?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Сбивать - нельзя, посадить - не получается
masterok


Очень часто в социальных сетях можно встретить картинку этого приземления, как иллюстрацию беспомощности советских военных и ПВО в частности перед Матиасом Рустом. Более того, сразу после полёта Руста появился устойчивый миф о том, что военные, отмечавшие День пограничника, самолёт-нарушитель, что называется, «прохлопали».

Однако, этот вывод совершенно не верный.




Как все было

Лицензию пилота Руст получил в 1986 году в аэроклубе Гамбурга. В том же аэроклубе в мае 1987 года немец арендовал «Сессну-172», а также получил подробные карты, необходимые для перелёта. Как утверждает Руст, о своих истинных намерениях он никого не информировал.

Стартовав 13 мая из аэропорта города Итерзен, Руст через Шетландские острова и Фареры 15 мая добрался до Исландии. 22 мая немец вылетел в норвежский Берген, оттуда 25 мая — в финский Хельсинки.

В столице Финляндии он принял окончательно решение лететь в Москву.

Утром 28 мая, заправив «Сессну», Руст вылетел с аэродрома, заявив в качестве цели Стокгольм. Сотрудники аэродрома обратили внимание, что «Сессна» не просто заправлена под завязку, но в салоне также установлены дополнительные топливные баки. Полёт в Стокгольм явно не требовал такого количества горючего. Тем не менее Русту разрешили вылет.

«Сессна» взлетела в 12:21, и через двадцать минут самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо.

Исчезновение «Сессны» финские диспетчеры расценили как возможную аварию, подняв по тревоге спасательные службы.

Спасатели обнаружили в море маслянистое пятно, которое позволяло сделать вывод — произошла катастрофа. Откуда взялось пятно, не ясно и по сей день. Впоследствии, когда стало известно, куда на самом деле улетел самолёт Руста, финны выставили ему счёт на 100 тысяч долларов за работу спасателей. Правда, когда в мире поднялся большой шум вокруг полёта, иск отозвали.





«Сессна» Матиаса Руста в этот момент пересекла советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взяла курс на Москву. Пилот ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожной ветке Ржев – Москва.

В 14:10 «Сессна» была обнаружена радиотехническими средствами подразделений ПВО. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение они не получили.

Позднее самолёт Руста также был визуально обнаружен в районе города Гдов советскими истребителями, которые определили его как «спортивный самолёт типа Як-12».

«Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, и сопровождать легкомоторный самолёт истребители были не в состоянии. Поэтому, облетев вокруг нарушителя, они вернулись на базу.

Прочно закрепившаяся у многих картина беспомощности советских военных перед Матиасом Рустом совершенно неверна. Действительно, система противовоздушной обороны выстраивается с прицелом на куда более серьёзные и опасные цели, чем легкомоторный самолёт.

Тем не менее «Сессну» засекли и могли уничтожить. Однако распоряжения на подобные действия из Москвы не поступило. В первую очередь, потому, что над СССР довлела история с уничтожением 1 сентября 1983 года пассажирского южнокорейского «Боинга». И хотя в той истории, по большому счёту, за советской стороной не было никакой вины, в Кремле ни в коем случае не хотели повторения подобного инцидента.

К тому же доклад лётчиков подтверждал — речь идёт о легкомоторном гражданском самолёте, а сбивать гражданские самолёты советские военные не имели права. Собственно, так же было и в случае с южнокорейским «Боингом», поскольку он был ошибочно опознан как американский самолёт-разведчик.

Конвенция о международной авиации, также известная как «Чикагская конвенция», предписывает при нарушении воздушного пространства стран легкомоторными спортивными самолётами не сбивать их, а принуждать к посадке. Посадить Руста при помощи боевых истребителей не представлялось возможным по описанным выше причинам, а другого способа военные оперативно не нашли.





А вот версия, которая как раз и лежит в основе мнения об ошибах военных и ПВО в тот день (собственно она и закреплена в Википедии).

Утверждается, что в районе Пскова проходили учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» не совершила этой простой операции: забывчивость или подвело отсутствие опыта? В любом случае, система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Кто ж знал, что среди машин окажется и самолет Руста?! Свой дальнейший полет Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цесну» приняли за поисковый советский вертолет.

