?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Борьба за Панамский канал
masterok


Вчера я закончил рассказ про историю строительства Панамского канала на том событии, что первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года. Однако, не менее интересна история принадлежности Панамского канала. Казалось бы, что тут интересного, конечно он принадлежал Панаме, но не все тут так просто.

Эта статья тоже не поместилась целиком, по этому кому интересно полную версию данной статьи читайте на ИнфоГлазе - http://infoglaz.ru/?p=27313

Строительство канала как мы помним начали французские компании, но им не удалось закончить проект по причине банкротства. Начатое строительство купили США, которые и заключили в 1903 году договор о передаче канала в вечное пользование. Кроме получения канала и земли вокруг в полное ведение, по этому договору США предоставлялось право на размещение своих войск в любое время в любом районе Панамы и, вообще, разрешалось чувствовать себя как дома. Цена договора составила 10 млн. долларов плюс ежегодная арендная плата в размере 250 тысяч долларов.

Интересный факт в истории Панамы. Как известно, Панама долгое время была колонией Испании, а с 1821 года вошла в состав федеративной Колумбии. Борьба за независимость здесь продолжалась на протяжении всей истории Панамы, где время от времени вспыхивали восстания и движения за свободу от Колумбии. Но, как ни странно, именно США помогли Панаме получить независимость. Конечно, намерения США были далеки от благородства, главной их целью был все-таки Панамский канал, и вот почему. Для подписания договора о передаче прав на канал необходимо было согласие как минимум двух сторон.

В то же время в Панаме к началу 20 века обострились сепаратистские настроения, что шло как раз на руку США. Но определенную угрозу несли с собой войска Колумбии, власти которой не хотели просто так отказываться от Панамы. Вот поэтому с целью обеспечения безопасности, да и вообще, самого факта заключения договора, США и заплатили Колумбии за независимость Панамы 25 миллионов долларов.

Колумбия согласилась «отпустить» Панаму в 1903 году, хотя о том, что Панама стала свободной, можно сказать лишь условно, поскольку она немедленно попала под фактическое управление США.

Панамский канал. По соглашению, заключённому в 1846 между США и Новой Гренадой (ставшей впоследствии республикой Колумбия), США было предоставлено право свободного транзита через Панамский перешеек по всем путям сообщения, существующим или могущим быть сооружёнными в будущем, взамен чего США гарантировали нейтралитет перешейка.



Американо-колумбийские договоры:


1) Американо-колумбийские договор 1846 о мире, дружбе, навигации и торговле - заключён в столице Колумбии Боготе 12. XII между США и Колумбией (тогда Новой Гренадой). Особенное значение имеет ст. XXXV договора относительно постройки межокеанского пути через Панамский перешеек. США получали по договору равные с Новой Гренадой права в эксплуатации проектировавшегося через Панамский перешеек транзитного пути (независимо от того, будет ли это железная дорога или канал). США гарантировали Новой Гренаде суверенитет над перешейком взамен обязательства, что этот путь будет открыт во всякое время для США. А. -к.д. 1846 явился первым звеном в длинной цепи последующих конвенций в связи с различными проектами межокеанского сообщения через Центральную Америку и борьбой США с Англией и Францией вокруг этого вопроса.

США спешили заключить Америко-Колумбийский договор, чтобы опередить Англию и Францию, которые в это время вели переговоры с Никарагуа о постройке межокеанского канала через территорию Никарагуа. Обострение дипломатической борьбы между США и Англией по вопросу о постройке канала завершилось в 1850 заключением компромиссного договора (см. <<Клейтон-Бульвера договор>>).


