?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Судьба самого красивого советского микроавтобуса
masterok


Я очень хорошо застал микроавтобус "Рафик". Прокатится на нем в качестве маршрутки по городу да еще не переднем сиденье было большим шиком. Билет на это транспортное средство стоил дороже чем на автобус. Не каждый мог себе позволить. А ведь это был не единственный микроавтобус в СССР.

Помните, как в конце фильма "Кавказская пленница" футуристичный микроавтобус, на котором в конце ленты от неудачника Шурика навсегда уезжает красотка Нина.


Внимание, опасная картинка! Приступ жесткой ностальгии гарантирован.

Машинка настолько симпатичная, а главное не типичная для советского периода, что в детстве многие до хрипоты спорили, что за автомобиль собственно? Одни уверяли – иномарка, другие настаивали на самодельном происхождении бусика, я же как школьник, знакомый с книжками Юрия Долматовского, склонял одноклассников к иной версии. Долдонил всем, мол, Наталья Варлей уезжает на экспериментальном однообъемнике “Белка”, созданном специалистами НАМИ и собственно самим Долматовским.


Все в итоге оказались неправы. Загадочный микроавтобус на самом деле назывался “Старт”, разработкой и выпуском которого занималось предприятие САРБ (Северодонецкая Авторемонтная база).

Сегодня вообще сложно понять каким чудесным образом “какая-то там автобаза” вдруг взяла и разработала цельный автомобиль. Тем не менее, во второй половине 50-х годов в период хрущевской оттепели многие советские предприятия получили экономическую самостоятельность, пусть и с известными оговорками. Про совнархозы слышали?
Вот-вот…

Когда новым руководителем главного автотранспортного управления Луганского совнархоза, в сфере влияния которого находилась и САРБ, стал А. С. Антонов началось самое интересное. Новый начальник слыл человеком весьма деятельным и активным. Для начала товарищ Антонов решил в качестве эксперимента построить автомобильный прицеп для туристов – по сути дачу на колесах. Среди подконтрольных Луганскому совнархозу предприятий было немало химических заводов, поэтому в качестве основного материала для передвижной дачи приняли ультрамодный в ту пору стеклопластик. Эксперимент еще не успели признать удачным, а деятельный Антонов уже носился с новой идеей – созданием автомобиля! Со стеклопластиковым кузовом!

Скромненькая заметка о 'Старте' в журнале За Рулем. Пишут о планах автоматизировать производство стеклопластиковых кузовов и указывают массу машины в 320 кг. Явная опечатка, конечно. Единичка куда-то запропастилась…
Скромненькая заметка о 'Старте' в журнале За Рулем. Пишут о планах автоматизировать производство стеклопластиковых кузовов и указывают массу машины в 320 кг. Явная опечатка, конечно. Единичка куда-то запропастилась…

Конечно, шеф Луганского совнархоза понимал – это уже совсем другой уровень сложности. Это не ремонт двигателей и даже не разработка прицепа. Автомобиль – целая история. Поэтому к проекту привлекли специалистов Харьковского Автодорожного института, работавших в том числе над серией рекордных автомобилей ХАДИ, а главное талантливого инженера-художника Юрия Андроса.

В качестве творческого объекта был выбран микроавтобус – дико востребованный в то время форм-фактор. Ведь таких машин советская автопромышленность выпускать почему-то еще не сподобилась.

В основу конструкции будущего буса легло шасси от “Волги” ГАЗ-21 (70-сильный 2,4-литровый мотор ЗМЗ-21А, 3-ступенчатая механика, независимая пружинная передняя и зависимая рессорная задняя подвеска) на который установили стеклопластиковый кузов, усиленный закладными деталями.

Юрий Андрос (крайний слева) за работой над масштабной (1:10) моделью Старта. Спасибо вам, маэстро, за красивый автомобиль!
Юрий Андрос (крайний слева) за работой над масштабной (1:10) моделью Старта. Спасибо вам, маэстро, за красивый автомобиль!