Когда военные поняли, что наблюдают нарушителя, он уже входил в зону Московского округа ПВО. Туда и на Центральный командный пункт ПВО доложили о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолёте — подобные воздушные объекты наблюдались достаточно часто. Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор С. И. Мельников и исполняющий обязанности начальника Главного штаба ПВО генерал-лейтенант Е. Л. Тимохин понадеялись, что в Московском округе с ним разберутся сами и, не имея характеристик нарушителя, не стали докладывать Главнокомандующему ПВО маршалу А. И. Колдунову. На КП Московского округа не придали значения «простому нарушителю режима полётов».

Командующий советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны (в 1986—1991 годах) В. М. Красковский много лет спустя выразил мнение, что маршал Колдунов «не остановился бы перед принятием самых крайних мер», если бы своевременно узнал об инциденте.





Все же есть и другие задокументированные факты:

Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от «Сессны» Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит – нарушитель госраницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории – разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.

Но ведь информация, хотя и с запозданием, была выдана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель, который пилотировал старший лейтенант Пучнин. Он дважды облетел «Сессну» и доложил на землю, что перед ним – «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя границы, легко бы это сделал. По словам Руста, занесенным в протокол допроса, он только однажды видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.

– Я ждал команду на посадку, – утверждал Руст. – Но ее не последовало. Поэтому я сохранил курс 117, двигаясь на высоте 600.

Руст лукавил. Он не собирался садиться, потому что в его задачу входило во что бы то ни стало долететь до Красной площади. И нарушителя облетывали не однажды. Чтобы избежать дальнейших встреч с истребителями, Руст потом уйдет на малую высоту. Такое решение мог принять только летчик, который был хорошо осведомлен о способах противодействия нашей системе ПВО.

Хотя Руста в тот день могли бы легко сбить. Такое решение уже было принято генералом Кроминым – командующим Ленинградской отдельной армией ПВО. Мешала инструкция, появившаяся на свет после сентябрьских событий 1983 года, когда на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», как бы по ошибке нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты спортивного типа, и генерал мучительно искал решение, сохранив тем самым жизнь немецкому парню. Вот выдержка из стенограммы его переговоров на КП армии:

– Ну что, сбивать будем? Летчик докладывает: типа Як-12 (советский легкомоторный самолет спортивного типа, похожий на «Сессну»).

Генерал решил, что имеет дело с нарушителем режима полетов, который забыл включить на борту режим опознавания или вылетел с неисправным оборудованием. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа, которые исправно «вели» ее, пока отметка от «Сессны» не исчезла с экранов индикаторов.





Таким образом, «Сессна» в 18:30 благополучно долетела до Москвы. Как рассказывал сам Руст, он хотел сесть в Кремле или на Красной площади, так как других мест в Москве просто не знал. Но в Кремле для посадки не было условий, а на Красной площади было много людей.

В итоге пилот, зайдя со стороны Большой Ордынки, сел на Большой Москворецкий мост, который с полным основанием можно с той поры именовать Рустов мост, и накатом доехал до храма Василия Блаженного.

Вокруг самолёта скопились любопытные. Руст выбрался из кабины, стал общаться с людьми. Среди москвичей и гостей столицы нашёлся школьник с отличным знанием иностранного языка, который и служил переводчиком. У немецкого пилота стали брать автографы.

Удивительно, но в первые минуты среди тех, кто окружил Руста, не было сотрудников спецслужб. Лишь дежурный милиционер поинтересовался наличием у лётчика визы и, узнав, что её нет, оставил немца в покое.

Пока Матиас Руст рассказывал москвичам о своём желании поговорить с Горбачёвым, появились военные, которые оцепили самолёт, однако жёстких действий не предпринимали. Лишь около 20:00 трое людей в штатском предложили Русту пройти для дачи объяснений.

Позднее лётчик рассказывал, что допрашивали его где-то неподалёку от Красной площади. Это неудивительно — москвичи знают, что комплекс зданий Комитета государственной безопасности находится от Кремля в пешей доступности.





Лефортовское гостеприимство

Общались с Рустом вежливо, интересовались, кто организовывал полёт и какие у него были цели. Немец настаивал — он за мир и дружбу, прилетел высказать свою поддержку Горбачёву.

Горбачёва он действительно поддержал — благодаря его полёту советский лидер нанёс мощный удар по позициям военных, критически оценивавших проводимую им политику.

Но встречаться с Рустом Горбачёв не захотел. Не оправдались и надежды немца на то, что его пожурят и отпустят. Ему предъявили обвинение в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении границы. 4 сентября 1987 года Матиас Руст был приговорён к 4 годам лишения свободы.


