Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего "сердца"



Как то мы обсуждали Последний минивэн АЗЛК и даже вспоминали про историю Автомобильного Завод имени Ленинского Комсомола, а теперь давайте узнаем еще одну интересную историю про всем известный автомобиль.

Когда в начале семидесятых на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола задумались о новом автомобиле, который в будущем заменит Москвичи 408 и 412, стало очевидно, что ему потребуется новый двигатель увеличенного рабочего объема. Ведь модель с кодовым обозначением "3-5" должна было оказаться в более высоком классе, чем прежние Москвичи и новейший ВАЗ-2101. Спору нет, верхнеклапанный двигатель УЗАМ-412 был вполне на уровне, но будущая машина должна была занять в табели о рангах место между Жигулями и Волгой – а это значит, что рабочий объем двигателя нового Москвича должен был увеличиться до 1,6-1,8 литра.

Кроме того ...

Увы, давний партнер АЗЛК – Уфимский завод воспринял такую идею «в штыки», отказавшись от работ по модернизации «четыреста двенадцатого двигателя» и увеличению рабочего объема. Официальная причина – «в связи с ограниченными возможностями оборудования для обработки коленчатых валов». Заводчанам стало ясно, что «новое сердце» для будущего Москвича придется осваивать собственными силами.

К сожалению, значительный пласт наработок конструкторов АЗЛК был «похоронен» вследствие кадровых перипетий: после того, как в 1976 году руководить заводом начали бывшие работники ЗИЛа, они стали рассматривать вариант приобретения лицензии на выпуск готового автомобиля – так, как это было сделано на ВАЗе. В Минавтопроме СССР к тому времени вдобавок решили, что новая модель АЗЛК должна получить привод на передние колеса. «Переднеприводная» тема была модной в мире – и она набирала обороты даже в Советском Союзе. Тольяттинский завод к тому времени уже несколько лет занимался разработкой будущей «восьмерки», а в Москве трудились над перспективными моделями классической компоновки, резонно рассудив, что многие мировые производители (Mercedes, BMW) остаются верны заднеприводной компоновке. Спущенное сверху решение отбросило АЗЛК практически на десятилетие назад – ведь, по сути, работами пришлось заниматься с нуля.

</p>
Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


С чужого плеча

Поскольку деньги на приобретение лицензии для выпуска какой-нибудь переднеприводной машины вроде Renault 16 никто выделять не собирался, заводчанам в приказном порядке пришлось заниматься разработкой нового Москвича на базе французского автомобиля Simca 1307. Машина была неплохой и даже стала Автомобилем года-1976, но… Перерисовать формы кузова – это одно, а разработать силовой агрегат для незнакомой компоновочной схемы – другое. Тем более, что у исходной «Симки» мотор был расположен поперечно, а не продольно.

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Таким образом, будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца»: в спешном порядке конструкторам прямо на реальном французском хэтчбеке пришлось адаптировать имевшийся в их распоряжении «четыреста двенадцатый мотор».

Ранний прототип заводчане метко нарекли Максимкой

Ранний прототип заводчане метко нарекли Максимкой



Но сразу стало очевидно, что для мощной и дорогой машины более высокого класса, чем прежние Москвичи, этот двигатель слабоват как по развиваемой мощности, так и по максимальному крутящему моменту. Для того, чтобы все же поставить модель на конвейер в середине восьмидесятых, в качестве альтернативы было решено использовать двигатель главного конкурента АЗЛК – от автомобиля ВАЗ. Наиболее мощным на тот момент был мотор «шестерки» – как известно, заднеприводного автомобиля. Именно так – переднеприводные Спутники во время работы над «сорок первым» еще просто не выпускались, и заводчанам пришлось приспосабливать к переднеприводному Москвичу моторы от «классик» – собственной модели 2140 и «люксовых» Жигулей 2106.

Это обстоятельство вынудило конструкторов «подсмотреть» компоновку у автомобилей концерна VAG – в частности, модели Audi 100.

Продольное расположение силового агрегата и передний привод – примерно как на Audi 100 тех лет

Продольное расположение силового агрегата и передний привод – примерно как на Audi 100 тех лет



Ведь классические моторы пришлось расположить продольно, поскольку из-за межцентрового расстояния цилиндров установить их поперек вместе с трансмиссией было бы весьма проблематично. С одной стороны, это потребовало увеличения переднего свеса и переноса радиатора системы охлаждения на левую сторону, а с другой – обеспечивало автомобилю довольно просторный салон с учетом наружных габаритов. Правда, сами двигатели пришлось несколько модернизировать, изменив по компоновочным требованиям детали впуска и системы смазки.

