Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Секретный МАЗ из проекта "Целина"



Некоторое время назад мы уже обсуждали такого рекордсмена МАЗ-7907 - единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые. А сейчас нашел материал про его предшественника тоже не менее эффектного.

В 1980-х благодаря этому гигантскому многоколесному ракетоносцу сто инженеров получили квартиры, а генеральный конструктор был удостоен личного лифта. Сам же МАЗ-7904, выпущенный в единственном экземпляре и ставший тогда одним из самых мощных и самым секретным тягачом в мире, был порезан на металлолом, так и не заступив на боевое дежурство

Давайте узнаем про него подробнее...



Однако, обо всём по порядку. В начале 80-х годов противостояние между США и Советским Союзом в «холодной войне» достигло своей высшей точки со времён Карибского кризиса. Две сверхдержавы вовсю демонстрировали друг другу ядерные мускулы. Как результат, в феврале 1980 г. вышел приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалась разработка специального колёсного транспортёра особо большой грузоподъёмности для автономной транспортно-пусковой установки ракетного комплекса «Целина». Проектируемой машине был присвоен индекс МАЗ-7904. Руководить проектом было поручено, к тому времени уже далеко не молодому (без пяти минут 80 лет!), Б. Шапошнику, тому самому, под руководством которого, родились первые советские карьерные исполины МАЗ-525 и МАЗ-530, а также, все последующие военные тягачи МАЗ и многоосные шасси для комплексов «Эльбрус», «Пионер» и «Тополь». Однако на этот раз перед Шапошником и его бюро стояла нелёгкая задача. Дело в том, что вес пускового оборудования, транспортно-пускового контейнера и ракеты для комплекса «Целина» составлял 220 тонн, а сам МАЗ-7904 должен был иметь снаряжённую массу 140 тонн. Таким образом, новое транспортное шасси с ракетой должно было весить 360 тонн! В проекте рисовалась машина неслыханного веса и габаритов, разработка которой требовала огромных усилий.

В феврале 1981 г. на Минском автозаводе прошло межведомственное совещание, на котором присутствовали министры автомобильной, оборонной и электротехнической промышленности, заместитель министра обороны по вооружению, главком Ракетными войсками стратегического назначения, главный конструктор МИТ и ракетного комплекса «Целина», главный конструктор агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов ОКБ-1 завода «Баррикады», другие высокопоставленные начальники и конструкторы. Естественно, обсуждался проект «Целина» и разрабатываемое для него транспортное шасси МАЗ-7904. На этом совещании Шапошник, ссылаясь на сложность задачи, потребовал расширения штата конструкторского бюро на 100 человек и выделения для них сотни квартир. Требования Шапошника были незамедлительно исполнены: министр автомобильной промышленности В. Поляков выделил дополнительный фонд зарплаты для 100 специалистов, а Министерство обороны СССР оплатило 100 квартир для их расселения. Кроме того, по инициативе Полякова, в здании, где находился кабинет Шапошника, был построен лифт, специально для того, чтобы пожилой конструктор мог подниматься к себе на третий этаж и не ходил по лестнице, а в кабинете конструктора был сделан ремонт.





Несмотря на большое количество трудностей, связанных с весом машины, в июне 1983 г. был готов первый (а как потом оказалось – и единственный) МАЗ-7904. Это был двухкабинный исполин фантастических размеров – его длина составляла 32,2 м, ширина – 6,8 м, а высота от земли до крыш параллельных кабин – 3,45 м. «Хребтом» этого динозавра была мощная сварная несущая рама, на которой крепились две гидромеханические 4-хступенчатые трансмиссии с двумя передачами заднего хода. Вся эта конструкция покоилась на 12-ти огромных колёсах, диаметром более 3-х метров. Эти колёса были закуплены Советским Союзом в Японии, у известной сегодня всем автовладельцам кампании Bridgestone. МАЗ-7904 создавался как вездеходное шасси, поэтому обладал полным приводом с колёсной формулой 12х12, а дорожный просвет составлял почти полметра.





Первый и, как оказалось, единственный МАЗ-7904 был готов к июню 1983 года. Собственная масса автомобиля была равна 140 тоннам. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Поимо этого на машину для обеспечения энергией вспомогательных систем, таких как гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д., был установлен еще один дизель мощностью 330 л.с.





Машина имела в длину 32,2 м, в ширину 6,8 м, а высота по уровню крыш двух параллельных кабин составляла 3,45 м. Кабины ради снижения веса, кстати, были выполнены из стеклопластика Осиповичским заводом автомобильных агрегатов. На землю МАЗ-7904 опирался двенадцатью колесами Bridgestone, специально купленными у японской компании под видом колес для трех карьерных самосвалов. На тот момент отечественная шинная промышленность не могла обеспечить производство покрышек, рассчитанных на такие нагрузки (на каждое колесо приходилось 30 тонн), да и сам размер колес был внушителен – порядка трех метров в диаметре. Естественно, все колеса имели привод. Он осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего в 50 м. Дорожный просвет составлял 480 мм.





Заводские испытания автомобиль проходил под Минском. Машина выезжала из ворот завода под покровом ночи и возвращалась обратно до рассвета. Время согласовывали с военными: выезд на испытания был санкционирован лишь в том случае если, небосвод был чист от снующих над советской Белоруссией западных спутников. В таких условиях провести полный цикл испытаний сложно, и было принято решение переправить автомобиль для дальнейших испытаний в Казахстан, на Байконур. По одной из легенд прикрытия МАЗ-7904 разрабатывался лишь как транспортер для крупногабаритных блоков ракеты «Энергия», что не должно было вызвать особой настороженности у противоборствующей стороны. К тому же испытывать машину в условиях, для которых она предназначалась, было куда правильнее. Ведь по задумке военных несколько таких автомобилей должны были курсировать по просторам казахских степей и в случае необходимости произвести быстрое развертывание и пуск ракет.





К сожалению ли, к счастью ли, но идея движущихся по кольцу ядерных «домов» так и не воплотилась в жизнь. На единственном построенном МАЗ-7904 даже не смонтировали «дома» ни с ракетой, ни без. Испытания в Казахстане, в ходе которых машина прошла 4100 километров, при этом развивая максимальную скорость 27 км/ч, показали, что МАЗ-7904 имеет очень существенный недостаток – на опорную поверхность оказывалось чрезмерное удельное давление, а каждое колесо при этом несло огромную нагрузку в 30 тонн.

Результатом этого стало снижение проходимости, плохая управляемость и жёсткость хода. Всё это делало автомобиль непригодным для секретной транспортировки ядерного вооружения – передвижение машины оказывалось ограниченным лишь теми областями и участками, где она могла передвигаться без помех. Ввиду своей чрезмерной массы, машина могла двигаться лишь по определённым «благоприятным» дорогам, и ни метра в сторону. Кроме того, военное руководство пересмотрело стратегические цели и ракетный комплекс «Целина» утратил свою актуальность. На смену ему должна была прийти обновлённая ракетная система «Целина-2», которой нужен был свой исполинский транспортёр МАЗ-7907, но это уже другая история.





Таким образом, МАЗ-7904 остался не у дел, его производство остановили, ограничившись выпуском лишь одного экземпляра, да и сам экземпляр долгие годы ржавел и пылился в одном из ангаров Байконура, пока в 2010 году не был порезан на металлолом. А ведь мог бы стать уникальным экспонатом любого технического музея, или просто служить достопримечательностью любого города, как это делает опытный карьерный самосвал-гигант Terex 33-19 "Titan" в канадском городе Спарвуд (Sparwood), провинция Британская Колумбия. Но разве это кому-нибудь нужно – увековечивать автоисторию?









Небезразличие к судьбе транспортера побудило написать Дениса Орлова письмо председателю правительства РФ. И на письмо был получен ответ. Невеселый. Как бы то ни было, полувековой юбилей полета Гагарина — хороший повод вспомнить добрым словом о вкладе автомобилестроителей в дело освоения космоса.

Вот результат:





[источники]
источники
http://autoitogi.ru/exclusive/reports/Pismo_premeru-1806
http://5koleso.ru/
https://www.drive2.ru/c/4899916394579139050/
http://www.ussrtoscale.com/----7904.html




Вот еще достаточно интересный ЗИЛ-135МШ и Многоликий ЗИЛ-135, а еще Необычные грузовики с очень низкой кабиной. А был же еще Газотурбинный КРАЗ и Четырехосный грузовик повышенной проходимости


Posts from This Journal by “СССР” Tag


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
djonsmitt April 25th, 2016
эффективных менеджеров меньше всего волнует история

3stolica April 25th, 2016
Ведь волшебная машина.. просто шикарная!!!!, сумасшедше фантастическая и всепроходимая!!!!

von_hoffmann April 25th, 2016
Читать умеешь? В тексте как раз и написано, что проходимость была хуже, чем у городской легковушки - шаг в сторону от дороги с твёрдым покрытием и всё.

3stolica April 25th, 2016
один хер - фантастическая машина...

(Anonymous) April 26th, 2016
Так и задачи в то время, иногда, ставились другие - поразить размерами. Тому пример и военный парад , где был "представлен" муляж огромной ракеты. Потом , ведь, запустили поезда с восьмиостными холодильниками. Не один раз наблюдали такие вагоны и , по наивности, удивлялись, что же в таких вагонах возят.

von_hoffmann April 26th, 2016
А вот БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс) - были весьма практичным и остроумным оружием.

_twin_ April 25th, 2016
Восторг! ... как жаль, что его больше нет.
И нигде не пишут объем бака и расход топлива, расчетный пробег на полном баке.

_twin_ April 25th, 2016
у вас штампики поломались - прилагательные повторяются, нехорошо выходить на тропу троллинга со сломанным снаряжением

navsifoy April 25th, 2016
Фантастику мог делать, только Советский Союз. Впрочем, он и был воплощением фантастики.
На смену пришли люди, если их можно людьми их назвать, и погубили все.
Они радуются. Но смеется тот, кто смеется последним.

latynanin April 25th, 2016
Почему тогда фантастический Союз заказывал шины у японцев и что фантастического в неуправляемом и бесполезном тягаче?

navsifoy April 25th, 2016
А почему, такие все, такие штаты заказывают двигатели для ракет у России?
Вопрос дырявый.
Ну а насчет тягача, так стал он бесполезным потому, что горбоельцинская мразь родину продала.

ialexef April 25th, 2016
Выходит это Ельцин и Горбачев сделали машину которая не соответствовала ТЗ?

latynanin April 25th, 2016
Ну со Штатами же всё понятно - они глупые и никакой фантастики. Но что же мы такие фантастические делаем как они? :/
А тягач стал бесполезным, т.к. это показали испытания к которым ни Горби ни Ельцин не имели отношения.

музыкой навеяло ...

slavka April 25th, 2016
а, это был настоящий символ старой империи, символ великого прошлого, символ былого могущества, распространявшегося на весь континент. Гай, задрав голову, стоял на ослабевших ногах, трепеща от благоговения, и как громом поразили его слова друга Мака:
- Ну и сундук, массаракш!... Извините, принц-герцог, невольно вырвалось....

antp2014 April 25th, 2016
Теперь КАМАЗЫ заменят МАЗЫ в ракетных комплексах. Уже есть опытные образцы.

татары крутые

antp2014 April 25th, 2016
Да не в татарах дело, а в России. Усатый реэкспортник из Белоруси не нажёжный и не честный человек.
Да и КАМАЗ получилися проходимее и скоростнее МАЗА.

evgen_kr May 7th, 2016
Не заменят, судя по поступающей информации, проект заморозили. А носители для С-400/500 скоере всего буду собирать на БАЗе, Алмаз-Антей приобрел его в конце 15-го.

antp2014 May 7th, 2016
Если заморозили, то договорились с усатым. Но не думаю, что это надолго. Разморозят со временем. Или выкупят МАЗ со всеми потрохами.

evgen_kr May 7th, 2016
Причина проста, в Платформе-О используются импортные комплектующие, например, мосты Даймлер.

latynanin April 25th, 2016
Вот эти б силы, да в промышленность для людей. Может Союз и не развалился бы.

oimopoz April 25th, 2016
СССР разваливали люди которые советской промышленностью не пользовались.У них загранки были.

wolkmann April 25th, 2016
Крутая и совершенно ненужная хрень оказалась)) интересно, современные инженеры смогли бы ей обеспечить вес раза в 2 легче?

vredtech April 25th, 2016
На таких крутых и ненужных хренях обкатывают технологии, которые потом используют в некрутых и нужных вещах.

amfspb April 25th, 2016
Легко и просто.

Edited at 2016-04-25 07:01 pm (UTC)

Клим Яковлев October 25th, 2016
Учти, что ЭТО возило груз в два раза тяжелее себя!
Эти 120тонн были рассчитаны из нагрузки.

bigdrum April 25th, 2016
Здесь есть такой момент, я имею в виду закон квадрата и куба... В общем, для таких весов колесный движитель однозначно не годится. слишком большое количество колес нужно, переусложненной получается трансмиссия. В общем, стоимость транспортера будет превышать стоимость ракеты... С другой стороны, если бы партия заказала Кремль на колесах - так соорудили бы.

В общем, чудо, что ездит, но для той задачи в той формулировке - непригодное решение однозначно.

n_lenin April 25th, 2016
Гигантомания + экономическая недоразвитость = "геополитическая катастрофа"©

starovina April 25th, 2016
а про передвижные наземные АЭС когда напишите?:)

masterok April 25th, 2016
да уже как 4 года назад написал - http://masterok.livejournal.com/443215.html

la_longue_arab April 25th, 2016
Как всегда, деньги в песок, а хлеб из кукурузы.

https://youtu.be/Umw7XV28uPY

3000-ТОП

3000top April 25th, 2016
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

f_h_v_silow April 26th, 2016
глупость какая, уменьшать вес кабины у этого динозавра. Я бы блядь башню от танка поставил. На всякий случай. А тут фанерку присобачили. Радуйтесь вояки!

Да и вообще, затея так себе. По железке проще возить и замаскировать легче.
А лучше всего в стандартных контейнерах подсылать на территорию вероятного противника. Все то не проверишь, а бахнуть может хорошо.

wk15 April 26th, 2016
Какую страну просрали... твари, уроды моральные... хуже каклов...
Ну ничего ,Крым взяли, Донбасс возьмём, Киев будет наш! Наши войска ещё пройдут победным маршем по руинам какловских городов!

z_zwang April 26th, 2016
чота ты слабо размечтался, воен.

пиши уже как все республики бывшего ссра вернешь, а потом и европой займёшься.


teheran1943 April 27th, 2016
Иди до сортира дойди, и не обосрись по пути, идиот..

Машина очередной приступ идиотизма и гигантомании.
Хорошо правда инженеры квартиры получили.

sherpru April 29th, 2016
Монстр, жаль что действительно бесполезный с такой то массой. Хотя какой-никакой, а опыт получили, такие наработки лишними не бывают.

  • 1
?

Log in