Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry

Японский меч



В течение десяти столетий клинки японских мечей существуют без особых изменений в конструкции. Благодаря превосходным качествам этого вида холодного оружия, а также особому отношению японской нации к этим, казалось бы сугубо функциональным предметам, их история обросла всяческими вымыслами и догадками. Среди европейцев, стремящихся познать «загадки» дальневосточных цивилизаций через мистику религиозных учений и боевых искусств, родился миф о «сверхоружии», лучше и опаснее которого нет ничего.
Причем вера эта распространяется на все клинки японских мечей без исключения, хотя в разные эпохи среди этих изделий не всегда встречались удачные.

ДЗЁКОТО (ДРЕВНИЕ МЕЧИ)

Железо и бронза были завезены в Японию из континентального Китая одновременно в III веке до н. э. И достаточно долгий промежуток времени оружие из металла существовало одновременно с продолжавшимися изготовляться каменными изделиями. При этом заметно разделение их функционального назначения. Если каменное и железное оружие имело практическое значение в повседневной жизни, бронзовое стало предметом ритуально-церемониальных действий. Этому способствовало возможно то, что сырье для производства бронзы (медь, олово и различные добавки, улучшающие качество бронзы) более редкое и, соответственно, более дорогое на японских островах, чем железосодержащая руда. Кроме этого, золотистый цвет бронзы и, соответственно, изделия, изготовленные из этого материала, ассоциировались у людей, высшим божеством которых было солнце, с миром Ками – японских божеств.


Бронзовые мечи несли в себе знаковую нагрузку, подчеркивая высокое положение владельца. Поэтому их старались сделать более декоративными, привлекательными. Такое стечение обстоятельств, когда часть оружия изначально не предназначалась для практического использования, породило на заре формирования японской культуры особую эстетику его восприятия, т.е. основное внимание обращалось на фактуру поверхности, форму, цвет и игру cвета. Именно с тех времен протянулась переходящая сквозь века традиция восприятия японцем меча как эстетически самодостаточной вещи, в которой сконцентрирован окружающий его мир.
Первоначально изготовлявшиеся в Японии образцы имели сходство с привезенными из Китая, а затем и из Кореи. Чтобы полнее удовлетворить вкусы и потребности японцев, их стали видоизменять (в основном, по размерам). Но по качеству металла эти мечи уступали ввозимым образцам.





Первыми мечами японцев стали обоюдоострые мечи с узкими прямыми клинками. Такие находки датируются II – I веками до н. э. Бронзовые образцы отливались вместе с рукоятками, клинки железных мечей могли оканчиваться хвостовиком, на который рукоятка насаживалась. Но обоюдоострый клинок, в сечении сужающийся от середины к лезвиям, из-за невысокого качества металла, мог переломиться. Очевидно, опыт практического применения оружия в боях способствовал тому, что постепенно клинки, оставаясь прямыми по всей своей длине, приобрели одностороннюю заточку и достаточно массивный обух со стороны, противоположной лезвию. Клинок стал толще и, соответственно, лучше противостоял нагрузкам. Произошло это в I – II веках. При этом прямые клинки боевых мечей с односторонней заточкой повторяли китайские образцы, оставаясь достаточно длинными и узкими (длина: 60–70 см и ширина: 2,2–2,8 см), или являлись местным – японским – типом, отличающимся более широким и коротким клинком часто имеющим вогнутое, как у ятагана лезвие.
Но преобладал все же более изящный и узкий клинок, позволявший более быстро манипулировать мечом и обеспечивающий воину техническое преимущество над противником.

При этом в повседневной жизни обоюдоострые мечи кэн (или цуруги) продолжали свое существование, оставаясь культовыми предметами, в отличие от боевых тёкуто – прямых мечей с односторонней заточкой, – имевших сугубо функциональное предназначение. Это подтверждает бронзовый меч Кэн, найденный археологами в 1978 году в одном из могильных курганов недалеко от Токио, так называемый «меч из Инарияма». На его клинке есть надпись-посвящение, в которой архаичный японский содержит некоторые обороты характерные для корейского языка. Это позволяет предположить, что мастерами-изготовителями могли быть эмигранты из Кореи, с которой Япония в то время поддерживала связь.

Начинается надпись с перечисления 8 колен предков и далее: «…из поколения в поколение до сегодняшнего, семья Вовакэ-но Оми служила главой меченосцев. Когда великий государь (оокими – великий Ван) Вакатакэру (456–479 гг. царствования) пребывал во дворце Сики, Вовакэ-но Оми было доверено помогать управлять Поднебесной. В ознаменование этого приказано изготовить этот острый стократно закаленный меч и записать истоки его (Вавакэ-но Оми) службы, начиная с предков».

Надпись, содержащая 115 иероглифов, нанесена с обеих сторон клинка, который конечно же не мог быть стократно каленым хотя бы потому, что бронза вообще не поддается закалке. Это либо гипербола, подчеркивающая дороговизну и ценность изделия, созданного в память о выдающемся событии, либо неточность современного переводчика, не знающего тонкостей технологии изготовления такого рода изделий. Дело в том, что для улучшения режущих свойств бронзовое оружие отбивали по лезвию, уплотняя структуру металла, точно так же, как делают это с современными косами. И возможно здесь речь идет об ударах кувалдой, неоднократно наносимых по краям клинка вдоль лезвий.



