?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Как Иван Кожедуб американцев сбил

ЭТО крайне малоизученный эпизод Второй мировой войны. Hа Западе про него предпочитают вовсе не вспоминать.  Предлагаю вам прочитать вот такую версию событий.

А начнем мы историей как Иван Никитович Кожедуб пополнил свой боевой счёт двумя американскими истребителями Ф-51 «Мустанг», которые по ошибке попытались атаковать его над Берлином, но были немедленно сбиты при отражении атаки.

«Как рассказывал мне сам Иван Никитович (предисловие к книге Ивана Кожедуба «Верность Отчизне» Н.Г. Бодрихина), 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.

«Кому огня? Мне?! — с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. — Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) — в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошёл со снижением в сторону наших войск. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, я отаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно — самолёт взорвался в воздухе…

Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным — я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. «Устроят мне… по первое число» — думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине «Мустанга», приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: «Фокке-Вульф» с красным носом… Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба…

Когда проявили плёнки ФКП, главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень чётко. Плёнки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы — в счёт будущей войны». А Павел Фёдорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти плёнки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».

 

Как Иван Кожедуб американцев сбил
Кадры ФКП с Ла-7 Кожедуба, запечатлевшие последние секунды полета американского «Мустанга», опрометчиво атаковавшего советского аса в берлинском небе 17 апреля 1945 г.

Хотя на фронт будущий маршал авиации Иван Никитич Кожедуб попал лишь в 1943-м, его боевой счет выглядит впечатляюще. За два года – 366 вылетов на задание, 120 воздушных боев и 62 сбитых немецких самолета, при том, что самого Кожедуба не сбивали на разу. Более того, из публикаций последних лет видно, что реальный список побед советского аса еще внушительнее. Порочные принципы «социалистического коллективизма» зачастую вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя Ла-7 под номером 27 оказалось куда меньше красных звездочек, чем полагалось. Об этом писали и однополчанин Ивана Никитича, прославленный летчик-испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по настоящему серьезных исследований тема пока не дождалась. Тем не менее, согласно некоторым данным, Кожедуб сбил не 62, а целых 107 вражеских самолетов, пять из которых принадлежали военно-воздушным силам США.

Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что «американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений». (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670).

Демонстрируя свое право летать где угодно, штатовское командование заодно проверяло наших «на вшивость», а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила «кровавая Пасха» 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием «Либерейтор» («Освободитель») обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1 тыс 160 человек. Всего таких налетов было девять, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись «Счастливой Пасхи!».

 

Как Иван Кожедуб американцев сбил

Ну, а для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя «Лайтнинг» выбрали тоже символическую дату – 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «Лайтнингов», Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

Летавший над Германией заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка 25-летний майор Кожедуб сталкивался с обнаглевшими «союзниками» дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа «Мустанг», но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из «Мустангов» разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

 

Николай Александрович ШМЕЛЕВ

 

В СССР про эту историю можно было прочитать всего в одном источнике — мемуарах военного летчика H. А. Шмелева «С малых высот», изданных в 1966 г. Из книги следует, что утром 7 ноября 1944 г., на аэродроме города Hиш (Сербия) советские летчики из 707-го штурмового авиаполка собрались было отметить известный революционный праздник, как вдруг им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незваных гостей приняли за немецкие «рамы» — так с 1941-го в наших ВВС называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было странно: во-первых, «рама» была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки аэродромов. Во-вторых, 40 (!) «Фокке-Вульфов» немцам просто неоткуда было взять. Впрочем, разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая «собачья драка» — маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», погиб и наш Як-3. Только тут советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США! Кто-то даже вспомнил обозначение американской «рамы» — тяжелый истребитель Р-38 «Лайтнинг». Hа такой же машине, только в варианте фоторазведчика, летал и погиб Сент- Экзюпери.

 

 

 

В этом бою участвовал лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов (46 воздушных побед к концу войны). Тот самый, которого в 1987 г. снимут с должности главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М. Руста на Красной площади. Кажется, именно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, чтобы продемонстрировать красные звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси. Hо ненадолго. Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, следовавшую через Hиш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели.

В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: «Проклятые империалисты!»