А вот масштабная модель. Оформление решетки радиатора слегка отличается от серийной версии
А вот масштабная модель. Оформление решетки радиатора слегка отличается от серийной версии

Но главное – это дизайн! Слушайте, ну это с большой буквы Д! Термина дизайнер в советское время официально не существовало, но Андроса хочется назвать большим мастером. Просто потому, что в начале 60-х он создал, пожалуй, самый футуристичный микроавтобус планеты Земля. Конечно, в облике “Старта” – для своего первого автомобиля Северодонецкая Автобаза выбрала крайне незатейливое имя – прежде всего угадываются мотивы американского дизайна.

А четырехфарная система освещения и бескапотная конструкция, похоже, навеяна чертами симпатичного заднемоторного (!) однообъемника Chevrolet Corvair Greenbrier, дебютировавшего в 1960-м. Вполне, возможно Юрий Андрос был знаком с работой американских коллег, но назвать “Старт” калькой с “Гринбриера” значит обидеть художника.

Начать с того, что советский микроавтобус получился не однообъемным как Corvair Greenbrier, а двухобъемным. Уникальной особенностью стеклопластикового кузова “Старта” стал багажник в задней части отделенный от пассажирского салона. Ну а потом по части футуристики американец также явно уступал советскому коллеге. Взгляните на фейерверк стилистических примочек “Старта”: огромные чуть ли не в половину габаритной длины боковые плавники, суровые брови передних фар уходящие на передние крылья, запоминающаяся и довольно злобная пасть решетки радиатора, необычная центральная стойка крыши в виде треугольника, залихватский “развал” задней оптики, двухцветная окраска наконец. Это было что-то с чем-то!

Ничего подобного в мире тогда еще не было. Посмотрите на уже упомянутый Greenbrier, его сверстника Dodge A100, немецкие VW Type 2, европейский Ford Taunus Transit, французский Renault Estafette и десятки других микроавтобусов 60-х. Каждый из них хорош по-своему, но такого цельного футуристического образа нет ни у кого. “Старт” вполне можно считать лучшей адаптацией стиля детройтского барокко на микроавтобусную тему.

Любопытно, что весь модерновый северодонецкий дизайн был что называется умозрительным. Как потом окажется весь напускной аэродинамизм микроавтобуса окажется величиной чисто декоративной. Напротив, эффектное килевое оперение только ухудшит динамику воздушных потоков.

Для сравнения вот Corvair Greenbrier…
Для сравнения вот Corvair Greenbrier…

…а вот Старт. Что-то общее есть, но, на мой взгляд, Старт круче
…а вот Старт. Что-то общее есть, но, на мой взгляд, Старт круче

Но не будем слишком строги. Во-первых речь о 60-х годах, а кроме того Северодонецкая Авторемонтная база не располагала возможностями не то что западных автомобильных гигантов, но и отечественных специализированных предприятий.

По сути речь идет о полукустарном проекте, в котором тем не менее нашлось место не только для яркого дизайна.

Вспомним саму компоновочную схему — десять мест плюс отдельный багажник. Боюсь ошибиться, но такого вот по сути двухобъемного микроавтобуса в мире точно не было. Другое вопрос, что отдельно торчащий трюм, который совершенно не видно с водительского места, затруднял маневры задним ходом. Впрочем, об удобстве водителя тогда не особо заботились. Неудачно скомпонованный педальный узел, а вернее слишком придвинутое к рулю водительское сидение, еще одно тому подтверждение. Не добавлял машине практичности и доступ к двигателю, который осуществлялся… из салона.