В то время меч был редким и дорогим оружием, которое могли позволить себе немногие. Поэтому и боевым мечам старались придать индивидуальность и, следуя оружейной моде, их рукоятки украшались навершиями, по форме и размерам которых сейчас древние тёкуто систематизированы. Самые простые навершия изготавливались в виде кольца, у более изящных внутри кольца были стилизованные изображения пары драконов. Существовали навершия в виде прямоугольника вытянутого по оси клинка или расположенного поперек (такой меч называют кабуцути-то – меч с молотом). Большой интерес представляет тёкуто с навершием в виде луковицы, появившийся в VI в. На них впервые монтируется такой элемент, как цуба (Клинок №3, 2003 г. «Цуба – мечта коллекционера). Если более ранние типы наверший пришли из Китая и Кореи, то последний тип прямого меча с цуба – местного происхождения. С него и началась многовековая история японского меча.


ЭРА ИЗОГНУТЫХ КЛИНКОВ


В то время, когда в Японии еще повсеместно изготовлялись прямые тёкуто, на континенте – в Китае и Корее стали применяться в массовом количестве клинки изогнутые. Заимствована эта форма была у степных кочевников, предпочитавших воевать верхом на лошади.

Именно в этом случае сабля (а это общепринятое название клинка подобной формы) дает больше всего преимуществ. Рубка с оттяжкой на себя позволяет нанести более глубокую и опасную рану, что очень важно во время скоротечных конных столкновений, ведь на повторный удар времени нет (конь понес дальше). Но оказалось, что преимущества изогнутого клинка этим не исчерпываются. Чем меньше угол заточки, тем острее лезвие, тем лучше оно режет. Но тем меньше его механическая прочность, способность противостоять нагрузкам.



В изогнутом клинке извечный спор между прочностью и остротой решается методом компромисса. В клинке, рубящем под углом к плоскости удара, вектор приложения силы направлен не перпендикулярно к лезвию, а под некоторым углом, пропорциональным изгибу клинка. Сечение клинка, построенное по этому вектору в 1,5–2 раза длиннее, чем сечение построенное перпендикулярно к лезвию и равное ширине клинка. Поэтому практически получается, что при равной толщине и ширине клинка и, соответственно, одинаковой их механической прочности, изогнутый клинок в 1,5–2 раза острее и поэтому опаснее.

Именно это обстоятельство способствовало тому, что изогнутые клинки «прижились» и в пешем строю – ведь прочный и острый меч дает явное преимущество на поле боя.

Но прежде, чем изогнутый клинок попал в Японию, там, в VII в. родился еще один вид прямого меча – широкий и короткий тесак варабитэ-то (меч с рукояткой в виде листа папоротника). Мечом этим вооружались люди невысокого положения, и был он приспособлен для рубки одной рукой. Ничего примечательного, за исключением одной детали – его рукоятка была направлена вверх под некоторым углом относительно лезвия. Как предполагают, рукоятка такой конструкции была позаимствована у айнов – коренных жителей севера Японии, острова Хокайдо и прилегающих территорий. У них издавна бытовал национальный нож макири с изогнутой рукояткой. Ее удобнее было держать в руке при разделывании добычи.

В варабитэ-то такая посадка рукояти дает преимущество в точности рубки, так как ось рукоятки проходит впереди лезвия и при движении к цели клинок, находясь позади направляющей удар линии, выполняет функцию своеобразного руля, стабилизируя положение рукояти в ладони. Этим достигается правильное, без заваливания вбок, положение клинка в момент нанесения рубящего удара.







Теперь для появления полосы японского меча классического вида, оставалось совместить рукоятку типа варабитэ с изогнутым клинком. Это произошло примерно в VIII веке, когда изогнутые клинки с прямой рукояткой попали из Кореи на японские острова. Творчески переработав конструкцию меча, местные мастера создали рюкозука-то (меч с вогнуто-цилиндрической рукояткой). Хвостовик рюкозука-то повторял очертания рукоятки и обкладывался с двух сторон деревянными щечками. После этого рукоятка обтягивалась кожей.

Следуя традиции, обозначенной мечами этого типа, в X веке был популярен меч кэнукигата-но тати с цельнокованой, изготовляемой заодно с клинком, объемной железной рукояткой. Рукояти таких мечей украшались чеканкой, а цуба и хабаки одевались со стороны острия вдоль клинка и «приклинивались» на нем. Исходя из ненадежного крепления этих элементов, можно предположить, что подобного рода мечи имели церемониальный характер, будучи популярны среди придворных аристократов.

В классическом же японском мече хвостовик уменьшился в размерах и, задавая рукояти оптимальный угол, под которым она стыковалась с клинком, стал вполовину ее короче и несколько уже в основании, еще более сужаясь к своему концу. Монтирование всех элементов рукояти меча происходит со стороны хвостовика, упрочняя тем самым клинок в месте его соединения с рукояткой.


