?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кнопка «Беленко»

6 сентября 1976 г советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полета исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный летчик старший лейтенант Виктор Беленко. Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка.

В полку забили тревогу. Первый вывод — он держался два часа — самолет разбился. Такого же мнения придерживалось и вышестоящее руководство. Находившийся в то время с инспекцией в Приморье командующий авиацией войск ПВО маршал авиации Евгений Савицкий прореагировал на случившиеся спокойно: «Авиация есть авиация. Все может случиться. Ищите». Однако искать долго не пришлось. Вскоре мировые агентства передали из Японии: в аэропорту Хакодате приземлился советский боевой истребитель. Командованию полка, да и не только полка, стало ясно — это Виктор Беленко.

Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведом­ление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.

А прием тут кнопка ?

 

Официальная версия тогдашнего руководства СССР такова. Виктор Беленко потерял ориентировку и, оказавшись вблизи территории Японии и не имея достаточного запаса топлива на обратный путь, произвел вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, все так могло и быть. Но общественности требовалось объяснить: почему Беленко остался сначала в Японии, а потом уехал в США?
На этот счет МИД вскоре дал «убедительный» ответ. Дескать, к летчику применили разнообразные методы воздействия — миллионы японских телезрителей видели, как во время перемещения Беленко из Хакодате в Токио на голову был надет мешок, полицейские тянули его за руку, вталкивали в автомашину.

У советской стороны имелись и другие козыри для доказательства своей версии. Японские власти почти в течение четырех дней отказывали российским представителям во встрече с Беленко, нарушая тем самым положения советско-японской конвенции, предусматривающей организацию незамедлительной встречи с задержанным гражданином другого государства. Делался упор на следующее: через день после приземления МиГ-25 в Японии официальный представитель Вашингтона сообщил о принятом решении предоставить убежище летчику, хотя на той же пресс-конференции признал — американской стороне неизвестно, попросил ли пилот убежище или нет. За таким «приглашением» Виктора Беленко в США, делался вывод, стоят американские спецслужбы.

В пропагандистских целях Москва использовала и факт встречи своих представителей с летчиком, охарактеризовав ее «недостойным фарсом». Основанием для этого служило то, что сотрудников советского посольства к летчику не подпустили ближе 25-30 метров, отгородив его от них баррикадой канцелярских столов и окружив полицейскими. На встречу не допустили врача, он вынес бы профессиональное суждение о здоровье и состоянии летчика. Сотрудники МИД Японии грубо вмешивались в разговор, прерывали Беленко — он произнес две-три фразы бессвязно, которые, дескать, никак не подтверждали утверждений представителей японских властей в отношении намерения летчика «получить политическое убежище» в США. А раз так, то Беленко находился в ненормальном состоянии, под воздействием наркотиков или других средств.

Так или иначе, а Виктор Беленко после этой встречи был посажен в самолет американской компании и отправлен под охраной в США.

А какова американская версия? Беленко улетел в Японию по политическим мотивам. Дескать, в СССР он принадлежал к военной элите, у него было почти все, о чем может мечтать молодой человек, но не было главного — свободы. Сам Беленко туманно объяснял свой поступок, понимая, что оправдание предательства требует более веских аргументов, нежели стремление просто иметь свободу. В 70-х годах Виктор Беленко издал книгу (в США в 1976 г. также вышла книга Джона Баррона «Пилот МиГа»). Свой поступок Беленко обосновал нежеланием мириться с многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях.

Есть и третья версия происшедшего, ее придерживаются многие бывшие сослуживцы Виктора Беленко. По ней, главным героем нашумевшей истории является супервысотный сверхскоростной истребитель-перехватчик МиГ-25П (кодовое обозначение в НАТО — «Foxbat» — «Летучая лисица») и уж потом — Виктор Беленко, который оказался примитивным перебежчиком, и американские спецслужбы, якобы организовавшие его побег.

 

 

Возвращенный самолет долгое время использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском военном училище, а в конце 80-х был списан и разобран на сувениры. …После «разбора полетов» выяснилось, что во время инцидента вдогонку Беленко подняли пару МИГ-25, но догнать предателя было невозможно — далеко ушёл. Даже если бы и догнали, не смогли бы его расстрелять — умный МИГ был так устроен, что по своим не стрелял. Потом в кабине появилась специальная кнопка, получившая среди летчиков прозвище, — «беленковская». Она давала в самом крайнем случае возможность применить оружие по своему самолёту.

