

Именно благодаря «советской прописке» четырехколесный гражданин мира 124-й модели наряду с Ford T и Volkswagen Kafer стал одним из наиболее массовых автомобилей за всю мировую историю.

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

 

ВАЗ-2101 выпуска до 1974 года легко отличить по круглому зеркалу, расположенному на крыле

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;</div>

 

Испанская «двойка» – Seat 124 Familiare</div>

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;</div>

 

Premier – «копейка» по-индийски</div>

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

 

 

Как &quot;Fiat&quot; 124 стал &quot;Жигулями&quot;

</div>
«Шестёрка» и «семёрка» – самые массовые по выпуску модели на базе Fiat 124.

 

источник</div>

 

Вот еще немного о советском автопроме: я вам напомню еще что это был за История «РАФика» , а так же вот вам Неизвестный «Запорожец» и Переднеприводной мини-грузовик ЭТ-600. Напомню вам еще Какие советские машины пользовались спросом за рубежом и подрбоности про советскую Буханку. Вот кстати, мы изучали более подробную историю АЗЛК —  Советский автопром: Завод имени Ленинского Комсомола ну и напомню еще про Автомобили, которых не было. Вот и «Победа» на альтернативных видах топлива плюс Многоликий ЗИЛ-135

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=83166

Posts from This Journal by “СССР” Tag


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
kygecthuk November 15th, 2015
А что там может быть архисложного и мегазаумного прицепить к мотору от газонокосилки ведро с гайками? Неужто всей советской науке и промышленности было сложнее, чем Илону Маску, освоить массовый выпуск этих чуток допиленных, но давно устаревших на момент выпуска итальянских гробов на колёсиках?

ibi November 15th, 2015
Какой у вас жырный вопрос. Замечательный экземпляр.

richi_e November 15th, 2015
Ну, тебя делать тоже казалось несложно, а получилось в итоге - непонятно что.

Если бы ты внимательно прочитал текст, то для начала заметил бы, что мотор был другой. Совсем другой.
А сколько всего нужно знать, иметь и уметь для создания другого мотора - лучше не интересуйся. Твой уровень знания технологии позаоляет разве что в Макдональдьсе булочки модернизировать - положить лишний лист салата, например.

gvy November 15th, 2015
Маск, к слову, так и не осилил. Интересно, до Вас хоть это-то дойдёт...

zepp7_7_7 November 15th, 2015
мне более интересно когда появилось название "жигули"? попалась подшивка "крокодила" за 69-й год. и там был репортаж с завода фактически перед запуском. и везде авто называлось ... "фиат" , "жигули" не встретилось ни разу.

kygecthuk November 15th, 2015
Ещё интересней легенда про название завода. Вначале его назвали ТАЗ. Но после того как в народе его поделки стали называть "тазиками", было решено переименовать его в ВАЗ.

sibirajak November 16th, 2015
Машины предполагалось экспортировать в страны Азии. А там, на арабском - "загули" - толи дурак, толи сын-эешака....

valeani November 15th, 2015
Изрядное количество "фиатов" было в Турции ещё в конце нулевых. Интересно было позырить на знакомые черты в чужой ливрее.. :))
А потом они быстро куда-то исчезли, по крайней мере из курортной зоны.

zepp7_7_7 November 15th, 2015
другая модель фиатов (не то "300" , не то "500" , не могу вспомнить , на дизеле) разъезжала по пшекии и западенщине (я так понял - была приспособлена под перепады высот).

fotokoot November 15th, 2015
У пшеков был свой фиат : " ...В Польше (ПНР) по лицензии выпускалась версия Polski Fiat 125p (позднее — FSO 125p) Он отличался использованием механики от предыдущего поколения — модели Fiat 1300/1500 (Fiat 124), в частности — имел нижневальные двигатели и 4-ступенчатую коробку передач с переключением на рулевой колонке (позднее заменённую на пятиступенчатую)...Вариант глубокой модернизации, выполненный всё на тех же агрегатах, но с полностью иным кузовом типа «хетчбэк», имел самостоятельное обозначение — FSO Polonez...".

der_appetit November 15th, 2015
Нормальная была тачка. Славно на меня поработала. Хлопот особых не доставляла.

aibalit67 November 15th, 2015
А самый красивый Фиат 124 был Спайдер

z_zwang November 15th, 2015
крутейший был драндулет по тем временам!

