?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Наш паровоз вперед летит
masterok
17420_a014_a014001140

Интересная статейка про общественный транспорт.

Оригинал взят у vikond65 в Наш паровоз вперед летит
Сейчас речь пойдет о настоящем стимпанке, точнее - об одном из наиболее ярких его проявлений - паровых трамваях.

Начнем с предпосылок их появления. Тягловая лошадь, как известно, производит не только полезную работу, но и отходы жизнедеятельности, причем в немалых количествах. Одна сивка-бурка в среднем за день щедро выдает по 15-20 килограммов навоза и более 10 литров мочи, а так как ее невозможно приучить делать это в специально отведеннных местах, городская коняга удобряет мостовую везде, где ей заблагорассудится. Ну а поскольку в середине XIX века лошадей в городах было много (например, в Париже - более 70 тысяч), на улицы ежедневно вываливались и выливались тысячи тонн экскрементов. Газеты печатали ужасные прогнозы, что если количество конных экипажей и дальше будет расти, то европейские столицы уже к началу будущего столетия буквально утонут в навозе.

Но прогнозы не сбылись, поскольку, как говорил великий комбинатор, на смену архаичной лошадке прискакал железный конь. А сердцем этого коня изначально была паровая машина. Помимо гигиеничности (на дым тогда никто не обращал внимания, ведь все дома топились дровами, углем и торфом), паровик имел и другие преимущества перед кобылой: гораздо более высокую удельную мощность, компактность, надежность, долговечность, возможность ездить быстрее и способность работать без выходных.

Лошадям, таскавшим омнибусы и конки, после каждого дня работы требовался день отдыха, иначе они быстро "изнашивались" и дохли. Поэтому городским транспортным компаниям приходилось на каждый вагон иметь двойной комплект "силовых установок". Ну и кроме того, паровоз, в отличие от лошади, нельзя испугать, что тоже немаловажно, ведь в позапрошлом веке выражение "кони внезапно понесли" то и дело мелькало в полицейских сводках.


Неудивительно, что почти сразу вслед за конными трамваями возникли паровые. Их можно разделить на две категории. Первая и более распространенная представляла собой обычный небольшой паровоз, внешне "облагороженный" в соответствии с тогдашними представлениями об эстетике. Он тянул за собой пассажирские вагоны, причем, если лошадиная упряжка могла буксировать только один вагон, то к паровозу нередко цепляли два, а то и три, благо мощность позволяла.

Второй тип аналогичен современному трамваю, в котором двигатель с кабиной водителя и пассажирский салон монтировали на едином шасси. Ниже приведена фотоподборка паровых конок (в России их именно так и называли вполне официально) из разных стран и городов.

green-locomotive-1887

Английский паровой трамвай системы Грина образца 1887 года. Поскольку из паровозной трубы летели искры и копоть, империалы таких трамваев, как правило, делали закрытыми. А чтобы не возить запас воды, на крыше локомотива монтировали трубчатые конденсаторы, так что машина работала по замкнутому циклу.

dps_vol11_04top

Такой же паровой трамвай в шотландском городе Данди, 1898 год.

_57068854_steam85_976

Еще один аналогичный английский паровозик с четырехосным вагоном. Здесь империал оставлен открытым, так что его пассажирам, решившим сэкономить, не позавидуешь.

Австралийский трамвай с вагоном "тропического" типа и паровозом без конденсатора.

dublin-1888

Такие паровозы начали ходить по Дублину в 1888 году.

dublin-2

А такие составы двухэтажных вагонов возили пассажиров по столице Ирландии еще в 1930-е годы. Интересно, что кабина водителя локомотива расположена спереди, а рабочее место кочегара - сзади, хотя обычно на паровозах они объединены.

malabon-filippin-1883-1898

В филиппинском городе Малабон паровой трамвай ходил с 1883 по 1898 год.

DOESBURG-nederland-1881-1956

Последняя в Европе линия парового трамвая действовала в голландском городе Доесбурге аж до 1956 года. Обратите внимание, что этот трамвай был грузопассажирским, сзади к нему прицеплен товарный вагон.

btbg33nr5blochmont1898

Паровой трамвай Женевы, 1897 год. В Швейцари этот вид городского транспорта получил в конце XIX века наиболее широкое распространение, поскольку ее гористый рельеф затруднял использование конок. Лошади, тащившие вагон вверх по склону, быстро утомлялись.

Dampftram_22_11.02_jpg

Схема устройства немецкого бесконденсаторного трамвайного локомотива.

паровик-спб

Трамвайный локомотив, выпускавшийся в 1890-е годы на Коломенском машиностроительном заводе. Такие паровозы использовались на трамвайных маршрутах Санкт-Петербурга и других российских городов.

спб-1911-лесная

Паровой трамвай на Лесной Улице Петербурга, 1911 год.

невская-линия-спб

Тоже Санкт-Петербург, Невская линия парового трамвая.

kiev-1892

Паровой трамвай в Киеве с вагоном открытого типа, 1892 год.

1876-Automotrice-Brunner

Перейдем к "трамваям-моноблокам" с двигателем и салоном на общей платформе. Этот паровой рельсовый омнибус Брюннера был построен во Франции в 1876 году.

Tramway_Purrey_(CGO)

Трамвай конструкции инженера Пюрри на парижской улице.

8_steam_motor_coach_no-1_hawker_1906

Австралийский одноэтажный трамвай Хаукера, 1906 год.

Steam_tram_with_passengers_in_Stockholm_1901

Паровой трамвай Стокгольма, в отличие от предыдущего, легко спутать с электрическим, если не обращать внимания на отсутствие токосъемника. Снимок 1901 года.

J0410876357

Паровой трамвай, спроектированный в 1876 году английским инженером Вудсом по заказу городских властей Вены. Не знаю, был ли этот проект принят и реализован.

J0610886243-2

Паровые трамваи Роуэнса "полураздельного" и "моноблочного" типов, которые были представлены на технической выставке в Антверпене в 1885 году. Как и с предыдущим изделием, мне не удалось выяснить, применялись ли эти весьма интересные конструкции где-либо на практике.



А вот еще интересные примеры транспорта: вот Советский «Червяк» и другие путевые разрушители, а вот Колесо на колесе: хитроумный Холман. Вспомните про Рельсовый самолет Джорджа Бенни и Гирокары и Ледовый трамвай в Санкт-Петербурге


Posts from This Journal by “ЖД” Tag

  • Затопленные скоростные поезда

    Тайфун Хагибис затопил 10 скоростных поездов в Японии. Что они решили с ними сделать? Затопленные тайфуном Хагибис скоростные электрички не…

  • Московская деревня в железнодорожном кольце

    Не знаю, известно ли москвичам, но у них под боком есть еще один интересный объект-кольцо кроме МКАДа, МЦК и домов бубликов. Это…

  • Содовые локомотивы

    Интересным типом локомотивного двигателя, который нашел очень короткое и ограниченное применение в Европе, а также в Америке, был содовый…


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
Будущее энергонезависимого кабмина украины?

точнее окупированного Крыма.

Узнаю брата-украинца. Нет выше наслаждения, чем насрать ближнему своему, а потом еще и анонимно этому радоваться! :)

Разочарую. В Крыму свет есть...

Забытая страница истории техники. Спасибо за рассказ!

  • 1