2) Американо-колумбийские договор 1921 - заключённый в Вашингтоне ещё в 1913, но ратифицированный с изменениями сенатом США лишь 20. IV 1921, урегулировал конфликт, возникший между США и Колумбией в связи с отделением Панамы от Колумбии в 1903. Соглашению предшествовали длительные дипломатические переговоры. Колумбия отказывалась признать независимость Панамы, требуя передать конфликт на арбитраж. Правительство США отклонило это требование, а в январе 1909, перед окончанием срока полномочий президента Т. Рузвельта, заключило соглашение с Колумбией, обещав ей денежную компенсацию и льготы при пользовании каналом в мирное и в военное время. Когда условия соглашения были опубликованы, колумбийское правительство было свергнуто, и колумбийский уполномоченный по ведению этих переговоров был вынужден эмигрировать из Колумбии.



В сентябре 1912 переговоры между США и Колумбией возобновились, и после прихода к власти Вильсона, сменившего в марте 1913 Тафта, новый государственный секретарь Брайан заключил с Колумбией А.-к. д., по которому США предоставляли Колумбии льготы в пользовании каналом и уплачивали ей 25 млн. долл. Колумбия со своей стороны обещала признать независимость Панамы, а также панамскую границу, установленную договором. Летом 191.4, когда договор поступил в сенат США на ратификацию, бывший президент Т. Рузвельт, по инициативе которого в 1903 произошло отторжение Панамы от Колумбии, поднял кампанию протеста. В результате этой кампании сенат смог ратифицировать договор лишь через 2 года после смерти Т. Рузвельта, когда сменившее Вильсона 4. III 1921 правительство Гардинга под влиянием нефтяных компаний, заинтересованных в колумбийской нефти, оказало давление на сенат. Договор вступил в силу 30.III 1922, после его ратификации Колумбией.

В 1849 представитель США в Гватемале без соответствующих полномочий своего правительства заключил с правительством Никарагуа конвенцию, согласно которой США получили исключительное право на сооружение транспортного пути между Караибским морем и Тихим океаном. На протяжении этого пути США могли возводить укрепления и содержать войска, а в случае участия США в войне закрыть канал для неприятельских военных и торговых судов.

Однако США воздержались от ратификации этой конвенции, опасаясь, что она может вызвать осложнения в отношениях с Великобританией, также стремившейся к сооружению под своим контролем канала в Никарагуа и принимавшей меры к тому, чтобы овладеть портами, которые должны были бы служить конечными пунктами канала при его сооружении.



В связи с этим содержание конвенции было изменено, и новая конвенция предусматривала для США лишь право свободного прохода через имеющий быть сооружённым канал, с обязательством США гарантировать нейтралитет канала и защиту суверенитета Никарагуа в отношении прилегающих к каналу территорий, а равно и портов, которые будут служить его конечными пунктами.

Конвенция содержала также оговорку о том, что те же права должны быть предоставлены и другим странам, поскольку они заключили бы аналогичные соглашения с Никарагуа. Но и эта конвенция не была ратифицирована США. В целях устранения продолжавшего нарастать обострения взаимоотношений между США и Великобританией в 1850 по инициативе США был заключён т. н. Клейтон-Бульвера договор (см.). Этот договор должен был определить международно-правовой режим будущего канала. Он обязывал каждое из договаривающихся государств не подчинять канал своему исключительному контролю. Условия пользования каналом должны были быть одинаковыми как для граждан США и Великобритании, так и для граждан других государств, принявших на себя аналогичные с ними обязательства.

В соответствии с договором Клейтон-Бульвера США в 1867 заключили с Никарагуа соглашение, в силу которого получили право свободного транзита с обязательством защиты нейтралитета канала и суверенитета Никарагуа. Тождественное по содержанию условие было ещё в 1860 включено в торговое соглашение между Никарагуа и Великобританией.

С другой стороны, положения, содержащиеся в договоре Клейтон-Бульвера, были воспроизведены в соглашениях, заключённых с Никарагуа Испанией в 1850, Францией в 1859 и Италией в 1868.

