?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Невезучий великан «Thomas W.Lawson»
masterok

Несколько дней назад мы читали про Самые большие парусные суда мира и там меня заинтересовал один кораблик, историю которого мне захотелось узнать подробнее. Я думаю вам тоже будет это интересно.

Если не принимать в расчёт легенды о многомачтовых деревянных джонках, якобы строившиеся в Китае в древние времена, то в истории мирового судостроения был единственный парусник с семью мачтами. Это гигантская стальная шхуна «Thomas W.Lawson», построенная в 1902 году на верфи «Фор Ривер» в американском городе Куинси. Идея её создания принадлежит судовладельцу Джону Кроули, одержимому желанием иметь самый большой парусник в мире. Валовая вместимость мастодонта составляла 5218 брт, что на 137 рег. т больше, чем у предыдущего рекордсмена — германского пятимачтового корабля «Preussen».

И вот какая история существует об этом корабле …

Фото 2.

«Thomas W.Lawson» в балласте

 

Парусное судно названо в честь известного яхтсмена Тhоmаs W. Lawson и на ее строительство было потрачено около 240000 долларов. Изначально на шхуне планировалось принимать участие в парусных регатах, но материальная выгода владельцев компании быстро определила функциональность корабля.

Со стремительным развитием промышленности в США росла необходимость в каменном угле, который транспортировался по Атлантическому океану между американскими штатами. Потребность в рентабельности и нежелание владельцев компаний повышать жалование матросам привело к строительству больших парусных судов с небольшим количеством экипажа. Красивые большие шхуны начали появляться как грибы после дождя на северо-восточном побережье США. Спуск каждого парусного корабля сопровождался возгласами восторженной публикой.

«Thomas W.Lawson» предназначался для перевозки угля. Массивный металлический корпус длиной 120,4 м с огромной высотой борта имел двойное дно; в междудонное пространство (высотой 1,25 м) можно было взять 1070 т воды в качестве балласта. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м и диаметром 97 см весила 20 т; их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Площадь парусов относительно размеров судна-мастодонта казалась не очень большой — 4093 кв. м, но со всей парусной оснасткой управлялись не более дюжины матросов при общей численности экипажа всего в 16 человек. Правда, работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, вместе с тем была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью!

 

Фото 3.

«Thomas W.Lawson» у причала. Из трубы идёт дым от работающей вспомогательной паровой машины

 

В полном грузу осадка «Thomas W.Lawson» составляла 9 м — любопытно, что в то время в США был всего один порт, способный принимать столь глубокосидящие суда — Ньюпорт-Ньюс. Зато при следовании в балласте борт шхуны возвышался над водой на 14 м — это тоже можно считать своего рода рекордом, правда, не слишком приятным: маневренность гигантской стальной махины оставляла желать много лучшего. Время, необходимое на перемену галса, составляло, по словам капитана судна Артура Л.Кроули, «от десяти минут до бесконечности».

 

 

Фото 4.

 

В начале своей карьеры корпус шхуны-гиганта был выкрашен в светло-серый цвет. Однако щёгольский вид парусник имел недолго: скоро выяснилось, что для углевоза чёрный цвет корпуса куда уместнее.

 

Семимачтовое парусное судно «Тhоmаs W. Lawson» называли гигант среди гигантов. Когда оно появлялось в порту со всеми поставленными парусами, все восхищались его неповторимой конструкцией. Несмотря на свои внушительные размеры парусник выглядел весьма элегантно. Это достигалось за счет седловатости палубы и несколько приподнятой носовой части. Весь облик парусного судна создавал впечатление стремительного движения.