Чтобы встать на «сорок первый», двигателю Жигулей (на фото) пришлось потерять родную «кастрюлю» воздушного фильтра, да и от родной КП на АЗЛК отказались

Чтобы встать на «сорок первый», двигателю Жигулей (на фото) пришлось потерять родную «кастрюлю» воздушного фильтра, да и от родной КП на АЗЛК отказались

Конструктивные отличия модификации 2106-70 от исходника продиктовоны компоновочными соображениями

Конструктивные отличия модификации 2106-70 от исходника продиктовоны компоновочными соображениями


Порок сердца


Даже «шестерочный» мотор в доработанном «по месту» варианте 2106-70 с его восьмидесятью силами оказался для нового Москвича явно слабоват, а про устаревший к тому времени уфимский двигатель и говорить нечего – тем более, что из-за компоновочных неувязок конструкторам пришлось «задушить» его неоптимальной высотой впускного коллектора, что в итоге снизило отдачу мотора до 72 л. с.

В процессе доводки внешность машины слегка менялась. Но по силовым агрегатам все было решено изначально…

В процессе доводки внешность машины слегка менялась. Но по силовым агрегатам все было решено изначально…

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


А советские автомобилисты уже успели распробовать новую тольяттинскую машину восьмой модели, которая даже в базовом 1,3-литровом варианте оказалась очень динамичной. На пятидверной «девятке» вдобавок появился «восемьдесят третий» мотор объемом 1,5 литра, 70 «лошадок» которого обеспечивали новому ВАЗу уверенное преимущество над конкурентами. Так был забит первый гвоздь в гроб «сорок первого» – машина была дорогой (свыше девяти тысяч рублей!), но при этом имела довольно посредственную динамику. Конечно, многих советских пенсионеров динамика АЗЛК-2141 и -21412 вполне устраивала, но… автомобилю прочили большое будущее, которое он с такой «физподготовкой» явно не оправдывал. Многие предпочитали купить либо классические Жигули, либо более резвую и «молодежную» Самару – тем более, что Москвич стоил дороже «девятки»!

Уже когда первые Москвичи обретали своих счастливых (не всегда) владельцев, на заводе начали активно заниматься «моторной темой». Ведь было очевидно, что на модернизированном двигателе Москвича с индексом УЗАМ-331.10 далеко не уедешь, а «шестерочный» мотор ВАЗ поставлял в ограниченном количестве (и то лишь в начале выпуска).

Двигатель УЗАМ-331.10 (б) не особо отличался от исходника для М-412. И то – не в лучшую сторону.

Двигатель УЗАМ-331.10 (б) не особо отличался от исходника для М-412. И то – не в лучшую сторону.


Мотор, которого не было


Руководству Московского автозавода стало понятно – придется строить собственное моторостроительное предприятие и разрабатывать двигатель для «сорок первого» и последующих моделей самостоятельно.

Перспективный седан с индексом 2142 также должен был выпускаться с новыми двигателями. Увы, не срослось.

Перспективный седан с индексом 2142 также должен был выпускаться с новыми двигателями. Увы, не срослось.



Как мы уже рассказывали, за дело взялись не только специалисты АЗЛК, но и вазовцы. Для этого Минавтопром даже организовал специальный конкурс на конструкцию мотора, результаты которого были рассмотрены техсоветом министерства в марте 1987 года. По выводам совета, тольяттинский вариант имел «более глубокую технологическую проработку», но конструкция от АЗЛК была потенциально более экономичной и простой.

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Интересная деталь: мотор изначально задумывался в виде семейства различных агрегатов, причем не только работающих на бензине, но и дизельных! А ведь в то время легковой дизель в СССР просто не существовал!

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


На выставке ВДНХ в Москве были представлены два мотора – бензиновый с индексом 21414 и дизель 21423. Чугунный четырехцилиндровый блок с жесткой отливкой, алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением восьмиклапанного ГРМ с ременным приводом – конструкция обеих вариантов получилась вполне традиционной. При этом дизель и бензин довольно сильно унифицировали, что обещало снизить стоимость подготовки производства и упростить в дальнейшем обеспечение запасными частями.

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Как специалистов, так и простых потребителей радовало, что 1 800-кубовые агрегаты получились мощными – 95 л. с. у «бензинки» и 65 л. с. – у дизельной версии, что было вполне нормальным с учетом её атмосферности.

В сравнении с имевшимся на «сорок первом» мотором от Жигулей новые двигатели были заметно легче, компактнее и экономичнее.

Москвич пытались продавать за рубежом и с советскими двигателями. Обратите внимание на то, как название автомобиля писали на немецком языке!

Москвич пытались продавать за рубежом и с советскими двигателями. Обратите внимание на то, как название автомобиля писали на немецком языке!

Модель для французского рынка.

Модель для французского рынка.