До Беленко никому и в голову не могло прийти, что таковая может понадобиться. В советских СМИ кроме заявлений о «морально-политическом уроне», побегу Беленко приписывали материальный ущерб СССР на сумму около 2 млрд руб., поскольку пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания «свой-чужой». В системе запуска ракет истребителя появилась кнопка, которая снимала блокировку на стрельбу по своим самолётам. Она получила прозвище «беленковская».

 

 

МиГ-25 (опытный самолет) впервые поднялся в воздух 6 марта 1964 г. А работы по его созданию начались в конце 50-х годов. Тогда перед ПВО страны была поставлена задача по обеспечению надежной защиты от высотных скоростных самолетов, которые разрабатывались в США и Великобритании — бомбардировщиков В-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте. Однако они обладали относительно небольшой дальностью поражения — до 40 км. Всю территорию страны ими охватить было трудно. Требовался высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полета более 500 км, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».

Задача была возложена на ОКБ Артема Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И она была успешно решена. К концу 60-х появился высотный многоцелевой истребитель с практическим потолком 20 700-23 000 м и дальностью полета на сверхзвуке с М=2,35 — 1250-2130 км. Для своего времени МиГ-25 (выпускался в двух вариантах — самолет-разведчик и самолет-перехватчик) являл собой, по оценкам специалистов, выдающуюся конструкцию, способную летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука. На нем были установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе — три абсолютных

Самолет-перехватчик серийно выпускался с 1970 г. по 1984 г. Состоит на вооружении армий стран СНГ, Алжира, Болгарии, Индии, Ирака, Ливии, Сирии.

МиГ-25 попал под прицел Пентагона и американских спецслужб с момента постройки первых опытных самолетов, и с каждым годом они усиливали свое внимание к детищу фирмы Артема Микояна. Спецслужбы много знали о советском высотном сверхзвуковом самолете, но для тщательного исследования требовался образец. В середине 70-х ставка предположительно была сделана на Виктора Беленко, который пошел на контакт.

Его некоторые сослуживцы по Армавирскому училищу считают, что он был завербован еще на курсантской скамье. Виктора, мол, часто видели с секретными документами, которые других курсантов особенно не интересовали. Довод второй. Он попал служить в часть, где были самые современные на то время самолеты — МиГ-25. И довод третий. Накануне перелета Беленко съездил во Владивосток якобы для встречи с американским резидентом, от него получил добро на перелет и необходимую информацию, как и куда лететь. По этой версии, приземлиться Беленко должен был на американской авиабазе в Японии (на квартире летчика найден черновик схемы маршрута полета с указаниями на отрезках курса, высоты и места посадки), но над большей частью Хоккайдо был туман (другие считают, что у него не хватило топлива), и пришлось садиться на гражданский аэродром. Понятно, без шума не обошлось. Посадку самолета видело много народа, тут же появились корреспонденты, и пошло, и поехало, как говорится. Окажись Беленко удачливее, то, возможно, никто и не узнал бы, куда подевался самолет с пилотом. Со своего аэродрома он ушел, что называется, красиво. Беленко знал систему района ПВО, знал зоны, через которые можно проскочить незамеченным, как и то, что свои сбивать не станут, а первоначально будут искать и принимать меры для оказания помощи. Поэтому во время третьего вылета в зону резко пошел на снижение и на низкой высоте между сопок направился в сторону Японского моря.

Радиотехнические средства советских частей ПВО на Дальнем Востоке засекли цель (на дальности примерно100 км от береговой черты и на высоте около 500 м), удаляющуюся в сторону острова Хоккайдо. Ее приняли за японский или американский самолет-разведчик, полеты которых вблизи наших границ в то время были не редкостью.

 

 

Среди советских офицеров дефилировали слухи, что, дескать, даже время ухода в Японию Беленко определили сотрудники ЦРУ — они почувствовали, что офицеры КГБ, образно говоря, сели на хвост Беленко и срочно потребовалось спасать своего агента.

Сегодня можно сказать, что почва для подобных слухов не была лишена оснований. В пользу их, к примеру, следующий факт. СССР тогда жестко потребовал незамедлительного возвращения самолета. Одновременно выражалась надежда, что советское правительство проявит взвешенный подход и примет такое решение, которое отвечало бы духу отношений, складывающихся между двумя странами, и что иное решение могло бы иметь последствия для советско-японских отношений. И все-таки Токио пошел на поводу у американцев, которые все сделали для того, чтобы осмотреть истребитель.

С места посадки на транспортном самолете американских ВВС МиГ-25 перевезли на японскую авиационную базу Хякури. Несмотря на протест СССР, около 20 американских специалистов демонтировали самолет, выясняя все нюансы о нем. Уже в разобранном виде он был возвращен СССР. Они запускали двигатели, включали бортовую РЛС, облетывали своими самолетами — мерили сверху спектр теплового излучения. Взяли пробы стекла и металла. Часть аппаратуры при попытках включения даже вывели из строя. По мнению российских специалистов, разобрались они, не без помощи Беленко, практически во всем.

 

 

Интересны воспоминания одного из создателей самолета Льва Шенгалаи, который в то время принимал участие в приемке машины от японцев, когда по дипломатическим каналам была достигнута договоренность о его возвращении.

Он рассказал следующее:

«Японцы решили скрыть свое и американское вмешательство в самолет, а потому расстыковали его по технологическим узлам и запаковали все в добротные ящики из толстой доски, обитой железом. Так, чтобы вскрыть их быстро и осмотреть самолет было невозможно. Ставка делалась на то, что оговоренное совместным протоколом время для предъявления возможных претензий японцам — один световой день от восхода солнца и только на борту советского судна — не позволит советским специалистам этого сделать. Но в Токио, видимо, просчитались в силе российских парней, что были в составе нашей команды. Через час-два они раскроили бронированную тару, и японцам ничего не оставалось, как сделать округленными глаза. Было видно, какие секреты выуживали американцы. Мы к большому неудовлетворению японской делегации составили внушительный акт, он был принят, что в дальнейшем жестко учла советская сторона при взаимных расчетах…»

К рассказанному Львом Шенгалаи уместно добавить: американские специалисты высоко оценили самолет, за исключением элементной базы электроники. К слову, появление же таких признаний в печати говорит о том, что самолет пристально исследовался.

Советской стороне пришлось после этого менять начинку самолета, секретный шифр «ЯСС» («Я — свой»), дающий возможность «опознавать» радиолокационными станциями наши самолеты. Авиаполки перегоняли МиГ-25 на ремонтные заводы, куда поставлял необходимое оборудование Горьковский авиазавод. С ремзаводов машины отправлялись назад — в авиаполки. Предательство Беленко дорого обошлось Советскому Союзу — в миллиарды тогда еще твердых рублей.

Но МиГ-25 не умер. В 1978 г. Горьковский авиазавод начал серийный выпуск самолета МиГ-25ПД - с двигателями с увеличенным ресурсом, радиоприцелом «Сапфир-25» (он заменил «Смерч-Ф», характеристики которого были раскрыты в результате угона самолета Беленко в Японию) и усовершенствованным вооружением.

А в 1979 г. в Горьком начато серийное производство МиГ-25МП — первого в России истребителя четвертого поколения. Его создание шло в 70-х ( в воздух самолет поднялся в 1975-м), а потому Беленко сообщил спецслужбам США о работе над ним в ОКБ Микояна. В НАТО тогда МиГ-25МП присвоили кодовое обозначение — «Foxhound» («Английская гончая»), а в СССР он был поставлен в боевой строй в 1991 г. и переименован в МиГ-31. Сегодня этот истребитель составляет основу российской авиации ПВО.

 

 

Справка:

1) Миг-25 — высотный перехватчик предназначенный для обнаружения и уничтожения баллистических ракет (существовавших на момент его создания) на конечной (скажем так, не совсем конечной — ИМХО) части полета или высотный разведчик (в зависимости от модификации).

И, естественно, его задача уничтожить любые другие высотные скоростные цели, которые «немного хуже» летают чем баллистические ракеты.

2) Этот самолет «засветился» рекордными скоростями и высотами полета (на тот момент). Кстати ничего подобного и при этом более современного никто создавать даже и не пытался — изменились технологии и «философия» БР-МБР, разведка «пересела» на спутники и т.д.

3) Этот самолет (в том числе выпускники ДВВАИУ http://dvvaiu.net.ru/, где служил учебным пособием борт этого предателя) — называли «летающим рестораном» (или как-то похоже). В систему противообледенения заливалось до 60 л чистого С2Н5ОН, в систему охлаждения — до 400 л «массандры» (около 50%-го расствора С2Н5ОН с водой)…

 

 

Дело Беленко было закрыто в ноябре 2001 года с формулировкой «За давностью времени», когда исполнилось 25 лет со дня вынесения заочного приговора. Сам летчик обосновался в США. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза лекции Беленко перестали быть актуальными.

Единственное, чем отблагодарила его Америка — предоставила ему гражданство. Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей все нажитое имущество. В последнее время скитался по дешевым мотелям, перебиваясь временной работой.

 

Есть кстати еще и вот такая «конспирологическая версия»:

30 января 1979 года во время выполнения грузового рейса Boeing 707-323C борт PP-VLU компании Varig через полчаса после вылета из Токио исчез над Тихим океаном. Несмотря на обширные поиски, не удалось найти никаких следов самолёта либо признаков его падения. Этот инцидент считается одним из самых загадочных случаев в истории авиации.

По одной из версий Боинг был преднамеренно сбит в нейтральных водах советскими истребителями, так как перевозил части МиГ-25, который в 1976 году перегнал в Японию советский лётчик-перебежчик Виктор Беленко, либо коды советской системы «Свой-чужой». При этом необходимо отметить факт, что угнанный МиГ был возвращён в СССР в том же 1976 году.

Кому интересно можете ознакомится с полным списком летчиков-перебежчиков периода Холодной Войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[источники]

Источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/25/escape.htm

http://www.yaplakal.com/forum7/st/175/topic918660.html

 

Давайте я вам напомню еще что нибудь интересное из истории авиации: мы с вами спорили о том, может ли реактивный самолет пролететь под мостом или например как самолет летел без летчика …, а был же еще неизвестный таран жилого дома самолетом в Новосибирске  Вот еще один трагический случай с Ту-104 и человек — «черный ящик» . Вспомните еще про Неизвестный бомбардировщик Ил-52 и Летающую двухстволку

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=53535

Метки:

Subscribe to  masterok
promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
a011kirs
Sep. 18th, 2014 07:22 am (UTC)
Ещё раз подтверждён тезис, что все хохлы - предатели, предают всех и вся. Первыми это узнали поляки, потом Пётр I через Мазепу. Холопы, одним словом.
Когда в США не получилась "кудрявая жизнь", Беленко запил, стал "развязывать язык". Ну и, естественно, вскоре его сбила машина, "шоб не болтал" - пиндосы как и русские не любят предателей.

ЗЫ. Вообще-то, хохлятские лётчики - отдельная пестня. Взять хотя бы косоглазую пилотку Н.Савченко.

serega133
Sep. 18th, 2014 08:54 am (UTC)
Или Ивана Кожедуба)
(no subject) - vasistdas - Sep. 18th, 2014 09:19 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vasistdas - Sep. 18th, 2014 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a011kirs - Sep. 18th, 2014 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasistdas - Sep. 18th, 2014 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Roma Ivanov - Jan. 30th, 2017 06:03 pm (UTC) - Expand
prohvessor78
Sep. 18th, 2014 07:31 am (UTC)
Материал интересный, но вся база на уровне "одна бабушка сказала"
barsukk
Sep. 18th, 2014 07:43 am (UTC)
Да ладно тоже мне бином ньютона. Тема триста раз жеванная-пережеванная уже.
(no subject) - chetbor - Jan. 23rd, 2015 02:51 pm (UTC) - Expand
spectat
Sep. 18th, 2014 07:32 am (UTC)
Помню, в те годы ходил слух, что Беленко погиб в автокатастрофе при таинственных обстоятельствах.
rusengineer
Sep. 18th, 2014 08:32 am (UTC)
"Чужой среди своих , свой чужой среди чужих." Но похоже есть среди них и такие, что им и это по барабану.
asian_lin
Sep. 18th, 2014 08:37 am (UTC)
Грамотно свалил=)
runner007man
Sep. 18th, 2014 09:08 am (UTC)
Ты посмотри какая свинья этот Беленко
nsi60
Sep. 18th, 2014 10:05 am (UTC)
Отчет о анализе конструкции и бортовом оборудовании беленкосвкого МИГа был опубликован в известном журнале Авиэйшн Уиик энд спэйс текнолоджи спустя неск месяцев.
Там прямо говорилось, что конструкция представляет большой интерес, а электроника - "на уровне каменного века"
После этого случая ходил анекдот что самолет был возвращен в нескольких контейнерах один из которых полностью был забит контровочной проволокой (которую сняли с законтренных гаек и болтов)
Да, "массандра" (50% раствор спирта в дистилл воде) шла на ура - ее было много.
Советую про авиацию пользоваться более серьезными источниками - ж. Авиация и космонавтика после 95г например
а про вооружение: "Техника и вооружение"
Сейчас основа ПВО это не 25-й, а 31-й МИГ



