Masterok (Валерий) (masterok) wrote,
Masterok (Валерий)
masterok

Categories:

Два Нотр-Дама



А кто знал, что кроме Собора Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) существует еще и Базилика Нотр-Дам в Монреале (Basilique Notre- Dame de Montréal) ? И я не знал. Вот сейчас рассмотрим их немного и выясним кто чья копия, кто построена раньше и почему так называются. Кстати, теперь обращая больше на это внимания вижу в интернете в некоторых источниках рассказы про Парижский собор с фотографиями Монреальского :-)

Собор Нотр-Дам в Монреале

В 1642 году Поль Шомеди де Мезоннёв основал на берегу реки Святого Лаврентия французскую колонию Виль-Мари (нынешний Монреаль). Спустя несколько лет здесь обосновались священник Жан-Жак Олье и его собратья по священнической конгрегации Сен-Сюльпис. В 1663 году им был выделен участок земли под приходской дом, остававшийся во владении сюльпицианцев до 1840 года. Приход был официально открыт и посвящен Пресвятому имени Марии в 1678 году.

Строительство церкви Нотр-Дам на этом месте началось в 1672 году. Первое здание было построено по традиционному плану иезуитских миссионерских церквей, с трансептом и полукруглым хором. Между тем население Монреаля, первоначально не превышавшее тысячи человек, быстро росло, и в 1708 году здание пришлось увеличивать, а в 1722 году оно подверглось значительной реконструкции. По проекту королевского инженера Гаспара Лери западный фасад был существенно перестроен и расширен; с обеих сторон к нему предполагалось пристроить две башни. Однако закончить удалось только одну, северную, а южная башня так и осталась недостроенной.




К 1734 году эта церковь снова оказалась слишком маленькой для растущего населения города, и пришлось расширять ее опять — на сей раз за счет создания боковых проходов, связывающих трансепт с башнями на фасаде. В таком виде храм просуществовал до начала XIX столетия, пережив смену колониальных властей Канады: в 1760 году на смену французам пришли англичане.




В 1822 году решение епископа Квебека о начале строительства кафедрального собора Сен-Жак побудило сюльпицианцев к коренной реконструкции старой церкви Нотр-Дам. Для разработки проекта был приглашен ирландский архитектор Джеймс О’Доннелл (1774—1830), эмигрировавший в Нью-Йорк в 1812 году. К тому времени он уже построил церковь Христа в Нью-Йорке и заканчивал возведение пресвитерианской церкви в Рочестере. Работа над проектом церкви Нотр-Дам в Монреале произвела в нем глубокие внутренние перемены: незадолго до своей смерти (28 января 1830 г.) он отказался от протестантской веры и перешел в лоно католической церкви.



Кликабельно


Проект О’Доннелла, представленный им на обсуждение полномочной комиссии, вызвал горячие споры: архитектор предложил создать ни больше ни меньше, как самый грандиозный храм Северной Америки, и вдобавок в стиле, противоречившем установившимся традициям. В то время в архитектуре еще безраздельно господствовал классицизм; О’Доннелл же в своем проекте возрождал традиции блестящей французской готики XII—XIII веков. Неудивительно, что его предложение вызвало резкие протесты консервативно настроенных членов комиссии. Возражая им, архитектор сказал:

«Господа, помните, что это — не временная постройка, но то, что принесет славу вам, вашей конгрегации и всей вашей стране. Я ручаюсь, что этой церковью будут восхищаться будущие поколения».

Большинством голосов проект О’Доннелла был одобрен.






Кликабельно 8000 рх, панорама


Строительные работы начались в 1824 году. Потребовалось два года, чтобы возвести стены, фасад и заложить основания башен. Опоры перекрытий были завершены в 1827 году, своды и интерьер — в 1829 году. Старая церковь оставалась действующей, пока в 1830 году не была закончена новая базилика. Работы над западным фасадом продолжались под руководством архитектора Джона Остелла до 1841 года. Северная башня сохранялась до 1843 года, после чего ее сменила новая постройка. Среди колоколов выделяется «Большой Бурдон» весом 9980 кг.




