?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Гибель «Муссона»
masterok

Старт ПКР П-120 «Малахит» с МРК проекта 1234

О гибели малого ракетного корабля (МРК) «Муссон» известно даже не всем профессионалам – так ее в свое время засекретило военное руководство СССР. Причина была более чем уважительная: «Муссон» сгубила ракета со своего же корабля!

Давайте вспомним как это произошло …

Сначала вкратце о самом корабле. МРК проекта 1234 (шифр «Овод», НАТОвская классификация – «Nanuchka») относится к классу ракетных кораблей и предназначен для уничтожения крупных надводных целей и наземных объектов. Основное оружие – 6 крылатых ракет комплекса П-120 «Малахит» (дальность стрельбы до 150 км), размещаемых в транспортно-пусковых контейнерах в средней части корабля (по 3 побортно). Для защиты от воздушных целей корабль оснащен спаренной 57-мм артустановкой АК-725 и пусковой установкой ЗРК «Оса-М». Полное водоизмещение корабля – 700 т, стандартное – 610 т; длина – 59,3 м, ширина – 11,8 м, осадка – 3 м. Мощность дизельной установки – 3×10 000 л.с., скорость полного хода составляет 35 узлов, а дальность плавания 18-узловым ходом –1500 миль.

Экипаж корабля — 60 человек.

 

Гибель «Муссона»
Схема МРК проекта 1234

 

МРК «Муссон» был заложен на стапеле Владивостокского судостроительного завода 14 июля 1975 года и уже через шесть лет был спущен на воду. 9 февраля 1982 года корабль был зачислен в боевой состав Тихоокеанского флота, а еще через пять лет – 16 апреля 1987 – года ушел на дно Японского моря, унося с собой 39 матросов из 76 находящихся на борту…

 

Гибель «Муссона»
Малый ракетный корабль «Муссон»

 

Так что же случилось в тот злополучный день?

Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 — малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей МУССОН и ВИХРЬ, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.

Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.

Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” — ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее…

 

Гибель «Муссона»
Ракета-мишень РМ-15М «Термит-Р»

 

Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” — радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”

Было 18 часов 36 минут.

Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.

Руководитель стрельб — командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.

Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.

 

 

Корабль был обречен…

 

Гибель «Муссона»

 

Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.

Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко…

Часы показывали 19 час. 20 мин. По местному времени.

 

Гибель «Муссона»

 

Спросите: почему трагедия разрослась до таких масштабов? Всего и делов — потушить пожар!  В интернете можно найти такую версию: дело в том, что в то время во всех конструкциях кораблей и даже подводных лодок активно использовались алюминиево-магниевые сплавы (АМг). Нет нужды рассказывать об их высокой горючести. Многие, наверное, готовили в детстве кустарную пиротехнику из смеси алюминиевых и магниевых опилок. Так экономическая выгода производства перевесила вопросы безопасности…

Хотелось бы сразу предупредить — не стоит винить только советское руководство в пренебрежении жизнями своих моряков: примерно двумя годами ранее, во время Фолклендской войны погиб краса и гордость британского флота, эсминец УРО «Шеффилд». От одной единственной авиационной ПКР «Экзосет», выпущенной устаревшим истребителем французского производства «Супер Этандар». Во многом трагедии «Шеффида» способствовало откровенное разгильдяйство бритов, но и обилие конструктивных элементов из АМг со счетов сбрасывать не стоит. По крайней мере британское правительство урок учло и применение АМг в конструкции кораблей запретило. Советское, на сколько мне известно — нет.

 

Гибель «Муссона»
Тонущий эсминец УРО «Шеффилд» после поражения ПКР «Экзосет»

 

Но вернемся к «Муссону». Некоторые говорят, что во время пожара конструкции из АМг плавились, как пластилин. Но так не бывает. АМг не плавится, он горит! Горит как электросварка, распространяя едкий дым! Кроме того, ракета рванула прямо в ГКП, погиб командир МРК капитан 3 ранга В. Рекиш, корабль был обесточен, лишился хода и связи, да и системы пожаротушения были разрушены. Другие корабли тоже не могли ничем помочь: чтобы передать с них пожарные рукава, необходимо было стать борт о борт с «Муссоном», но в любой момент мог рвануть боезапас. Пытались, правда, поливать с расстояния, но все было бесполезно: вода испарялась, так и не попав на горящий корабль…

 

Гибель «Муссона»

 

Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФи мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.

Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.

В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.

Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.

 

Гибель «Муссона»

 

По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.

Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге — попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле — радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения…

Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить.

 

Гибель «Муссона»
Мемориал погибшим морякам «Муссона»

 

Вот тут подробный рассказ об этой трагедии от участника событий - http://lto.narod.ru/index.html, он опровергает версию , которую выдвигает Григорий Пасько. Вы можете ознакомиться с обеими и сделать вывод самостоятельно.

 

[источники]
источники
http://sfw.so/1149043199-gibel-mussona.html
http://ship.bsu.by/text/5462
http://lto.narod.ru/spec_gl1.html

 

Вот еще несколько морских происшествий : вспомните про SS Eastland Tribute — гибель у берега. а вот Субмарина конфедератов — первая в мире подводная лодка, успешно примененная в бою. Почитайте еще Как угоняли авианосец и что это был за ужасный Взрыв «Дальстроя». Не могу обойти вниманием  чудовищный взрыв на «Форт Страйкине». Кстати , установлена причина гибели линкора «Новороссийск». Тайны больше нет .

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=67088

Posts from This Journal by “Происшествие” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

Ужас...Вечная память погибшим...

Надстройки кораблей этого типа выполнены как спардек.
Тоесть силовые элементы конструкции надстройки напрямую не связаны с другими силовыми элементами судна.
И при перегорании или плавлении силовых элементов надстройка прсто складывается как карточный домик. При этом если пажар будет в нутри рубки то снаружи будет казаться что листы наружней обшивки стали как пластелин.
Применение в настройках алюминевых сплавов для таких кораблей без альтернативно (к сожалению но композитные полимеры только теперь выходят из тени). Так как для них есть очень большая головная боль в виде большых весов сосредоточенных на верхних палубах (это контейнеры под оружие и радарные установки плюс жестктие ограничения по осадке судна задаваемые скоростью).

прсто складывается как карточный домик...

2007г. Балтийск, военно-морская база ДКБФ - МПК"Башкортостан"

Не знали мы... Какое счастье приносит такая осведомлённость!

Слухи по городу тогда ходили, некоторые после Чернобыля ещё и ядерное оружие приписывали.

Не два года...

Агония "Шеффилда" длилась почти неделю. Попытка отбуксировать корабль к острову Южная Георгия закончилась неудачно. Потеряв запас плавучести, 10 мая 1982 года ⌠Шеффилд на глубине 300 метров, затонул.
------------------------------------------
Можно заметить, что многие катастрофы "периода перестройки и ускорения", даже"как бы техногенные", могли быть "обыкновенными" диверсиями...

Грустно это всё конечно, но в боевой ситуации никто головки наведения отключать не будет.
Так что однозначно виноват сам командир. Учения - это почти война, а не стрельба по тарелочкам...

За год до этих учений, произошли учения на ЧАЭС.

Амг применяется повсеместно в тч в пассажирском транспорте


Восхитительная херня.

"Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду"

Моряка, не умеющего плавать и боящегося воды - в студию!!!!!!!!!!!!!!

Вот на таких мелких деталях и палятся кретины.




Адмирал Нельсон тож говорят плавать не умел.)))

И ещё:

В отряд космонавтов Валерий Рождественский попал с Балтфлота где служил
водолазом -- не все ж летчикам в космос летать . Занятия были
разнообразные и вот на одном из них кандидатам в Герои Советского Союза
(а тогда звездочку как помните давали за каждый полет) предстояло
прыгнуть с вышки. Все бы ничего, но
вот беда - Рождественский не умел плавать! А зачем собственно -- если
помните водолазы в тяжелом скафандре по дну ходят а не плавают.
Собственно так он и поступил: смело
поднялся на 5-ти метровую вышку, сиганул вниз ``солдатиком'' и
быстро-быстро пехом по дну к лесенке, благо дыхалки хватило. Инструктор
покосился, но ничего не сказал. Второй раз
- тем же макаром. Третий... Тут инструктор не выдержал:
- Ты что издеваешся!?!!!
- Да нет, просто я плаваю как топор.