В дальнейшем, однако, дипломатическая активность США обратилась в сторону Панамского варианта сооружения канала. В 1869 и 1870 США в дополнение к соглашению 1846 предприняли попытки заключить соглашение с Колумбией, причём отличительная особенность проекта соглашения 1870 заключалась в том, что канал должен был оставаться постоянно открытым для военных судов лишь США и Колумбии, а военные суда государств, находящихся с ними в войне, не должны были допускаться в канал. В 1878 правительство Колумбии предоставило концессию на сооружение Панамского канала организованному во Франции обществу, во главе которого находился Лессепс, осуществивший сооружение Суэцкого канала.



В законе о предоставлении концессии декларировался нейтралитет канала, свободный проход торговых судов всех флагов даже во время войны, свободный проход военных судов США и Колумбии во всякое время, с закрытием, однако, канала для военных судов других государств на время войны, если только право прохода военных судов соответствующего государства во время войны не будет предусмотрено соглашением такого государства с Колумбией. Учитывая, что США в связи с этим могут столкнуться на Панамском канале с влиянием неамериканских государств, государственный департамент США в 1881 поручил своим послам в Лондоне, Париже, Берлине и Вене заявить соответствующим правительствам, что нейтралитет Панамского канала гарантирован США и что попытка установления дополнительной гарантии такого нейтралитета путём соглашения европейских государств между собой будет рассматриваться США как недружелюбная в отношении их акция. Последствием этого дипломатического выступления США явилось напоминание со стороны Великобритании о постановлениях договора Клейтон-Бульвера 1850. Начавшаяся затем дипломатическая переписка продолжалась до 1883, но не привела ни к каким результатам.

К вопросу об упомянутом договоре США вернулись вновь в 1899, после успешного окончания войны с Испанией, во время которой в США ещё более укрепилось мнение о том, что сооружённый канал должен находиться под исключительным контролем США. Первоначальное англо-американское соглашение, заключённое в 1900 и содержавшее в себе ссылку - в качестве базы - на положения конвенции 1888 относительно Суэцкого канала, не получило одобрения сената США, и в связи с этим в 1901 был заключён Гей-Паунсфота договор (см.), одобренный как США, так и Великобританией. В силу этого договора был отменён договор Клейтон-Бульвера и признаны права США на сооружение канала, его управление, эксплуатацию и обеспечение безопасности на всём его протяжении; с другой стороны, в соглашении было оговорено, что канал должен быть открытым для торговых и военных судов всех флагов, без указания, однако, на то, что обязательство держать канал открытым охватывает собой как мирное, так и военное время. Ещё задолго до заключения вышеупомянутого соглашения, а именно в 1888, произошло банкротство французского общества Панамского канала.

Новое общество, взявшее на себя продолжение работ по строительству канала, вступило в переговоры с США относительно передачи своей концессии и произведённого строительства, и в 1902 последовало заключение соответствующего соглашения, предусматривавшего уплату США обществу 40 млн. долл. Вслед за этим США оставалось урегулировать свои взаимоотношения с Колумбией, однако последняя в августе 1903 отказалась ратифицировать соглашение, подписанное её представителями с представителями США в начале того же года (см. <<Гей-Эррана договор>>).



Следствием этого отказа явилась т. н. "Панамская революция", в результате которой Панама при прямой поддержке США отделилась от Колумбии и провозгласила себя самостоятельной республикой, незамедлительно получившей признание со стороны США (см. Бюно-Варилья). 18. XI 1903 последовало заключение Гей - Бюно-Варильи договора (см.) между США и Панамской республикой, в силу которого последняя уступила США на вечные времена право сооружения и эксплуатации канала. Далее, для защиты канала США получили право применять свои вооружённые силы, а также возводить оборонительные укрепления.

Возможность беспрепятственного использования Панамского канала для судоходства дружественных стран была вновь подтверждена президентом США в 1904; 24. VIII 1912 был издан закон об открытии и эксплуатации канала и об управлении зоной канала, а 9. VII 1914 были изданы - в развитие закона 1912-правила о судоходстве по каналу и при подходах к нему. Самое же открытие канала состоялось 16. VIII 1914. Границы зоны канала подверглись уточнению по соглашению между США и Панамой от 2. IX 1914.

