?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Легенды советского «самостроя»: ПАНГОЛИНА
masterok

Мы уже с вами рассматривали Самый необычный автомобиль СССР, но все же посмотрите на этот экземпляр.

Одним из самых известных примеров советского движения «самавто» является Панголина — уникальный самодельный автомобиль, здешний ответ знаменитым Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12, собранный в Ухте электриком Александром Кулыгиным в 1980 году.

Вот как это было и чем закончилось … 

2


Автор позирует вместе со своим детищем

 

Итак, построив в 1979 году шестиколесный вездеход «Ухта», инженер по образованию, электрик во Дворце детского творчества города Ухта по профессии и по совместительству руководитель кружка технического творчества Александр Кулыгин, год спустя, задумал построить автомобиль, каким он его видел. Возможно, гениальные идеи, действительно, парят в воздухе, а может автор целенаправленно шел к этому, но дизайн автомобиля, как впоследствии признали многие, получился в стиле знаменитого и очень модного в то время суперкара Ламборджини Каунтач (Lamborghini Countach) от ателье Бертоне (Bertone).

 

3

 

Эффектный, но сравнительно простой с обилием прямых плоскостей, рубленый дизайн, который решил использовать автор, позволял выклеивать кузовные панели машины на фанерной болванке (мастер-модели). Эту работу Александр проделал в Москве, а окончательную сборку автомобиля он производил уже в родном городе Ухта, с помощью своих учеников-пионеров. К слову стоит сказать, что сразу после окончания работ, все кузовные матрицы были уничтожены. Что послужило этому причиной – неизвестно. Возможно, так автор хотел сохранить уникальность своего творения.

 

 

4

 

Машину решили назвать «Панголина» за схожесть со зверьком-броненосцем Панголином. Кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму, такую конструкцию имели многие самодельные авто, но в остальном он был очень оригинален.

Вот тут читайте подробнее кто такой  Бронированный панголин

 

 

5


А. Кулыгин за рулем Панголины

 

Посудите сами, вместо обычных распашных дверей у машины был поднимающийся двумя гидроцилиндрами колпак. Забегая вперед, стоит сказать, что однажды автора пришлось вызволять из машины, когда из гидропривода ушло давление, ведь колпак был достаточно увесистый. Он объединял в себе боковые двери, переднюю половину крыши и лобовое стекло, которое было сделано из «лобовика» от микроавтобуса РАФ. Впоследствии некоторые «самодельщики» использовали похожую, эффектную, но очень непрактичную конструкцию в своих легковых автомобилях. Лобовое стекло «Панголины» снабдили «ломающимся» стеклоочистителем. Александр собрал его из двух «дворников» от «Икаруса». Кинематика устройства была настолько хороша, что лобовое стекло очищалось на 95%. Это по праву считалось «ноу-хау» конструктора.

 

6

Панголина 1985.

 

Год спустя о Панголине узнал весь СССР — Кулыгин привез свое детище в Москву (по железной дороге, так как советские трассы для приземистого автомобиля просто не подходили), и вскоре машина вместе со своим автором попала на телевидение и страницы периодики. Вдохновленная, в первую очередь, сногсшибательным Lamborghini Countach (после которого в мировую автомобильную моду вошли «угловатые» и приземистые спорткары), Панголина буквально потрясла воображение советских зрителей.

 

 

Конечно, ее дизайн не отличался столь же выверенными линиями, как работы гениальных итальянцев из студии Bertone, но советскому инженеру удалось придумать несколько элегантных и оригинальных решений: поднимающийся на гидравлическом приводе колпак вместо дверей, 4 фары в едином блоке, «выезжающем» из центра капота, перископ (!) вместо обычных зеркал заднего вида. Легчайший кузов из стеклопластика «встал» на самодельные колеса из алюминиевого сплава, обутые в низкопрофильную резину (достать ее в советское время было невероятно сложно).

7

В кабине авто откинутая приборная панель открывала доступ к двигателю

 

Внутренняя начинка Панголины полностью состояла из деталей и узлов обычных серийных ВАЗ’ов. Этим и обусловлено классическое расположение двигателя спереди, который оказался придвинут вплотную к водителю, и размещался прямо под приборной панелью — кузов Панголины повторял пропорции центральномоторных суперкаров, у которых под капотом просто не предусматривалось места для ДВС.

 

 

Зеркало заднего вида располагалось под небольшим обтекателем на крыше автомобиля. Чтобы пользоваться им, в крышу, над водительским сиденьем, было вмонтировано окошко. Кстати, сиденья для машины были изготовлены в виде самолетных кресел с очень высокими спинками. Говорят, в них было очень удобно сидеть. Для улучшения обзора назад Александр смонтировал камеру заднего вида, и это в то время, когда в СССР автомобили, сходившие с конвейера, еще не комплектовались правыми боковыми зеркалами. Мощно освещать дорогу в темное время суток были призваны четыре фары, которые выдвигались по центру капота с помощью электропривода. Это было очень необычно и эффектно, а также улучшало аэродинамику автомобиля, когда фары не нужны.

