Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Почему машина называется "Нива"



Не так давно я с большим интересом узнал, что название "Лукойл" расшифровывается далеко не "look+oil". А вот сегодня я с не меньшим удивлением узнал, что оказывается название машины "Нива" совершенно не имеет никакого отношения к засеянным полям и селу.

А как же оно образовалось я вам сейчас расскажу ...





Еще в 2013 году с конвейера «АвтоВАЗа» сошел двухмиллионный экземпляр трехдверного внедорожника Lada 4×4, более известный россиянам под прежним названием «Нива». Случай этот можно назвать почти исключительным, ведь за 36 лет производства автомобиль ни разу не поменял свой внешний вид: «Нива» продолжает взирать на мир большими "глазами"- фарами, удивленно приподняв «брови» поворотников.

В своеобразный день рождения «Нивы» хочется вспомнить, как создавался тольяттинский «вездеход», ставший первым доступным джипом в СССР и удостоившийся всемирного признания. Ведь даже сейчас «Нива» остается самым экспортируемым отечественным автомобилем. В 2012 году завод отправил за границу более десяти тысяч внедорожников! Более того, в Германии несколько месяцев назад появилась специальная серия Lada 4×4. Покупателям предлагают трехлетнюю гарантию и сервис помощи при поломке на дороге на такой же срок, а также дополнительную защиту кузова от сколов и царапин. В целом, на выбор немцам предлагают больше версий 4×4, чем россиянам. В Германии можно приобрести модель со снегоуборочным ковшом спереди или со специальным отсеком для дичи в багажнике.

Но вернемся в 1970 год. Именно тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и «АвтоВАЗ» создать принципиально новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника.

Спустя пару лет конструкторы и дизайнеры АЗЛК представили на суд комиссии внедорожник «Москвич-2150», однако в серийное производство машина не пошла. Называются разные причины, но так или иначе автомобиль являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным джипом. В итоге в 1974 году в решающей схватке на государственных испытаниях сошлись ИЖ-14 и «Нива».

Как я уже упоминал, название автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» не имеет отношения к засеянным полям. Оно получилось сложением первых букв имён детей главных конструкторов: у одного были дочери Наталья и Ирина, а у другого — сыновья Вадим и Андрей.





Впрочем, конкурентов у ИЖа могло и не оказаться, ведь изначально спроектированная «Нива» выглядела весьма удручающе и даже среди вазовцев получила шутливое название — «крокодил». Страшненький тентованный автомобиль ВАЗ-Э2121 являл собой по сути шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» принимает к 1973 году стараниями дизайнера Валерия Семушкина. Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор, а ныне ведущий инженер-конструктор Петр Прусов:

«По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация. При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант… То есть, все склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил. Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно). Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).



И я пошел к Соловьеву (главный конструктор ВАЗа ) и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта. На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Скмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести еще не успели и в сравнении он явно проигрывал.

Но Соловьев посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел еще раз все взвесить. К техсовету были подготовлены оба варианта. И как только совет начался, Соловьев сделал гениальный ход. Он подошел сначала к открытому макету: «Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так — накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным».

И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила! Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились, и далее работа шла в соответствии с принятым направлением".




Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина, который в интервью рассказывал о своей симпатии к малолитражке FIAT-127. Сложно сказать наверняка, отталкивался ли художник при создании «Нивы» от этого автомобиля, но при большом желании сходство между ними найти можно.

Итак, в 1974 году комиссии предстояло сделать нелегкий выбор — «Нива» или ИЖ-14? Однако, как это зачастую бывало в Стране Советов, настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на полигонах, заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ижевского внедорожника на тот момент была уже решена. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства…



FIAT-127

В 1977 году ВАЗ-2121 встает на конвейер и попадает в продажу. Цена — 9000 рублей, это немногим дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». Колхозники и труженики села покупать новый автомобиль не спешили: и цена кусалась, да и выбор был не велик, так как 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло. Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов:

«…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская „Нива“ проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии „Нив“ продали в четыре раза больше, чем годом ранее! „Нива“ успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на „Ниву“, а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же „Нива“ была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей „Нив“, а в Англии поклонники „Нивы“ даже издают свой журнал!»