Во время первой мировой войны, до вступления в неё США, в силу прокламации, изданной США 13. XI 1914, допускался беспрепятственный проход через канал торговых и военных судов воюющих государств; после же вступления США в войну на основании прокламации от 23. V 1917 неприятельские торговые и военные суда были лишены права пользоваться каналом. Обеспечение безопасности Панамского канала было предусмотрено, далее, в договоре о дружбе и сотрудничестве, заключённом между США и Панамой в 1936, и в нотах, к нему приложенных. Начало второй мировой войны вызвало прокламацию от 5. IX 1939 относительно соблюдения нейтралитета в зоне Панамского канала и ряд постановлений (от 5. IX 1939, от 25. III 1940 и от 9. VII 1940), с этим связанных. В отношении прохода через канал судов, захваченных в качестве приза, заслуживает быть отмеченным проход через канал в конце 1939 германского судна "Дюссельдорф", имевшего на борту британскую призовую команду. Проход этого судна был осложнён тем, что со стороны немцев была сделана попытка высадить в зоне Панамского канала находившегося на судне морского агента под предлогом его болезни. Однако после установления в госпитале на территории Панамы симуляции болезни мнимый больной был передан, несмотря на протесты Германии, британскому вице-консулу и доставлен в Бермуду на канадском эсминце.



Условиями договора о передаче прав на Панамский канал правительству США фактически предоставлялось право вмешиваться во внутренние дела Панамы, контролировать внешнюю политику. И эта возможность была использована не один раз. Например, на протяжении всего 20 столетия в Панаме время от времени вспыхивали протесты против американского присутствия, дискриминации панамских рабочих, бедственного положения народа. Но власти Панамы особо не беспокоились по поводу таких протестов, ведь под боком всегда такой серьезный северный сосед, готовый прийти на помощь по усмирению братского народа. Так, с помощью американских военных были подавлены выступления 1916, 1918, 1921, 1923,1925, 1932, 1942, 1951, 1959, 1964 годов.

Время от времени договор 1903 года пересматривался, менялись размеры арендной платы, Панаме давали некоторые права по управлению каналом. Но это все было каплей в море. Ведь выгоду от использования Панамского канала США получали колоссальную: кроме того, что размеры прибылей достигали 100 млн. долларов в год, самым главным все же был тот факт, что в Центральной Америке размещались войска США, которые могли свободно перемещаться по стране и контролировать весь регион.

К слову сказать, договор 1903 года был подписан с множеством нарушений, не был переведен на испанский язык, да и под ним нет ни одной подписи гражданина Панамы. Конечно, под давлением панамской стороны условия договора периодически пересматривались, но такие пересмотры ничего не меняли по существу договора - американцы и дальше могли чувствовать себя хозяевами на панамской земле, что, в свою очередь, вызывало справедливое негодование панамцев. Например, американскому рабочему в Панаме платили на порядок выше, чем за тот же объем работы, выполненный панамцем, панамцам не разрешалось вести торговлю в зоне канала, американские граждане освобождались от налогообложения.



Историю Латинской Америки нельзя назвать ровной и спокойной, что в полной мере относиться и к Панаме. К власти несколько раз приходили представители олигархических кругов, при этом многие из них поднимали вопрос о принадлежности канала. Но большинство из них заботилось лишь о собственном достатке, поскольку канал приносил хорошие прибыли. Лишь некоторые видели в канале не источник своих доходов, а основу для прогрессивных преобразований в Панаме. Среди таких руководителей первое место принадлежит Омару Торрихосу. Именно по инициативе Торрихоса были проведены переговоры с США, результатом которых стало подписание, можно сказать, эпохального договора. Омару Торрихосу удалось достичь договоренности с бывшим тогда на посту президента США Джимми Картером. По договору, заключенному в сентябре 1977 года, в собственность Панамы переходило 65 % акций Панамского канала, остальные же 35 % оставались в ведении США до 2000 года.

