Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

«Под небом голубым…»: Вы точно знаете кто автор?

 Под небом голубым есть город золотой 

   С прозрачными воротами и ясною звездой, 
   А в городе том сад, все травы да цветы, 
   Гуляют там животные невиданной красы: 

   Одно, как желтый огнегривый лев, 
   Другое вол, исполненный очей, 
   С ними золотой орел небесный, 
   Чей так светел взор незабываемый. 

   А в небе голубом горит одна звезда. 
   Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда. 
   Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят, 
   Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад. 

   Тебя там встретит огнегривй лев, 
   И синий вол, исполненный очей, 
   С ними золотой орел небесный, 
   Чей так светел взор незабываемый.

 

Нет наверное того, кто хоть раз не слышал эту красивейшую песню. Вот тут например написано, что автор Булат Окуджава, а вот тут уже  Борис Гребенщиков, а тут вообще Алексей Хвостенко

Как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, впервые исполнив его в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. А может быть, это Пушкин?

У него, кстати, есть романс «Под небом голубым», причем совпадает по размеру, рифме. Но это шутка. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история!

Даже  в программе «Что? Где? Когда?» тогда еще,  устами ведущего Ворошилова сообщила: «Все знают, что стихи к этой песне написал Борис Гребенщиков» Однако: Сам Гребенщиков НИГДЕ не называл себя автором песни, в том числе — слов. Чаще всего (например) он называл таковым А. Хвостенко; еще чаще — не называл никого

А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века!

 

I.

Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе Франческо да Милано (1497–1543) в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров.

 

 

Франческо да Милано

 

Но почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи.

А какую же тогда? И кто он?

На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано. Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. «Зеленые рукава» — это настоящая старинная английская песня.

Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям.

Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке, да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась. За тридцать пять лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России.

Интересно, что чувствовал композитор, когда пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме «Мелодия» и культовому фильму «Асса» (1987) полюбилась миллионам! Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…» Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять.

 

Анри Волхонский

 

 

II.

Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом самиздат и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…

Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»…

Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за пятнадцать минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто: «Рай».

 

 

 

Его многолетний друг и соавтор, в творческом союзе с которым они написали порядка ста песен под именем АХВ, — Алексей Хвостенко наложил стихи Анри на канцону «Франческо да Милано» (так появилась первая редакция песни). Он же первым исполнил ее под гитару — своим знаменитым скрипучим и хриплым голосом, немного упростив припев на бардовский лад (именно из этого варианта исходил потом БГ). За зиму АХВ записали целую кассету с песнями на «старинные» мелодии с пластинки, и весной 1973 года «Рай» отправился в путь по «квартирникам» и магнитофонам Москвы и Питера. Вскоре оба — АВ и АХ — оказались за пределами страны с ярлыком «враг народа». Но, оставшись сиротой, песня продолжила жить, ее полюбили, пели. От кого-то ее услышала Елена Камбурова, от нее, уже с началом «Над твердью голубой…», — известный бард Виктор Луферов. Оба стали исполнять ее в своих вариантах.

Настоящие авторы уже определились, это Владимир Вавилов и Анри Волохонский. Осталось еще непонятно — все-таки над или под небом голубым? И еще очень хочется узнать, что это за «волшебное место», куда зашел Волохонский, где за 15 минут, как в алхимическом атаноре, рождаются шедевры?

 

 

III.

1976 год. Студия «Радуга» Эрика Горошевского (тогда еще студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой «Аквариум», они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора», с которого и началась официальная история «Аквариума». И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля «Сид» по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, «там оказался в полном составе „Аквариум“», а один из них, «Дюша» Романов, даже играл в «Сиде» роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня «Рай», но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко «зацепила», ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар.

Так БГ стал пятым исполнителем этой песни, уже в известной всем редакции.

Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло!

Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно».