В момент представления двигателей широкой общественности на территории АЗЛК уже забили сваи и начали монтировать колонны моторного корпуса, где и предстояло выпускать спроектированные агрегаты. В дальнейшем моторная линейка была дополнена шестнадцатиклапанным вариантом бензинового двигателя 21416 и турбодизелем 21413. Таким образом, в перспективе «сорок первый» наконец-то должен был избавиться от «сердечной недостаточности», получив собственные моторы достаточной мощности.

В ожидании «своего сердца» большинство ранних Москвичей сошли с конвейера с жигулевским двигателем 2106-70

В ожидании «своего сердца» большинство ранних Москвичей сошли с конвейера с жигулевским двигателем 2106-70

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


На экспериментальном спортивном Алеко-141КР двигатель «переехал» в заднюю часть кузова

На экспериментальном спортивном Алеко-141КР двигатель «переехал» в заднюю часть кузова



Увы, планам не суждено было стать реальностью: в 1991 году СССР распался, и финансирование проекта было приостановлено. Стало не до моторного производства и самому заводу, ведь в конце восьмидесятых годов банк ВТБ взял под закупку импортного оборудования кредит в размере 800 миллионов долларов, который «висел» на предприятии. В итоге моторостроительный «завод в заводе» так и не был достроен, а переднеприводный Москвич до конца своих дней пользовался чужими силовыми агрегатами.

Венгерский Auto Motor

Венгерский Auto Motor

Фото для венгерского Auto Motor

Фото для венгерского Auto Motor

Aleko пытались продавать даже в ФРГ, но – с дизелем Ford

Aleko пытались продавать даже в ФРГ, но – с дизелем Ford



Кроме уже известных моторов ВАЗ-2106-70 и УЗАМ-331.10, под капотом Алеко даже прописались «иностранцы» – в начале девяностых на экспортные модификации устанавливали «всефордовский» двигатель FORD RTF (XLD418) объемом 1,8 литра, а в середине девяностых «сорок первый» наконец-то обрел достойный мотор – двухлитровый бензиновый двигатель Renault F3R272 мексиканского производства, обеспечивавший московской машине разгонную динамику, сравнимую со шестнадцатиклапанными ВАЗами. С 1994 года объем уфимских моторов все-таки увеличился до запланированных еще в семидесятые годы 1,7-1,8 литра, но… к концу ХХ века мощнейший советский автозавод оказался на грани банкротства. Именно поэтому участь АЗЛК-2141 была предрешена независимо от того, какой именно из чужих двигателей стоял под его длинным капотом.

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


ЧУДО- ELKO

В 1988 году в Германии на АЗЛК-2141 попробовали примерить дизель ELKO немецкой компании Elsbett. Благодаря оригинальным конструкторским решениям работавший на биотопливе (!) трехцилиндровый дизель с наддувом получался очень экономичным и экологически чистым, при этом его энерговооруженность удивляла даже специалистов. Однако мотор оказался чересчур вибронагруженным.

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора


«Сорок первый» с дизелем ELKO демонстрировал уникальную экономичность: расход топлива в среднем составлял около четырех с половиной литров на сотню, а во время выступления «вне зачета» на советском эко-ралли экипажу удалось показать фантастический результат – 2,69 л/100 км! Заводчане сразу взяли чудо-мотор в оборот, планируя выпускать по 120 000 машин с таким силовым агрегатом, однако технологические и, главное, финансовые ограничения поставили крест на практической реализации проекта ЭЛКО. Чуда не случилось.

Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора

[
источники]
источник
http://www.kolesa.ru/article/porok-serdtsa-pochemu-azlk-2141-nikogda-ne-imel-svoego-motora
http://nnm.me/blogs/X-Hunter777/porok-serdca-pochemu-azlk-2141-nikogda-ne-imel-svoego-motora/




Вот еще несколько интересных автомобилей СССР: напоминаю вам про Газотурбинный КРАЗ, а вот такой удивительный ГАЗ-3105 "Волга". Вот еще Сверхпроходимый советский внедорожник — «Луноход» плюс История «РАФика» , а так же Неизвестный «Запорожец»


Posts from This Journal by “СССР” Tag


Buy for 310 tokens
Самое грустное, что это не шутка. Столь "креативная" идея пришла на ум учителям одной из школ в селе Правобережное в Чечне. Преподаватели придумали сразу несколько интересных детям тематик: певцы Егор Крид, ЮрКисс (это вообще кто?) или Ольга Бузова. Практически все десятиклассники решили…

  • 1

Там ещё и масляный поддон

yra22yra June 30th, 2016
от простого Москвича не подходил - свой был. А вообще редкое говно. Я на нём полгода ездил и продал за полцены кое-как. И рад был до жопы при этом. Хотя бонус был - такой печки как в этом гадком утёнке ни в одной нашей машине тогда не было))))0.

mostovoy June 30th, 2016
Для москвича лучшим был F3R. С этим двигателем машина спокойна могла рвать даже в левом ряду. Но при активной езде летела коробка. Крепление не выдерживало и требовался сервис. И еще можно ездить 3-6 месяцев. Догадаться взять еще и коробку видимо ума не хватало.