На срок Переходного периода было решено создать комиссию по управлению каналом в составе 5 американцев и 4 панамцев. По договору с каждым годом сфера деятельности Панамы в управлении Панамским каналом должна была постоянно увеличиваться.

Таким образом, благодаря стараниям генерала Омара Торрихоса у Панамы появилась реальная возможность получить контроль над каналом. Что касается самого Омара Торрихоса, необходимо сказать, что после этого он стал национальным героем Панамы.



По его инициативе были проведены реформы в образовании (введено всеобщее начальное образование), принят новый трудовой кодекс, в соответствии с которым закреплялось право на минимальный уровень заработной платы, на забастовки, на нормальные условия труда. Также были национализированы некоторые предприятия, построены новые заводы. Реформы коснулись также и медицинского обслуживания: были проведены мероприятия, направленные на борьбу с опасными инфекционными заболеваниями, в том числе и с малярией. Также Торрихос был первым, кто пошел на сближение с коренным народом Латинской Америки - индейцами. Были внесены изменения в избирательную систему, по которой народ мог избрать не политическую "элиту", а представителя из региона, что было более демократично.

Реформы Торрихоса и его откровенно отрицательное отношение к США не могли оставить равнодушными Штаты. Периодически США делали попытки свергнуть Омара Торрихоса. В одну из поездок Торрихоса в Мексику в 1969 году военной хунтой при поддержке ЦРУ был подготовлен переворот, и генералу сообщили, что его возвращение на родину нежелательно, но Торрихос все же рискнул вернуться. Ему помог панамский народ, который выступил стотысячной демонстрацией во главе с майором Мануэлем Антонио Норьегой и попросту выгнал путчистов.

Таким образом, переворот 1969 года не состоялся, однако в последствии попытки свергнуть опасного противника продолжались. 31 августа 1981 года генерал Омар Торрихос погибает в авиакатастрофе. Самолет, в котором он летел, упал недалеко от аэродрома Коклесито. Официальная версия - "трагическая случайность", хотя выводы комиссии, расследовавшей обстоятельства падения, подтвердили, что самолет был в исправности, погода - без единого облака, а пилот на протяжении всего полета не извещал о каких-либо проблемах. К слову сказать, за лето 1981 года при невыясненных обстоятельствах погибло трое латиноамериканских лидеров.

Кстати, будучи уже после Торрихоса президентом Панамы Антонио Норьега также мешал американцам. Но теперь они не церемонились. Просто ввели войска, арестовали президента, вывезли в США, обвинили в коррупции и торговле наркотиками, и упрятали его в тюрьму, а вместо него поставили свою марионетку и возобновили контроль над Панамой.



3. Передача канала Панаме

Согласно договору, уже в 1979 году США передали Панаме в общей сложности 78 различных объектов в зоне канала, в том числе стратегически важный порт Кристобаль, железную дорогу, склады горючего, пожарные части.


Согласно договору, канал получает статус государственного предприятия. Управлять им будет Управление Панамским каналом (Autoridad del Canal de Panama) - совет из 11 членов во главе с министром по делам канала, назначаемым лично президентом республики. Бюджет канала будет независим от государственного бюджета Панамы. Канал остается вне политики, вне чьих-либо интересов, свободным для прохождения судами любой нации. Персоналу канала запрещено участвовать в забастовках и любых других действиях, способных помешать его функционированию.

