?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Первая в мире железнодорожная катастрофа
masterok


"Филадельфийская железнодорожная катастрофа" произошла 15 июля 1815 года в графстве Дарем (Англия), когда из-за взрыва паровоза погибло 16 (по другим данным 13) человек. Первый в мире зафиксированный взрыв котла, а также первая в мире железнодорожная катастрофа. Катастрофа произошла во время демонстрации паровоза «Механический путешественник», созданного под руководством инженера Уильяма Брунтона.

Посмотрите, что это было за устройство и что тогда вообще случилось:



«Механический путешественник» (англ. Mechanical traveller), более известный как Шагающий паровоз или Паровой конь — один из первых в мире паровозов. Также самый известный из паровозов необычных конструкций, так как передвигался по рельсам с помощью двух механических «ног», толкающих его по пути.

Спустя два века такая конструкция кажется смешной и необычной, однако стоит отметить, что тогда паровозы только появились, и у публики, да и инженеров ещё не было чёткого представления о принципе их работы (даже пароход тогда ещё только появился). Рост цен на корма (в основном из-за наполеоновских войн) привёл к тому, что многие предприятия стали пытаться заменить лошадей на машины. Первые паровозы были созданы ещё в 1804 году Ричардом Тревитиком и использовались поначалу для развлечения публики. В 1811 году была предпринята попытка использовать паровоз для грузовой службы. Однако паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Из-за этого даже сложилось ошибочное мнение, что паровоз с гладкими колёсами на гладких рельсах не способен реализовать достаточную силу тяги. Сам Тревитик рекомендовал применить дополнительное шипованное колесо, которое бы зацеплялось за деревянную балку, уложенную вдоль пути, тем самым приводя поезд в движение. Впоследствии было построено несколько паровозов, которые имели зубчатое движущее колесо, зацепляющееся за зубчатую рейку возле рельсов.

Среди тех, кто серьёзно заинтересовался паровозами, был и английский инженер Уильям Брунтон. Он решил не использовать усложнения пути, а пойти, как ему тогда казалось правильным, по пути природы, а именно — сделать механизм, работающий по принципу лошади, то есть передвигающегося с помощью ног. 22 мая 1813 года инженер запатентовал своё изобретение (патент № 3700), а вскоре на заводах компании «Баттерли» (Дербишир), на которых работал изобретатель, был построен паровоз, который получил название «Механический путешественник». Стоимость паровоза составила всего £240.





Паровоз имел две оси (4 колеса), на которые сверху опирался горизонтальный паровой котёл с рабочим давлением 40 фунтов на кв.дюйм (0,3 МПа). Сбоку находился один паровой цилиндр, который через рычажную передачу и горизонтальное зубчатое колесо приводил в движение две механические «ноги», расположенных на задней части локомотива, которые представляли собой штанги с гибкими сочленениями. Эти ноги попеременно цепляясь за путь и толкали паровоз вперёд, за что за локомотивом закрепились прозвища «Шагающий паровоз», «Паровой конь» и им подобные. Общий вес локомотива составлял около двух с половиной тонн.

Данные об испытаниях паровоза довольно скудны, так, известно что он развивал скорость не более 5 км/ч. В 1814 году был построен второй, более мощный паровоз весом уже пять тонн и стоимостью £540. Этот паровоз уже водил вагонетки с известняком при строительстве Янтарного причала, что располагался на Кромфортском канале, однако владельцы стройки были ещё не довольны паровозом, так как его скорость не превышала 4,5 км/ч. Вскоре изобретатель пишет в письме знакомому редактору одного из английских журналов об опытах по повышению скорости за счёт повышения давления пара в котле. Однако эти опыты закончились трагически.

15 (31) июля 1815 года при большом стечении народа были проведены испытательные поездки при повышенном давлении, в результате которых сделанный из кованного чугуна паровой котёл взорвался, уничтожив паровоз. Также обломками были убиты на месте 16 (по другим данным 13) человек — гостей, наблюдавших за испытаниями. Данное происшествие вошло в историю как первая в мире железнодорожная катастрофа.

Несмотря на большое количество жертв, в некоторых источниках эту катастрофу не относят к железнодорожным, так как она произошла не на магистральной железной дороге, а первой жертвой на железной дороге официально считается Уильям Хаскиссон, погибший в 1830 году, то есть 15 лет спустя.

Тем не менее, по количеству жертв эта катастрофа считалась крупнейшей до 1842 года в мире, а до 1861 года в Великобритании. Также ей до сих пор принадлежит рекорд по количеству погибших от взрыва парового котла. Последнее связано с тем, что при взрыве котла погибает как правило, лишь локомотивная бригада. В данном же случае паровоз был окружён многочисленными любопытствующими гостями, что и привело к большому количеству жертв

[источники]источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1703543
http://www.zakon.kz/4568348-samye-izvestnye-zheleznodorozhnye.html




Посмотрите как и почему ВЗРЫВАЮТСЯ паровозные КОТЛЫ. Вспомните еще про Аэровагон на воздушной подушке Grumman TLRV и интереснейший Шаропоезд Ярмольчука. А вот Гироскопическая железная дорога и не менее удивительный Рельсовый самолет Джорджа Бенни.


Posts from This Journal by “ЖД” Tag

  • Легко ли водить поезда?

