Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Подводная лодка под парусом

Русская подводная лодка Нерпа
Русская подводная лодка «Нерпа» с поставленным для маскировки парусом, 1916 г.

Подводная лодка под парусом — это не фантастика. И речь не о первых опытах подводного плавания. В истории ХХ века тоже бывали случаи, когда паруса, поднятые над субмариной, оказывались весьма кстати.

Например, пока подлодки были лишь «ныряющими» и большую часть крейсерства проводили в надводном положении, поставленный на перископе парус или его имитация служил отличным средством маскировки: издали субмарину легко было принять за маленькое рыбачье судно. Подводники получали возможность первыми опознать встреченное судно и предпринять соответствующие действия.


Именно так поступали, в частности, командиры подводных лодок Черноморского флота в годы Первой мировой войны.

А вот обстоятельства, вынудившие в апреле 1942 года поднять импровизированные паруса над советской подлодкой «Щ-421», были весьма драматическими. «Щука» подорвалась на немецкой противолодочной мине, лишилась хода и возможности погружаться. Чтобы предотвратить дрейф к вражескому побережью, из чехлов дизелей экстренно сшили парус и подняли его на перископе. Конечно, доплыть с таким движителем до базы было нереально, поэтому после подхода подлодки «К-22» и неудачной попытки буксировать аварийную «щуку», последнюю пришлось затопить. Экипаж «Щ-421» перешёл на «катюшу» и прибыл в базу без потерь.


Экипаж подводной лодки Щ-421

Экипаж подводной лодки «Щ-421».


Встреча подводных лодок К-22 и Щ-421

Встреча подводных лодок «К-22» и «Щ-421». Художник А. Заикин.


Следует также упомянуть об экспериментах с применением парусов на современных эсминцах, проводимых американцами перед Второй мировой войной. Определённая логика в этих опытах была: огромные просторы тихоокеанского театра заставляли рассматривать паруса и как средство экономии топлива, и как аварийный движитель. Правда, в боевых условиях использовать парусное вооружении на военных кораблях оказалось невозможным.


Американский эсминец Tucker

Американский эсминец «Tucker» под парусами, конец 1930-х гг.


Импровизированные паруса на эсминце Somers

Импровизированные паруса на эсминце «Somers», 1941 г.


Зато несколько советских катеров типа МО-4, базировавшихся на Тихом океане, в 1942-1943 годах по инициативе их экипажей были оснащены парусами наподобие шлюпочных. Это было вызвано тем, что установленные на катерах шумопеленгаторы «Посейдон» при работе двигателей оказались малоэффективны, а движение под парусами в режиме прослушивания резко увеличивало дальность обнаружения подводных целей. Столь оригинальную идею предложил капитан-лейтенант М.Сагуленко, а проект парусного вооружения катера разработал бывший севастопольский яхтсмен старший лейтенант Н.Полонский.


Морской охотник типа МО-4 под парусами

Морской охотник типа МО-4 под парусами. Художник А. Сазанов («Катера и яхты» №2 за 1986 г.).


По мнению командира экспериментально «парусного» катера капитан-лейтенанта Я.Копылова, применение парусов попутно давало еще два преимущества: делало морской охотник абсолютно незаметным для акустиков вражеской субмарины, а также позволяло экономить топливо. Правда, в 1943 году на вооружение поступили новые гидролокаторы «Тамир», эффективность работы которых уже мало зависела от шума собственных двигателей. Соответственно, надобность в парусах на морских охотниках отпала.






А вот совсем недавно разрабатывался проект грузового парусного судна в Токийском университете. Вернее, даже не судна, а складного пятисекционного пластико-аллюминиевого автоматически контролируемого паруса шириной 20 м высотой 50 м. Установить такие паруса можно будет на любое грузовое судно, наиболее эффективным использование таких парусов разработчикам представляется на танкерах и балкерах. Предполагаемая стоимость кождого паруса ~ $2.5 млн., ожидаемая окупаемость (за счет экономии топлива) - от 5 до 10 лет.







[источники]источник
http://ocean-media.su/submariny-i-e-smintsy-pod-parusami/
http://www.morehod.ru/forum/kajut-kompanija/torgovoe-sudno-s-parusom-t14953-60.html

-

А видели ли вы когда нибудь Корабль под турбопарусами . Во еще Самая большая парусная яхта в мире и первое в мире грузовое судно с тягой в виде паруса.


Posts from This Journal by “Корабли” Tag

  • Боевые ледоколы России и "море Путина"

    Однозначно, что ледокольный флот это гордость России. Такого флота даже близко нет ни у одной страны мира. А различные "движения" вокруг…

  • Последний парад БПК «Очаков»

    Большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и…

  • Эпическое крушение Princess May

    Удивительная фотография, не правда ли? Как такой большой пароход попал туда и практически висит над водой над водой? Такое ощущение, что он на…


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Александр Туркин November 10th, 2016
"Дрогобыч" в этой связи не лишним будет упомянуть. СССР. Там по моему за счет парусов в районе 10-12% экономия топлива достигалась.

thor72baron November 12th, 2016
Вроде бы во Франции ещё были до ПМВ электрические подлодки с парусом. Аккумуляторы заряжались на базе, подлодка уходила на задание (недалеко от берега, конечно). А если заряд кончался - обратно должна была вернуться под парусом...

  • 1
?

Log in