Интересы сторон. Можно, конечно, долго рассуждать о том, кто и что теряет или приобретает с экономической точки зрения перехода канала во владение Панамы. Некоторые эксперты (в основном, американские), к примеру, утверждают, что панамцы не в состоянии будут эффективно управлять каналом, поскольку "не умеют". Поэтому им рано или поздно придется прибегнуть к помощи "чужаков". Правда, частично этот вопрос панамцы уже решили: еще в 1997 году панамские власти заключили соглашение с гонконгской компанией "Хатчинсон-Вампу лимитед" (Hutchinson Whampoa Ltd) о передаче фирме прав на управление двумя основными морскими портами Панамского канала - Бальбоа, расположенном на Тихом океане недалеко от столицы Панамы, и Кристобаль, расположенном на Атлантическом побережье. Порты и их коммуникации переданы компании в лизинг на 25 лет с правом продления договора на такой же срок. Это соглашение стало предметом "особой озабоченности" лидера республиканского большинства в сенате Трента Лотта, направившего осенью прошлого года письмо о росте китайского присутствия в зоне канала министру обороны США Уильяму Коэну. В письме Лотт, в частности, подчеркивал, что правительство США "позволяет, чтобы развивался сценарий, в котором жизненные интересы безопасности США не могут быть защищены без конфронтации с китайскими коммунистами".



Экономические интересы США с потерей канала задеты незначительно. Технически канал серьезно устарел, и для повышения его пропускной способности требуется значительная реконструкция. В частности, чтобы через канал могли проходить суда большей грузоподъемности, необходимо строительство еще одной серии шлюзов. А это, по оценкам экономистов, может стоить до 8 млрд. долларов. По мнению экспертов, по крайней мере, половина инженерных сооружений требует ремонта. Более того, канал, через который и так осуществляется лишь 4% мирового товарооборота, с ростом эффективности железнодорожных и авиаперевозок постепенно теряет свое значение как важный торговый путь в мировой системе товарооборота. Канал понемногу превращается в "местную", латиноамериканскую водную артерию.

А вот со стратегической точки зрения Соединенные Штаты теряют достаточно важный плацдарм своего военного присутствия на латиноамериканском континенте. На протяжении всего столетия - начиная с 1903 года - американцы держали в зоне Панамского канала солидный контингент военных (от 10 до 65 тысяч человек), занимавшихся отнюдь не только поддержанием и защитой этой торговой водной артерии. Зона была превращена практически в центр подготовки американских военных для службы в специфических условиях латиноамериканского континента (так, на военной базе Форт-Шерман (Fort Sherman) находился единственный центр по подготовке военных к ведению борьбы в условиях джунглей, через который прошло до 100 тысяч человек), в разведывательный центр и центр по ведению антиповстанческих операций. Вашингтон никогда не церемонился со своими южными соседями, беззастенчиво вмешиваясь в их "домашние" дела. Вспомним хотя бы разгон в 1964 году демонстрантов, выступавших за возврат канала Панаме и закрытие американских военных баз (тогда погибли 24 человека и более 600 были ранены) или историю свержения генерала Мануэля Антонио Норьеги, когда в 1989 году в Панаме высадился 20-тысячный десант американских морских пехотинцев. Кстати, именно тогда были распущены вооруженные силы Панамы, и теперь охрану канала обеспечивают лишь 1,5 тысячи полицейских.



Именно обеспокоенностью по поводу способностей панамских властей должным образом обеспечить защиту канала (согласно недавним опросам, более 70% панамцев не верит в то, что Панама собственными силами способна защищать канал и вообще границы страны) и опасностью превращения Панамы в перевалочный пункт для колумбийских наркоторговцев и объясняет Вашингтон стремление сохранить хотя бы в сильно урезанном виде свое военное присутствие в зоне канала.

