?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Секретный ЗИЛ по прозвищу «Чебурашка»
masterok


Начал собирать информацию про один интересный грузовичок, но обнаружил замечательный пост на просторах ЖЖ , который и предлагаю вам для обсуждения.

Оригинал взят у doroshenko_us в Я был когда-то странной. Игрушкой безымянной … Теперь я Чебурашка
На просторах интернета мною случайно была обнаружена чудесная работа футуристического пикапа на базе ЗИЛ-130, выполненная Владиславом Лузиным и опубликованная на ресурсе Render.ru. Несмотря на то, что нарисованный пикап был лишь частью воображения Владислава, подобные отечественные малотоннажных грузовики все же существовали. Сегодняшний рассказ будет об истории экспериментальных грузовиков ЗИЛ, известных более под прозвищем "Чебурашка".



При испытаниях в 1958 году нового легкового автомобиля представительского класса ЗИЛ-111 возникла потребность в сопровождающем скоростном грузовом автомобиле для перевозки топлива, запчастей и технического оборудования. Поскольку существующие на тот момент грузовики могли незначительно превысить скорость в 50 км/ч, то возникла молниеносная идея создать небольшой легкий грузовик грузоподъемность в 600-700 кг, способный развивать скорости, соизмеримые с лимузином ЗИЛ-111 (120-140 км/ч). На создание такого революционного грузовика с чистого листа потребовалось бы значительное время, поэтому поступили проще, установив на раму лимузина грузовую платформу и кабину от грузовика.



Грузовик способный ездить на равных с правительственным лимузином сделали уже в 1959-1960 годах. На раму от бронированного ЗИС-115 (модификация ЗИС-110) установили кабину от ЗИС-151 и деревянную бортовую платформу с откидным задним бортом. Грузовик на базе лимузина мог брать полторы тонны груза и двигаться со скоростью 120 км/ч. Грузовик получил номер Государственной регистрации 83-81 МОХ. Грузовая легковушка сопровождала испытания до конца 70х годов. Кроме испытаний грузовик был задействован для заводских перевозок, в частности использовался для доставки деталей с иногородних филиалов в головное предприятие ЗИЛа.

На смену ЗИЛ-111 пришел ЗИЛ-114, который потребовал для своих нужд нового легкового грузовика. Одним из вариантов был пикап на базе ЗИЛ-115, но вероятно из-за дорогих кузовных работ от него отказались и пошли по проверенной до этого схеме. Ходовую взяли от ЗИЛ-114, а кабину от ЗИЛ-131. Кабину незначительно видоизменили, установив на капот два дополнительных воздухозаборника, убрав переднюю перемычку лобового стекла, установив двойные фары с прозрачными экранами. Переднюю маску взяли от грузовика ЗИЛ-133ГЯ. После испытаний машины с имитатором груза, на ней поставили грузовую платформу размерами 3030х1780х1140 мм с виниловым тентом. Снаряженная масса автомобиля была 3286 кг, а габаритные размеры 5200х2000х2200 мм. Новый легковой грузовик был способен разогнаться до 170 км/ч, что составляло уже фантастический результат для подобного автомобиля.



Несмотря на казалось несуразный вид: низкая посадка грузовой платформы, кабина от военного грузовика; легковой грузовик выглядел очень элегантно для тех лет. Шарма поддавали темно-вишневая кабина грузовика, спойлер на крыше и четыре попарно расположенные фары с прозрачными экранами перед ними. Внутри казалось обычной кабины от грузовика разместили приборную панель, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, педальный узел, мощную печку, автомагнитолу и роскошные кожаные сиденья. Интерьер кабины намекал на родственные связи с автомобилями представительского класса.

Новая машина получила неофициальный заводской индекс ЗИЛ-113Г, а за свой несуразный элегантный вид автомобиль получил прозвище "Чебурашка". Машина получила номер Государственной регистрации 06-31 МОЯ, а после перерегистрации в 1980-е годы - 96-48 МНП.





Грузовик был настолько удачен, что В 1983-1984 годах для нужд автозавода ЗИЛ построили уже два грузовичка на базе лимузина ЗИЛ-4104. Для новых машин взяли стандартные кабины без особых изменений от ЗИЛ-131, деревянные кузова были унифицированные с ЗИЛ-130. В кузове было предусмотрена установка сидений для перевозки людей. Деревянный кузов на 3/4 был закрыт тентом.



