?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Мы уже обсуждали это в отдельной статье - Секретная операция «Айви Беллз», но мы продолжим подходить ближе к нашей теме.

Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.

Так продолжалось довольно долго.


Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

 

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».

Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.

Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.

 

Переоборудование АПЛ «Подмосковье», источник

 

11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

 

 

Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек — его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.

Атомные глубоководные станции (АГС) – это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.

 

АПЛ «Подмосковье» —  транспортировщик АГС.

 

Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.

Западное обозначение лодок этого типа – X-Ray.

 


АГС проекта 1910 «Кашалот».

 

Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

 

 

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.

— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».

Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.

— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.

— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.

— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

 


Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».

 

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.

 

КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.

 

Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

 

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.

 

АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.

Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».

ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.

 

 

 

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

 

 

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

 

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

 

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

 

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

[источники]

источники

http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/maintheme/2015/1214/143117336/detail.shtml
http://topwar.ru/24870-sekrety-losharika.html
http://masterok.livejournal.com/2194087.html
http://masterok.livejournal.com/393335.html
http://topwar.ru/20479-losharik-proshel-ispytaniya-v-arktike.html
http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=760&t=1663&start=60

 

И еще немного интересного про подводные лодки:  вот посмотрите что это за Подводная двустволка, а вот История невезучей подлодки и Самая большая подводная лодка в мире. Вспомним еще про Советскую подлодку проекта 661: «Золотая рыбка» и Сверхмалую подводную лодку «Тритон-1М»

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=86703

Метки:

Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Корабли” Tag

promo masterok january 2, 12:00 44
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит во всей этой цепочке же ушедший от нас 2017 год? Тут можно обратить внимание на несколько показателей и сравнить их с показателями 2016 года. Например синенькие циферки - это залогиненные посетители ЖЖ. На самом деле конец 15 и весь 16, 17 года цифра эта была в пределах 35…

Comments

pogodnik
Jan. 10th, 2016 12:26 pm (UTC)
профилограф (устройство для замера глубины донных отложений)

у нас профилограф мерил и глубину,и скорость,и расходы воды.
u47
Jan. 10th, 2016 12:41 pm (UTC)

Непонятно: если лодки крупные с автономность в несколько месяцев - зачем им носитель?

bigdrum
Jan. 10th, 2016 02:49 pm (UTC)
Положено
(Anonymous)
Jan. 10th, 2016 04:59 pm (UTC)
Непонятно: если лодки крупные с автономность в несколько месяцев - зачем им носитель?

Чтобы сделать меньше, сэкономив на обитаемости. Т.е. экипаж живёт в носителе, а для операции переходит в "Лошарик". 2-3 дня можно и в тесноте посидеть.
kazak_ixbt
Jan. 10th, 2016 05:55 pm (UTC)
У них наверняка обитаемость паршивая--пару недель-месяц можно перетерпеть, а вот несколько месяцев...
(Anonymous)
Jan. 11th, 2016 04:24 pm (UTC)
Большие лодки уходят в море на 3-4 мес.
(Anonymous)
Jan. 12th, 2016 10:21 am (UTC)
жалованье под 600 т.р. в месяц, можно за такие деньги и потерпеть ))
dobriy_vasya
Jan. 10th, 2016 12:49 pm (UTC)
хороши лодочки!
cbx550f
Jan. 10th, 2016 01:09 pm (UTC)
"подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком"

ЩИТО?

Камчатку и во втором десятилетии 21 века с материком связывает исключительно радио- и космическая связь.
dadan1
Jan. 10th, 2016 01:22 pm (UTC)
Вот кстати да, меня тоже терзают смутные сомнения по этому поводу.
cbx550f
Jan. 10th, 2016 01:29 pm (UTC)
я погуглил, пишут что кабель там якобы был в заливе Шелихова, тут конечно о "соединении с материком" можно говорить весьма условно, ибо Камчатка и так соединена с материком как полуостров, лишь чуть северней этого залива.