Многолетнее военное присутствие американцев в зоне Панамского канала позволяло контролировать потоки контрабанды наркотиков из Южной Америки в Северную. Отсюда ежегодно осуществлялось до 15 тысяч вылетов разведывательных самолетов ВВС США для контроля за контрабандой наркотиков в регионе. Пару лет назад Вашингтон выступил с предложением открыть после передачи канала Панаме на территории военной базы Хауард, где располагалась штаб-квартира Южного командования ВС США, международный центр по борьбе с контрабандой наркотиков. Что означало бы, в частности, размещение там 2 тысяч американских солдат. Но длительные переговоры с панамскими властями в конце концов провалились. Панаму не устроило то, что Вашингтон настаивал на включении в соглашение о создании центра положения о праве использовать инфраструктуру базы Хауард не только в целях борьбы с нелегальной торговлей наркотиками и положения о предоставлении военным подразделениям, которые должны были быть дислоцированы на территории военной базы, права беспрепятственного и свободного от таможенного и полицейского досмотра передвижения по территории Панамы. Так что теперь, с уходом из зоны, американцы вынуждены переориентироваться на соседние страны. Вашингтон уже заключил соглашения о совместной "антинаркотической" борьбе с Эквадором, Арубой, Кюрасао. Эти страны обязались предоставлять свои аэропорты для спецрейдов и дозаправки военных самолетов США.

У панамских властей совсем иные виды на освобождающиеся территории и военные базы. Пока что правительство Панамы не намерено заключать какие-либо соглашения, предусматривающие постоянное военное присутствие американцев на территории страны. Более того, еще в середине октября президент Панамы Мирейя Москосо (кстати, вдова легендарного президента Панамы Арнульфо Ариаса, который трижды становился главой государства, и которого трижды свергали военные) прямо заявила, что военные отношения Панамы с США заканчиваются 31 декабря. "Нам больше не нужны военные базы на нашей территории. Более того, нам не нужны и центры по борьбе с контрабандой наркотиков".

Панамские власти намерены активно развивать зону канала, причем не только с точки зрения торговли и транспорта. Правительство надеется привлечь в зону канала инвестиции и туристов, превратить страну в латиноамериканский Сингапур.



Неплохой экономический потенциал и у военного аэродрома, расположенного между тремя базами Хауард, Коббе и Фарфан. Взлетно-посадочная полоса аэродрома - 2 485 метров - самая длинная во всей Латинской Америке. На территории этих трех баз (более 5 тысяч гектаров) расположено более 600 зданий различного назначения, 303.5 тысячи квадратных метров иных сооружений, в том числе более тысячи жилых помещений. Вообще, инфраструктура, которую американцы оставляют панамцам, весьма богата - каждая база представляет собой целый довольно благоустроенный военный городок с жилыми помещениями, школой, больницей, театром, пожарной станцией, площадками для игры в теннис, гольф, бассейном, гостиницей и т.д.

Тем не менее США загодя позаботились о том, чтобы иметь законодательный механизм, который позволял бы им осуществлять контроль за каналом. Речь идет о двух документах - договоре о полном нейтралитете Панамского канала, входящем составной частью в договор Картер-Торрихос, и т.н. поправка де Кончини (по имени сенатора, ее внесшего), добавленной позже к договору. Оба документа практически дают Вашингтону право в любой момент ввести свои войска на территорию Панамы без согласия на то панамских властей. "В соответствии с Договором о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала, Панама и США несут ответственность за то, чтобы Панамский канал был открытым и безопасным для судов всех наций. Это означает, что эти страны, в соответствии со своими конституционными нормами, будут защищать канал от любой угрозы режиму нейтралитета и будут иметь право действовать против любой агрессии или угрозы, направленной против режима мирного транзита судов через канал".

Согласно договору о полном нейтралитете канала, США получают право военного вмешательства "в случае возникновения угрозы межокеанскому транспортному пути". Формально договор направлен против возможных нападений на канал со стороны наркоторговцев и военизированных группировок соседней Колумбии. На деле же США, передавая панамским властям канал, практически лишь снимают с себя финансовое и техническое бремя его обслуживания, оставляя за собой стратегический контроль за каналом.