Но справедливости ради давайте откроем, например, 156-ю страницу сборника «Анри Волохонский. Стихотворения» 1983, HERMITAGE USA и читаем (сохранена пунктуация автора):

 

А как же родились другие варианты текста? Скорее всего (судя по воспоминаниям разных людей, да и просто по логике), БГ просто плохо расслышал запись на кассете. Так, например, полагает Хвостенко«Да, подпортил текст — он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе — что же делать…»

Впрочем, тот же Волохонский допускает и менее энтропийную версию:«Видимо, у Гребенщикова была плохая копия [записи исполнения Хвостенко - З.Г.]. Что-то он, возможно, заменил ради музыкального благозвучия, как он его видел. А вот что касается «Над небом голубым» — мне кажется, что они опасались антирелигиозной цензуры, вот и заменили это…»

Кстати, сам Гребенщиков в некоторых интервью не склонен вспоминать о комплименте Хвостенко (см. выше), а развивает высокоидеологическую ноту:«И по этому поводу с Лешей Хвостенко… мы в Париже как-то раз и схватились ночью… Я же… высказывал теологическую концепцию, что царство Божие находится внутри нас и поэтому помещать небесный Иерусалим на небо… — бессмысленно». Сам АХ об этом споре не вспоминает. Да и непонятно, почему Гребенщиков спор о тексте ведет не с автором оного (т.е. с Волохонским)? Впрочем, это уже неинтересно.

Осталась версия, которую исполняла Е. А. Камбурова — «Над ТВЕРДЬЮ голубой…». Меня уверяли: это — редакция Юнны Мориц. И я… поверил, то есть решил проверить. Написал Юнне Петровне — и получил от нее заслуженный нагоняй. Пользуясь случаем — еще раз приношу ей свои самые искренние извинения.

Так может, сама Камбурова и является автором своей редакции текста? Оказалось (из телефонного разговора с Еленой Антоновной), что так оно и есть — см. далее.

И последнее — попутно мы отмежевались еще от одной распространенной легенды. А именно: почему-то многие «припоминают, что слышали эту песню то ли в 1969, то ли в 1970 г. Из приведенных выше воспоминаний Волохонского и некоторых других источников можно считать установленным: слова песни написаны примерно в конце ноября 1972 г.

 

 

Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел».

В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения.

Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд, — чушь».

Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «Главное, чтобы услышали».

Вот такая история.

Уже сорок лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой.

 

[источники]

источники

http://www.sguschenka.com/151029-podnebom

http://bujhm.livejournal.com/163920.html

http://manwb.ru/articles/music_box/2009_year/MusBox_0902/

 

Вот например мы еще как то Разоблачали — Это не Агния Барто, а вот еще Случайные сказки братьев Гримм. Посмотрите еще Кто написал «Велесову книгу» ? и Секретные дневники Гитлера

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=87789

Posts from This Journal by “Разоблачаем” Tag


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

ponaexali_tyt January 26th, 2016
Правильное название - Canzona e danza (песня и танец)

tororot January 26th, 2016
Кто бы это не сочинил - браво. Эта мелодия была первым "медляком", которую я разучил на гитаре)))

oldpapuas January 26th, 2016
Очень познавательно! Спасибо!

masterok January 26th, 2016
на здоровье

shchukin_vlad January 26th, 2016
вон оно чо)

masterok January 26th, 2016
да вот как бы так :-)

valerytim January 26th, 2016
В шоубизе только ленивый не ворует))) Тот же Крутой все свои песни стырил из нотного сборника дореволюционного издания старинных неаполитанских народных песен, только аранжировку современную делал)))

barsukk January 26th, 2016
БГ не крал этой песни, не приписывал себе авторства. Всего лишь прекрасно ее исполнил.

stephan_nn January 26th, 2016
Сразу вспоминается старый номер КВН, где «Гребенщиков впервые исполняет» эту песню:
https://youtu.be/L33uO7perdU?t=142 (2:22) А вообще, весь номер там был неплох.

orlengos January 26th, 2016
Опять заговор...

barsukk January 26th, 2016
Чудесная, волшебная песня. И очень подошла манере Гребенщикова. И даже текст кажется, что близок его творчеству.

elenabautina January 26th, 2016
Потрясающе! Прочла как детектив)) И ведь сомнения не вызывало, что песня БГ. Спасибо.

masterok January 26th, 2016
на здоровье :-)

Авторы умницы,

ulyta January 26th, 2016
правильно поступили. Люблю эту песню очень - единственную приличную вещь в исполнении БГ. До этого не переносила его гнусавый манер.