    Ну а что, когда был подростком мы постоянно обсуждали как легко работать машинистом. Сиди себе смотри, чтобы на путях не было какого нибудь…

  • Локомотив с ядерным двигателем Х-12

    Был у нас уже и Атомный самолет и американский атомный самолет. Были торговые суда с ядерным реактором и Единственный в мире атомный…

  • Нужно ли самому сдавать белье в поезде

    Так как я живу в небольшом городе, то частенько ездил и езжу на поездах. Наш поезд в Москву приходит рано-рано утром и поездка всегда…


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ…

  • 1
Ошибка перевода.

Несмотря на то, что в английском языке есть такой термин, как "malleable cast iron" - "ковкий чугун", котел паровоза никак не мог быть "сделанным из кованного чугуна".
Я убежден, что там было просто кованное железо / сталь.

Я даже больше скажу - там было кованое железо с одним "н" :)

Спасибо за уточнение! Забываю русский язык :-(((

Только не кованый, а ковкий чугун.

Я и написал "ковкий". "Кованый" с неправильным числом "н" - цитата из текста.

Посыпаю голову пеплом. Невнимательный я.

На фотографии другой паровоз и совсем другое время. Думаю, начало 20 века. Впрочем, в 1815 фотографий еще не было.

Edited at 2016-11-16 06:37 pm (UTC)

спасибл Валера

очень интересно

давно изучаю эту тему

много вопросов:

- ну ладно котел чугунный. допустим. хотя как его сделали? из чугунного листа )

- трубы в топке из чего и как?

- и самый интересный как сделали рельсы? тоже из чугуна? напомню. сталь начали делать в конце 19 века

Первые рельсы были чугунными и выглядели весьма необычно http://biglebowsky.livejournal.com/86863.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокатный_стан

С развитием железнодорожного транспорта значительно увеличилась потребность в прокатной продукции. Первые рельсы были чугунными, однако в начале XIX века в Англии перешли на производство железных рельсов. В 1828 году появился первый прокатный стан для прокатки рельсов из пудлингового железа, а с 1825 года начали прокатывать рельсы из бессемеровской стали.

Долгое время было распространено мнение,будто железо прокатывать нельзя. Нагретое железо быстро остывало от соприкосновения с валками при медленной работе. Остывшее же железо не поддавалось раскатке, его можно было только сгибать и резать.[2] Первые прокатные станы для производства полосового железа и мелкого сорта были изготовлены в XVIII в. Они приводились во вращение от водяных колес.

Пудлингование

http://www.phisiki.com/2012-02-28-10-51-54/55-otkritie-stali
https://ru.wikipedia.org/wiki/Передельный_процесс

Edited at 2016-11-16 10:45 pm (UTC)

напомню. сталь начали делать в конце 19 века
Чего-о?! Сталь начали делать ещё до Рождества Христова, т.к. "сталь" это всего лишь науглероженное железо, пригодное к термической обработке. В древности был обратный процесс получения металла - получали из руды сразу железо, чугуна вообще не знали (ещё не было доменного процесса), а сталь получали науглероживанием железа в горне путём ручной проковки.
В конце XIX века появилась ЛЕГИРОВАННАЯ сталь, а это совсем другой материал.

Уточнение: в конце (точнее, во второй половине) 19 века начали _варить_ сталь в промышленных масштабах (бессемеровский процесс и другие). До этого литую сталь получали только в тиглях, небольшими порциями.

Ну это сказалось только на удешевлении стали - по качеству конвертерная сталь (с воздушным дутьём) была даже ХУЖЕ, чем полученная древним кузнечным способом. Чтобы стали полученные массовыми способами производства стали качественными нужно было сначала изобрести мартеновскую печь, а потом - кислородный конвертер.

Ну так Мартен изобрел свою печь меньше чем через десять лет после Бессемерова конвертера.

Мартеновская сталь заметно дороже конвертерной. Но качественнее.

как раз для получения стали этот самый углерод и извлекают, а не наоборот

Если в сырье есть лишний углерод - извлекают. А если нету - добавляют.

логично, согласен

вы знаете как сейчас извлекают углерод? поинтересуйтесь, это вас удивит

Удивит не удивит, а что это меняет?

Выше правильно уже Вам ответили - выжигают углерод из чугуна, в "передельном процессе", когда сначала из руды выплавляют чугун, т.н. "передельный чугун", который есть не конечный продукт, а полуфабрикат для изготовления железа и стали.
В процессе о котором я говорил, из руды сразу получали железо. Чтобы получить сталь железо надо было науглеродить. Чугуна тогда в Европе вообще не знали (в Китае вроде был передельный процесс и в древности), получали сразу безуглеродистое железо т.н. "сыродутным способом". Полученное этим способом железо было настолько химически чистым, что даже практически не корродировало. Поэтому до нас дошли артефакты того времени.

чистое железо и сейчас не могут получить, не то что раньше

а вот интересно, как они получали железо из руды?

получите нобелевку за это открытие

Не надо публично хвастаться своим невежеством

Да, я не думал, что такие дремучие люди ещё встречаются в Интернете. Гуглить "Сыродутный процесс", или, подробнее, здесь разжёвано:
http://www.mednyobraz.ru/stat/5-drevnyayarus/97-metallurgiya-drevnej-rusi-i-rekonstrukcziya-drevnerusskogo-sposoba-vyplavki-zheleza.html

  • 1