Обе машины были закреплены за управлением конструкторских и экспериментальных работ автозавода ЗИЛ. "Чебурашки" получили следующие номера Государственной регистрации: 95-50 МНП и 95-51 МНП. Все три грузовичка были задействованы для пробеговых испытаний цеха легковых автомобилей. Кроме испытаний автомобили были задействованы для заводских грузовых перевозок, доставляя комплектующие с заводских филиалов в Рязани, Рославле, Мценске. "Чебурашки" неоднократно появлялись и в Кремле, выполняя туда грузовые рейсы для нужд Гаража особого назначения (ГОН), в автопарке которого было множество лимузинов марки ЗИЛ.



Доставляя грузы по заданиям автозавода, легковые грузовички на отечественных дорогах постоянно притягивали к себе внимание, как обычных граждан, так и сотрудников ГАИ, которые порой останавливали легковой грузовик, лишь для того, чтобы узнать марку и ТТХ заинтересовавшегося их несуразного грузового автомобиля. “Чебурашки” за счет своих высоких скоростных характеристик обросли легендами среди владельцев "Жигулей", "Москвичей" и "Волг", которые не могли догнать внезапно обогнавший их непонятный грузовик с хорошо всем известной кабиной ЗИЛ-131.



Все три "Чебурашки" благополучно дожили до распада СССР. Первенец с вишневой кабиной и номером 96-48 МНП в последний раз видели на заводе в 1992 году, после чего его следы теряются. Автомобиль с номером 95-50 МНП был разобран на металлолом в июне 2000 года. До наших дней дожили лишь останки машины с номером 95-51 МНП, которые находятся на территории завода ЗИЛ в цеху легковых автомобилей. Как это не удивительно, но с распадом СССР история ведомственного "Чебурашки" не заканчивается...



В начале 90х годов, настали тяжелые времена, завод оказался в тяжелейшем экономическом положении. Спрос на выпускаемую продукцию ЗИЛа значительно снизился. На обломках СССР и зачатых еще при СССР кооперативов начинала бурно создаваться новая предпринимательская жизнь. Во всю пропагандировался и рождался малый бизнес, для нужд которого нужны были не шести-тонные грузовики, которые и так были в избытке на просторах всех бывших союзных республик, а малотоннажные экономичные грузовики, приспособленные не для бездорожья, а для асфальтных дорог. Автозавод взял курс на создание нового серийного малотоннажного грузовика. В результате чего был рожден довольно удачный ЗИЛ-5301 “Бычок”.

Пока создавался "Бычок", на ЗИЛе в поисках нового малотоннажника вернулись к хорошо себя зарекомендовавшим "Чебурашкам". В 1992 году на большом показе на конкурсе по созданию нового малотоннажного грузовика участвовала созданная еще в 80-х машина с номером Государственной регистрации 95-51 МНП. Применение очень дорогих комплектующих от правительственных лимузинов сильно завышало цену "Чебурашки" при серийном производстве. Да и мощные двигатели от лимузинов ставили под сомнение экономичность эксплуатации автомобиля.





Для решение данной проблемы на заводе создается очередной "Чебурашка". Новый грузовик изготовили в марте 1993 года. Агрегатную базу взяли от пятиместного седана ЗИЛ-41041 с колесной базой 3380 мм, "чебурашечным" сердцем стал 150-сильный бензиновым двигатель ЗИЛ-508.10 с механической пятиступенчатой коробкой передач. Кабину, взяли от ЗИЛ-131, в бортовой платформе использовались детали от ЗИЛ-130 и передний борт от ЗИЛ-4331. Грузоподъёмность автомобиля составляла 2 тонны, а его полная масса 5 тонн. Грузовая платформа была заметно приподнята. Потеряв мощный двигатель, машина уступила в скоростных характеристиках, развивала скорость лишь до 120 км/ч.





Новый "Чебурашка" получил официальный заводской индекс ЗИЛ-4305. Машина получила автомобильный номер 50-38 проба. Через некоторое время на заводе создали еще одного "Чебурашку", который возможно получил индекс ЗИЛ-43051. После конкурса с другими конкурентами создаваемого Бычка, обе машины были разобраны, судьба их неизвестна.



