Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

9 полезных морских узлов



Вспомнил и перечитал тему про историю и виды морских узлов. А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

1.




Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.



В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается . Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).




2.





Восьмерка

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.









3.




Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.









4.




Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.









5.




Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.







6.



Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!







7.



Рыбацкий штык

За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Читать на Don't Panic: http://dnpmag.com/2016/05/29/10-samyx-poleznyx-morskix-uzlov/






8.



Стопорный узел

Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.







9.




Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.




Posts from This Journal by “Интересно” Tag

  • Все гениальное - просто?

    Вроде бы иногда смотришь - ну элементарно же! А почему не в ходу, почему никто не догадался? Не уж то есть какие то скрытые минусы? Ну вот вам…

  • Деревня сексуальных преступников

    В американском штате Флорида есть есть небольшое поселение-резервация под названием Мирэкл-Вилледж (Miracle Village), население которого состоит…

  • Выдры помогают рыбакам ловить рыбу

    Жители Бангладеша приручили выдр и используют их для ловли рыбы. Эти юркие зверьки сгоняют всю рыбу в сети, их хозяевам остается лишь вынуть её из…


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
_const June 1st, 2016
а где же - "Схватывающий"?
а вообще,
самый полезный (частоиспользуемый) это - булинь.
он - самый прекрасный узел - для "глухой привязки верёвки к чему угодно".

gogorodov June 2nd, 2016
Точно, булинь- король всех узлов.
Выучить 3 способа его вязки (вокруг себя, вокруг дерева, и просто в воздухе) и больше никогда на вспоминать про морские узлы.

_const June 2nd, 2016
:))
не-е, одного узла "на все случаи" - не существует.
узлов-то недаром так много ;)
просто, жизнь наша городская-современная - и требования к узлам упрощает, да и саму верёвку делает - невостребованной - только вне цивилизации ими и пользуемся...

но в моём личном рейтинге (хотя узлов я знаю предостаточно) - три узла ("морские" они или нет - каакая разница!):
первый, это точно - булинь! - читай, «узел для просто-крепления верёвки к чему угодно, или чего-угодно - к верёвке»
второй - это "Схватывающий", суть - «когда верёвку нужно будет, не только к чему-то привязать, но и потом - ОПЕРАТИВНО (одним движением!) натягивать и подтягивать» - т.е. просто берёшься ЗА САМ УЗЕЛ - и тянешь, а где отпустил узел - там он и остался =)
третий - точно "морской" - одна из разновидностей восьмёрки, но точное его название - забыл :( да и несколько их... суть - "узел для связывания повреждённой или разорванной верёвки". задача, кстати - ооочень нетривиальная (например, попытайтесь связать неочень толстую разорванную руками леску - и потом её ЕЩЁ раз ТОЧНО ТАК ЖЕ нагрузить - она этого 100%-но!! НЕ выдержит... то-то)

ну да, и всё это, конечно, несчитая - прямого (бабьего!:)) и "бантика" :))

люблю узлы :)

gogorodov June 2nd, 2016
Булинь я зауважал, когда один раз привязал веревку к ведру и потом пять дней тягал в этом ведре грунт через блок, когда копал колодец с отцом 8 колец. А в конце проверил узел- он был в том же состоянии. И за пару секунд развязался, когда я отвязывал ведро.
Часто использую его в быту и на работе. Никогда не подводил.
Странно, что этот узел так мало распространен среди не профессионалов.

_const June 2nd, 2016
верно!
про все узлы стоит указывать не только на их область применения или предназначение, но и почему и чем - конкретный узел - удобен или вообще незаменим.
точно! - булинь - НЕЗАМЕНИМ, если узел хочешь потом - развязывать.
и что там вёдра с грунтом ;) - тросс, чтоб машину выдернуть (если крюка нет) - им привязываешь и дёргаешь со всей дури (сколько этот тросс только и выдерживает) и потом происходит ТО ЖЕ САМОЕ - «И за пару секунд развязался»...
великий узел! :)

gogorodov June 2nd, 2016
Ваш скепсис относительно ведра на веревке мне не понятен.
Куб песка весит примерно полторы тонны. Куб мокрого песка- 2 тонны.
По примерной оценке, в процессе рытья колодца было вытащено 12-14 тонн песка. Основная часть с глубины более 5 метров- наткнулись на плывун.
В условиях постоянных рывков, намокания и высыхания.
Это достаточно серьезная нагрузка, мне кажется, не менее серьезная чем просто вытащить автомобиль из ямы.

_const June 3rd, 2016
согласен.
действительно,
верёвки, обычно - мочат, перед тем как узлы затягивать - чтобы они были - компактние и прочнее, и не тянулись и не развязывались бы...
всё верно - ваш случай - с намоканием и высыханием в условиях постоянной нагрузки - круче любого дёрганья "всухую" :)
но...
"мужики-то не знают" 😂

(Anonymous) June 1st, 2016
самый простой и надежный - прямой узел

alek_juzhnyj June 1st, 2016
Удавка, это все же немного не то, имхо.
Вот она, удавка



masterok June 1st, 2016
ну может в морском деле все же другая удавка , ХЗ

alek_juzhnyj June 1st, 2016
Вики:
"Использование в морском деле

В морском деле используется при временном креплении троса к плавающим в воде предметам или при накидывании и креплении троса к какому-либо предмету на берегу. Одна из самых прочных и надёжных самозатягивающихся петель. Её плотно прилегающие друг к другу завитки обеспечивают хорошие амортизационные и скользяще-захватывающие свойства[1]. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, так как ходовой конец троса не может выскользнуть из петли в случае её ослабления, и потому затягивающаяся удавка считается более надёжной.
Иные сферы применения

Может быть использован при рыбалке для соединения лески и снастей, а также в качестве бросательного груза.