ПОЛУЧЕНИЕ СТАЛИ






Процесс изготовления традиционного японского меча начинается с получения исходного продукта – стали. Ее получали из железосодержащего песка, добываемого в определенных местах. Песок этот содержал оксид железа и назывался сатэцу. Исходный материал обогащали, промывая водой и удаляя пустую породу, а после пережигали с древесным углем в сыродутной печи. В результате этого образовывался пористый кусок металла – крица. Ее измельчали и пережигали повторно, железо науглероживалось, превращаясь в сталь. Полученную массу проковывали, уплотняя металл. Во время этого процесса через поры выходили наружу вредные примеси в виде шлаков.

Затем полученную лепешку закаливали в воде и разбивали на мелкие осколки. По зернистости сколов, свидетельствующей о различном содержании углерода в отдельных осколках, их сортировали, сваривали, проковывая до тех пор, пока не образовывались более или менее однородные пластины металла. Таким образом, каждый кузнец изготавливал для себя исходный материал, сообразуясь со своим опытом. Таких кузнецов называли о-кадзи.

Второй способ получения сырья требовал специализации и усилий многих людей. Он происходил в печах, называемых татара. За один раз в печь загружали до 8 т сатэцу и 13 т древесного угля, получая в конце процесса стальной слиток кэра весом около 2 т. Этот слиток тащили по склону возвышенности наверх и роняли на камни, в результате чего он разбивался на более мелкие части. Их подбирали, дробили, и осколки сортировали и проковывали, сваривая между собой. Но этот процесс был более практичен, поскольку кэра уже состояла из стали, правда, науглероженной очень неравномерно, в пределах 0,6–1,5% углерода. Сталь, полученная таким образом, называлась тамахаганэ, и именно она считается классическим исходным материалом для японских мечей. Получают ее и сейчас, как в древности в таких же печах, используя традиционную технологию. При этом сатэцу в некоторых месторождениях природно легирован элементами, которые, входя в состав стали, улучшают ее свойства, делая клинки более качественными.






КУЗНЕЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В отличие от о-кадзи, полностью контролировавших весь процесс получения исходного материала, кузнецов, работавших со сталью, получаемой в печах – татара, называли ко-кадзи. Из отсортированных на глаз мелких кусочков тамахаганэ ко-кадзи изготавливал методом кузнечной сварки брикеты металла разного качества. Разница была в содержании углерода. Но даже в каждом из отдельных брикетов содержание углерода не было равномерным, и поэтому при закаливании брикеты становились хрупкими из-за чрезмерных внутренних напряжений и как исходный материал для изготовления клинка не годились.

Вот с этого момента и начинается характерная японская технология в принципе известная и в других частях света еще в древности, но нигде кроме Японии так скурпулезно не повторяемая в виду большого риска брака в случае некачественного «провара» слоев металла. Речь идет о так называемом «дамаске», многослойной стали, полученной путем кузнечной сварки.

Следует оговориться, что европейский дамаск, первоначально изготовлявшийся в Сирии, был всего лишь дешевой подделкой, имитацией индийского литого булата, обладавшего действительно уникальными качествами. Пакет из пластин стали с разным содержанием углерода проковывали, многократно скручивали, перемешивая слои и, в конечном итоге, сделанный из этой заготовки клинок протравливали слабым раствором кислоты. В результате этого железо разъедалось быстрее, а сталь медленнее и на плоскостях образовывался рельефный узор, для неискушенного потребителя идентичный булатному. Эстетическая направленность, выраженная в необычайном узоре клинка, главенствовала над его качеством. И только гораздо позже мастера изготовлявшие дамаск смогли совместить «приятное с полезным», опытным путем найдя такие технологии, следуя которым изделия из дамаска не так заметно проигрывали настоящему булату в качестве, будучи на уровне лучших европейских литых сталей. Но это тема отдельной статьи.



Здесь же следует подчеркнуть, что «японский дамаск» – многократная проковка заготовки – преследовала другую цель. Во-первых, проковывался один и тот же брикет стали. Он вытягивался, надрубался вдоль и складывался пополам, опять свариваясь, надрубался поперек, складывался…и так до 15 раз (но не больше). При 15-кратном проковывании образуется более 32 тысяч слоев металла становящегося практически однородным, т. к. каждый слой достигает почти молекулярной толщины. С помощью этой операции достигается выравнивание химических и механических характеристик стального пакета, и поковка может противостоять более мощным механическим нагрузкам, т. к. из теории сопротивления материалов известно, что многослойный брус гораздо прочнее монолитного.

Для изготовления одного клинка кузнец изготавливал по подобной технологии несколько полос с различным содержанием углерода, которое задавалось сортировкой исходных осколков стали.

Полученный таким способом образец бесполезно травить кислотой, ведь по сути это один кусок стали и разъедается он по всей поверхности с одинаковой скоростью. Поэтому узор на нем не выявится. Но в отполированной до зеркального блеска абсолютно гладкой поверхности глаз внимательного наблюдателя увидит рисунок выходящих наружу слоев – хада. Он образован эфемерной границей между слоями – диффузией молекул, вызванной кузнечной сваркой. Именно эта тонкая, можно сказать, микроскопическая работа, совершаемая с помощью кузнечных молотов, и составляет основную трудность всего процесса. Достаточно небольшой небрежности в работе: оставить отпечаток пальца или кусочек окалины (в этом месте образуется «непровар»), и все идет в брак.