Конечно, экспортная «Нива» разительно отличалась от советского варианта. В зависимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», панорамные зеркала, винилы на дверях и крыше, задний дворник (на первых наших авто их не было), пластиковые молдинги и расширители колестных арок, литые диски и люки, напрочь перешивался салон, срезалась крыша. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера…

В Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — вообще нормальное явление. В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой „Ладе“ нет равных, показывает — русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу…»




Популярности «Ниве» добавляли и успехи в автоспорте. В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а еще через год в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!



В условиях серьезного спроса на автомобиль было бы логичным задуматься о выпуске нового поколения внедорожника. И это было сделано, однако дальше изготовления макета дело не пошло. Пожалуй, самый современный дизайн имел «концепт» 1987 года, впрочем, СССР уже начинал разваливаться и дизайнеры стали осознавать, что работают «в стол».

За свою долгую конвейерную жизнь «Нива» заметно модернизировалась лишь дважды — в 1994 и 2009 годах. Впрочем, с дизайнерской точки зрения, обе эти модернизации сложно даже рестайлингом назвать — в ходе первой понизился проем задней двери вкупе с появлением вертикальных задних фонарей, а в ходе второй подретушировали «шестерочные» поворотники. В 2006 году название «Нива» применительно к старому автомобилю вовсе исчезло из прайс-листов: теперь модель называется просто «4×4».

На сегодняшний день Lada 4×4 продается в России с трех- и пятидверным кузовом. Модель оснащается единственной 83-сильной бензиновой «четверкой». Начальная стоимость пятидверки составляет 386 тысяч рублей, трехдверки — 345 тысяч 700 рублей. По итогам прошлого года внедорожник разошелся тиражом 54 тысячи 656 экземпляров, что стало пятым результатом среди всех моделей «АвтоВАЗа».


Вместо эпилога

За тридцать с лишним лет «Нива» послужила базой для создания такого количества модификаций, что наверно, может претендовать на попадание в Книгу Рекордов Гиннеса.

история модели, нива, lada 4x4


На базе «Нивы» хотели выпускать амфибию ВАЗ-2122. Однако военные отказались выделить средства на закупку автомоблей, и необычный проект остался «на полке». На фото один из промежуточных образцов во время плава

С 2000 по 2002 год LADA 4х4 производилась и в Эквадоре. На фото автомобили первой партии, собранные на заводе в городе Кито. В дальнейшем нестабильная политическая ситуация в Эквадоре не позволила продолжить реализацию проекта


история модели, нива, lada 4x4


Вариант с открытым кузовом для использования в теплом климате и курортных зонах – носил имя «Ландоле»


история модели, нива, lada 4x4


LADA Niva Marsh. Автомобиль более чем пригоден для охоты, рыбалки, проведения инспекций нефте и газопроводов, для доставки груза и людей в труднодоступные места и т.д.


история модели, нива, lada 4x4


Модификация «Скорая помощь»


история модели, нива, lada 4x4


В актив «Нивы» следует записать и покорение Северного полюса: в апреле 1998 года она, будучи сброшенной с парашюта, завелась и дошла до макушки Земли



история модели, нива, lada 4x4


Обычная «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен. Сейчас автомобиль-герой восстановлен и находится в музее АвтоВАЗа


история модели, нива, lada 4x4


Автомобиль «Рысь» с повышенными внедорожными характеристиками. Машины собирают под конкретного заказчика


история модели, нива, lada 4x4


Спецкомплектация News Hunter для журналистов


история модели, нива, lada 4x4


Экспедиция Тибет-99. «Нива» в Гималаях взяла высоту в 5726 метров над уровнем моря



