?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Flag Next Entry
Крупнейшая катастрофа за всю историю плавания людей по рекам
masterok
Как то мы обсуждали одно крушение парохода с многочисленными жертвами - Трагедия парохода «Генерал Слокам» и я был уверен, что это самая крупная трагедия на реке.

Однако...

Оригинал взят у vikond65 в Напрасно старушка ждет сына домой...
mezzanine_363.jpeg

В ночь на 27 апреля 1865 года на Миссисипи произошла крупнейшая катастрофа за всю историю плавания людей по рекам и одновременно - крупнейшая техногенная авария эпохи стимпанка. В два часа пополуночи на американском пароходе "Султана" произошел взрыв паровых котлов, вызвавший мощный пожар, в результате которого деревянное судно за два часа полностью выгорело и затонуло. При этом сразу погибли 1653 человека, а из 741 спасенного многие имели сильные ожоги и иные тяжелые травмы. Около 200 из них умерли в течение следующих двух недель, таким образом, общее число жертв катастрофы превысило 1800 человек. Погибших было значительно больше, чем на печально знаменитом "Титанике".

"Султана" представляла собой довольно большой плоскодонный четырехпалубный речной "колесник" длиной 80 метров с полным водоизмещением 1700 тонн. До гражданской войны по Миссиссипи ходило много таких пароходов, но часть из них была уничтожена в ходе боевых действий, другие подверглись переделке в импровизированные канонерки и броненосцы. В результате к весне 1865 года на реке остались всего три крупных пассажирских парохода - "Султана", "Паулина Кэрролл" и "Олива", перед которыми поставили задачу отвезти домой освобожденных из плена солдат и офицеров Союза.

За перевозку каждого бывшего военнопленного правительство США платило капитанам судов по 10 долларов, поэтому они набивали свои посудины людьми сверх всякой меры, не считаясь ни с удобствами, ни с нормами безопасности. С другой стороны, сами солдаты, проведшие годы в тяжелых условиях плена, стремились поскорее попасть домой. Поэтому теснота и неудобство их не смущали, никто не отказывался от поездки. "Султана" имела штатную пассажировместимость 385 человек, однако 24 апреля она вышла из Виксбурга, имея на борту 2239 освобожденных пленников и 74 обычных пассажира, купивших места в каютах, а также 85 членов экипажа.

Корабль был перегружен настолько, что борта в центральной части лишь на полметра возвышались над водой, а верхние палубы опасно прогибались и их пришлось укреплять деревянными подпорками. Люди буквально стояли впритык друг к другу, имея возможность лишь сесть поджав ноги, а некоторым пришлось размещаться даже в котельном и машинном отделениях. Зато капитан Кэсс Мэйсон рассчитывал получить за этот рейс более 23 тысяч долларов - очень солидную сумму по тем временам. Разумеется, ни он, ни его пассажиры не подозревали, что "Султана" никогда не достигнет пункта назначения, а большинству из них осталось жить лишь трое суток.

Из-за перегруза, спешки и необходимости преодолевать встречное течение кочегарам приходилось постоянно держать запредельное давление в котлах. И в конце концов котлы не выдержали. К катастрофе привело еще и то, что при недавнем ремонте котельной установки "Султаны" судоремонтники решили сэкономить, использовав некондиционные, слишком тонкие железные листы и заклепки из некачественного металла. Но это выяснилось лишь намного позже.

Взрыв разнес надстройки над котельным отделением и кочегарку, разбросав горящие угли по всему судну, отчего оно моментально вспыхнуло. Из-за тесноты тушить пожары было невозможно, да никто и не пытался. Вскоре "Султана" превратилась в гигантский пылающий костер. Пламя, раздуваемое ветром, поднималось на десятки метров, пожирая сухую древесину. Люди в панике толпами бросались за борт, однако, из-за весеннего половодья ширина Миссиссипи в месте катастрофы достигала пяти километров, вода была ледяной, а бывшие пленники - ослаблены длительным голоданием, поэтому шансов доплыть до берега у них не было.