РАЦИОНАЛЬНАЯ СВАРКА


Процесс, описанный в предыдущей главе, был всего лишь подготовительным. В результате получалось несколько полос слоеной стали (минимум 2, максимум 7, в зависимости от принятого способа сварки клинка) с различным содержанием углерода. Сваривая их в различной комбинации, принятой в той или иной японской школе кузнечного искусства, в конечном результате и получали полосу японского меча. Обязательным условием было использование полосы с наибольшим содержанием углерода (до 1,5%) для лезвия меча, а с наименьшим (до 0,5%) для внутренней, скрытой боковыми накладками части клинка. При этом никогда внутри не использовалось низкосортное железо, способное изгибаться при малейшем усилии. Использование в конструкции рационально расположенных полос стали разного качества давало возможность японскому клинку уверенно противостоять механическим нагрузкам и в то же время иметь твердое лезвие, способное долго держать заточку. По сути, клинок японского меча имеет композитную конструкцию со всеми вытекающими из этого выгодами. В 30-х годах ХХ века известный историк оружия В.В Арендт, исследуя этот вопрос, назвал такой процесс «рациональной сваркой», что очень точно передает суть конечной операции.

ЧЕРНОВАЯ ОБРАБОТКА И ЗАКАЛКА


По окончании ковки, после того как полосе в общих чертах были преданы размеры и изгиб, она подвергалась отжигу. Будучи медленно нагретая в горне без доступа кислорода до температуры выше 800°С, она затем так же медленно остывала вместе с горном. Потом полосу, ставшую мягкой и податливой, обрабатывали напильником и абразивными камнями, предавая ей окончательную форму. При этом режущую кромку лезвия не затачивали, оставляя ее притупленной (толщиной 1-2 мм) для того, чтобы она могла сохранить равномерный нагрев в короткий промежуток времени, необходимый для переноса полосы из горна в сосуд с охлаждающей жидкостью. Если требовалось, инструментом, похожим на рубанок, простругивали долы вдоль обуха. Придавали форму хвостовику и наносили на него насечку. На этом подготовка клинка к самому главному процессу – закаливанию – считалась завершенной.





Image by © Bettmann/CORBIS

Перед закаливанием, которое производится в воде определенной температуры, клинок покрывают глиной. Глину перед этим надо хорошо отмутить, то есть удалить из нее посторонние примеси. Для того, чтобы получить совершенно однородную глину для обмазки клинков, в Японии изобрели свой способ.

Для этого в морозный солнечный день влажные комки глины выкладывали на солнце. Влага, находящаяся в глине замерзала и превращалась в лед. Лед, не переходя в воду, на солнце испарялся, и комья осыпались, образуя обезвоженный порошок. Его собирали, просеивали на мелком сите и, смешав с водой, получали лишенный примеси глинистый раствор требуемой консистенции.

Сначала весь клинок покрывают очень тонким слоем огнеупорной глины с добавками. Затем, отступив от кромки лезвия и от острия клинка, накладывают на боковые стороны, и обух клинка слои потолще, давая каждому слою просохнуть. Суть этого процесса состоит в том, что толщиной слоя глины, нанесенного на клинок, регулируют скорость теплоотдачи при термообработке и контролируют весь процесс, закаливая различные участки клинка в разных режимах в течении того короткого промежутка времени, пока идет резкое остывание оружия в охлаждающей жидкости. Очень тонкий слой глины на лезвии позволяет закалить его с максимальной твердостью (50–65 ед. Роквелла). В тоже время остальные участки получаются более мягкими, но зато способными противостоять ударным нагрузкам.

После нанесения слоев глины по всей длине клинка, на него в районе стыка лезвия с голоменью клинка (линия Хамон), на тонкий первоначальный слой подсохшей глины ребром шпателя наносят тонкие поперечные ребра из глины (аси-ножки). Смысл этого действа в том, что под нитеобразными утолщениями на тонком участке глины клинок закаливается в ином режиме, он менее твердый. В результате нарушается монолитность внутренней структуры закаленного металла. Практически это означает, что от выкрошившегося в процессе эксплуатации участка клинка трещины не идут дальше, «обрываются». Это продлевает жизнь клинку с боевыми дефектами, оставляя его таким же надежным, как и раньше.

После очистки закаленного клинка от остатков глины его предварительно шлифуют достаточно грубым камнем, чтобы, осмотрев в белом виде, убедиться в отсутствии видимых дефектов. Если закаливание прошло удачно и явных дефектов нет, кадзи гравирует на хвостовике, оставшемся мягким, свое имя, название местности или что-то иное, что подсказывает его сердце и что поможет впоследствии потомкам идентифицировать клинок его работы. Кстати, великие мастера вообще не подписывали свои изделия, считая, что и так ясно, кто сотворил это рукотворное чудо!