 

Для обеспечения продольной прочности корпуса парусному судну «Тhоmаs W. Lawson» были приданы несколько большие, чем обычно, высота и ширина. Стоя в одной половине трюма шхуны, человек не видел, что делалось у другого борта, на другой половине трюма: мешал огромный кильсон. Парусное вооружение судна состояло из 25 парусов: 7 гафельных, 7 топселей, 6 стакселей и 5 кливеров, их вес составлял 18 тонн. Мачты имели высоту до 35 метров, продолжением которых служили семнадцатиметровые стеньги. Одна конструкция весила около 60 тонн. Работу морякам по постановке и складыванию тяжелых парусов облегчали различные приспособления и устройства, одним из которых был небольшой паровой двигатель. Это и позволяло выполнять все морские операции с меньшим количеством личного состава. Экипаж судна размещался в носовой и двух кормовых рубках, а также в помещении на баке. Все каюты были хорошо отделаны. Особенностью шхуны было отсутствие парового двигателя для движения по морю. Из-за такой конструкции судно не отличалось завидными мореходными качествами, было медленным и неповоротливым, но все недостатки компенсировала большая грузоподъемность.

 

Фото 5.

 

Парусное судно «Тhоmаs W. Lawson» предназначалось для плаваний вдоль побережья США, доставляя в порты сыпучие грузы — уголь, соль, песок и т.п. Но в начале XX века появился большой спрос на нефть, поэтому парусное судно было продано компании «Anglo-American Oil Co» и на верфи «Newport News & Drydock» в 1906 году переоборудовано в нефтеналивной танкер. После таких изменений судно уже оценивалось в 400000 долларов. Стоимость транспортируемой сырой нефти составляла 200000 долларов, поэтому шхуна за два рейса окупила все расходы на переоборудование корабля.

Однажды направляясь в порт Лондон с полностью загруженными танками сырой нефти «Thomas W. Lawson» попало в жестокий шторм, в результате которого потерпело крушение близ острова Scilly 13 декабря 1907 года. Погибло 15 человек из 17 членов экипажа.

Сейчас останки единственной в мире семимачтовой шхуны, одного из первых нефтяных танкеров покоятся на 17 метровой глубине Атлантического океана с координатами Ш=49˚53’38», Д=6˚22’55».

За свой короткий жизненный путь «Тhоmаs W. Lawson» вошло в историю мореплавания не только как самое большое семимачтовое парусное судно, но и считается первым в мире танкером потерпевший крушение.

 

Фото 6.

Корпус шхуны-гиганта, сфотографированный сразу после катастрофы, декабрь 1907 г.

 

Любопытные факты о Томасе В.Лоусоне — «пароходе и человеке». В отечественной литературе Томаса Вильяма Лоусона (Thomas William Lawson), в честь которого назван парусник, обычно именуют писателем, что не совсем правильно. На самом деле он был мультимиллионером, банкиром и «медным бароном» — одной из главных фигур на рынке цветных металлов США. Правда, его перу действительно принадлежат несколько книг. Один из его романов, вышедший в свет в 1907 году, назывался «Пятница, тринадцатое число» («Friday the Thirteenth»). Парадоксально, но шхуна «Thomas W.Lawson» потерпела крушение в том же году и именно в пятницу 13 декабря!

 

Фото 7.

Томас Вильям Лоусон, 1905 г.

 

Наиболее известной книгой Лоусона является скандальная «История Кубка Америки от Лоусона» (Lawson History of the America’s Cup), написанная в соавторстве с Винфилдом М.Томсоном и изданная в 1902 году. В ней говорилось об интригах, раскрывалась вся подноготная соревнований и давались крайне нелицеприятные оценки их организаторам. Элита нью-йоркского яхт-клуба, именуемого «клубом миллионеров», не на шутку разозлилась на авторов этого сочинения. Не без помощи мстительных коллег Лоусон под конец жизни разорился и умер практически нищим.

 

Фото 8.

Шхуна «Thomas W.Lawson» на ходу (в балласте)

 

Как назывались мачты шхуны-гиганта? По правилам они со второй по шестую должны были именоваться соответственно первой грот-мачтой, второй, третьей и так далее… Это показалось не слишком удобным, и потому от разных лиц, так или иначе причастных к постройке судна, посыпались собственные предложения — их известно не менее десятка. Например, сын Томаса Лоусона Дуглас предложил дать мачтам такие наименования (с носа в корму): фок-, грот-, бизань-, спэнкер-, райдер-, драйвер- и джиггер-мачты. Матросам эти и другие нововведения не понравились, и они придумали более простой и запоминающийся вариант: стали называть мачты по дням недели — от Sunday-mast до Saturday-mast (напомним, что в англоязычных странах неделя начинается не с понедельника, как у нас, а с воскресенья).