легкий, быстрый. почти иномарка.

немыслимо!

tetrosil November 15th, 2015
Наштамповали несколько миллионов однотипных машин за полвека. Это хороший повод для гордости, да? Почему же иностранцы не штампуют машины десятилетиями? Наверное дураки

(Anonymous) November 15th, 2015
Они деляги. Штамповать однообразные обмылки с принудидельно ограниченным ресурсом, чтобы заставить почаще покупать новые, и всё это под видом "прогресса" - это гораздо доходнее.

ЗЫ
Забыли упомянуть об эпических срачах между поклонниками Москвичей 412 и Копеек. Первые превозносили прочность и выносливость Москвичей, критиковали Жигули за то, что они хоть и приспособлены к нашим условиям - но всё равно как машина - не очень, и считали копейководов тухлой интеллигенцией, которой главное, чтоб "всё было как за границей".
Копейководы обзывали москвичеводов "кузьмичами" и "космичами" и считали "тупым быдлом" или сталинистами.

kygecthuk November 15th, 2015
бедные западные рабочие. Как прикинул что им приходится пожизненно голодать, чтобы каждый год купить новый авто, потому что у купленного годом ранее принудидельно ресурс выработался.

(no subject) (Anonymous) Expand
sibirajak November 16th, 2015
Вы не правы - штампуют.
Ситроен 2CV стоял на конвейере с 49 по 205 год.
Фольксваген Жук, производился в Европе с 48 по 96 год А в Мексике и южной америке производится и теперь.
В Индии, Остин Принцесс 55 года, до сих пор в производстве.
Но.
Это самые примитивные машины для нищих.

(Anonymous) November 16th, 2015
А зачем авто быть дорогим? Это же хозяйственно-бытовой предмет, перевозящий пассажиров и грузы по дорогам общего пользования - и ни более того. Он должен быть вечным, чтоб можно было ездить всю жизнь, простым - как молоток, и допускать изготовление запчастей в кустарных условиях.
Т.е. наибольшая живучесть при наименьших расходах.

один-два ребёнка в городской семье против много большего количества в сельской.
Индустриализация проведённая Сталиным дала плоды.

Не подскажите, что за Сталин провёл индустриализацию на западе, в результате чего рождаемость тым упала до 1,2 детей на семью? ^_^

ЗЫ
Благодаря таким как Сталин, мы, хотя бы, 70 лет пожили без ужасов капитализма.


gepard12 November 30th, 2016
Не скажите. Можно вспомнить нифига не дешевые Land Rover Series (с 1949 по 1983 год в производстве), ихний же Defender (1983-2016 гг.). Ну, и на закуску - Citroën DS, выпускавшийся 20 лет - с 1955 по 1975 гг.

3000-ТОП

3000top November 15th, 2015
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

kostiyanich November 15th, 2015
у поляков еще был фиат - 125

cadmi November 16th, 2015
О превращении Фиата в Жигули можно было бы написать книгу

Уже написана. Но ты не читал, ок :)

sibirajak November 16th, 2015
Копирование западной машины, при том что своя собственная автоиндустрия могла делать подобные машины - говорит о том, что правительство не собиралось развивать собственную конструкторскую школу.
И так и получилось - с началом производства чужеродного "ФИАТ" в СССР своя дизайнерская и конструкторская школа - заглохла.
Последний взбрык - НИВА-2121.
После которой - Москвич2141 - копия французской СИМКА.
И ВАЗ-2108, в разработке которого принимали участие студия Порше и ИталДизайн.

richi_e November 16th, 2015
И ИЖ 2126.
И Таврия
И Волги 31 семейства.
И это ты называешь платформы, а моделей-то куда больше было.

Совершенно ничего в СССР делать не умели, дадада.

(no subject) (Anonymous) Expand
gepard12 November 30th, 2016
Могла. Только не в том количестве, что требовалось. АЗЛК, к примеру, так и не смог выйти на программу свыше 200 тыс. в год, как ни пытался. Да и то - для выхода на программу в 200 тыс. пришлось Рено привлекать.

  • 1
?

Log in