?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Ту-16 сбили американцы ?
masterok


Авианосец «Эссекс»

«Где Эссекс я спрашиваю, где американец?!» – тон вопроса прозвучавшего в телефонной трубке ничего хорошего для командующего морской авиацией Балтийского флота не сулил. Министр обороны требовал найти находящийся в Норвежском море американский авианосец «Эссекс».

Это был 1968 год, давайте вспомним это крушение Ту-16Р …

В мае 1968 года для проведения военно-морских учений в Норвежское море вошла большая группа боевых кораблей военно-морских сил США. В ее составе был и противолодочный авианосец «Эссекс». По сложившейся традиции все авианесущие соединения американского флота отслеживались надводными кораблями или авиацией ВМФ СССР. Ведь авианосец, по существу, это небольшой военный аэродром и самолеты с него могли достигать территории Советского Союза. А возможностей у американского авианосца было немало. При водоизмещении 34 000 тонн он мог нести на борту до 90 самолетов разных типов: от противолодочных до истребителей-бомбардировщиков с ядерными бомбами малой мощности.

 

 

Поэтому, когда поступили сведения о том, что к берегам СССР приближается американский авианосец, на его обнаружение были посланы самолеты морской авиации Балтийского флота. Навстречу авианосцу командованием СФ был выслан эскадронный миноносец «Сознательный». Береговая авиация, путем постоянного контроля местонахождения авианосца, вела на него эсминец. 25 мая 1968 года авианосец пропал с радаров, и ударная группа была потеряна. Дальнейшие попытки обнаружить авианосец результатов не дали. На аэродром вернулся экипаж заместителя Александра Захаровича, Мидгата Шакирова, который безрезультатно прочесал просторы Норвежского моря. С 25 мая Александр Плиев был в отпуске, но узнав о неудаче своего подчиненного, настоял на своем немедленном отзыве из отпуска. По мнению командования морской авиации, Александр Захарович был единственным летчиком, способным исправить создавшуюся ситуацию, т.к. могла потребоваться дозаправка в воздухе, а на это были способны не все. Как свидетельствовали сослуживцы, иногда по возвращении на аэродром на стеклах самолета Плиева бывали белые разводы от морской воды, что было свидетельством его высочайшего мастерства. Он был одним из первых пилотов, отработавших тактику низкого полета, при которой самолет становился практически «невидимым» для радаров. «Он нас учил воевать», — говорили о нем в полку.

И тогда командование Балтийским флотом отзывает из отпуска командира эскадрильи самолетов-разведчиков «Ту-16» авиационного полка подполковника Александра Плиева. Только он, по мнению командования, мог спасти ситуацию.

 

Командир полка Дударенко В. А. и Плиев А. З., фото до 1968г.

 

Ранним утром 25 мая 1968 года пара тяжелых морских самолетов-разведчиков под командованием А. Плиева вылетела с аэродрома базирования морской авиации в Северодвинске в направлении Норвегии. На разведку летело два реактивных «Ту-16».Вторым экипажем командовал военный летчик Л.Попов.

Самолеты «Ту-16» представляли серьезную угрозу для кораблей США. Этот тип самолетов создавался специально для уничтожения авианесущих группировок вероятного противника. На вооружении «Ту-16» находилась разведывательная аппаратура и ракеты способные уничтожать корабли противника на расстоянии до 100 км. И еще важная особенность – «Ту-16» был реактивным самолетом, что позволяло ему достигать района поиска в кратчайшие сроки. В те годы такой боевой авиационный комплекс был только у СССР.

 

Самолет-разведчик Ту-16Р

 

Однако этот вылет проходил только с разведывательной целью: оперативно обнаружить авианосную группировку и указать ее координаты для надводных кораблей Балтийского флота. А уже те будут сопровождать эскадру на всем протяжении проведения учений. Но сделать это было непросто. Норвежское море огромно и противник может находиться где угодно. Радары в те годы были малой мощности, спутниковое слежение из космоса находилось в разработке. Поэтому в этом полете все зависело от опыта и интуиции военных летчиков. И надежды командования группа А.Плиева оправдала. К 11.00 авианосец «Эссекс» и корабли сопровождения были обнаружены. При этом подполковник А.Плиев решил факт обнаружения противника сделать демонстративным. Что и привело к трагедии.