Создавая ЗИЛ-4305 невольно задумались об его внешнем виде. Работы велись в направлении улучшения пластики внешних форм, повышения аэродинамических характеристик, проработки передней части и отдельных элементов, используя при этом серийные кабины и капот от ЗИЛ-131. Художники-конструкторы с 1992 принялись разрабатывать перспективный облик старого и доброго "Чебурашки", представив его кроме грузовика с грузовой платформой еще и в виде пикапа. В итоге успели вылепить лишь пластилиновую кабину будущего "Чебурашки", но история распорядилась по другому. Место серийного малотоннажного грузовика занял полукапотный ЗИЛ-5301 "Бычок".





Но даже на этом история мультипликационного героя в отечественном автомобилестроение не заканчивается. Энтузиастами были построены автомобили очень сильно напоминающие самого первого "Чебурашку". Так в Киргизии, в Бишкеке был создан оригинальный автомобиль путем скрещивания шасси "Волги", кабины ЗИЛ-157 и двигателя ЗМЗ-523. Созданная самоделка получила оригинальное название Mad Cabin ("Бешеная кабина") и стала очень знаменита после её демонстрации на "Автосалоне-2003" в Москве. К сожалению, данная бешеная кабина не имеет грузовую платформу.







В Грузии в Тбилиси был создан уже подобный пикап, путем скрещивания рамы от УАЗ-452, кабины от ЗИЛ-157, двигателя ЗМЗ-4021 заднего моста, коробки передач от ГАЗ-24. Данный автомобиль уже имел за кабиной простенький кузов на трубчатом каркасе из жестяного листа и частично обшитый рифленым алюминием. Создателем грузинской версии "Чебурашки" стал Ной Сирунян.







Кульминацией самодельных "чебурашек", стал пикап скрещенный из кабины от ЗИЛ-131 с облицовкой и оперением от ЗИЛ-130 и шасси от Ford E-250 (Econoline). Автором такой переделки стал Роман Боднар, чья любовь к легендарному отечественному грузовику переросло в нечто большее. Удивительный пикап создавался с ноября 2009 года в ретро-мастерской города Зеленограда.





Ходовая часть была взята автором от разбитого Ford E-250, от него же пошли двигатель Ford 4.2 V6 и АКПП Ford 4R70W. Кабина от ЗИЛ-131 1976 года была выкуплена у геологов. В кабине моторный щит и пол были практически полностью переделаны. За прообраз создаваемой самоделки был взят Ford f 100, 1956 года. Пикап демонстрировался на "Автоэкзотике-2012", где заняло 1 место в номинации "Отечественный кастом", 2 место в номинации "Ретро кастом" и 3 место на "Гран При Автоэкзотика-2012". Осенью 2013 года Роман принял решение установить двигатель Viper V10. Интересным фактом является то, что о существовании ЗИЛовских “чебурашек” автор узнал лишь в процессе создания своего пикапа. Созданный автомобиль Романом был назван ЗИЛ-130 SRT-10. На этом временно в истории отечественных автомобильных “чебурашках” можно поставить точку и закончить сегодняшний рассказ, тем более последний описанный экземпляр наиболее схож с графической работой Владислава Лузина, с которой и началось данное повествование.



(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Валерий Васильев - Вспоминая зиловские "Чебурашки"
2. Валерий Васильев - Широко известные в узких кругах, журнал "Кузов" №28 10-11, 2011 год
3. Змей Горыныч - ZilOk
4. ЗИЛ 130 SRT-10 by DrBroman Путь к мечте…
5. Даниил Минаев, Роман Боднар - Возвращение "Чебурашки", журнал "Грузовик-Пресс" №10, 2012 год
6. Андрей Михайлов - Трумен. Жизнь вторая, журнал «Грузовик Пресс» №6, 2008 год



Еще немного необычных автомобилей советских времен: вот например Секретный МАЗ из проекта "Целина". Вот еще достаточно интересный ЗИЛ-135МШ и Многоликий ЗИЛ-135. Посмотрите какой был ГАЗ-3105 "Волга" или например «Украинец» — советский полноприводный вездеход. Я вам показывал уже «Победу» с пропеллером, а так же Электромобили СССР плюс Советский паровой автомобиль