Версии

Позже на суде летчик заявит, что своим полетом он хотел призвать к миру. Мировые СМИ выдвигали свои, более «романтичные» версии – Руст пытался произвести впечатление на девушку или выиграть пари. Советские газеты выходили под заголовками «Страна в шоке!» Конечно! Пилот-любитель, немецкий (!), «с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и еще в такой праздник – День пограничника». Говорили и о том, что полет Руста – маркетинговый ход. Его отец являлся дилером «Цесна» в Западной Европе. Объемы продаж самолетов к этому времени сократились. Понятно, что после такой «рекламы» - «единственный самолет, который смог «победить» систему советских ПВО» - дела фирмы пошли на поправку. Советские военные были убеждены – акция не что иное, как происки иностранных спецслужб.





На самом деле в следственном изоляторе «Лефортово» Руст провёл всего 432 дня. Хотя относились к нему корректно, немец пребывал в подавленном состоянии. И напрасно — советская тюрьма выглядела куда более приятной альтернативой, нежели ракета «земля-воздух», которая вполне могла «навестить» Руста во время полёта.

Летом 1988 года знаменитый глава МИД СССР, а в ту пору председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Руста. 3 августа 1988 года лётчик вернулся в ФРГ, где на какое-то время стал весьма популярной личностью.

Впрочем, продолжалось это не слишком долго.





О Русте снова вспомнили осенью 1989 года, когда он попал под суд уже в Германии. Он проходил альтернативную службу в госпитале, где ударил ножом медсестру, не разделившую его любовных чувств. В 1991 году немецкий суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам — то есть к такому же сроку, как и ранее суд советский. Как и в СССР, в Германии к нему проявили снисхождение, выпустив на свободу после 15 месяцев заключения.
Затем Руст путешествовал по миру, женился на индианке, обращался в индуизм, разочаровывался и в жене, и в религии, возвращался домой, где снова оказался под судом — в 2001 году его поймали на краже свитера в универмаге.

Кажется, что воспоминания о полёте в Москву стали для него главным делом жизни. Он охотно встречается с журналистами, рассказывая о нём, к его 25-летию в 2012 году даже выпустил мемуары.

Тогда же, в 2012 году, журнал «Штерн» опубликовал мнение 44-летнего Матиаса Руста о своём поступке, совершённом в мае 1987 года: «Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».


[источники]

источники
http://www.aif.ru/society/history/zaletnyy_gastroler_kak_nemec_matias_rust_mihailu_gorbachevu_pomogal
http://russian7.ru/post/7-faktov-o-polete-matiasa-rusta/
http://dailynova.me/sobytie-kotoroe-sluchilos-3-avgusta-1988-goda-navsegda-izmenilo-sovetskij-soyuz/
http://www.km.ru/v-rossii/2012/05/28/prazdnichnye-dni-i-pamyatnye-daty-v-rossii/polet-rusta-istoriya-predatelstva-v-r


Вот вам еще интересные летные происшествия: вот например как самолет летел без летчика, а вот Как самолет приземлился без летчика. А вот вроде бы как реактивный самолет пролетает под мостом и очень трагический случай с Ту-104: человек - "черный ящик"


Posts from This Journal by “История” Tag


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

Помню, в этот день был у м.Маяковская и очень удивился, когда самолет прошел над ул.Горького. Потом только узнал, что случилось. Кстати, когда он сел, то многие воспринимали эту посадку, как запланированную

Знакомый как раз там работал. Вышел с работы, захотел прогуляться, вышел на Красную площадь, смотрит, внизу, у Василия Блаженного толпа окружила самолётик, подошёл. Рассмотрел самолёт, ленивые разговоры, вообще ничего криминального, повернулся - ушёл. Только утром от сослуживцев узнал о ЧП.
Атмосфера тогда такая была - ОТКРЫТАЯ, никто о плохом не думал. Помнится, вечерами, в пол-Арбата растягивался "ручеёк" - народ веселился. Ж.па началась позже, либералы (тогда её называли демшизой) стали мутить воду.

Фигня какая-то, не нашли способов принудить к посадке?

Гм, а вертолёт послать навстречу? Скорости близкие, можно поговорить на лету, жестами :) Или над ухом из пушки бахнуть разок-другой, для указания маршрута.