Второму экипажу «Ту-16» Л.Попова командир дал приказ подняться на большую высоту и, дав себя обнаружить американцам, отвлекать внимание ПВО американской эскадры. Сам А.Плиев, снизив свою машину до минимальной высоты, демонстративно пролетел над палубой американского авианосца «Эссекс».

 


Облет Ту-16Р Плиева авианосца «Эссекс»

 

По словам ныне вице-адмирала, а тогда капитана эскадронного миноносца «Сознательный» Дымова, через считанные часы он и штаб командования Северного Флота получили от Плиева точные координаты авианосной ударной группировки, и «Сознательный» пошел на сближение.

Дальше свидетельствует команда американского авианосца, для которой появление над головой как из ниоткуда взявшегося 35-метрового бомбардировщика явилось громом среди ясного неба. Затем, когда самолет Александра Захаровича пронесся со скоростью 500 км в час на уровне палубы авианосца, т.е. на высоте всего 15 метров над поверхностью воды, это вызвало восхищение. А.Плиев по международным нормам дал понять экипажу, что они идут в сторону территориальных вод СССР и потребовал смены курса. Задача была выполнена, но…

… в следующее мгновение происходит непоправимое. При развороте самолета на второй круг «ТУ-16» задевает крылом поверхность моря и ударившись о воду разрушается. Погиб весь экипаж во главе в А.Плиевым. Такова была официальная версия американской стороны.

Самое интересное, что весь этот эпизод зафиксирован на кинокамеру американского оператора. По заведенному правилу все полеты палубной авиации ВМФ США снимаются на кинопленку и появившийся в самый разгар подготовки вылетов палубной авиации «ТУ-16» также оказался «в кадре». На съемках видно, как советский ракетоносец пролетает чуть выше уровня палубы «Эссекса» и уходит на второй круг. На мгновение съемка прерывается, а на следующих кадрах мы видим столб дыма от разбившегося самолета-разведчика.

Именно отсутствие самого эпизода крушения самолета на кинокадрах и породило предположение, что самолет А.Плиева был сбит. Вероятно, что у расчетов ПВО авианосца «Эссекс» от неожиданности и наглости советского летчика сдали нервы, и они обстреляли «Ту-16». Однако доказать сегодня это не представляется возможным. Обломки самолета находятся на недоступной глубине, а восстановить отсутствующие кадры на кинохронике технически невозможно. Да и то, как погиб экипаж советского ракетоносца стало известно лишь недавно, когда удалось получить доступ к архивам ВМФ США.

 

Вот видеокадры этой катастрофы, снятые оператором с американского авианосца :

 

 

 


А.З. Плиев

 

Надо отметить, что подобные необъяснимые катастрофы самолетов-разведчиков при сопровождении американских авианесущих групп случались неоднократно. В 1964 и 1980 году пропали два самолет «Ту-16» в Японском море сразу же после обнаружения ими американского авианосца и японской эскадры. В 1973 году еще один «Ту-16» был поврежден истребителем «F-4» взлетевшим с авианосца «Джон Кеннеди». Только по счастливой случайности советский самолет не погиб и вернулся на базу. А то бы и он мог стать еще одной жертвой «необъяснимых катастроф». Едва избежал катастрофы и другой «Ту-16», атакованный двумя «F-18» в Атлантике в 1980 году.

В результате крушения самолета-разведчика «Ту-16» Плиева погибли все восемь членов экипажа. Тела трех летчиков американские моряки подняли из воды и передали на подошедший вскоре к эскадре советский эсминец «Сознательный». Прах подполковника А.Плиева был перевезен на родину в Южную Осетию, где и был предан земле с воинскими почестями.

 

 

А теперь немного отстранимся от громких версий и теорий и послушаем свидетельство его комполка В.А. Дударенко и однополчан.

А.З. Плиев, несомненно, был хорошим, даже очень хорошим пилотом. Но, к сожалению, склонным к лихачеству… Полёты на предельно малых высотах — для разведчиков дело обычное. Но у Плиева был свой «почерк» — неоправданно длительные полёты на предельно малых высотах, требовавшие большого напряжения от лётчика.

Самое пагубное — при смене курса эта высота им не менялась, хотя во время разворота самолёта требуется немного взять в набор, чтобы при крене не зацепить крылом воду. Рано, или поздно, малейшая ошибка могла привести к гибели… И она привела.