Салон уставшего Старта. Здесь ностальгией не очень-то и пахнет
Салон уставшего Старта. Здесь ностальгией не очень-то и пахнет

Процесс создания контрформы или матрицы для кузовных панелей был очень трудоемким и дорогим
Процесс создания контрформы или матрицы для кузовных панелей был очень трудоемким и дорогим

Логично – когда на практически нетронутое шасси любимого автомобиля Юрия Деточкина надели бескапотный кузов мотор оказался внутри, по сути разделив передний ряд сидений и пассажирский салон. Проявив известную смекалку, инженеры САРБ оформили крышку капота как салонный столик. Не пропадать же добру…
Машину построили очень быстро. Поговаривали, что первый макет в масштабе 1:10 и полностью ездовой прототип разделили буквально полтора месяца!
Причем первый собранный “Старт” своим ходом отправился покорять Москву и, счастливо преодолев расстояние почти в 1000 км… мгновенно ее покорил! Вроде как на смотринах в Кремле стеклопластиковый микроавтобус произвел сильное впечатление на самого Хрущева. Главный в то время распорядитель по автомобильным делам страны Николай Иванович Строкин (в будущем министр автомобильной промышленности СССР) приказал обеспечить Северодонецкое предприятие полусотней шасси от “Волги” ГАЗ-21. На Горьковский автозавод поступил соответствующий циркуляр.

Приехал в Москву и сразу всех покорил! Ай, малаца…
Приехал в Москву и сразу всех покорил! Ай, малаца…

Что это как не победа романтиков от автомобиля из Северодонецка?! Жаль миг славы оказался недолгим.
В 1964-м Хрущева сместил Брежнев, через год совнархозы распустили, тем самым поставив крест на творческой самостоятельности на местах. Так что новые машинокомплекты в Донецк из Горького уже не придут. 50 штук и баста!

В дальнейшем САРБ перебивался единичными заказами, в качестве заготовок шасси для которых шли как правило списанные, сильно уставшие “Волги”. Но действительно началом конца стали испытания “Старта” проведенные специалистами НАМИ осенью 1965-го.

На самом деле, это был реальный шанс для красивого детища Юрия Андроса стать действительно всесоюзным автомобилем. Микроавтобусов в стране по-прежнему не хватало. И тогда для всесторонней оценки конструкции пластикового красавчика, пару “Стартов” отправили на свежеоткрытый Дмитровский автополигон, а после устроили машинам и испытание в реальной среде обитания – на трассах маршрутных такси.

Результаты оказались не слишком впечатляющими. Красивый и футуристичный “Старт” неожиданно по всем принципиальным позициям проиграл заочный спор рижскому РАФ-977.
Автобусик из Прибалтики, также построенный на шасси “Волги”, не баловал дизайном и во всех смыслах представлял собой гораздо более традиционную конструкцию с цельнометаллическим кузовом.

Скромненький “рафик” оказался более крепким, как ни странно более экономичным (сказалась худшая аэродинамика “Старта”), а главное значительно более дешевым в производстве. Полукустарная технология проклейки стеклопластиковых кузовов, освоенная САРБом, подразумевала большой объем ручного труда. Вот почему стоимость новенького “Старта” почти вдвое превышала цену “Волги” – 9,5 тысяч рублей против 5 тысяч… Автоматизация процесса, в свою очередь, представлялась геморроем, с которым никто не захотел связываться…

Получилось, что стеклопластик, который собственно и сделал возможным футуристичный дизайн “Старта” одновременно поставил крест на амбициях массового производства.
Общий тираж “стартов” составил чуть больше сотни экземпляров. Причем, в дополнение к машинам из Северодонецка мелкие партии микроавтобусов собирали еще в Луганске и Донецке.

Несмотря на фактическую вечность кузова – что станет со стеклопластиком-то?! – до наших дней дотянули совсем немногие “старты”. Впрочем, в частных коллекциях попадаются и восстановленные экземпляры и ходовые реплики.

Людям, которым удалось поездить на выжившем “Старте” не скрывали разочарования: тухлая динамика, плохая устойчивость в поворотах, низкая энергоемкость подвески, ужасно организованное место водителя. Как ни крути, сыроватая получился машина у северодонецких энтузиастов…

Тест на внимательность. Найдите отличия между этим Стартом…
Тест на внимательность. Найдите отличия между этим Стартом…