Экипаж и пассажиры "Султаны" могли погибнуть все, но, к счастью для уцелевших, в этот момент поблизости проплывал речной броненосец "Эссекс". На нем увидели взрыв и поспешили на помощь. Однако на броненосце имелись всего две шлюпки, которым пришлось делать много ходок, доставляя спасенных на берег. Это отнимало много времени, и далеко не все дождались спасения. Десятки, если не сотни людей утонули, окоченев от переохлаждения, а некоторые умерли уже в шлюпках или на берегу.

Общее число выживших оценивалось в 550 человек. Главного виновника трагедии - капитана Мэйсона среди них не было, смерть освободила его от суда. Почему-то избежал ответственности и комендант Виксбургского порта капитан Фредерик Спид, разрешивший отправку судна с фатальным перегрузом. Он объяснял свой поступок желанием помочь исстрадавшимся в плену солдатам поскорее добраться до дома, однако, ходили упорные слухи, что подлинной причиной была взятка.

Несмотря на масштабы трагедии, оне не произвела на американское общество того впечатления, какового она несомненно заслуживала. На фоне эйфории от завершения долгой, кровавой войны и огромных, по американским меркам, потерь в этой войне, гибель еще 1800 человек осталось почти незамеченной.
На заставке - современный рисунок американского художника с изображением гибели "Султаны". Рисунок не совсем точный, так как, по воспоминанием выживших, обе трубы парохода рухули сразу после взрыва, раздавив многих людей на передней палубе.

sultana_disaster_by_michaeldavitt-d5lanqd

Погрузка "Султаны" в Виксбурге перед отправкой в последний рейс.

Ill-fated_Sultana,_Helena,_Arkansas,_April_27,_1865

Не очень качественный, но очень показательный снимок, сделанный виксбургским фотографом-любителем за несколько минут до отплытия судна. Хорошо видно, насколько оно было переполнено.

BoilerBlue

Один из четырех жаротрубных котлов "Султаны", ставших причиной гибели судна.




Posts from This Journal by “Корабли” Tag

  • Самая известная катастрофа английского ВМФ

    22 июня 1893 года Английская Средиземноморская эскадра, в том числе — 11 броненосцев, среди которых находился и броненосец…

  • Боевые ледоколы России

    Очень вероятно, что США не признает Северный Морской путь российским. На сегодняшний день Соединенные Штаты располагают всего двумя ледоколами…

  • Путешествие плавучего отеля

    Иногда аж прямо удивляюсь, как после стольких лет блужданий по интернету натыкаюсь на такие невероятные истории, о которых слышу первый раз. Вот…


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1

Жадный, однако, капитанишка... почти в 5 раз перегрузился....


Слово "стимпанк" в данном случае совсем неуместно. Внутренний грамманаци взревел от неправильности...

Да уж. Лучше просто сказать - "Крупнейшая катастрофа эпохи пара".

Непонятно, как вообще можно было так набить пароход для многодневного рейса? Пассажиры должны как-то питаться, бегать в гальюн и т.д.

Пароход шел от пристани к пристани на каждой из которых стоял по 2-3 часа - питались тем что покупали на пристанях плюс на "Султанше" работал буфет что ПРОДАВАЛ еду.

А гальюн - каютные пассажиры (около 30 человек ехавших первым классом (по другим данным их было как тут и пишут 70-80) имели гальюн в блоке кают и даже вроде ванную комнату). А остальные могут перевеситься через поручни и делать свои дела за борт или на берегу опоростаться...

Edited at 2016-07-18 01:14 pm (UTC)

Все-таки везти достаточное количество продуктов он не мог, а если бывшие военнопленные кормились на пристанях, представляю, какой ад они там устраивали.

именно ад вряд ли - денег у них бузить и гулять не было. А что срали где попало - то обычное дело в те годы :) А местному населению то же бизнес - продукты на 2000 душ продать...

  • 1