история модели, нива, lada 4x4


LADA 4x4 бульдозер


история модели, нива, lada 4x4



[источники]источники
http://sovross.ru/articles/888/14900
http://svpressa.ru/auto/article/65479/




А вот еще из истории советского автопрома: давайте почитаем Как и зачем создавали Lada Samara, а вот были же Миллион "шишиг" с конвейера. Вот был такой малоизвестный ГАЗ - Торпедо и очень актуальный на тот момент вопрос - Почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего "сердца". Давайте вспомним еще Советский автомобильный самострой,а вот Последний минивэн АЗЛК и про САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ СССР.


Posts from This Journal by “Авто” Tag

  • Запорожец - спорткар

    Мы уже с вами как то с удивлением рассматривали вот такие варианты НЕИЗВЕСТНОГО ЗАПОРОЖЦА А ведь мало кто знает, что в 60-х «горбатый» ЗАЗ-965…

  • Двигатель без ГРМ

    Очень спорная тема в интернете. Часть людей утверждает, что за этим будущее, а другая часть говорит, что тут нет ничего нового, все это уже давно…

  • Ввоз подержанных иномарок ЗАПРЕТИЛИ

    Ага, помните я писал и мы обсуждали, что Ввоз подержанных иномарок запретят с 1 января. Что за причина? А все из за того, что "С 1 января…


Buy for 310 tokens
"O tempora! O mores!" - латинское крылатое выражение, сказанное видным древнеримским политиком Цицероном много веков назад, не теряющее актуальности и по сей день. И если старина Цицерон сказал его во время какого-то замеса в сенате, то сейчас его применяют к нынешнему поколению. Сегодня, сидя…

Это просто, сударь:

mitrichu January 2nd, 17:20
Машина создавалась, по идее, для селян.

Re: Это просто, сударь:

masterok January 2nd, 17:22
не, никакого отношения с селу название не имеет.

Офис Камышин January 2nd, 17:28
Машина - зверь ! Металл - говно !

mitrichu January 2nd, 17:40
Смотря какой металл.

Цена не такая

capricom January 2nd, 17:40

Re: Цена не такая

n272nm January 3rd, 0:17
Охренеть. Это говно до сих пор продают, да еще по конскому прайсу!!!

(Deleted comment)
abzaz_423 January 2nd, 17:50
Отличная машина для охоты.

mercator100 January 2nd, 18:16
Нива единственное авто не спизженое с иностранных аналогов.

mercatror99 January 2nd, 19:09
Как я рад, как я рад, что есть город Ленинград!

oleksiy_fomenko January 2nd, 18:27

Изначально Нива стоила 10300 рублей, только к концу 1984 года (кажется, в сентябре) цена была снижена до 9000 рублей


traktorbelarus January 2nd, 18:45
Была у меня , - красная .

nikvision January 2nd, 19:03
двудверность подбешивала,а так неплохая машинка для своего времени.

kot_kak_kot January 2nd, 22:43
Две двери не просто каприз конструкторов.
Это короткая база для лучшей проходимости

catsapp January 2nd, 19:19
НИВА имя стырило СП. Предлагаю переставить буквы НИВА и дать новое имя ИВАН

allowerdy January 2nd, 19:33
Нива была первым в мире внедорожником без рамы. Фактически Нива дала рождение целого нового класса паркетников. При этом по проходимости среди паркетников не имеет равных до сих пор. Движок туда бы нормальный.

kocclow_1975 January 3rd, 11:10
Хм. Победа, частично, тоже шла с полным приводом и имела несущий кузов, а не раму.

alex_des January 2nd, 19:36
цитата: "будучи сброшенной с парашюта"
исправьте ошибку. Правильно писать "сброшенной с парашютом" (т.е. с чем, а не с чего)
"с парашюта", конечно, тоже можно, если заехать на парашют и с него сбросить машину :)

a_klunya January 3rd, 8:09
Самолет назывался Иван Михайлович Парашют.

sanyris January 2nd, 20:05
Где-то читал,  что при создании первых внедорожников японских Isuzu были испозованы чертежи  нивы

outstalker January 3rd, 9:02
Suzuki покупала лицензию и сделала, в итоге, из Нивы, - Grand Vitara'у

warikap January 2nd, 20:07
Оно получилось сложением первых букв имён детей главных конструкторов: у одного были дочери Наталья и Ирина, а у другого — сыновья Вадим и Андрей.