Вертолет Ми-24
Крейсерская скорость: 270 км/ч
Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч
Дальность полёта практическая: 450 км (biglebowsky - радиус)
Дальность полёта перегоночная: 1000 км
Статический потолок: 1400 м
Динамический потолок: 4950 м
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ми-24

Cessna-172
Cruise speed: 226 km/h
Never exceed speed: 302 km/h
Service ceiling: 4,100 m
https://en.wikipedia.org/wiki/Cessna_172


С технической точки зрения, вертолет Ми-24 без проблем мог бы перехватить Сессну-172.
Однако, чтобы перехватить нарушителя при помощи веролета "на практике", было необходимо:
- либо, чтобы у ПВОшников были собственные вертолеты;
- либо, чтобы у ПВОшников был отработано взаимодействие с теми, у кого вертолеты есть - см. мой комментарий ниже.

Шереметьево-3

Да да, Соколова тогда в отставку попросили. Причем сначала назвали одну причину, а спустя несколько часов, другую.

Обычная провокация тогдашнего руководства СССР. Долбили со всех фронтов. Туда-же можно отнести Чернобыль, KAL-007 и прочие идеологические "подсечки"...

Если ты уверен, что Лев тебя не тронет, можешь брыкнуть и на Льва...

Edited at 2017-01-30 02:13 pm (UTC)

Очень похоже


Ну как минимус это говорит о полней несамостоятельночти пво. Бе ЦК посрать не сходят.

Тут речь шла не об налёте, а явно об мелкой провокации.
Потому и следили вполглаза, чтобы не вскрывать все позиции.

Лев не ловит всех мух, что летают вокруг него.

Знакомый как раз там работал. Вышел с работы, захотел прогуляться, вышел на Красную площадь, смотрит, внизу, у Василия Блаженного толпа окружила самолётик, подошёл. Рассмотрел самолёт, ленивые разговоры, вообще ничего криминального, повернулся - ушёл. Только утром от сослуживцев узнал о ЧП.
Атмосфера тогда такая была - ОТКРЫТАЯ, никто о плохом не думал. Помнится, вечерами, в пол-Арбата растягивался "ручеёк" - народ веселился. Ж.па началась позже, либералы (тогда её называли демшизой) стали мутить воду.

Знали сразу, что летит и просто вели его.
Просто не хотели сбивать и подставляться.

а все другие домыслы и версии это чушь.

Edited at 2017-01-30 02:27 pm (UTC)

Просто не хотели сбивать и подставляться

верно
тем более что наступил "мир дружба жувачка"

Начнем с аналогий.

Есть огромаднейший исторический опыт, накопленный моряками. И за историю мореплавания накопились просто пласты законодательства на эту тему.
Нарушение гос. границы методом заплытия без разрешения в чужие территориальные воды и последующего причаливания к берегу трактуется как совершенно обычная, бытовая ситуация.
Никакой стрельбы не предполагается. Пограничники сядут в катер и подплывут к нарушителю для выяснения.
Может быть куча причин. Навигационная ошибка - пограничники укажут, куда плыть и пожелают счастливого пути. Могут быть какие-то проблемы, требующие именно захода в порт - укрыться от шторма, починить что-то сломавшееся, пополнить припасы топлива / воды / продовольствия.
Более того, даже военный корабль может без разрешения заплыть в чужие территориальные воды, и его не положено сходу обстреливать. Сперва надо выяснить - что случилось? И лишь по результатам...

"Отвинчивание головы" начинается лишь при явно враждебных действиях и неподчинении требованиям пограничников. Причем, именно требованиям с подплывшего пограничного катера. Потому как, хоть радиостанции на кораблях возникли очень давно, моряки убеждены - эти загадочные штуковины способны ломаться в самый неподходящий момент. Отсутствие ответа на радиозапрос вовсе не означает злого умысла.

У армейцев та же самая система.
Если часовой считает, что происходит нападение на пост, то часовой должен сразу же пристрелить нарушителя. Ну, по крайней мере попытаться пристрелить. Однако, если просто "нарушение периметра", но без агрессии, то запускается длинная процедура: "стой, кто идет?" etc.


Исторически недавно появилась авиация.
На самолете залететь куда-то не туда - элементарно просто. Особенно в те времена, когда не было GPS. В восприятии большинства стран, пересечение чужим самолетом гос. границы - фигня полнейшая.
По глупости, в свое время поленились принять соответсвующие международные законы на эту тему. Как выяснилось - Очень зря, потому как СССР считал нарушение воздушных границ чудовищным криминалом.
Еще раз повторюсь. СССР имел разумные и абсолютно правильные законы по поводу сухопутных границ и морских границ. А вот воздушным - не повезло.
После сбития Боинга все страны подписали поправку к Чикагской конвенции, распространяющую "традиционные" принципы действий пограничников и на воздушное пространство. (подробнее http://biglebowsky.livejournal.com/105388.html)

Итак.