Собор Нотр-Дам в Монреале, рассчитанный на 10 тыс. человек, стал первым крупным неоготическим сооружением и самой большой по тем временам церковью Северной Америки. Сегодня, окруженный современными высотными зданиями, он несколько теряется на их фоне, а между тем размеры его поистине грандиозны: высота башен — 66 м, протяженность — 77 м при ширине 41 м и высоте центрального нефа 24 м. Вся постройка в плане имеет форму прямоугольника, а две башни западного фасада связаны внутренним портиком. Собор, обильно украшенный готическими элементами, тем не менее сохраняет традиционный классический план, сформировавшийся в XVIII столетии. Можно сказать, что собор Нотр-Дам готический снаружи и классический внутри. Как бы то ни было, архитектура монреальского собора вдохновила многих последователей О’Доннелла на создание подобных сооружений в Монреале и его окрестностях. Так, церкви Сент-Терез и Сент-Энн-де-ла-Перад являются почти точными копиями (правда, уменьшенными) собора Нотр-Дам.




Первоначальный интерьер собора был полностью изменен в 1872—1879 годах по проекту архитектора Виктора Буржо и под художественным влиянием восстановленной в те годы знаменитой часовни Сент-Шапель в Париже. Предыдущее убранство из серого и голубого искусственного мрамора сменила полихромия — голубые, красные, пурпурные цвета, серебро и золото. Апсида была окрашена в темно-синий цвет, своды расписаны золотыми звездами. На фасадах появились три больших окна-«розы».

В 1872 году тогдашний настоятель собора Бенжамен-Виктор Руссело, приехав в Париж, заказал у скульптора Анри Буриша статуи и барельефы для главного алтаря и нового алтарного образа, созданного Виктором Буржо. По проекту Анри Буриша была сделана и кафедра проповедника (1883—1887 гг.). Ее изготовил монреальский резчик Луи-Филипп Эбер, слегка изменив первоначальный вариант и изобразив у основания кафедры две фигуры пророков вместо четырех.









В 1882 году у входа в собор по проекту архитектора Пьера-Луи Морана был сооружен небольшой баптистерий-крещальня. Все его декоративное убранство — витражи, росписи сводов, стен и дверных проемов — создано художником Озиасом Ледуком в 1926 году.

Огромные размеры и роскошное убранство нового собора вполне подходили для массовых богослужений, однако для менее торжественных церемоний требовалось более скромное сооружение. Поэтому в 1888 году рядом с собором была возведена деревянная часовня Святейшего Сердца Иисусова, построенная по проекту архитекторов Анри-Мориса Перро и Альбера Меснара в стиле английской готики и рассчитанная на 1000 человек. Ее официальное открытие состоялось в 1891 году.








7 декабря 1978 года часовня была практически уничтожена пожаром. Ее восстанавливали, используя старые фотографии и рисунки. Новое декоративное убранство часовни включает алтарный образ работы квебекского скульптора Чарльза Дауделина. 32 отлитые из бронзы скульптурные группы символизируют преодоление человеком трудностей земной жизни и его восхождение к небесной славе Святой Троицы.






В соборе хранится большая коллекция художественных и исторических ценностей. Самые интересные из них можно видеть в музее собора. В их числе серебряное изображение Мадонны — дар французского короля Людовика XV; фигура Девы Марии из слоновой кости, принадлежавшая семье Поля Шомеди де Мезоннёв, основателя Монреаля; картина «Св. Франциск, слушающий ангельскую музыку» работы выдающегося испанского художника Алонсо Кано (1601—1667), а также Распятие и люстра, подаренные королем Людовиком XVI.