donnermagda April 1st, 2016
Этот гнусавый манер он перенял у своего кумира - Марка Болана (T-Rex). Ну и сейчас ведь некоторые юные создания, например, изучают немецкий только потому, что им поёт Till Lindemann.

wildforest January 26th, 2016
с нетерпением жду разоблачений как БГ тырил мелодии песен у Боба Дилана и его эти "ой, а я не знаю кто сочинил"

donnermagda April 1st, 2016
БГ разоблачает сам себя и не скрывает ничего. И песни свои на Кругах даром раздаёт, в отличие от таких монстров рока, как например Малежик etc)))

chuk_and_gek January 26th, 2016
терпеть не могу эту песню, но "расследование" прочиталось как захватывающий детектив, но едином дыхании.
спасибо!

i_tigra January 26th, 2016
Спасибо огромное за интересный факт! Я эту песню впервые от Окуджавы услышала.
Тоже на гитаре - чуть ли не первая, которую выучила.
кстати, в Вики еще есть дополнения ... :)
вот:
"В 2011 году в городе Щёлково построена звонница Серафимо-Саровской церкви, где каждый день на колоколах исполняется полуденный перезвон с мелодией В. Вавилова «Город золотой»"
послушать бы... :)

masterok January 26th, 2016
на здоровье

soullaway January 26th, 2016
одна из самых знаковых песен русского рока.

gubarevan January 26th, 2016
Точно знаю ))))))
И лютневую музыку слушаю с тех самых 70-х, до сих пор в машине диск есть, уже, конечно, СD. Наверное, все любимые диски на флешку перепишу, чтобы место не занимали.

mesier January 26th, 2016
На какой-то из пластинок была пометка, что это по мотивам старинной лютневой песни..

wwlad January 26th, 2016
удивишься, но именно Ф.да Милано Фантазия №30 )

(Anonymous) January 26th, 2016
Мастерок! Скандалы, интриги, расследования!
Зачот!

vombatus123 January 26th, 2016
"Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди."

Прочитав, сразу скачал с заблокированного рутрекера эту пластинку и послушал.
Ну... как представитель массовой аудитории (с медведями на ушах) могу сказать - "до дыр" бы я её заслушивать не стал, музыка довольно однообразная, и не очень то запоминающаяся.

masterok January 26th, 2016
ок, принято

(no subject) (Anonymous) Expand

3000-ТОП

3000top January 26th, 2016
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

wwlad January 26th, 2016
все таки лучший источник - первоисточник.
Гейзель Зеев "История одной Песни" намного полнее и интереснее
http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438
====
Замечу, что Вавилов не просто так приписал свое произведение Ф.да Милано. Послушайте вот это -



spiknn January 26th, 2016
Да, что называется "по мотивам". Но вавиловская мне больше нравится.

valeani January 26th, 2016
Никому не интересно, что эта песня о Иерусалиме?

wwlad January 26th, 2016
эт смотря о каком
"БГ называл песню «Город». ... Название устоялось, но… сам Волохонский назвал ее иначе – «Рай». Вообще-то хозяин (текста) – барин. Правда, в данном случае…
В данном случае речь идет о Городе, с заглавной буквы. Точнее – об образе, причем однозначном – «Небесного Иерусалима». На всякий случай я спросил А. Волохонского, и он подтвердил: «Разумеется, я имел в виду Небесный Иерусалим. Реального Иерусалима я тогда (в 1972 г.) еще не видел»."
Гейзель Зеев "История одной Песни"

pavel_web January 26th, 2016
Эту пестню написал макаревич. Это всем известно.

wwlad January 26th, 2016
дык макаревич написал все песни, а пока писал, придумал макароны.

goblinnss January 27th, 2016
Ой, да ладно Вам про "Под небом...". Настоящая сенсация это Аве Мария, которую весь мир знает как Каччини, оказывается тоже принадлежит перу Вавилова!

wwlad January 28th, 2016
да, и к счастью это уже установлено и признано.

evstratov_and January 27th, 2016
Спасибо. Очень познавательно. Я тоже считал автором Гребенщикова. Теперь буду знать.

masterok January 27th, 2016
на здоровье :-)

soullaway January 28th, 2016
а кстати ты клип-то про лабутены смотрел?)

?

Log in