На риторический вопрос о том, какой временной промежуток нужен, чтобы отковать классический японский меч (нихон-то), соблюдая все технологии – ответ прост. Вопреки утверждениям о том, что на изготовление одного клинка уходят годы, организацией NBTHK (общество по охране искусства японского меча) рекомендовано современным мастерам, работающим по традиционной технологии, не делать больше 24 клинков в течение года. Если учесть, что нормальный цикл работы – изготовление одновременно двух клинков (пока один прогревается, второй проковывается), то на изготовление одного клинка затрачивается месяц. При этом нельзя делать скоропалительный вывод, что если на два клинка затрачивается месяц, то на один уйдет 15 дней. Нельзя нагреть и проковать в два раза быстрее! Ускоренная технология ведет к браку. Поэтому изготовление одновременно двух клинков, это всего лишь рациональное использование времени.


ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОЛОСЕ МЕЧА


На клинках и хвостовиках японских мечей, кроме надписей, часто встречаются изображения, различные по характеру, но всегда подчеркивающие индивидуальность данного образца.

Прежде всего, бросаются в глаза художественные гравировки – хоримоно. История их такова. В смутные времена междуусобных войн самурай мог положиться только на свой меч и для придания ему магического свойства оберега заказывал граверу изображения божеств-охранителей или их имен на клинке. Когда наступили мирные времена, традиция эта осталась, но сместилась с религиозно-мистического уровня на декоративный. Поэтому грубая гравировка старых боевых мечей, которую выполняли сами кузнецы, стала более изящной и многосюжетной. В темах гравировки присутствуют драконы, карпы, бамбук и слива, морские волны и насекомые – все то, что встречается в сюжетах цуба этого периода. И гравировку выполняли уже специалисты-граверы.

К этой же операции относится и прорезание долов – продольных желобков на клинке. Их разновидности учтены и систематизированы, а сами долы, кроме декоративной функции, еще и облегчают клинок, сохраняя его жесткость и гася вибрацию во время удара.

Встречаются варианты, когда декоративная гравировка находится внутри дола и выполнена объемно, в виде барельефа. Такие изображения называются укибори.

В период Эдо возникла также мода гравировать на клинках строки из популярных в то время стихов, а также боевые девизы и изречения мудрецов древности.

Если часть Хоримоно скрыта под рукояткой, значит полосу меча в свое время укорачивали, так как японские мечи укорачиваются только со стороны хвостовика, который обрезается на требуемую величину. При этом случается, что старые надписи, остающиеся на изъятой части хвостовика, сохраняют. Для этого часть хвостовика с надписью видоизменяют и в виде таблички прикрепляют заклепками к укороченному хвостовику. Но это и путь для подделок, когда к менее ценному клинку прикрепляют сохранившуюся надпись от погибшего меча.

Иногда встречаются непонятные знаки, похожие на иероглифы, но и отличающиеся от них. Это имена буддийских богов, написанные на санскрите – языке буддийских книг, пришедших из Индии. Но в данном случае санскрит стилизован и приобрел более привычный для японца вид. Такие надписи называются бондзи, и появились они в то время, когда позиции Синто в стране несколько ослабли, а на первое место вышел буддизм.

На хвостовиках, кроме надписи, могут быть гравированные или штампованные на раскаленном металле изображения – личные знаки кадзи. Это «мон» – личный герб, дарованный за особые заслуги, «као» – стилизованная роспись в стиле скорописи или «какихан» – монограмма из четко начертанных иероглифов, помещенная в рамку.

Все эти изображения будоражат воображение пытливых потомков и повышают стоимость меча.






ПОЛИРОВКА


Следующий этап, который проходит клинок японского меча, это полировка. Полировщик клинков – профессия, имеющая свои тонкости, поэтому предварительно обработанный клинок кадзи передает следующему специалисту (по технологической цепочке).

Прежде всего, следует отметить, что природа подарила японцам залежи абразивного материала необычайной чистоты и мелкозернистости. Без этого невозможно было бы создание того, что гордо именуется «Нихонто».

Чтобы читатель понял, о чем идет речь, расскажу об одном киносюжете, показанном в советские времена по ТV. Японский столяр, на глазах у зрителей последовательно перетачивал лезвие своего рубанка на ряде природных абразивных камней, добываемых в Японии. Каждый раз он снимал с деревянного бруска стружку все более тонкую. Рубанок как бы прилипал к дереву и при неторопливом, без усилия движении из него появлялась длинная, без обрыва стружка равная ширине лезвия. После последней заточки стружка стала почти прозрачной – тоньше папиросной бумаги! При этом мастер не кричал, что установил рекорд, не требовал занесения в книгу Гиннеса. Он был мастером высокого класса, способным применить свое умение на практике, а не устраивающим из этого шоу.

Так и полировщик, пользуясь последовательно все более мелкими абразивными камнями, доводит поверхность клинка до идеального состояния, позволяющего, как через стекло, увидеть структуру строения клинка, все нюансы его закалки. Подобной тщательной шлифовки оружия нет нигде в мире!


ПОЧЕМУ ЭТО ВОЗМОЖНО?


Отвлечемся от сложного процесса изготовления и зададимся естественным вопросом – почему? Действительно, почему люди создают с такой тщательностью вещи, что можно возвести их изготовление в ранг искусства. Возможный ответ – национальная японская религия Синто – путь богов. В ней меч возведен в ранг атрибута божественной власти. Следующее, что приходит в голову, – необычайно высокое положение воинского сословия в средневековой Японии и пара мечей, сопровождавшая самурая на протяжении его жизни, как символ этого высокого положения. Но это только часть правды. Никакая религия, никакой престижный заказ не заставят ремесленника работать лучше, чем ему хочется.