К тому же вот не утешительная статистика Ту-16:

Всего построено 1511 самолетов различных модификаций.
Потеряно в катастрофах 122 самолёта.
Погибло 591 человек личного состава и 31 человек гражданских.

Так что как ни печально, но супостата винить не в чем — обычное воздушное хулиганство…

 

 

[источники]

источники

http://cominf.org/node/1166486736

http://www.airforce.ru/content/okb-tupoleva/1453-avarii-i-katastrofy-tu-16/

http://ugo-osetia.ru/11_33/11_33-4.html

Вот еще авиационные происшествия прошлых лет:  вот тут реактивный самолет якобы пролетает под мостом, а вот случай Прямо как в фильме «Топ Ган»!. Вспомним еще как самолет летел без летчика и что такое кнопка «Беленко». А вот два трагических случая: Ту-104 и человек — «черный ящик» и Таран жилого дома самолетом в Новосибирске

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=67128

Posts from This Journal by “Авиация” Tag

  • Почему самолеты «Аэрофлота» зарегистрированы не в России?

    У каждого самолёта есть свой уникальный регистрационный номер. Его можно увидеть ближе к хвосту, рядом с задней дверью. Иногда дублируется на…

  • Самолет — наоборот

    Каждое десятилетие истоpии военной авиации было характерно появлениемнестандаpтной констpукции самолета, котоpая pезко отличалась от общепpинятой…

  • Немецкий самолет с огнеметом

    Зачем Третий Рейх оснащал самолеты огнеметами? Данное приспособление зафиксировано и документально и на видео. А вот как необычная тактика должна…


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

Скорее всего- американское "воздушное хулиганство"...

кураж иногда дорого обходится.

Надо же вспомнили про "воздушное хулиганство". Лол. )

Надо было кидать бомбы.

Валерий!
Ну как можно!
Определитесь наконец, на каком флоте всёж Плиев служил и не путайте Северодвинск с Североморском!
А Плиев хулиган и ему надо было в кавалерии продолжать послужной список предков.
Там ещё версия была, что амеры в это время как раз свой беспилотник потеряли - возможно столкновение было.

На первой фотографии не "Эссекс". Это однотипный CV-39 "Lake Champlain", фотография с учений 1965 года, а к 1968 году он был уже выведен из состава флота.

Собственно "Эссекс" в 1968 году выглядел совершенно по-другому, он еще в 1955 в ходе модернизации получил угловую полетную палубу.

Вот из вики фотографии "Эссекса" в 1956 и 1960 годах:




Хороший водитель это не быстрый водитель, а безопасный. В еще большей мере это относится к пилотам.

Довыё... жывался. Стыдоба блин, во пендосов-то порадовал...

Для военных принцип безопасности - важный, но не главный.

Простите мне невежество - если он задел крылом воду, откуда столб дыма? почему?

Сначала разрушение, потом пожар.

Там же топливо!

(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
Лихие и отчаянные - лучшие вояки. На войне от них толку гораздо больше, чем от осторожных. Однако в мирное время они гибнут чаще.
А по поводу того что "доигрался" - это с какой стороны смотреть. Есть мнение:

Я однажды ведь стану пеплом.
Мои крылья - увы! - тоже тленны...
Я однажды ведь стану пеплом
И растаю в тиши Вселенной.

Я однажды ведь стану пеплом.
Я исчезну, я попросту сгину.
Я однажды ведь стану пеплом -
Но я лучше сгорю, чем остыну!

На войне, как на войне

Лётная работа - дело рискованное.
Трусливым там делать нечего.

интересно было прочитать

Даже если и сбили - правильно сделали. Нефиг нервировать людей. Пишите сказочки для псевдопатриотов с дональдом куком головного мозга, а в окиян не суйтесь :)
PS: прикольно, что аэродинамичных красавцев Ту-16 погибло почти 10% - почти столько же, сколько уродских утюгов F-117 :)


Edited at 2015-05-28 12:11 pm (UTC)

какие нехорошие американцы, у них по головам ходят, а они вместо того, чтоб обосратся отстреливаются.

Какие хорошие американцы. Везде у них национальный интерес. И даже когда они лезут в чужие территориальные воды, а им только намекают - они храбро отстреливаются.

(no subject) (Anonymous) Expand