…и вот таким. На первый взгляд все тоже самое, но приглядевшись можно заметить иной дизайн центральной стойки крыши. Все потому, что на этом снимке машина изготовленная в Луганске на заводе ЛАСЗ
…и вот таким. На первый взгляд все тоже самое, но приглядевшись можно заметить иной дизайн центральной стойки крыши. Все потому, что на этом снимке машина изготовленная в Луганске на заводе ЛАСЗ

Еще один усталый Старт…
Еще один усталый Старт…

Старт в работе знаменитого автомобильного художника Александра Захарова
Старт в работе знаменитого автомобильного художника Александра Захарова

Пластиковый кузов коррозии не боится. Хороший вариант для реставрации
Пластиковый кузов коррозии не боится. Хороший вариант для реставрации








</div>

[источники]источники
https://www.drive2.ru/b/465201171762512234/?utm_source=DRIVE2&utm_medium=email&utm_campaign=digest2&utm_content=2017-02-02&utm_term=URL



Вот вам История "РАФика" и вы наверное ничего не знаете про Последний минивэн АЗЛК, а вот я ездил как то на микроавтобусе, который как самолет. Вы же слышали уже, что "Автобус будущего» бросили на окраине Шанхая


Posts from This Journal by “СССР” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

Самым красивым советским микроавтобусом был ЗиЛ-119 "Юность".

да ну... кубический дизайн с зализанными углами? ИМХО Старт красивее...

но как говорится: "на вкус и цвет"...

Спасибо, очень познавательно!

Полностью согласен что красивый автомобиль.


херасе, две педалки

Жаль нет ни одного вида сзади(

поиск животворящий творит чудеса :-)


Что касается дизайна, то...не хотелось бы обижать художников. Но это просто по мотивам проспекта с американской выставки, понимаете? Взять легковой автомобиль с крылатым дизайном 50-х,и надстроить сверху домик. При этом домик стилистисески не перекликался со стремительным контуром крыльев, а скорее спорил с ним.
Так что оно здОрово, но не так уж что бы и очень...

Edited at 2017-02-05 11:16 am (UTC)

просто по мотивам проспекта с американской выставки

именно, очередная советская поделка для вднх
так и жили, что научные и технические достижения ссср можно было увидеть не в магазине, а на одной на всю страну выставке в единственном экземпляре

Когда его видела, казалось, он едет задом наперёд.

А где вы его видели?

Я на таком катался, в Киеве, примерно в 1973 году, у одноклассницы папа работал водителем на одном из этих микроавтобусов. Он нас забирал после школы и отвозил домой, там ехать то пару трамвайных остановок всего, но на автобусе интереснее. В Киеве их было как минимум три штуки, это я сужу по номерам на найденных в интернете фотографиях. Машина необычная и привлекала к себе внимание, потому и на фотографии попадала часто.

Ни когда не слышал о подобном автомобиле. В "Кавказской пленнице" не обращал как то внимания... Было интересно прочесть... Спасибо.

Практически все советские машины являются копией машин производства США и европейских стран

Даже не только машины но и вся практически техника, особенно заметно это среди авиатехники

наоборот тоже верно

Собран из кубиков без придания динамической формы... А уж лобовое стекло как в дачном домике шестидесятых....

Самый красивый? Ну это вряд ли. Спорить о красоте достаточно глупо,но есть и более-менее объективное мнение.Именно РАФик(новый) по опросам журналистов мира целый год считался наилучшим в мире по дизайну.

Edited at 2017-02-05 12:28 pm (UTC)

Все-таки зиловская Юность была изящнее, но Старт, конечно, для своего времени и места разработки - это шедевр!


По моде тех лет, вполне. Но я застал, весной 90го года, маршрутку, по маршруту м. Ветеранов- ул. Пионерстроя (Питер) Это был Рафик и стоил 15 коп. А автобус 5 коп. И когда у меня не было 3х рублей на такси с Васьки на Пионерстроя, я ездил на метро- 5 коп. и на маршрутке- 15 коп.
(Лучше бы не ездил. 21 год брака, двое близнецов)))

Витрувианское "прочность, польза, красота" не случайно красоту ставит позже пользы. Так что победителем вышла даже не рафовская тарантайка, а совершенно немодная буханка.