?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Китайский шар - загадка и головоломка
masterok

В течение многих столетий китайское прикладное искусство было известно во всем мире своей невероятной красотой и изяществом. Если  нужно выбрать единственный объект, который лучше всего описывает китайское внимание к деталям, это, конечно же, будет шар-загадка из слоновой кости

Китайские шары — головоломки – декоративные предметы, которые состоят из нескольких концентрических сфер, каждая из которых вращается свободно, но при этом  вырезана из той же самой части материала что и предыдущие

Вы можете найти шары, сделанные из синтетической слоновой кости, смолы, древесины, нефрита и других материалов. Эти произведения искусства обычно состоят из 3 — 7 слоев, а самый большой в мире шар — загадка сделан из 42 концентрических шаров

Давайте узнаем, как они делались …

Фото 2.

 

В кризисном XVII веке появилась резьба по кости «шар в шаре» (вложенные друг в друга костяные ажурные шары, состоящие из миниатюрных фигурок) – вещь, поражающая филигранностью работы, но, по сути дела, всего лишь изящная и трудоемкая безделушка. На такую работу у мастеров уходили многие годы.

Видимо, у китайцев было такое хобби — делать подобные игрушки: костяной шар с прорезями, в нем другой такой же, в нем третий, и каждый может вращаться в любом направлении.

 

Фото 3.

 

Настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны «решетчатые шарики внутри шариков» . Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика» . Мастеру приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта и острое лезвие своего резака, т. к. проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри. При этом ошибись мастер хоть на волосок – и вся работа пойдет насморку.

 

Фото 4.

 

Самым сложным среди «решетчатых шариков внутри шариков» считаются выполненные на заводе Резьбы по слоновой кости Даси в Гуанчжоу. Вэн Жунбяо – заслуженный работник этой отрасли – в 1977 г. вырезал из слоновой кости 15 см в поперечнике набор из 42 узорчатых шариков, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого и был украшен гравированными пейзажами (павильонов и башен, облаков и гор) . Центральный шарик был толщиной в бумажный лист. Вэн Жунбяо – резчик по кости в 4-м поколении. В 1915 г. его отец получил международное признание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «резных   шариков в шариках»

Гуанчжоуский мастер Вэн Жунбяо является потомственным мастером художественной резьбы по кости. Его отец вырезал из куска слоновой кости многослойную шаровую композицию из 28 сферических слоев, при диаметре внешней сферы 10 см. Сам Вэн Жунбяо превзошел отца. Он вырезает внутри шара такого же диаметра 40-45-слойную композицию, причем каждая из сфер может свободно вращаться независимо от соседних.

 

Фото 5.

 

Хотя изначально они делались только из слоновой кости, в наши времена можно найти шары-головоломки из синтетической слоновой кости, смолы, дерева, нефрита и других материалов. Эти детальные произведения искусства обычно состоят из 3-7 слоев, а самый большой шар-головоломка сделан из 42 концентрических шаров, располагающихся один в другом. Хотя внутренние шары могут управляться посредством выравнивания отверстий, китайские шары-головоломки получили свое название от людей, которые веками оттачивали свое мастерство в создании таких предметов.

Так как же все-таки шары-головоломки сделаны? Для этого необходимо вагон терпения и очень спокойные руки. Китайские мастера вращают твердые мячи на токарном станке и начинают с прорезывания отверстий по направлению к центру предмета. Затем, используя специальный предмет в форме «L» они начинают отделять шары во внутренней части.

 

Фото 6.

 

Китайские шары-головоломки настолько тонкой работы, что могут вырезаться исключительно вручную. Даже самый легкий щелчок рукой может вдребезги разбить внутренние слои, тем самым разрушив работу нескольких дней. Чтобы понять, насколько они хрупки, не рекомендуется пытаться выстроить все отверстия в ряд, так как это может повредить концентрические шары. Но если вам все-таки хочется разгадать эту древнюю головоломку, лучше использовать зубочистки или перо птицы.

Волшебные шары, как они иногда именуются, обычно относятся к предметам с положительным зарядом из-за своего символического украшения и формы бесконечного круга. Слои могут символизировать разное – от четырех направлений компаса до природных элементов, а резной декор на внешнем мяче обычно напоминает дракона или феникса, соответствующие Инь и Янь. Считается, что шар-головоломка, декорированный этими двумя элементами, способен укрепить брак и принести удачу и процветание.

Фото 7.

Вот еще вынес мнение из комментов: На самом деле ничего слишком сложного в этом изделии нет. Нарезание собственно концентрических шаров вполне автоматизируется. Приспособления достаточно просты. А вот нарезка узоров требует некоторого усердия, но технически тоже вовсе не сложна. Кстати - начинают не с внешнего, а с внутреннего шара. Внешний же делается не круглым, На нем столько плоских срезов, сколько отверстий - так проще позиционировать и крепить при обработке. Затем сверлятся отверстия самого меньшего диаметра на глубину "до последнего" шара. На обычном сверлильном станке. Затем последовательно увеличивают даметр свёрл и уменьшают глубину "проходки". Получается набор ступенчато-конических отверстий. Приспособление для вырезки шара внутри тоже достаточно простое: стержень с проушиной, по которой перемешается изогнутый по форме нужного щара резак, заточенный с одного конца; на второй конец резака давит пружинка, продвигая его в проушине. При вращении стержня резак постепенно делает всё время расширяющуюся круговую прорезь по образующей шара. При проточке поверхностей через все конические отверстия образуется практически готовый шар. Останется просечь несколько оставшихся перемычек, и можно приступать к гравировке рисуна самом малом шаре фрезой. И т.д. На современном оборудовании можно точить такие шары, как "семечки" щёлкать.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