Напомним, что однажды - в 1989 году - США уже воспользовались этим "правом", практически вторгшись на территорию Панамы и свергнув генерала Норьегу. И ничего не помешает им и в следующий раз, когда политическая ситуация в Панаме или в Центральной Америке покажется Вашингтону "угрожающей национальным интересам США", ввести в зону Панамского канала многотысячный контингент истосковавшихся по настоящему делу американских солдат.

20-летний срок Переходного периода истек 31 декабря 1999 года. Вся территория Панамского канала перешла к панамцам, а США отдали последние базы и сооружения, предназначенные для обслуживания канала. К слову сказать, на момент передачи канала прибыли США от его канала составляли около 100 млн. долларов в год, в то время как аренда составляла 1,93 млн. в год.

Сразу же в начале 2000 года Панамой был объявлен тендер на управление каналом. Тендер выиграла китайская компания Hutchison Whampoa, которая фактически стала управлять каналом, но уже под контролем панамских властей.

В 2004 году президентом Панамы становиться Мартин Торрихос, сын Омара Таррихоса. Мартин Торрихос победил на президентских выборах 2004 года с лозунгом: «Да, можно!»: можно победить нищету, безработицу, коррупцию. Он является членом Революционно-демократической партии.

Уже достаточно давно возникла идея модернизации и расширения канала, что позволило бы пропускать через канал суда водоизмещением до 170 тысяч тонн, длиной до 440 метров и осадкой до 18 метров, в то время как на данный момент могут проходить суда водоизмещением до 65 тысяч тонн, длиной не более 294 метров и осадкой до 12 метров.



С этой целью по инициативе Мартина Торрихоса в 2006 году был проведен всенародный референдум, где народ Панамы должен был решить, хочет ли он расширения канала. 79 % граждан страны поддержали расширение канала и одобрили инициативу президента Торрихоса.

С 2006 года ведутся работы, направленные на расширение канала. В частности, самым главным вопросом остается вопрос денежных средств, которые необходимы на проведение таких грандиозных работ, а их необходимо немало - 5,2 млрд. долларов. Тем не менее, руководство Панамы пошло на такой риск и развернуло кампанию по аккумуляции денежных средств. Прежде всего, наиболее заинтересован в расширении и усовершенствовании канала Китай, который нуждается не только в рынках сбыта, но и быстрой и удобной доставке сырья, в частности нефти. Китай готов сотрудничать с Панамой и оказывать ей помощь в реализации проекта расширения канала. Вес Китая во всем мире оказывается достаточно серьезным, и Панама в его лице может найти себе серьезного партнера в экономических отношениях, что, соответственно, повлечет за собой и сотрудничество в политике.












Также, несмотря на кризис, в октябре 2008 года был проведен ряд переговоров с мировыми кредиторами по поводу привлечения денег для расширения Панамского канала. Например, среди кредиторов, готовых выделить средства, выделяются Японский банк международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation), который выделит 800 млн. долл., Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) - 500 млн. долл., Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank) - 400 млн. долл., Андская корпорация развития (Andean Development Corporation) и Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation) - по 300 млн. долл. Это яркие свидетельства того, что на данный момент хорошо просматривается тенденция, направленная на укрепление позиций Панамы, прежде всего, за счет активного сотрудничества со странами Латинской Америки и Западной Европы, Китаем, Японией.

На церемонию передачи канала съехались главы государств и известные политики из Латинской Америки, США и Европы.


Последние годы Панамский канал был подобен любому устаревшему мосту или автомагистрали. Жизненно важная артерия с годами превратилась в узкое «бутылочное горлышко», приносящее множество проблем.

Потому то и родилось много проектов конкурирующих каналов например по территории Никарагуа или Колумбии.











Внимание !  Полную версию поста читайте на ИНФОГЛАЗЕ - http://infoglaz.ru/?p=27313

Вспоминаем начало этой истории: какие существуют Конкуренты Панамского канала и сама История строительства Панамского канала


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
Грандиозно !

вот так вот было

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

  • 1