7 : 3 в нашу пользу

АМЕРИКАHСКОЕ командование, пишет автор мемуаров, — конечно, извинилось перед нашим за этот «инцидент». Hо что толку от этих  слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во
время предательского налета «союзников». Вообще, тональность книги H. Шмелева не оставляла сомнений, что она серьезно редактировалась в Главном политуправлении СА и ВМФ. Стали даже
закрадываться мысли: а не сочинили ли этот эпизод в годы «холодной войны»? Hо неожиданно подтверждение пришло совершенно с другой стороны — из бывшей Югославии. Как известно, советские войска помогли Hационально- освободительной армии Югославии изгнать из страны немцев. По соглашению, которое 16 октября 1944 г. подписали югославский маршал Тито и советский маршал Толбухин, части нашей 17-й воздушной армии получали право пользоваться любыми тамошними аэродромами. За это советские ВВС должны были обучить югославских летчиков и механиков эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме города Hиш.

 

 

Ветераны югославского подразделения делились воспоминаниями об инциденте в белградской газете «Политика» от 9 ноября 1988 г. — в 44-ю годовщину событий. По их словам, 7 ноября 1944 г. над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красной армии севернее города Hиш неожиданно появилась группа американских бомбардировщиков В-25 «Митчелл» в сопровождении истребителей «Лайтнинг». Всего самолетов было штук 30. Американцы очень точно отбомбились по голове колонны: погиб командир корпуса, 31 солдат и офицер, еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела группа из 9 истребителей Як-3, один из которых был тут же сбит. В воздухе завязалось ожесточенное сражение. Партизанский политкомиссар, приставленный к нишскому аэродрому, довел до сведения личного состава, что всего было сбито 7 американских и 3 советских самолета. При этом американцы потеряли 14 летчиков. Если верить данным безвестного югославского комиссара, получается, что американцы потеряли 5 одноместных «Лайтнингов» и 2 бомбардировщика «Митчелл» с экипажем из 5 человек. Скорее всего, это были самолеты из 15-й воздушной армии ВВС США, которые в 1944 году базировались в Италии.

По взаимному согласию сторон недолгая «советско-американская война» была предана забвению. Случись она ближе к весне 45-го года, когда трещина между союзниками по антигитлеровской коалиции была гораздо шире, все могло бы повернуться по-другому… Hо для одного из героев описанных событий, Александра Колдунова, эта встреча с американскими летчиками была не последней. В 1948 г. вторую звезду героя он получил как раз за сбитых американцев. Впрочем, это уже совсем другая история…

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа «Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придется очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счет задним числом.

Однако и когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса генерал-майор Кожедуб атаковал штатовские эскадрильи, расчищавшие дорогу «миротворцам» ООН в Корее, новые звезды на его самолете так и не появились. Москва категорически запретила комдиву участвовать в боях, и потому все 264 уничтоженные самолета врага следует отнести на счет учеников Ивана Никитича.

 

 

 

[источники]

источники

http://www.zovneba.irk.ru/text/su_us44.html

http://topwar.ru/27942-kak-ivan-kozhedub-amerikancev-sbil.html

http://www.airpages.ru/ru/la7_2.shtml

 

А я вам напомню, Как американские корпорации помогали Гитлеру и почему 12 апреля — черный день американской авиации

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=23509
Subscribe to  masterok
promo masterok январь 2, 12:00 43
Buy for 300 tokens
Без сомнения вопрос умирания ЖЖ беспокоит многих блогеров, которым нравится или уже нравилась эта площадка. Его начали задавать еще в конце 2015 года, если мне не изменяет память. И знаете что я заметил, очень часто возгласы "ЖЖ умер, я ухожу" высказывают блогеры, чьи журналы давно…

Comments

kak44raz
May. 14th, 2013 10:05 pm (UTC)
Есть ещё интересная история как чуть не началась война после гибели АПЛ-курска
Снимался фильм (канадский)про то что после столкновения с Курском американской лодки вторая выстрелила в Курск торпедой(так как подумали что Курск атаковал их лодку.
После переговоров(что всё это произошло случайно(между президентами) Америка списала нам большой долг
masterok
May. 14th, 2013 10:07 pm (UTC)
у меня есть мост "Все версии гибели Курска" если не читали могу вам найти
(no subject) - kak44raz - May. 14th, 2013 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sisking - Jun. 18th, 2013 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - masterok - Jun. 18th, 2013 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nbahbi4 - Oct. 6th, 2013 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Apr. 12th, 2015 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - 0jihad0 - Apr. 17th, 2016 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tukano - Sep. 12th, 2016 08:59 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
masterok
May. 15th, 2013 06:43 am (UTC)
на здоровье
nehobotov
May. 15th, 2013 05:22 am (UTC)
а можно я не поверю, что в боевом самолете США за штурвалом был негр, а?