Posts from This Journal by “Авто” Tag


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
мажоров давить всяких на гелевагенах - в самый раз

"Гелик" - хорошая машина, разработана как штабной джип для армии шахията Иран, 90% на ходу; не такая интересная, как "Нива" - революции в автопроме не сделала - но очень практичная и надёжная машина. Тот факт, что "Гелики" попадают в руки узбеков, которых папы и старшие братья дрючат в попу в воспитательных целях и они, значит, давят людей на остановках вместо того, чтобы ухаживать за девочками - это вопрос не к "Мерседесу", а к лиговской шпане из мэрии Собчака, которая раздаёт национальные богатства этим узбекам.

По теме. Рядом с моим жилищем в 1970е-80е годы (Старосадский пер., д. 7) была пожарная часть (Колпачный пер. д. 8), которая буквально ломилась от экспериментальных "ЗИЛов"; чего там только не было !!! У меня всё никак не дойдут руки до покупки хорошего плёночного сканера - тогда я смогу показать эти машины и Розку с её кошечкой породы "датский дог" на её медвежьих ручках, много другого интересненького - там Париж без мечетей, социалистические стройки в ДРА, войнушки всякие...

Если учесть что завод "ЗиЛ" уничтожен, то это...

Нормально. Всем же очевидно, что это нелепое порождение "АМО" выпускало хуету. Но, слава богу, с этим покончено. Теперь, наконец-то мы сможем покупать китайские грузовики и на месте автогиганта будет построен жилой комплекс.

Re: Если учесть что завод "ЗиЛ" уничтожен, то это...

(Anonymous)
Так скоро и ВАЗ доделают руками варягов всяких, будут сплошные ниссаны и рено с дацунами, торжество прогрессивного менеджмента над мерзким наследием совка

Re: Если учесть что завод "ЗиЛ" уничтожен, то это...

Фотку из окна, нового жилого комплекса не забудь скинуть.
Жаль что твоя мама выпустила такое нелепое порождение как ты.

Re: Если учесть что завод "ЗиЛ" уничтожен, то это...

(Anonymous)
Эта машина была сделана только не для продажи, никогда такая задача не ставилась, в Экспериментальный цех и МСЦ-6 ЗиЛа была необходима рабочая лошадка для подвоза запчастей как по заводу, так и от сторонних поставщиков, делали её из подручных материалов, на нее даже чертежей не было. А подручные материалы в МСЦ-6 (Цех легковых автомобилей) были только от лимузинов. Кабину взяли у МСЦ-1 (списанную с главного конвейера отбраковку). Бензин я лично списывал то со стендов обкатки новых двигателей на лимузин, то с обкатки пришедших на ТО лимузинов Лужкова и других публичных персон, да-да там после замены тормозных колодок машина должна была пройти обкатку водителем-испытателем в нескольких режимах.
Как достижение автопрома её конечно нельзя ставить в пример, а со своей задачей машина справлялась прекрасно.
Знаю не по наслышке.
Бывший Старший мастер Участка сборки и испытания цеха легковых автомобилей (МСЦ-6) АМО ЗиЛ, Михаил

Re: Если учесть что завод "ЗиЛ" уничтожен, то это...

Правильно ящетаю!

"...данная бешеная кабина не имеет грузовую платформу" - звучит несколько двусмысленно... точнее, недвусмысленно :)

Ну... Не хотел бы я иметь грузовую платформу, да...

Н-да. что тут сказать... Я до сих пор верю, что вся проблема советского и российского автопрома, лишь в том, что НЕ БЫЛО КОМАНДЫ на создание приличных авто. Или, кто-нибудь здесь, действительно полагает, что создавая лучшие самолёты и танки, мы не смогли бы создать нормальные авто.

Уже сколько раз подымалась тема отменных концептов, но всё, сцуко, педалировалось сверху. Будь у нас второй Сталин, и автомобили бы были мирового класса, и вся "братва" сидела бы там, где лесные работы круглый год...

Ну и во вторых, цели советского автопрома, значительно отличались от западного. Там - бизнес, тут - практичность.