В те времена

yra22yra June 30th, 2016
выбора у нас в городе вообще не было - взял что дали, потом с радостью отдал. После этого говна купил Волгу, 3110 только-только пошли, тоже намучился, но подольше))))

capt_threepwood June 30th, 2016
с коробкой всё там нормально. рвались массово опоры кпп последних лет выпуска, лечилось навсегда заменой на шеви-нивские.

zoghozzerofive June 30th, 2016
Потому что этот ваш АЗЛК не имел своих мозгов.

crafthouse June 30th, 2016
Сколько ездил на Audi80 всегда отмечал схожесть кузова с 2141

andybelg June 30th, 2016
А где он щас? Как же импортазамещеньяскаленвставаньяскрепамипатрясанье?.....

vanyabrog June 30th, 2016
логаны там клепают вроде

Как обычно, за что ни берутся русские руки, всё равно получается жопа. Зато оружие для убийства себе подобных у них отлично выходит

syetin June 30th, 2016
Сам то русский? Где рука, уёбище?

ershyk June 30th, 2016
Да только евреи ивановы хорошие люди

global_avantur June 30th, 2016
как показывают статьи на подобные темы, русским рукам просто не хватило времени.
Развал СССР обломил многие хорошие и перспективные начинания.
Всё бы было.

glserg June 30th, 2016
На два последних комента:
последним директором АЗЛК был Рубен Саркисович Асатрян, его роль в развале завода решениях неоценима (ну если только в томах уголовного дела которое вряд ли когда заведут). Заодно можно вспомнить компанию "АМИТУН"

chaldon67 June 30th, 2016
Помню когда получали по целевым и пригоняли их. Болты на поддоне половина растерялось, амортизаторы двери багажника сдулись, кузов сгнил быстро. А вот печка-да уж. А на уфимском движке(если бы не бензонасос) я надеюсь ещё погоняю. Только на 412м.

rogub36 June 30th, 2016
Помню это чудо. Помнится даже его запах, новенький стоял в отцовском гараже).

drughok June 30th, 2016
Помнится я уже где то это видел.....и про кузов американский и про дизель немецкий...2-3года назад где то

Владел таким 89 года выпуска с коричневым салоном. Самые теплые воспоминания. Двигатель да слабоват, но если эту баржу разгонишь, то летит плавно. Устойчивость и управляемость превосходная. Продал со слезами на глазах. У отца был с серым салоном 92 года рождения, во тот был говно полное.

patamushta74 June 30th, 2016
восьмидесятью - восемьюдесятью

padvel11 June 30th, 2016
безнадежное было государство.

antiteron June 30th, 2016
А почему про модификацию для спецслужб не рассказал?
С роторным двиглом?

el_chupacabra_XIII July 4th, 2016
не ставили на эту шаланду роторник. нахрена, если тазовские зубилы и классики на 150-200 кил легче?? вот и ставили из на семерки и зубилы

syetin June 30th, 2016
Комфортная машина была. Помню первый раз не неё сел. Чужой город. Ульяновск. лосиный тест прошел на 5. Сложечку упустил конечно в трусы. Но, все живые...

Edited at 2016-06-30 04:24 pm (UTC)

duke_alba June 30th, 2016
Покатался я в своё время на "Реногоре" - шустрая была машинка. Правда, тормозила не вдруг :-) До сих пор жаль, что АЗЛК накрылся :-(

ershyk June 30th, 2016
Вазовский 1,6 от классики никогда не имел 80 сил, 80 лошадок имел уфимский 1,7 и ничего нормально пер, 2 литра конечно было уже хорошо, а от рено 112лс по временамсередины 90х было нечто.
Дорогу 41 держал лучше 10ки не говоря о всяких 9ках, 140 крейсерская скорость.

3000-ТОП

3000top June 30th, 2016
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

lisiy_ml June 30th, 2016
Очень интересный репортаж, я многое не знал.

Мой самый первый автомобиль был как раз Москвич 2141.

Edited at 2016-06-30 06:16 pm (UTC)

masterok June 30th, 2016
а мой Москвич 407 :-)

lisiy_ml June 30th, 2016
ого! вот это раритет)))

afroukrainec June 30th, 2016
был опыт владения... 21412. если разгонишь до 130 (что было оооочень трудно) то вполне хорошо держал дорогу. салон класс, но качество, особенно передней панели!!! ну и качество сборки то же оставляло желать....

global_avantur June 30th, 2016
Спасибо!

buran293 October 6th, 2016
АвтомобильЗаранееЛишенныйКачества(АЗЛК)™

  • 1
?

Log in