Английский писатель Р.Д. Киплинг во время посещения Японии в 1889 г. записал: «Мне показали человека, который уже месяц полировал небольшую вазу высотой в пять дюймов. Ему оставалось трудиться еще два дня… и рубиновый дракон, резвящийся на лазуритовом поле, каждая крохотная деталь, каждый завиток, любой участочек, заполненный эмалью, будут становиться все привлекательнее.

В другом месте можно купить дешевле, – сказал, улыбаясь, хозяин. Мы не умеем их так делать. Эта ваза будет стоить семьдесят долларов.

Я отнесся к его словам с уважением, потому что он сказал «не умеем» вместо «не делаем». Это говорил художник».

В Японии есть понятие минсю-тэки когэй (искусство, создаваемое вручную для повседневного использования людьми). Это именно тот случай, когда трепетное отношение к создаваемой своими руками вещи заставляет мастера вкладывать в акт созидания свою душу не в надежде на конечную награду, а просто потому, что иначе не стоит и браться за работу. Японские мастера высшей пробы совсем не престижных во всем остальном мире профессий поднимают свою работу на уровень искусства, и это осознание собственного достоинства заставляет их неукоснительно следовать древним технологиям во всех случаях и получать прекрасный результат.






ИСПЫТАНИЯ И МОНТИРОВАНИЕ


После полировки и заточки, длящихся в среднем две недели, клинок с временной рукояткой попадает в руки специалиста по испытанию мечей. Почему это происходило, разве не мог самурай, будущий хозяин меча, рубануть что-нибудь этакое и затем с видом знатока, осмотрев лезвие, заявить: «Меч так себе, гвозди рубать не могёт!»

В Японии существовали официальные тесты испытаний, выполнить которые мог только профессионал. Такие испытания назывались тамэсигири (пробное резание). При испытании клинков ими рубили соломенные снопы, скатанные циновки – татами, медные и железные пластины. Но самые экзотические и одновременно наиболее реальные испытания происходили во время казней преступников и на телах уже казненных людей.







Из тьмы веков дошел рассказ о некоем палаче Гото. Когда ему нужно было испытать очередной новый меч на осужденных, привязанных к столбам, внезапно пошел дождь. Гото взял в левую руку зонт, в правую меч и вышел во двор. Вернулся он через несколько мгновений, почти не замочив одежду и меч. Вручая его хозяину, он произнес слова одобрения, а все свидетели этой сцены сошлись на том, что Гото был настоящим мастером своего дела.

Результаты официальных тестов записывались на хвостовике меча и, в отличие от скромной надписи кадзи, часто инкрустировались золотой проволокой...


Продолжение статьи читайте на Инфоглаз.рф . Рамки поста ЖЖ не позволили рассказать вам на этой площадке в полном объеме.


[источники]
источники
http://www.knifehelp.net/pages/istorija-xo/japonskij-mech.illjuzija-i-predrassudki..php
http://sfkendo.com.ua/index.php/kendo/history-of-kendo/150-japan-sword

-


Вчера мы рассматривали уникальное явление - ДЕКОТОРЫ японских дорог.


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
leon_rumata February 27th, 2013
Всегда любовался и восхищался самурайской эстетикой, отвергая их этику. А мечи - красота и скрытая сила!

masterok February 27th, 2013
согласен !

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
"отвергая самурайскую этику".
Серьезная, развитая за столетия система традиций.
Включая известное харакири, слепое подчинение, кровная месть.
Перешла частично в кодекс чести якудзы.

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
Согласен, слово этика - из "другой оперы".
Наверное у всех народов на определенном, бандитском этапе этапе возникают схожие традиции, системы отношений.
Думаю, что и на Кавказе схожие порядки были (и остались), "джигиты и "князья" сродни самураям, кровники есть, роды, кланы...
В Шотландии - схоже.
Да и славяне тоже не паиньками были в старину....

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
Справедливая постановка вопроса.
Хотя, возможно, еще лет 200-300, и Кавказ в этом отношении дойдет до уровня "цивилизованности" нынешней Японии...
Вот Ислам старше Христианства на более чем 600 лет. И что мы видим в Исламе? Тот же разгул мракобесия, инквизиции, нетерпимости к "неверным", воинственности, стремление к экспансии и миссионерству, как в поголовно христианской Европе XIV века...
Если бы прошло еще 600 лет, то, уверен, увидели бы смиренный," шелковый", "беззубый" ислам, с гей-парадами и исламским "венчанием" гомо-пар.
Но у нас нет этих 600 лет, и ждать совсем не хочется!

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
Извиняйте, время позднее, подъустал. Конечно, Ислам младше Христианства на 600 лет..

Ислам сегодня - горячий джигит-подросток-юноша на лихом коне с мечтой завоевания мира, уже благоустроенного неверными, недостойными в нем жить...
А христанство мне видится в облике Папы Римского, старого человека, мудрого, печального от этой премудрости, и смирившегося с потерей паствы, влияния и близкой кончиной старого мира...

В жертвы христианских миссионеров XV - XIX веков я включаю и индейцев Америки, которых по решению Церкви не считали людьми и санкционировали их геноцид и сверхэксплуатацию. Эти жертвы измеряются десятками миллионов индейцев и гибелью целых культур...Да и в Африке, и в Азии никаких мерзких дел не совершалось без благословения "Святых отцов". А ниагары крови и слез и там были пролиты под сапогом белого человека.

Насчет миссионерства тоже не так все просто. По форме - нет, но давление ислама на бытовом и политическом уровне столь велико и агрессивно, что часть европейцев и американцев сами переходят в ислам. Или вынуждены уезжать из родных мест. А потом - снова уезжать.... При беззубости и толерастности христианства.

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
Ну, наверняка.
А потом, если он победит и 4-й рейх укрепится, то Брейвик будет включен в "пантеон павших героев", пророков этого Рейха.
Только, по-моему Европа на такое уже неспособна, слив Старого Света идет дикими темпами .
Я тоже не одобряю, но иметь с Запада еще и исламскую угрозу, кроме НАТО!
НАТО под командой Талибана! Нет, дай Бог не дожить!

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
"Этого не допустит америка ) так что этого не будет."

А что есть омерига? Если в ней уже белые - не большинство, а через лет 30 - будут нацменьшинством, а рост мусульман в омериге опережает рост христиан соответственно... Уже есть первый черный президент, была черная госсекретарь (К.Райс), дальше - больше, пойдут латиносы вперемешку с черными. И такая омерига, не допустит победы братьев по вере в Европе???

Ну, вопрос с "сионистскими друзьями" Брейвика - большой и темный. Если еврейские деньги правят миром, то найти "сионистские" следы можно где угодно, было бы желание. Уж в окружении русских националистов - в самую первую очередь....

Антимусульманский взрыв в Европе, как будто готовится кем-то как резервный ход, так сжимается пружина. Если он будет, то - страшный по крови, разрухе и опасностям для России. Хотя, больше вероятность того, что его не будет.
ИМХО, точка невозврата пройдена. Разве что прилетят инопланетяне....

(Deleted comment)
leon_rumata February 27th, 2013
Выдержки из русской Википедии:
"А́ндерс Бе́ринг Бре́йвик (норв. Anders Behring Breivik; род. 13 февраля 1979 года) — норвежский националист[4], террорист[4], протестантский фундаменталист[5][6],...
Родился 13 февраля 1979 года[4] в семье дипломата Йенса Давида Брейвика (норв. Jens David Breivik) и медсестры Венке Беринг (норв. Venke Behring)[10]....
Брейвик был членом норвежской масонской ложи «Святой Павел»[4][17][18]...."

Думаю, что он на фото в облачении масона, а масонство связано с иудаизмом.
Но биологически, полагаю, что он сам - не еврей и не сионист.

Верить Вики, конечно огульно нельзя, но она врет тольше, а не так грубо.

Если у Вас есть другие свидетельства "сионизма" Брейвика, кроме этого фото, поделитесь, будет интересно рассмотреть.

(Deleted comment)
leon_rumata February 28th, 2013
Вообще, в классическом понимании, конца XIX века "сионизм" - это идеология сбора всех евреев на Земле обетованной. Чтобы завершить 2000 лет рассеяния иудеев по всему миру после разрушения римлянами 2-го Храма в 70-х годах .н.э. И ничто больше. Выбирали - где собирать? Предлагали - Уганду, кажется, Мадагаскар, где-то еще, но решили - в Палестине, на "исторической родине" (если верить Библии и римским историкам).
За 150 лет эту здоровую идею здорово извратили и сами евреи и их недруги.
Если норвежец-протестант так заботится о благополучии евреев, то ему нужна помощь психолога или психиатра.
Но как-то сомневаюсь. Нацик как нацик.

Можете назвать примеры "сионистов" - не семитов по крови?

(Deleted comment)
leon_rumata February 28th, 2013
Да знаю я эту Резолюцию ООН, принятую с подачи арабских стран и при поддержке СССР.
Ее сейчас вспоминают редко, это памятник эпохи Холодной войны.
ООН - ублюдочное порождение той самой финансовой олигархии после ВМВ.
ООН признало государство Израиль, но с подачи англичан заложила в это решение сразу мину: фактически не дав государству земли. Мина рванула и рвется уже 63 года.

Это как, если бы Сталин, учредил Еврейскую АО не в Сибири, а в Крыму (реально, был такой проект), при этом запретив трогать местных татар, греков, и других, отрезав выход к морю, запретив евреям реагировать на недовольство местных народов таким соседством.
Как-то так, ИМХО.
ООН и Косово признала, и разгром Ливии, и ратует за скорейшее "прекращение насилия в Сирии" путем ... свержения ее законной власти!!!

(Deleted comment)
leon_rumata March 1st, 2013
Национализм свойствен каждой нации и в нем нет ничего преступного, до тех пор пока он не становится враждебен другим нациям, как германский нацизм - фашизм.
В сионизме как таковом ничего фашистского нет и не было.

ООН напринимала столько дурацких "резолюций", что воспринимать эту лавочку как серьезную организацию уже давно не следует.