Хотя, должен и вынужден согласиться, что, погоня за монетой, для подавляющего большинства сапиенсов, есть занятие гораздо более приятное, чем просто добросовестное отношение к окружающей действительности. И только не надо мне ля-ля, что BMW и Mercedes строят для людей... Их строят для продать, а то, что они получаются весьма и очень удобными и прятными, так то второстепенный эффект, иначе бобла не схаваешь. :)

У нас же, необходимости впаривать не было, на том и залетали. Зато была необходимость защищаться, и как результат, лучшая военная техника...

Ну да ладно. Я всегда говорил, что авто для нас пускай строят немцы. Здря что-ли, наши деды их побеждали в ВОВ!? Нам главное, чтобы МИГ-и и СУ-шки были лучшими!

Edited at 2016-05-31 07:04 am (UTC)

Я до сих пор верю, что вся проблема советского и российского автопрома, лишь в том, что НЕ БЫЛО КОМАНДЫ на создание приличных авто.

Была - но штучно (легковые ЗИЛы и Чайки). Потому что сделать суперавто можно и оно даже будет вдвое дешевле, чем импортное, однако 97% народа что за 200 тыс. евриков (или их аналог в советских рублях), что 100 тыс. - один хрен не купят. А богачи возьмут иностранную, т.к. "марка престижная".

Проблемой было еще и то, что машина физически не была сертифицирована ГОСТу, она не проходила еще тогда по всем требованиям экологии и т.п .
На моей памяти к нам приезжало только 2 машины из частных коллекций 1 от тогдашнего ген. директора одной из крупнейших пищевых компаний, у рабочих был праздник- сидя без зарплаты, получали полный багажник соков и йогуртов, вторая (кабриолет) уж не помню чья :).
Михаил. Бывший мастер участка сборки и испытания МСЦ-6 ЗиЛа

Да,с автомобилями совок отстал еще в тот момент когда те же немцы отправили демона Ульянова в Россию за свои бабосы,для ослабления,а в результате и уничтожения России,русской мысли,русского технического прогресса на будущее. А в это время Генри Форд со своим фордиком который был рассчитан так,чтобы его мог преобрести средний гражданин с годовым достатком в 350$. Отчего у них и дороги сейчас есть,потому что автомобили это не кони,как в совке до 60-х конь был основной тягловой силой. Когда амеры и гейропейцы клепали форды и мерсы русские долбили друг друга на фронтах гражданской. И это так во всем и по сей день,спасибо демону ленину и его последователям включая фоффку второго.

Секретный ЗИЛ по прозвищу «Чебурашка» маленькое допол

(Anonymous)
Работал я в МСЦ -6 (Цех легковых автомобилей ЗиЛа) старшим мастером участка сборки легковушек ЗИЛ в конце 90х начале 2000х.
Мы действительно возили краску для машин на Чебурашке, одна уже была сломана.
Автор забыл, может не знал, что помимо двигателя от ЗИЛ 117 и т.п. (41043 (радуга), 41052, 41053 (бронь)), в салоне Чебурашки были кожаные кресла, электростеклоподъемники, а материалы салона от правительственного лимузина.
Милиция, останавливала, в основном, попросить поднять капот, тогда не каждый мог увидеть движок V образный 7,62 литра, автоматическую коробку, и поглазеть на отделку салона.
За руль было допущено только 2 водителя, оба водители испытатели 1ого класса (тогда, по мимо категории, испытателям присваивалась классность).
Было забавно на светофорах, когда легкий грузовичок с двигателем свыше 340 л.с делал все легковые.
Другое дело, все время приходилось изворачиваться с топливом, ЖРАЛА эта Чебурашка как крокодил Гена - 40 л/100 км 95!!!!!! бензина, все время списывал на испытания лужковских коротких крокодилов (41041).
Бывший Старший мастер Участка сборки легковых автомобилей МСЦ-6 (ЗиЛа) Михаил

Ещё один кастом сейчас строиться, подобный жёлтому зилу Романа Бондара: https://www.drive2.ru/r/selfmade/1272624/

Шасси от микроавтобуса Ford, и железо кабины от ЗИЛ 130

За высокие эксплуатационные параметры автомобиль получил Гранпри на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе. Его экспортировали в десятки стран мира. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля ЗИЛ-157 всех модификаций, которые называют «королями бездорожья». B Китае выпускалась модификация ЗИЛ-157: JIEFANG CA-30.

  • 1