Re: "И напрасно — советская тюрьма выглядела куда более приятной альтернативой, нежели ракета «земля-воздух», которая вполне могла «навестить» Руста во время полёта."

Ни малейшего повода обстреливать самолет Руста не было.

Re: "Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов"

Не имеет ни малейшего значения.
Моряки пришли к выводу: кроме крейсеров и линкоров, им нужна такая штука, как "патрульный катер". Рыбаков с льдины снять, к перевернувшейся прогулочной яхте сплавать etc.
Сухопутчики пришли к выводу: кроме танков и гаубиц, им нужен полицейский патрульный автомобиль.
Пообщаться с нарушителями ПДД, семейный скандал уладить etc.
А вот ПВОшники посчитали, что им на все случаи жизни хватит ракет и истребителей. Вот тут был комментарий - можно ли было послать на перехват Сессны вертолет? Вообще-то, военный вертолет может иметь больший диапазон скоростей, чем Сессна. Кроме того, у военных были разные учебные поршневые самолеты: Як-12, Як-52. Кроме того, у военных на тот момент был учебный реактивный истребитель L-29 со скоростью сваливания 130км/ч.
Однако, есть понятие "боевая часть ПВО, стоящая на дежурстве" и "штатное раписание". Ничего из вышеперечисленной техники в состав штатной части ПВО не входило.

Edited at 2017-01-30 07:18 pm (UTC)

Ммм... а что у нас там у ПВО в качестве основного перехватчика было? МиГ-31? У него вроде посадочная скорость 280 км/ч, не получилось бы с выпущенными шасси и механизацией крыла поподробнее рассмотреть нарушителя и трассерами ему показать, что он заблудился? Разница с крейсерской Сессны всего 50 км/ч, вроде немного?

В 1987, будучи студентом, я просто фигел вместе со всеми. В 1989-м, попав на срочку в ПВО, я бы в подобном случае, нажал на нужные кнопки. Срочная - она такая, на кнопки нажимать интересно. Сейчас, во времена интернет-пофигизма и сюсюканья по поводу каждого перформанса, не сопровождающегося подрывом или расстрелом гражданских лиц, я бы сперва нажал нужные кнопки, а потом фигел бы вместе со всеми...

Re: "В 1989-м, попав на срочку в ПВО, я бы в подобном случае, нажал на нужные кнопки."

10 мая 1984г (по результатам сбития Боинга) ICAO приняла некие правила перехвата гражданских самолетов. СССР - среди подписавших.

Нажали бы Вы на кнопочку в такой ситуации - сели бы в тюрьму. Потому как младшего лейтенанта (или кем вы там были в армии), нажавшего на кнопочку, намного удобнее сажать в тюрьму, чем генерала, отдавшего приказ на кнопочку нажать.
См. дело Ульмана.https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Ульмана

Edited at 2017-01-30 06:42 pm (UTC)

Я тоже курил за подставу Соколова. Его последующая отставка косвенно подтверждает. А может просто совпадение. Сбивать спортивный самолет в эпоху гласности и перестройки - очень навредить имиджу. Много преференций поимели с этого полета. Руст популярность. Горби, как няшный, миролюбивый генсек. Журналисты, телевизионщики, писатели... Один Соколов в минусе.
Ну и инцидент с корейским боингом. Тот случай, когда обжегшись на молоке...

это была спланированная провокация.
отличный способ официально избавить ся от "неудобных" (несговорчивых на раздрай страны) силовиков.

Двойной запас топлива, есть версия что летел не один поскольку избегал закрытых зон и помошник после приземления смешался с толпой..
Министр обороны Соколов С.Л. будучи в Варшаве через день был уволен - в мирное время!
ПВО Ленобласти прекрасно сопровождало Руста до Московского округа.
После пролета в ЛенПВО было снято с постов более 46 старших офицеров ...
Скорее всего это была спланированная провокация против военных перед ГКЧП.
Мастерок как обычно небрежен с материалом :(

При любом исходе - сбили или пропустили - Соколов шел в отставку. Классика провокации