Неверие, потом хохот всей группы -- еще бы -- моряк не умеющий плавать!
К концу подготовки Рождественский плавал уже великолепно.

Те, кто отобрал бывшего вололаза Рождественского для полета на Союз-23
как в воду глядели. После неудавшейся стыковки СА умудрился сесть в казахской степи прямо...
в озероТенгиз.
Зимняя ночь, -20, соленое озеро.

Вобщем звездочку Героя свою, единственный водолаз-космонавт и один из 2-х приводнившихся на Союзе заработал очень тяжело.

Вопрос

(Anonymous)
Руководитель стрельб — командующий объединением контр-адмирал Л. Головко.

Леонид А. Головко - больше ничего по нему не нашел в инете.
Какие могут у него быть родственные связи с известным адмиралом А.Г.Головко?
Кто знает?

Мало ли какие он ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Приморская_флотилия_разнородных_сил

А сын адмирала - профессор вроде.

сколько их было таких вот "Муссонов"((

Не так много как кажется - из погибших после Великой отечественной надводных кораблей:

Ворошиловск минзаг, Новороссийск, БПК Отважный и этот самый Муссон.



Мы как раз возвращались с боевой, когда во Вьетнам пришла тлг о гибели. Вечная память

Я служил во Владивостоке на ракетном катере и нашим начальником штаба дивизиона ракетных катеров был капитан 3 ранга (на тот момент) ЗВВ (начальные буквы ФИО). Вот этот самый ЗВВ и был тем самым командиром катера проекта "Молния", который пустил свою ракету в "Муссон". Этот человек некоторое время был под следствием, затем был оправдан, т.к. трагедия произошла не по его вине. Впоследствии он мне показывал фото с места трагедии и подробно рассказал о том, что произошло. На борту "Муссона" во время учений была какая-то "шишка" (то ли зам командующего КТОФ, то ли еще кто? точно не помню). По условиям учений залп ракетой с "Молнии" должен был осуществляться в буруны на расстояние несколько кабельтовых вслед за идущим кораблем. Эта "шишка", находящаяся на борту "Муссона", самовольно приняла решение и нарушила условия проведение учений, дав команду снизить ход корабля. Это было сделано для эффектности зрелища, искусственно создать своего рода "миллимитраж". Однако существует официальная версия, которая "обеляет" эту самую "шишку", который кстати тоже погиб. Вот так по глупости некоторых руководителей нередко погибает столько людей.

Edited at 2015-05-27 08:14 pm (UTC)

Уважаемый А.I.
То, что Вы пишите, совершенно не соответствует действительности. Это грех писать нелицеприятное о людях, о которых Вы не знаете.
Если Вам такое рассказал ЗВВ, то бог ему судья. И если до сих пор он считает, что с его катера была выпущена та злополучная РМ - он, как минимум, до сих пор заблуждается.
Если Вам, действительно, как служившему на катерах, интересна эта тема, рекомендую прочесть:
http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-avar/tragediya-mrk-musson/

Кстати много людей могло бы спастись, если бы не задраенные люки корабля. От попадания ракеты корпус корабля "повело" и задраенные люки заклинило. Люди там сгорели заживо. В основном спаслись те, кто был в надстройке и на верхней палубе.

В походе, а т. б. бою люки должны быть закрыты. Это вам не яхта.

Помнится, есть такая традиция, когда открывают новый мост, инженер, его построивший, стоит под мостом. Так же и системы ПВО нужно испытывать, разработчиков сажать в систему и стрелять по ней боевой ракетой. Если живы останутся, значит, нормальная система. Из этой истории можно сделать три вывода: у всего флота РФ нет нормального ПВО, все корабли построены из горючих материалов и горят как спички, у кораблей нет нормальной системы пожаротушения, т.к. пожар выводит ее из строя. Учитывая грядущую войну с США, это пиздец товарищи, причем полный.

Слава богу, грядущая война с США нам только снится. Да и апокалиптическая картина состояния флота тоже для нагнетания.