[ТУТ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИЗУМИТЕЛЬНЫХ ФОТО СОБОРА ]





















































Продолжим теперь про Парижский собор:

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

   В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

    Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.





Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

   Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

  Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.






В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

   Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

   Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции[1]. Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV , который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите (Марго) Валуа.

   Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.






Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».

   Собор был объявлен Храмом Разума.

   В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

   Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.




В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

   Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.






В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.





Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

   Двери украшены коваными рельефами.

   Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

  В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виоле Ле Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.





Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

   Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.






Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
  • Angelique Franςoise, весом 1765 кг (до-диез);
  • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
  • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
  • Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

   Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

   В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

   Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)






Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

   В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера.






Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую.

   В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.

   В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.


Notre Dame de Paris



Экскурсии по Собору Нотр Дам


   Бесплатная экскурсия на русском языке. Проводится в 14.00 по средам и в 14.30 по субботам. Сбор в соборе под большим органом. Длительность 1 час. Расписание нужно уточнять в информационном бюро собора.

   Экскурсия с аудиогидом. Аудио-руководство длительностью 35 мин (все языки, кроме русского), можно получить в информационном бюро собора за 5€. В стоимость входит посещение сокровищницы.


   Экскурсия в сокровищницу. Среди экспонатов представлены, в основном, старинные изделия из серебра и золота. Тарифы: взрослые - 3€, с 12 до 26 лет - 2€, с 6 до 12 лет - 1€. Открыто с понедельника по пятницу с 9.30 до 18.00, по субботам до 18.30, по воскресеньям с 13.30 до 18.30

   Панорамная экскурсия. Башни Собора Нотр Дам внесены в список всемирного наследия Юнеско. Экскурсия включает в себя поднятие по винтовой каменной лестнице (422 ступени) на смотровую площадку южной башни, откуда открывается замечательный панорамный вид на окрестности острова Сите. Также здесь находится самый большой из четырех колоколов собора - колокол Эммануэль весом 13 тонн. Его звучание можно услышать только по большим литургическим праздникам или в дни народного единения, как это было, например, после событий 11 сентября в Нью-Йорке. Маршрут проходит через расположенную уровнем ниже Галерею Химер (387 ступеней), которая была сооружена во время реставрационных работ в 19 веке.
    Вход на экскурсию и кассы находятся снаружи собора, у подножия Северной башни, со стороны улицы Монастыря (rue du cloitre Notr-Dame).
    Стоимость: для взрослых 8€, дети до 18 лет в сопровождении взрослых бесплатно.
Открыто 01.04-30.09 с 10.00 до 18.30; 01.10 - 31.03 с 10.00 до 17.30; закрыто 1 января, 1 мая, 25 декабря.
   Оптимальное время для индивидуального посещения - утро со вторника по пятницу. Длительность экскурсии 45-50 мин.





ХРОНОЛОГИЯ
1163-1182: выстроены хоры
1185-1196: отстроен неф
1208-1225: строительство западного фасада и оснований башен
1240: строятся южная башня и
1245: северная
1250: закончено строительство обеих башен
1235-1250: строительство часовен нефа
1296-1330: строительство остальных часовен
1250 и 1267: закончены фронтон и витражи





Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма".

Начиная с 17 века различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама.






Фульканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки соборов" - уже стал авторитетом в этой области - (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах - где появляется нечистая сила - имеются обязательные ссылки на Фульканелли). Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотр Дама" - пишет Фульканелли.




Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора - такие круглые витражи иногда называют "розеткой". Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете?




И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама"....





В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре : два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий : всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, - из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.

Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила : согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина - Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.

По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман - прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел - говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.

Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом - тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.






[ТУТ ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СНИМКОВ СОБОРА ]










F/Wv1.80






















источники
http://slovari.yandex.ru
http://514.shaforostova.com
http://otvetur.ru
http://parisgid.ru
http://ndparis.narod.ru/

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Tags: Канада, Соборы, Франция
Subscribe
promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments