?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
"Царь-ванна" в Царском селе
masterok

баболовская чаша

Иногда вот заглянешь в интернет, и мимоходом натыкаешься на поразительную информацию. Со временем думаешь, что уже все удивительное видел и слышал в интернете, а оказывается, что все еще впереди.

Вот например многие не знают про шедевр каменного мастерства наших предков — гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков — мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Давайте поговорим о ней подробнее …

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.

 

Баболовский дворец

 

На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия : огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.

 

 

Баболовский дворец

 

Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

 

 

баболовская чаша

 

Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.

Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха.  Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса.  Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

 

 

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.

 

баболовская чаша

 

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

 

 

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет  и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.

 

 

Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась.   Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.

 

 

Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.

 

баболовская чаша

 

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? — Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать – это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни — Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.

 

Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

 

 

Есть и третья версия, — юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«

 

Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить — вдруг треснет !

 

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

 

 

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду. Действительно, под ванной есть ниша.  Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние. Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой. Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно. Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

 

Царь-ванна продолжает ряд знаменитых, но бесполезных, предметов. Ведь из Царь-пушки никогда не стреляли, Царь-колокол никогда не звонил, ну а в Царь-ванне никогда не купались. Но если два первых раритета видят благодарные туристы в Кремле, то наша царственная ванна спрятана от людских глаз среди груды мусора в темном нутре полуразрушенного дворца.

 

Подборка фотографий:

 

баболовская чаша

 

С осени 2014 года Баболовский дворец был обнесен деревянным забором, внутри поставлена сторожевая будка с охранником и вход для посетителей и туристов закрыт. Категорически! На реставрацию.

баболовская чаша

 

баболовская чаша

 

баболовская чаша

 

баболовская чаша

 

И несколько простых вопросов:
- Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.
- Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?
- И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?

Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.

 

 

 

 

 

 

 

 

[источники]

источники

http://art-on.ru/rubric/history/71146.html/

http://sibved.livejournal.com/122277.html

http://blogokamne.ru/puteshestviya-2/car-vanna-my-nashli-ee.html

http://diletant.ru/blogs/5455/1829/

http://fuxija.livejournal.com/18835.html

http://arina-tour.ru/gid/park/babolovskiy/babolovskiy_park.htm

 

Давайте тогда уж вспомним и про то Царь-Пушка то настоящая ? и что это такая была за Царь — ракета. И еще немного яко бы загадок, вот Одна из самых загадочных организаций нацистской Германии, а вот Библия Дьявола. Скачать 470Мб. Можем еще вспомнить про Зальцбургский параллелепипед и ХРУСТАЛЬНЫЙ ЧЕРЕП

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=64567
Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Загадка” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019 года: Отчет за ОДИН месяц 2019 года по Google Analytics: Причина роста этих показателей в том, что ИКС блога достаточно хорошо вырос и равен теперь 4000 пунктов и статьи…

По поводу транспортировки каменных глыб. Все технология подробна запротоколирована в архивах, сейчас нет времени искать ссылки, но эти материалы есть в инете. Вырубались каменные блоки, затем их тащили канатами вбивая столбы и натягивая на них систему на подобие полиспаста. Под сами глыбы подкладывались бревна на которое шло дерево из прорубаемых просек. Далее глыба загружалась на баржу и буксировалась по Неве.

И 160 тонн это еще мелкий камушек. Для Александрийского столпа каменная глыба весила, если не ошибаюсь, порядка 1000 тонн. Еще один камень в основании колонны весит 400 тонн. Каждая из 48 колонн Иссаакиевского собора весит по 117 тонн, это уже обработанная, а сколько весила заготовка - фиг его знает. Так что технология была поставлена на поток, тысячи каменотесов работали, все вытесывалось вручную молотом и зубилом.

Сейчас кажется невероятным что вручную можно так гранит обработать. Но изначально при проекте Александрийского столпа был план прорубить внутри него винтовую лестницу чтобы подниматься наверх. И под это дело просили выделить одного каменотеса с подмастерьем который бы выносил отбитый камень. И срок выполнения работ - 10 лет. Но в итоге от идеи отказались, в камне обнаружились тещины, решили что если прорубать ход, то камень может треснуть окончательно.