 

[источники]

источники

http://lifeglobe.net/entry/3497

http://www.terra-z.ru/archives/47820

http://otvet.mail.ru/question/17369561

 

Вот еще примеры китайского творчества: вот например Дай, друг, на счастье Нэцкэ мне … , а вот Гибкая скульптура. Посмотрите еще на Резьбу по камню в Китае

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=47293
Subscribe to  masterok

Buy for 310 tokens
Я люблю Хийумаа в любую погоду и в любое время года. (Это как с любовью к человеку, когда его любишь не придуманным, а таким, как есть). В зимнем сказочном убранстве В весеннем цветении в осеннем разноцветье в дождях и туманах,…

  • 1
Адский труд!.. Но красота, конечно.

> получил международное призвание
призНание

Китайские шарики, это конечно вершина терпения и упорства. В Киеве, в музее Восточного искусства, двенадцати (?) уровневый есть
Но, например, мой брат вполне успешно точил шесть бронзовых шаров со звёздочкой внутри из 8-ми сантиметрового, ввиде "дипломной " работы по токарному делу ,в профтехучилище.
В детстве часто с ними игрался и без опасения, что сломаю.

на токарном станке этого не сделать ведь

Сделать , сделать.
Даже я пытался ...

Имелось ввиду отделение по внутренней поверхности.
Как ниже ответили, делается с помощью особого узла.
Без специальной приспосОбы не сделать).
И сверление написали - на сверлильном - на токарном сверло только по оси шпинделя можно установить,
насколько я знаю (а если заготовка не вращается - работа не токарная).

"Имелось ввиду отделение по внутренней поверхности. "
-есссстественннно.
Но, именно- на токарном. На сверлильном-нет необходимой подачи. Хотя, теоретически, можно и ручной дрелью сделать.
Я "токарил", в основном, в школе. Могу ошибиться в определениях, но...
Деталь крепится в делительной головке на резцедержателе.
Сверлом, тем более "конусным", никто не пользовался. Их, тогда просто у нас не было. Да и не нужно.
Специально заточенный подрезной резец устанавливается в футере.
Пару дней аккуратной и точной работы.
Нормальному токарю, прилично уметь такое делать.

в каком то древнем (ещё советском) выпуске журнала "Наука и жизнь" была "статья-разоблачение" отечественного токаря, который смог научиться точить подобные по сути (не по красоте) сферы на простом токарном станке. после многочисленных переездов и перестановок не смогу сейчас найти тот журнал, но бьло интересно

Можно и на обычном сверлильном станке сделать.

http://www.nesenenko.narod.ru/GOLDHAND/shar_shar.html

спасибо большое, словно в детство вернулся.

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

На самом деле ничего слишком сложного в этом изделии нет.
Нарезание собственно концентрических шаров вполне автоматизируется.
Приспособления достаточно просты.
А вот нарезка узоров требует некоторого усердия, но технически тоже вовсе не сложна.
Кстати - начинают не с внешнего, а с внутреннего шара.
Внешний же делается не круглым, На нем столько плоских срезов, сколько отверстий - так проще позиционировать и крепить при обработке.
Затем сверлятся отверстия самого меньшего диаметра на глубину "до последнего" шара. На обычном сверлильном станке.
Затем последовательно увеличивают даметр свёрл и уменьшают глубину "проходки".
Получается набор ступенчато-конических отверстий.
Приспособление для вырезки шара внутри тоже достаточно простое: стержень с проушиной, по которой перемешается изогнутый по форме нужного щара резак, заточенный с одного конца; на второй конец резака давит пружинка, продвигая его в проушине. При вращении стержня резак постепенно делает всё время расширяющуюся круговую прорезь по образующей шара.
При проточке поверхностей через все конические отверстия образуется практически готовый шар. Останется просечь несколько оставшихся перемычек, и можно приступать к гравировке рисуна самом малом шаре фрезой.
И т.д.
На современном оборудовании можно точить такие шары, как "семечки" щёлкать.


Edited at 2014-05-02 06:44 pm (UTC)

крута, спасибо

Я видел такой в 1953 году в музее подарков Сталину. Интересно, где он сейчас?

3D-принтеры лишают верного заработка потомственных китайских мастеров =)

В комментах вам бред написали. Будь это столь легко, как тут товарищ в каментах выпендривается, ими уже во всех странах сувенирные лавки были бы забиты. Но почему-то эти "лёгкие" изделия до сей поры точат именно вручную, только слегка применяя станки. Более того, самый большой шар имеет не 42, а свыше 70-ти шаров внутри. Сделан он был давно и, естественно, вручную. Как вы сами правильно отметили, шары эти слишком тонки и хрупки, чтобы доверить такую работу машинам.

  • 1