Петля может использоваться для казни через повешение, откуда и получила своё название. Особенно распространено такое её использование в прошлом — так, в США она стойко ассоциируется с судом Линча, и во времена сегрегации петлю вывешивали в общественных местах для устрашения чернокожего населения. Публичный показ петли и сейчас считается в США разжиганием расовой ненависти и в ряде штатов наказывается штрафами[2]"

pyrcus June 1st, 2016
Второй узел в видео называется "эшафотный".
http://hermes-sz.com/upload/Knot/loop_2/%D0%AD%D1%88%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9.JPG

bomjatnik June 2nd, 2016
как такое вяжется?

soullaway June 2nd, 2016
Молча)

bomjatnik June 2nd, 2016
а под музыку?

soullaway June 2nd, 2016
Как вариант)

(Anonymous) June 2nd, 2016
Обязательно под разухабистую музыку с исполнением песенки:

Так весело,
Отчаянно
Шел к виселице он,
В последний час
В последний пляс
Пустился Макферсон.

Привет вам, тюрьмы короля,
Где жизнь влачат рабы!
Меня сегодня ждет петля
И гладкие столбы.

В полях войны среди мечей
Встречал я смерть не раз,
Но не дрожал я перед ней -
Не дрогну и сейчас!

Разбейте сталь моих оков,
Верните мой доспех.
Пусть выйдет десять смельчаков,
Я одолею всех.

Я жизнь свою провел в бою,
Умру не от меча.
Изменник предал жизнь мою
Веревке палача.

И перед смертью об одном
Душа моя грустит,
Что за меня в краю родном
Никто не отомстит.

Прости, мой край! Весь мир, прощай!
Меня поймали в сеть.
Но жалок тот, кто смерти ждет,
Не смея умереть!

Так весело,
Отчаянно
Шел к виселице он.
В последний час
В последний пляс
Пустился Макферсон.

ЗЫ
Эту песенку очень любил мой дед. ^_^

ЗЗЫ
Рыбацким штыком привязываю бельевую верёвку. Ему и другим узлам тоже дед научил, хотя моряком он не был.

bomjatnik June 2nd, 2016
о как! спасибо )

(Anonymous) June 2nd, 2016
Вы путаете удавку в прямом смысле этого слова (этот узе ещё называют эшафотный) и узел под названием "удавка".

pyrcus June 1st, 2016
Констриктора не хватает. :)

sergej_vl June 2nd, 2016
Плюсую.
Полезный узел, часто пригождается.

(Anonymous) June 2nd, 2016
Известен с античности - им связывали в т.ч. руки рабов.

ЗЫ
А есть ещё искусство сибари - вот уж где простор для фантазии! ^_^

rrrr June 1st, 2016
Ух! Вспомнил детство, несколько узлов тогда освоил, до сих пор руки помнят.
Новые разбирать сложнее... но до сих пор интересно.

xyi12 June 2nd, 2016
Какой узел порекомендуете чтобы повесить за яйца одно престарелое мудло? Удавка норм будет или есть чтото более лучше вот это все?😆

(Anonymous) June 2nd, 2016
дедушка денег на мороженое не дал?

xyi12 June 2nd, 2016
😆😆😆😂😂

Константин

(Anonymous) June 2nd, 2016
Португальский булинь вяжется с двумя петлями дабы можно было вставить обе ноги.
Здесь простой булинь, он же беседочный, пальстек, ну и ещё как-то.
Булинь необходимо уметь вязать и одной рукой, дабы привязать себя к концу находясь, скажем, в воде.

А вообще, хорошее напоминание про узлы. В повседневной жизни редко их вяжешь.

sergio_vorsin June 2nd, 2016
Как раз месяц назад попала мне в руки книжка: В. П. Митрофанов "Морские узлы".
Сижу теперь изучаю...тренируюсь.

(Anonymous) June 2nd, 2016
В настоящее время информацию о узлах полезно дополнить сведениями о возможности их применения для связывания синтетических тросов. Вот например, по собственному отрицательному опыту, оказалось, что плоский узел (№1) не подходит для связывания синтетики - развязывается под нагрузкой. Да и не только он. А простая петля (в тексте ее нет) при этом прекрасно держит. Вот так вот.

3000-ТОП

3000top June 2nd, 2016
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

notabler June 2nd, 2016
У меня права яхтенного рулевого есть с юности. Тогда мы сдавали специальный экзамен по узлам. А сейчас кроме восьмерки навряд ли чего вспомню.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1046284

В свое время нашел сайтик, там очень удачная табличка. В ней есть информация по надежности узла, например восьмерка уменьшает нагрузку на разрыв процентов на 20.

А так же плюсы и минусы узлов например альпийский проводник очень хорош, но его сложно завязать. А когда мозги на высоте и руки на морозе не работают, то может все печально кончится.

Летом катаюсь на лодке и немного лазаю по скалам - за зиму некоторые узлы забываются. Приходится подсматривать в интернете.)

andrey_andreew June 2nd, 2016
заметка хорошая, но сумбурная. Кстати, у моряков схватывающих узлов нет, их в альпинизме придумали - узел Прусика, карабинный и собственно схватывающий.

  • 1
?

Log in