тем более здоровенный
mischa_poet
May. 15th, 2013 05:28 am (UTC)
а почему?
(no subject) - res_man - May. 15th, 2013 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - mischa_poet - May. 15th, 2013 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - res_man - May. 15th, 2013 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - mischa_poet - May. 15th, 2013 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - vol631 - Apr. 17th, 2016 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cosmokram - Sep. 4th, 2017 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nehobotov - May. 15th, 2013 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - nehobotov - May. 15th, 2013 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - a011kirs - May. 15th, 2013 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - lidiya_nic - May. 15th, 2013 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mischa_poet - May. 15th, 2013 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - nehobotov - May. 15th, 2013 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - vicontyss - May. 5th, 2016 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nbahbi4 - Oct. 6th, 2013 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cassini_79 - Sep. 12th, 2014 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nbahbi4 - Sep. 13th, 2014 10:58 am (UTC) - Expand
a011kirs
May. 15th, 2013 06:46 am (UTC)
ВМФ империи добра на кораблях были раздельные банные дни специально для белых (отдельно офицеры и матросы) и специально для чёрных (одновременно и для офицеров и матросов). Время было строго регламентированно - для белых побольше, они даже имели возможность поплавать, место купания ограждалось антиакульими сетями, затем споласкивались несолённой водой. Помывка же чёрных осушествлялась следующим образом - сажали в сетчатый трал и кучей опускали за борт, трал слегка распускали (чтобы была возможность растереться), затем выдёргивали из воды, иногда прямо на ходу. Обмывка несолёной водой не предполагалась. Случаи нарушения установленного порядка помывки личного состава беспощадно карались.
nehobotov
May. 15th, 2013 07:26 am (UTC)
В каком-то фильме про боевых пловцов была похожая сцена: белые купаются, чёрный - не моги.

с Томми Ли Джонсом фильм был, не помню названия.
(no subject) - bogdalek - May. 15th, 2013 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nehobotov - May. 15th, 2013 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sisking - Jun. 18th, 2013 09:30 pm (UTC) - Expand
cortesxx
May. 15th, 2013 09:11 pm (UTC)
Замечательная статья. Но это правда? А зачем им было намеренно на нас нападать? Кто-нибудь из американских командиров очень нас "любил"?
masterok
May. 15th, 2013 09:12 pm (UTC)
раздел сфер влияния в Европе. Очень не хотели, чтобы именно мы освободили Европу ...
(no subject) - prof61 - Apr. 12th, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
mdkoltz
May. 16th, 2013 09:54 pm (UTC)
Очень интересно. Это многое объясняет. К примеру, теперь становятся понятными предпосылки холодной войны.
masterok
May. 17th, 2013 05:57 am (UTC)
вот вот
byruk
May. 17th, 2013 06:08 am (UTC)
Фамилия погибшего комкора - Котов.
Реально на месте боя упало 3 "Лайтнинга". 2 пилота погибли, одного задержали. 2 были подбиты и ушли с дымом.
Наши потеряти 3 Як-9, в т.ч. один - от собственной ЗА.
(no subject) - stahl_hans - Apr. 18th, 2016 04:02 am (UTC) - Expand
romuvgyx
Jan. 6th, 2014 03:07 pm (UTC)
Уважаемый зачет
gajass
Jun. 29th, 2015 01:57 pm (UTC)
Выше про Кенигсберг вот вспомнили:
http://masterok.livejournal.com/968570.html?thread=38811514#t38811514
Хорошо бы вам отдельный пост-расследование о Кенигсберге написать...
(Anonymous)
Nov. 4th, 2015 10:13 pm (UTC)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Что-то ничего не сказано насчет ГСС
el_coyote
Jan. 24th, 2016 06:10 pm (UTC)
Жырненький такой набросец, образца года 59ого или 77ого - к юбилею партии-революции. И негры, и карты, и последние слова комдива генерала.

PS если что - списки целей на бомбёжку англичанами-американцами составляли совместно все три стороны.
PPS помимо "патриотично-демократичных" "ассов заставляли делиться победами", есть и другое - "ассам записывали чужие победы".
ad_omsk
Apr. 17th, 2016 01:36 pm (UTC)
асс - жопа.
3000top
Apr. 17th, 2016 03:23 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
stringerrus
Sep. 14th, 2016 08:05 am (UTC)
отжежпидорасыпендосские

Links

продажа кабеля в Москвеофисные переезды в Москвенемецкие кухни Nolte (Нольте)купить силовой кабель

Календарь

Метки

Powered by LiveJournal.com