простите, но это бред мы проходили в школе...
сейчас хочется истинных знаний

спасибо!

В тексте фигурирует и гранитная и мраморная ванна. Это абсолютно разные материалы по прочности/твердости. Так как верно?

Вы заблуждаетесь по поводу того, что точность достигалась ручной обработкой. Если вспомнить такие вещи, как веретено, гончарный круг, жернова, точильные камни, то становится понятно, что использование вращения для обработки материалов - имеет очень и очень древние корни. Достаточно вспомнить боевые колесницы древних греков и римлян, которые имели тонкие спицы, круглые в сечении и очень сложной формы, при этом - одинаковые.

Скорее всего при изготовлении чаши использовался как минимум вращающийся на оси шаблон, а может быть - и резцы, или пилы.

"Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия..." — сливное отверстие есть, остальное домыслы...

Спасибо за интерес к этому удивительному артефакту допотопного периода...
Есть ещё интересный пост о нишах под этой ванной...

P.S. Я там был. Действительно впечатляет Ванна и удручает плачевное состояние "Бани" )))
Как бы привлечь внимание государства?

В Москве на видном месте стоят вот такие:



http://sibved.livejournal.com/167556.html

Боже.. в 19 веке дебилы жили, в Египте тоже.. как же можно глыбу перетащить, если антигравитации ещё не придумали. Неужели нельзя было ничё придумать.. Люди реку голыми руками, если надо прокопают, хватило бы желания и дури у правителей...

А слив. Это можно шланг перекинуть через край, и даром никакой слив не понадобиться. Дырку могли для остатков воды сделать.

Кстати да, корабельные помпы к тому моменту существовали уже столетия. Пара крепостных на помпу и через 10 минут там будет сухо.

Человеческий глазомер, при известной сноровке и таланте, - отличнейшее средство.

если ванну полировали 10 лет, сколько лет полировали Петербург? :)))

///- Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.///

Волоком на катках. Да, это будет медленно, 300-500, а в тяжёлых случаях и 100-150 м. в день. Но мы же не спешим! :)

///- Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?///

Не на глазок. Выведение формы было по лекалу. Или поколение айфонов даже словосочетания "лекальное производство" не слыхало?
А между тем, так делали всё сложное до 1940-х гг. В т.ч. и оружие. Никто ничего не мерил. Закотовку скребли, то и дело прикладывая лекало. Поверхность издения и лекала совпали идеально - значит готово.

///- И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?///

Затем же, зачем миллиардеру дом в 100 комнат, хотя он сам живёт в 7. Потому что можем! А кто не может - пусть глядят и завидуют!

Вот представьте, вы покупаете машину, а вам говорят - без проблем, через 10 лет постараемся и сможете поехать
А в Питере за 6 лет без чертежей отгрохали эрмитаж.

Edited at 2015-04-27 03:46 pm (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
странно, явно, чтобы такое выдолбить угрохали тучу времени
вложили столько труда...

а в итоге такое унылое корыто
наверное дождевую водичку собирало

или рыбок разводили каких-нибудь
фирменных

Нет. В нём проводили оргии. Намазывали подсолнечным маслом и роняли во внутрь человек 20-30..

Интересно. И - грустно... Рекорд Гиннесса и такое запустение тотальное...

Гром-камень доставили же в Петербург ещё при Екатерине. А его вес 2400 тонн. Камень для ванны по сравнению с этим - фигня. И ничего, справились. Есть картина современника, как это происходило. Ничего сверхособенного. Рычаги, катки, тросы. И много-много людей ))

да да. А трещина в нем от молнии. Это говно в уши заливай птушникам. И те не поверят

(no subject) (Anonymous) Expand
в детстве там лазили часто. действительно всегда ванна была заброшена.

Противоречия и абсурд официальной версии строительства Петербурга http://levhudoi.blogspot.com/2013/06/blog-post.html

Edited at 2015-04-27 07:38 pm (UTC)

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.