?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Что такое Турбийон
masterok

Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Van der Bauwede Victoria Tourbillon Женские часы в корпусе из белого золота с турбийоном, украшенным бриллиантами.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

 

 

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Patek Phillippe 10 Day Tourbillon Турбийон с ручным заводом в корпусе из платины, 10-дневный запас хода.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

 

 

Устройство и виды турбийонов

Franck Muller Evolution 3-1 Часы в платиновом корпусе с турбийоном, вращающимся в трех плоскостях. Индикатор запаса хода, ретроградный указатель даты, вечный календарь, индикатор фаз луны.

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам. Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Antoine Prezuiso 3 Volution Механические часы с ручным заводом в платиновом корпусе с тремя парящими минутными турбийонами.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

 

Тенденции в развитии турбийонов

Zenith El Primero Хронограф в корпусе из белого золота, инкрустированном 117 багетными бриллиантами (8,79 карата) с минутным турбийоном. Каретка турбийона украшена бриллиантовой звездой.

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Parmigiani Fleurier Kalpa XL Tourbillon 30-секундный турбийон с 8-дневным запасом хода. Механизм с ручным заводом. Корпус из платины.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.

 

 

 

 

 

 

 

источники - http://www.horology.ru

 

Напомню вам еще что нибудь интересного из мира техники: вот например Робот возрастом в 250 лет работает и сейчас, а вот кто знает, что был Летающий паровоз, ну и вспомните еще про Самый большой автомобильный кран в мире

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=39741

promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
Турбийон абсолютно бесполезное устройство для наручных часов, и достаточно полезное для стационарных, где оно никогда не применяется. =))

Зато хитрые швейцарские часовщики-барыги их ловко впаривают богатеньким лохам за большие деньги.

Никогда не понимал ценности часов.Да и не люблю я носить этот аксессуар.

это приятный аксессуар с историей

Значимость точного определения времени издавна была востребована людьми руководящими в решении задач управленческих.
Хорошая синхронизация порой является залогом успешного выполнения военной операции.
Ну и с развитием мореплавания без точных часов хреново решаются навигационные задачи - если широту через солнце и звезды определить можно, то меридианы - только по часикам, и чем точнее часы, тем меньше разбежка в определении долготы. А это действительно очень важно, порою жизненно важно для капитана и команды и корабля.
Теперь вспомним, что военачальники и капитаны кораблей (особенно дальнего плавания) занимались одними из самых доходных видов деятельности. Потому на часики они не скупились - и на корабельные хронометры и на карманные.
Потому изначально часы - вещь и рабочая и статусная - рабочий инструмент людей с высоким общественным статусом. Оружие на поясе - это статус, оружие и часы - это высокий статус.
Носить часы, конечно, дело привычки. Дело-то не в наличии часов, а в возможности точного определения времени - с той точностью, которая нужна человеку.

Берём красивый механизм из драгметаллов, впихиваем миниатюрный точный кварц, получаем точный, красивый и достаточно дорогой прибор.

Ах вот, зачем эти колесики :) Спасибо за статью. Так и Вассерманом стать не долго :)

ну со временем обязательно :-)

Путин такие коллекционирует.

На правую руку цепляет, идиот!

Все кто в его банде "цепляют" на правую руку. Обрати внимание.

Шикарные механизмы. Теперь я понимаю, почему они стоят так дорого.

А потом появился суперточный и надежный по сравнению со всеми этими пафосными турбийонами Кварц и превратил механические часы в аналог "теплого лампового звука".

зато смотреть интересно.

Кварц - хорошо.
Но у него есть один недостаток - несамодостаточен. Зарядки к нему не полагалось. А батарейки ограничивают время хода.

Механика тоже не самодостаточна - она требует дорогостоящего обслуживания в мастерской, чистки и смазки.
Без обслуживания - время работы механики также ограничено.

Признаю.
Однако, по своему опыту скажу, что приличная серийная механика (были у меня неплохие японские недешевые и недорогие) без проблем работала около 10 лет от даты приобретения. Потом начались проблемы из-за усыхания прокладок и проникновения пыли. Свежие гермопрокладки так и не удалось приобрести установить и работали часики между чистками-смазками где-то по полтора года.
Т.е. такой вариант однозначно лучше кварца. Но это было когда-то. Сейчас так уже не производят, а если и производят, то неоправданно дорого.
Потом, когда мобилка стала неотъемлемым аксесуаром, то нужда в часах исчезла. Хотя, на случай похода, я бы предпочел иметь приличные наручные часы. Электронные или механические - вообще-то непринципиально, лишь бы пылеводо-непроницаемые и достаточно противоударные. Но если электронные, то желательно с возможностью подзарядки. Удивительно, что сейчас все одержимы солнечной энергетикой, а большинство предлагаемых производителями часов - всё на тех же батарейках. А технологически нет проблем производить часы со сроком службы в пару десятилетий.

Ну дык, сейчас и кварц, в зависимости от модели, работает по 7-10 лет без замены батарейки.

Признаю.
Ключевое слово - сейчас.
И еще сейчас, к сожалению, все, что по замыслу производителя работает более 5 лет и содержит защиту от дурацких случайностей - очень дорого. Экономика непрерывного потребления диктует.

Э... 7-10 лет работы от одной батарейки VS 1-10 дней работы от одного завода...
что там где ограничивает?

на нескольких фотографиях часы вообще без турбийона :-)

Механическая сложность, конечно, зашкаливает... Но:
1. По точности кварцевые выигрывают 'в одни ворота', не говоря уж про атомные.
2. Та же сложность механики предполагает чрезвычайно бережное пользование данным типом часов.
В итоге имеем дико дорогущую игрушку, с с непременным обслуживанием(а как же! э о вам не электронные, включил-и забыл на года)носящую сугуба украшательский(читай бесполезный) характер.
В качестве стимпанковой приблуды тоже неплохой вариант.

- А вы знаете, чем отличается элитный шотландский виски от нашего самогона?
- Нет.
- Понтами, только понтами!

RUHLA - вот такой турбийоеон из ГДР у меня был.

  • 1