Edited at 2014-09-18 10:14 am (UTC)
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 18th, 2014 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - runner007man - Sep. 19th, 2014 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - oimopoz - Sep. 21st, 2014 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - runner007man - Sep. 19th, 2014 06:06 am (UTC) - Expand
my_petersburg
Sep. 18th, 2014 10:47 am (UTC)
...так он же хохол, е-мое...))
а б
Sep. 18th, 2014 10:48 am (UTC)
МиГ-25МП — первого в России истребителя четвертого поколения
ака Миг-31 - не 4-е поколение....вообще, такой перехватчик с истребителями и истребитялями-бомбардировщиками нельзя сравнивать. Единственно что более-менее походило на него - Ф-14 Томкет.
koldoblin
Sep. 18th, 2014 05:49 pm (UTC)
Ф-14 в два раза медленнее
seneka_alex
Sep. 18th, 2014 05:27 pm (UTC)
На его месте я бы сделал тоже самое. Лучше быть дворников в США, чем министром в СССР.
koldoblin
Sep. 18th, 2014 05:50 pm (UTC)
Чем лучше?
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 18th, 2014 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 18th, 2014 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seneka_alex - Sep. 18th, 2014 08:51 pm (UTC) - Expand
http://gutta-honey.livejournal.com/397004.html - gvy - May. 16th, 2015 06:10 pm (UTC) - Expand
slavo4ka_011
Sep. 18th, 2014 07:13 pm (UTC)
"масандра"-помню, 47 ОГРАП )
3000top
Sep. 18th, 2014 10:43 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
jjcooler
Sep. 19th, 2014 06:15 am (UTC)
Ещё Зуев был, угнал в перестроечные времена Миг-29 в Турцию. Самолёт быстро вернули, лётчик, естественно, остался в Штатах. Вроде погиб там в авиакатастрлфе .

Особого скандала и шума вроде не было, всем было пофиг, другие проблемы тогда советских людей занимали. Помнится, гражданские лайнеры в те времена угоняли едва ли не еженедельно.
(Anonymous)
Sep. 19th, 2014 07:47 pm (UTC)
Был интересный штатовский цикл докум. передач про историю истребительной авиации. Там , в частности, рассматривался канадский экспериментальный истребитель AVRO. И очень серьезно доказывалось, что концепция МиГ-25 и его конструкция - это "цельнотянутый" AVRO. Очень загадочная история. И если честно, то эти самолеты очень похожи. Кто знает про эту историю? Сам цикл был очень интересен, в отличиии от наших патриотических "крылей родины" рассказывалось почему появился тот или иной тип истребителя, какие были ошибки у наших, у америкосов. Честно говоря, я не видел ни раньше, не позже таких серьезных сериалов. Подкупало, что критиковалось или хвалилось не взирая на лица.
pasha_kiev_ua
Sep. 26th, 2014 05:23 pm (UTC)
Беленко - типичная ватная русня, с предательством в крови.
Родился в Нальчике, наверняка из "донских казаков", которые прислуживали Гитлеру в СС.
учился в Армавире - видимо там всех учат предавать Родину, прямо с первого курса.
Недаром предателей, сдавших Крым, отправляют на крайний север: предавший однажды, предаст много раз.
Вас сольют, ватники - ради миллиардов Роттенберга и короны Хуйла.
chetbor
Jan. 23rd, 2015 11:02 am (UTC)
Уровень всего материала - "Пионерская зорька" - если знали такую передачу, не более
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Links

Календарь

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Powered by LiveJournal.com