 

Фото 9.

«Thomas W.Lawson» входит в гавань на буксире

 

Фото 10.

Модель парусника в экспозиции Музея науки (Science Museum) в Лондоне (ныне из экспозиции изъята)

 

Уникальный парусник и уникальная монета! Эта коллекционная серебряная монета, посвящённая шхуне «Thomas W.Lawson», имеет диаметр 13 см и весит 3,11 кг! Она выпущена казначейством островов Кука.

 

Фото 12.

 

Фото 11.

А это обычная 5-долларовая монета островов Кука – так сказать, «эконом-вариант»

 

Технические данные семимачтового судна «Thomas W. Lawson»:
Длина с бушпритом (м) — 144 Ширина (м) — 15 Водоизмещение (т) — 10.860 Объём судна (брт) — 5.218 Площадь парусов (м²) — 4.330 Класс судна — шхуна Годы эксплуатации — 1902—1908 Страна постройки — США Команда (чел) — 16* Количество мачт — 7 Высота мачт (м) — 35 Диаметр мачт (см) — 97 Вес мачт (т) — 20 Грузоподъемность — 60000 баррелей нефти;

 

 

 

[источники]

источники

http://korabley.net/news/2009-08-04-331

http://ocean-media.su/nevezuchij-velikan-thomas-w-lawson

 

Вот такая еще была интересная история про Корабль на час или например почему «Ла Бургонь» — позор Франции. А вот кому интересно, Как спасали 43 тонны золота и про Беляны — русский деревянный авианосец. Вот еще одна трагедия тех времен : SS Eastland Tribute — гибель у берега и давайте еще вспомним загадочный Взрыв «Дальстроя»

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=72188

Recent Posts from This Journal

  • Что случится с водой в космосе?

    Итак, недавно мы обсуждали, почему на Марсе нельзя снимать скафандр и дышать через трубку? Температура то там временами практически земная!…

  • Рыба с огромными глазами?

    В интернете обсуждают фотку вот такой рыбы. Предлагают варианты видов рыб, а некоторые утверждают, что это "фотошоп". На самом же деле... ...…

  • Как я вылетел в трубу

    Спорт? Да ладно! Всегда думал, что это вот такое сомнительное по интересу развлечение - кувыркаться в трубе. А учетом стоимости всего этого даже…


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
реально существовал???

конечно. Более того сейчас можно к нему нырнуть.

Пока ни разу не пожалел, что зафрендил этот блог))

ну надеюсь этого и не случится :-)

В общем, написал книгу мужик, а тролли его не только раскритиковали, но и разорили...

Спасибо! Вспоминаю Скрягина!

"Тайны морских катастроф", да...

всегда мечтал на таком закатнуться, но не судьба!

нужно больше сеошной ботвы "парусное судно", а то мало как-то ее в тексте

ок, будет больше !

Нельзя было жадничать на команде, слишком она мала для такого корабля.
"Пройссен" мне больше нравится - он быстрый и более "настоящий". А амеровские многомачтовые шхуны - слишком тихоходны и имеют слишком полные обводы, как у галоши. Чистая практика без тени эстетики.

ЗЫ
Водоизмещение — 5218 тонн;
Вместимость в регистровых тоннах (2,87 куб.м.)

"ознаменовался восторженной публикой" - это как на русский перевести?

щас поправим, спасибо

Величайший из винджаммеров, однако!

Это я про корабль...

Есть такой виски)

С парусностью по тексту нелады. То 4 тыщи м.кв, то 13 тыщь дважды. В Вики указывается 4 тыщи.

Метры с футами спутали.

  • 1