 

8


Задний обзор водителю обеспечивал перископ

 

Заднее и боковые стекла автомобиля тоже были с изюминкой. Поскольку заднее стекло автомобиля было расположено почти вертикально, оно неизбежно забрасывалось бы на ходу грязевым туманом. Поэтому над ним был установлен небольшой спойлер, который отсекал потоки воздуха в нужном направлении, и стекло оставалось почти чистым. Боковые окна состояли из нескольких частей, небольшая часть была открывающаяся. Позже была сделана маленькая форточка для стряхивания сигаретного пепла – конструктор курил.

Самодельный легковой автомобиль Панголина стоял на самостоятельно изготовленных Александром дисках из алюминиевого сплава, обутых в низкопрофильную резину, которую он нашел у знакомых автоспортсменов. И то и другое в то время было большой диковинкой в СССР. В остальном ходовая часть, как и двигатель объемом 1200 кубических сантиметров и мощностью 62 лошадиные силы, были стандартные, от ВАЗовской «классики», хотя изначально автомобиль задумывался с оппозитным (плоским) двигателем. Глушитель был полностью самодельным, под багажным отделением он раздваивался и оканчивался под задним бампером двумя эффектными, симметричными патрубками прямоугольной формы, под стать дизайну машины. Перед задней осью были установлены два бензобака, справа и слева, каждый с отдельной горловиной.

 

 

XVII Автопробег с участием Панголины

 

Компоновка у автомобиля получилась как у настоящих спорткаров – среднемоторная. Из-за достаточно покатого «носа» машины «копеечному» двигателю было недостаточно места в переднем отсеке, и его пришлось сдвигать максимально назад за переднюю ось, в базу, что повлекло за собой еще несколько оригинальных конструкторских решений.

Например, из-за того, что двигатель располагался прямо под панелью торпедо, для обслуживания мотора она была выполнена откидывающейся на гидроопорах, причем вместе с ней откидывалась и рулевая колонка. Для этого на рулевом валу был установлен дополнительный карданчик. А для выступающих за габариты двигателя крышки головки блока, корпуса воздушного фильтра и трамблера в центре панели было сделано возвышение. Усилитель тормозов был развернут на 180 градусов, этого также потребовала компоновка. Сама панель была достаточно серьезно шумо- и теплоизолирована. Под капотом же, где у обычных авто располагался двигатель, были смонтированы только радиаторы и аккумулятор.

Несмотря на стандартную начинку от «классики», легкий стеклопластиковый кузов и отменная аэродинамика «Панголины» позволяли ей разогнаться до 180 км/ч. Недостижимая скорость для обычных «Жигули».
9 Панголина

 

80-е годы – золотое время для «Панголины». Вместе со своим создателем она участвовала в ряде всесоюзных автопробегов и даже посетила международную автовыставку «ЭКСПО-85″ («EXPO-85″) в городе Пловдив, в Болгарии. Правда для получения государственных регистрационных знаков и разрешения на выезд за границу на машину пришлось установить две дополнительные фары, боковые зеркала заднего вида и стандартные колеса, которые автор украсил футуристичными, сплошными колпаками. Тогда же, кузов был перекрашен в темно-зеленый цвет.

 

10

 

 

В начале 90-х машина потеряла свой оригинальный «ломающийся» «дворник». По неизвестной причине его место занял обычный стеклоочиститель с задней двери ВАЗ восьмой модели.

В середине 90-х кузов автомобиля пришлось серьезно переделать после аварии. Невнимательный водитель грузовика, сдавая задним ходом, сильно покорежил среднюю часть подъемного колпака «Панголины». Так как кузовные матрицы были уничтожены, восстановлению он не подлежал. Было решено удалить крышу. Как выяснилось, крыша выполняла роль силового элемента и после того, как ее удалили, кузов начал «проседать» посередине. Чтобы исправить это, под днище вварили усиливающие балки. После ремонта авто было покрашено в цвет «красный Феррари», который сохранился и по сей день.

 

11

 

Примерно тогда же в багажнике машины появились CD-чейнджер и сабвуфер, а на стеклах – глухая тонировка и псевдоспортивные наклейки. Автомобильная мода наложила свой отпечаток на, уже тогда, легенду «СамАвто».

 

 

12

 

 

 

 

 

13


Экстерьер Панголины

 

14

 

15

 

Популярность «Панголины», конечно же, отразилась и на судьбе ее создателя. В период перестройки он получил предложения от конструкторских бюро ВАЗа и АЗЛК. Александр решил остаться в Москве. С конца 80-х до середины 90-х годов он работает на АЗЛК, но слишком оригинальный взгляд инженера на конструкцию автомобиля не был принят закостенелым сознанием постсоветских конструкторов, и все его разработки остались опытными образцами.