пахнет бредом все равно. на севере Охотского моря очень высокие приливы, плюс те широты полгода во льдах - постоянное изменение береговой линии, какой нафиг секретный кабель там? замучились бы чинить

ну и целая вражеская атомная подлодка, забравшаяся так глубоко в Охотское море не замеченной - это в 70х-80х, когда с авиацией у СССР уже был полный порядок. опять же, говоря о севере Охотского моря - сомнительно мне что там в принципе возможно такое "судоходство"
tarakashechka80
Jan. 10th, 2016 01:36 pm (UTC)
секретный кабель, что непонятного?
dka
Jan. 10th, 2016 01:31 pm (UTC)
Не упомянутой осталась вероятная роль спец.субмарины как носителя новой стратегической ядерной (кобальтовой) торпеды.
masterok
Jan. 10th, 2016 01:38 pm (UTC)
dka
Jan. 10th, 2016 05:03 pm (UTC)
Да, про Статус.
zvezdochka_ru
Jan. 12th, 2016 03:57 am (UTC)
Это из другой оперы ария.
papa_karl0
Jan. 10th, 2016 01:38 pm (UTC)
Я думал, что Лошарик - потому что без вооружения.
bigdrum
Jan. 10th, 2016 02:50 pm (UTC)
А дьяволам из стройбата вообще оружие не выдают...
3000top
Jan. 10th, 2016 02:23 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
(Anonymous)
Jan. 10th, 2016 04:01 pm (UTC)
Да, ГУГИ сейчас самая законспирированная контора, никакая ФСО и никакое ГРУ рядом не стояли.
Разумеется, все эти интересные девайсы строятся не для корректировки буровых вышек. Не для добычи полезных ископаемых - их и на континенте не добыть все ещё 500 лет. И разумеется, не для несения бредовых супер-термоядерных торпед (с совершенно неопределенной эффективностью). Замыслы по их использованию, подозреваю, очень интересные, но - увы!- обсуждать это в открытой печати мы не будем ещё лет, эдак.... э-э... ну, полста.
А в целом - рад за "Прометей", "Малахит" и "Звёздочку", рад за ГУГИ, флот.
Потому Россию и всех нас не трогает толерантно-гомосексуальное мировое сообщество. Боятся, суки, а значит - уважают...
zavodfoto
Jan. 10th, 2016 04:09 pm (UTC)
такое название)
zvezdochka_ru
Jan. 12th, 2016 04:01 am (UTC)
Седьмая фотка не из этой темы. Это "Приз".
masterok
Jan. 12th, 2016 07:02 am (UTC)
ок, спасибо за уточнение
asus_l
Feb. 12th, 2016 09:56 pm (UTC)
«может погружаться на глубину до 1 километра» Это ж давление, при массе воды, не соленой, 1 т/м3-получаем давление, на этой глубине, 1000 т/м2= 100 кг/см2 или 9.8 Мпа. И это самые первые прикидки. Меня поражают материалы, способные выдержать, пусть даже и по кольцу, напряжения в сечениях шпангоута прочного корпуса, с учетом давления воздуха в самой субмарине . Мои аплодисменты!
(Anonymous)
Feb. 16th, 2016 10:55 am (UTC)
А что тут удивительного, если "Комсомолец" тоже мог погружаться почти на 1000 метров. Я уж не говорю про 971 пр., у которых глубина погружения до 600 метров.Тоже не мало не так ли?
Nagualero
Feb. 16th, 2016 01:43 pm (UTC)
Полагаю, что данная серия кораблей предназначена в первую очередь для освоения Арктики, того что когда-то называлось "Полярными владениями СССР" и в том числе, а может, и в первую очередь, соответствующего правового статуса для указания на то, что территории на которые мы претендуем осваиваются, используются в экономической деятельности.
doxlee
Feb. 24th, 2016 05:29 am (UTC)
Люди доллар снова будет стоить 30 рублей! Прочитала сегодня в новостях тут
Вот так новость! Вот так обрадовали! Вы как думаете это реально или просто разговоры?
Админу спасибо за отличный пост! Здоровья Вам и долголетия!

Links

Календарь

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Powered by LiveJournal.com