(Deleted comment)
leon_rumata March 1st, 2013
Историю создания Израиля и роль в этом Англии Вы не знаете абсолютно. Вижу, что читали на эту тему только попсу, перевирающую все наоборот, с ног на голову.
Англичане как раз не собирались вообще создавать там еврейское государство. Они всячески мешали эмиграции в Палестину евреев из Европы и России. Евреи создавали там партизанские отряды (Хагана) для борьбы именно с англичанами. Те платили евреям тем же - ловили, сажали, стреляли. Даже потопили корабль с эмигрантами из Европы у берегов Палестины. Тогда для евреев главный враг в Палестине были как раз англичане, а не арабы.
Создание Израиля в ООН продавливали СССР (Сталин) и США, у каждой из сверхдержав был свой интерес в Большой игре. Англия была резко против до тех пор, пока ее Штаты не нагнули.
На эту тему в Сети масса источников, публикаций, все можно легко найти.

(Deleted comment)
leon_rumata March 1st, 2013
Ваше право верить в эту версию.
Вся история состоит из версий и мифов.

(Deleted comment)
leon_rumata March 1st, 2013
Не стоит опирать на попсу, тем более в "фактах".
Хотя бы википедию почитайте, хотя и не лучшее, но все же там откровенно не врут, как в сетевой попсе.
Иммиграция евреев в Палестину началась задолго до англов, еще при турках, и они ей совершенно не мешали.
Англы овладели Палестиной лишь после ПМВ, в 1917г., Мандат - с 1920г. Мандат включал и Иорданию.
После ВМВ англичане уходили вообще из всех своих колоний, включая Индию.

Лучше переживайте о братьях-сербах, которых европейские общечеловеки выгнали из своей страны - Косово и разбомбили цветущую страну Югославию. Вот это - трагедия всех славян.

А переживать об арабах, когда они захватывают весь мир, это странно.

(Deleted comment)
leon_rumata March 1st, 2013
Как я уже писал - Вы имеете право верить во все, что угодно, хоть в то, что Шикльгруббер - еврей, потому и антисемит. Не мешаю.
У каждого свой опыт, свои мифы и представления.
Спорить нет смысла.
Время и жизнь - лучший учитель.

leon_rumata February 28th, 2013
1. Не стал бы сводить омеригу к одной НАТО. У США есть разные рычаги влияния на европу, не только военные.

2. Про Обаму, поставленного на "черную работу" слышал, но не считаю это главным в его назначении (в "честные выборы", надеюсь, не верим?). Важнее то, что это был тест американцев на их трансформацию, изменение сознания, толерастию, мультикультурность, демонтаж традиций и взглядов, на готовность к более глубоким преобразованиям, к дальнейшему разрушению традиционного общества и его институтов. Олигархия сделала вывод: Омерига тест прошла, значит можно ее корежить дальше, утрут сопли. Следующий президент будет женщина-лесбиянка-инвалид, как давно шутят. Толерастия форева!

3. Кем бы Россия не стала, но попасть в мусульманские клещи с юга и с запада - не сахар.

4. Ядерные кнопки уже в руках пакистанцев, индийцев, иранцев, не говоря о китайцах. Не знаю как в парижской жандармерии, в кресле президента США еще лет 10 назад было сложно представить.

5. В вне Парижа мусульмане в жандармерии есть? Если они есть во французских детективах и сериалах, то, уверен, что в жизни их гораздо больше. Все это вопрос времени и производительности маток арабских женщин (главного стратегического оружия Зеленого проекта)..



darkwinq February 27th, 2013
Маленькая тихая просьба - публиковать статьи пореже... хотя-бы меньше на одну в день...

Вкусное хочется пить небольшими глотками.

masterok February 27th, 2013
буду стараться :-)

52vadim February 27th, 2013
Класс..!

(Deleted comment)
masterok February 27th, 2013
в конце статьи там перечень всяких разоблачений, если вы дочитали ...

(Deleted comment)
masterok February 27th, 2013
так там переход на сатйт инфоглаз .. сюда то не влезла вся статья .. там же написано "Продолжение читайте на сайте ... "

(Deleted comment)
masterok February 27th, 2013
спасибо за пиар :-) тока вот в топ попадает больше что нибудь скандальное или политическое, а мы тут так , по мелочам :-)

a_zaxar February 27th, 2013
Круть! В Европе не было таких технологий.

(Anonymous) May 3rd, 2014
Были. Сварка клинка из разных сортов стали, один в один как у японцев, существовала с 7 в. Т.е. лет за 300 до японии. Но в 13 в. технологию забросили, т.к. научились делать сталь одновременно и твёрдую и гибкую.

(Anonymous) May 16th, 2014
<<<Были. Сварка клинка из разных сортов стали, один в один как у японцев, существовала с 7 в. Т.е. лет за 300 до японии.>>>
Ещё раньше - с 3-4 вв до н.э. кельты так делали. :)

samuray_074 February 28th, 2013
Все так и было!))

3000-ТОП

3000top February 28th, 2013
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

a_zaxar June 17th, 2013

linur2 November 2nd, 2013
красота !

  • 1
?

Log in