Версия несерьёзная и притянутая за уши. А если бы детей звали Жанна,Ольга,Пётр и Андрей,то
как машина называлась бы? Будь название дано по первым буквам имён,то и писалось бы как аббревиатура - заглавными буквами и без кавычек. Конечно,постфактум можно расшифровывать это слово как заблагорассудится,и вложить в название любой собственный смысл. Ненаказуемо.

volch555 January 3rd, 6:45
Скорее всего авторы придумали названия по именам детей, но никому тогда об этом не сказали :)

denisanikin January 2nd, 20:10
знакомая машинка на первой фотографии )

Вибромобиль!)))


ivan_myr January 2nd, 20:26
Спасибо! Прочитал, даже задумался - а не купить ли такое чудо.

science_power January 2nd, 20:54
Упаси вас господи

stetson_hat January 2nd, 20:30
Всё замечательно, но "сбросить с парашюта" означает отцепить от строп и сбросить отдельно от парашюта.

nizhlogger January 2nd, 20:45
Я помню как на название новой машины "для селян" по всему СССР был объявлен конкурс.
И потом было объявлено что победило название "нива".
Так что версия что название составилось из чьих то имён выглядит как минимум фейком. Или чьей-то фантазией.

mordehai_kac January 3rd, 16:59
Подтверждаю, тоже помню.

vitaliiskoray03 January 2nd, 20:47
Была у меня 21 1994 года рождения.

Попалась гнилая, ездить не любила, часто ломалась.

Вспоминаю с ужасом, но проходимая

rusengineer January 2nd, 20:48
Всегда считал Ниву председательской машиной, они до этого в колхозах на "козлАх" катались и Косыгин ее под них задумывал.

Edited at 2017-01-02 08:54 pm (UTC)

101 January 2nd, 20:48
Торговую марку "нива" продали Шевроле, так что Нивы больше нет

eugene_tsypin January 2nd, 23:26
Есть "Лада 4х4".

science_power January 2nd, 20:53
Три года с помощью на дороге? Хмммм, БМВ - четыре (6 и 160 т км за доп плату), Форд - три, двигатель и трансмиссия - пять, Лексус - 4/6, Hundai - 5 лет, двигатель и трансмиссия - 10 лет гарантии.

Edited at 2017-01-02 08:54 pm (UTC)

iv_an_ru January 3rd, 3:26
> Форд - три, двигатель и трансмиссия - пять

У меня еврофордовый си-макс, у него эта самая помощь на дороге до тех пор, пока обслуживаешься у официалов. В итоге у меня не то 2007, не то 2008-го года жоповозка --- и всё ещё "помощь..." Сколько было гарантии --не помню.

С другой стороны, у внедорожников всё суровее, по иным дорогам можно и за сезон машину убить, и помощь на дороге в этой самой "дороге" утопить :)

mik_2016 January 2nd, 21:13
Интересная заметка.
Полагаю, что "с не меньшим удивлением" узнаете сегодня,
что ни "АвтоВаз", ни "Лукойл" России не принадлежат.
Их нынешние собственники иностранные компании.


ivan_myr January 2nd, 21:50

Лукойл - изначально частная компания.


kremlin_curant January 2nd, 21:27
Нива 1-я моя машина. Купил в 1986-м. Тогда везде писали, что её так назвали потому что она для села.
В городе от неё мало толка. Бензина много жрала. Но для бездорожья хорошая машина.

oldden January 2nd, 22:41

?

Log in