Обложка кники "Я строю автомобиль"

Обложку книги «Я строю автомобиль» (о самодельных машинах, создаваемых умельцами из всех уголков СССР, количество которых исчислялось на волне популярности движения «самавто» десятками) украшало фото А. Кулыгина за рулем Панголины

 

После этого Александр эмигрировал в США, город Нью-Йорк, где открыл маленькую контору по разработке, производству и продаже кит-каров – комплектов, из которых самостоятельно можно было собрать автомобиль.
13 декабря 2004 года, примерно в 9.30 утра, по пути на работу на своей «Ямахе», Александр Кулыгин трагически погиб в аварии по вине водителя, который совершал маневр, не глядя в зеркала заднего вида.

 

16

Схема устройства Панголины
Схема Панголины из книги «Я строю автомобиль»

 

Его показали в рамках приложения к передаче «Это вы можете» - «Аукцион». Любопытная деталь: когда в этой передаче «Панголина» выставлялась на продажу (кстати, за немалые, по тем временам, 38000 рублей), ведущий Владимир Соловьев почему-то сказал, что на машине установлен двигатель от ЛАДА 1600. Возможно, имела место замена двигателя, а может, это была простая ошибка,

Что касается легендарной самоделки, пережившей своего создателя, то следы «Панголины» затерялись в конце минувшего десятилетия. Еще не так давно на приобретенную неким бизнесменом в частную собственность машину можно было посмотреть в музее «Авторевю», но ныне он закрыт на неопределенный срок и судьба многих его экспонатов, к сожалению, неизвестна.

 

 

 

 

 

17

 

18

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[источники]

источники

http://auto-junior.info/istoriya/samodelki/pangolina/

https://www.drive2.ru/l/2727938/

http://lana-kr.ru/Retro_2012.html

http://steer.ru/node/18981?quicktabs_populate_comment=0

http://ponedelnik.info/society/pangolina-legenda-sovetskogo-samostroya

 

Давайте я вам еще напомню интересные образцы советского автостроения: вот такой интересный Опытный ЗиЛ «Э-167″, а вот Последний минивэн АЗЛК и Полугусеничная скорая помощь ! Посмотрите еще на «Опытный» МАЗ рекордсмен. Вспомним о том, что была «Победа» с пропеллером и вот такая вот Перестройка !

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=74899
Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Авто” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит 2017 год. А вот 2018 год показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В принципе эта цифра…

О да. Она была крута.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
про эту машину я смотрел в программе "ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ!"
КЛАСС!!!

Это конечно хорошо,

но меня и передач ЭВМ более всего поразил своей простотой вариатор
http://tehno-science.ru/izobreteniya-975.html
http://faleev.ksaba.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9:2011-08-23-11-38-45&catid=5:2011-08-23-08-35-41&Itemid=6

Re: Это конечно хорошо,

а че разве не так у мопедов вариаторы устроены? я просто не уверен.. вроде этой теме 100 лет в обед уже тогда было.

Тостер сам собери сначала

а смысл в таких дверях? не безопастно и неудобно.. не мудрено, что никто в производство это не запустил

Во-первых, это красиво...

(no subject) (Anonymous) Expand
Интересна дальнейшая судьба изобретателя... Информации пока не нашел.

Куда еще дальше? Погиб изобретатель.

Вызывает только восхищение. Упорный был конструктор.
Для того времени дизайн был футуристическим. "Делориан" СССР.

Мне очень напомнило ещё Бертоновские Ситроены (BX, XM).
Очень красивые машины.
Если бы пошло в серию, пусть с традиционными дверьми- однозначно вин бы был.

(Deleted comment)
Ламборгини был банкротом, и его купил Фиат. Он был обречен на провал в Италии. А жаль... )))))

(no subject) (Anonymous) Expand
Интересно, что абсолютно любой самодельщик в СССР мог быть взят за задницу в любой момент за "хищение социалистической собственности", либо за соучастие в таковом. Все это знали, но все равно строили.

Херню говоришь, впрочем от тебя это ожидаемо

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
в "назад в будущее" передрали эту идею)

оригинально

Во всём мире есть одна единственная страна, где это слово произносят правильно, весь остальной мир ошибается.

Очень интересно. Хотелось бы ещё узнать что стало с мужиком который по ТВ демонстрировал машину для скоростного выпекания блинов.

В разгар "кооперативного движения" я эту блинопечку видел в одной кооперативной кафешке на только что обновленном Старом Арбате в Москве. Дальнейшую судьбу установки и конструктора к сожалению не знаю.

Помню эту книгу...там еще было несколько довольно интересных моделей.
В детстве, просмотрел ее до дыр, наверное.

А еще парфенов и хаинов создали лауру. Я все эти автомобили видел и внутри и снаружи близко. Они в автопробеге были, когда я пацаном еще был.

хех!

летом восьмидесятого года, когда мне было тринадцать лет, вся колонна самоделок (приведённая на фото) приехала в Абрау
выстроились на "пятачке"
местная пацанва, со мной включительно, буквально облепили эти удивительные машины
а на жёлтом шестиколёснике, мне удалось даже по озеру немного поплавать
толпа мальчишек на нём была такая, что казалось, машина вот-вот пойдёт ко дну
но, ничего - обошлось..)))