?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Самый большой и самый неудачный корабль 19-го века
masterok


Мы уже обсуждали с вами невероятно невезучие и неудачные суда - вот например Корабль на час. Но некоторые ходили по морям несколько дольше.

Наверное, популярная пословица, ходящая в основном среди моряков: «Как корабль назовешь – так он и поплывет», - действительно является не просто словами, а истиной, которая не раз подтверждалась реальными событиями.

Неопровержимым подтверждением этого мудрого высказывания служит Великий корабль, построенный Брюнелем. Многие, кто не знаком с историей этого гиганта, который не раз становился причиной гибели людей, могут возразить: «Каким образом его название «Great Eastern», дословно переводящееся, как «Великий корабль», могло стать причиной смерти моряков и строителей, да и сыграло с самим кораблем злую шутку?

Дело все в том, что еще во время своего строительства, корабль носил совершенно иное название «Левиафан». А вот Левиафан, если делать выводы по Ветхому завету – это огромное чудовище, морской змей, часто нападавший на людей.

Более того, Левиафан в Библии очень часто упоминается, как падший ангел.

Фото 2.



Естественно, все вышеперечисленное, это лишь страшная легенда и миф, которыми, к слову, постоянно обрастало детище Изамбарда Кингдома Брюнеля, являвшимся гениальным кораблестроителем и тем человеком, который хотел построить в то время самый огромный в мире корабль.

Его желание не было попыткой доказать миру свой талант, он лишь хотел, чтобы по океанам плавал корабль, который был бы в состоянии доплыть до Востока вокруг Африканского континента, добраться до Индии, страны восходящего солнца, Поднебесной и, даже, до Австралии без дозаправки углем.

До 1858 года, когда Великий корабль Брюнеля был спущен на воду, такого судна в мире еще не существовало.


Фото 3.



Первый свой проект гигантского корабля Изамбард Кингдом Брюнель набросал еще в 1852 году. Проектом судна, которое способно было нести в специальном трюме чуть более 15 тысяч тонн угля, являвшегося в те времена основным видом топлива, заинтересовалась компания «Истерн Компани». Еще бы, во время пути с Англии через Калькуту, мыс Горн до Австралии и обратно, кораблю пришлось бы дозаправляться углем всего один раз! Впечатляло количество пассажиров и груза, которое мог перевезти на такое расстояние этот гигант. Брюнель смог убедить всех: заказчиков, владельцев верфи и финансистов.

В качестве основных аргументов он приводил те данные, что корабль будет оснащен двойным дном из специальной стали, (никакие столкновения с рифами ему не страшны), а также сразу двумя тяговыми элементами: гребными колесами и винтом. Сомнений в проекте Брюнеля не возникло, и на постройку огромного корабля было выделено сразу 600 000 фунтов стерлингов. Стоит оговориться, что в 19-м веке такая сумма считалась огромной, на нее можно было построить большой завод или, к примеру, канализационную систему для всего Лондона с очистными сооружениями, которая, кстати, обошлась дешевле.


Фото 4.




Для строительства корабля использовалась верфь на реке Темзе, детали, для тогда еще «Левиафана», собирались на острове, носящем название Дог Айленд. Постройка судна длилась ровно 1000 суток. Дело все в том, что многие рабочие трудились и по ночам. По некоторым документам, которые уцелели до наших дней, «Левиафан» был защищен более чем 30 000 стальными листами, каждый из которых весил более 300 килограмм. 3 000 000 заклепок было использовано при строительстве Великого корабля Брюнеля.


Фото 5.



Торжественный спуск на воду достижения талантливого инженера из Великобритании был назначен на 2 декабря 1857 года. Правда, перед инженером тут же возникла практически неразрешимая задача: оказалось, что корабль настолько большой, что при спуске на Темзу его нос уперся бы сразу в противоположный берег. Немного подумав, Брюнель решил применить боковой спуск судна на воду, который уже применялся для кораблей, имеющих большое водоизмещение. Видимо, заподозрив что-то неладное в своих расчетах, Брюнель попросил спустить корабль на воду без присутствия ликующей толпы.

Но финансистам было необходимо начать хоть как-то возмещать свои затраты, и они продали более 100 000 билетов всем желающим посмотреть на спуск гигантского «морского чудовища». Кроме простых обывателей на торжественное мероприятие явилась сама королева Виктория и другие высокопоставленные лица Туманного Альбиона.


Фото 6.



Сто тысяч человек кричали так, что команда Брюнеля, рабочие, даже при всем своем желании, не могли услышать команд, и инженер решил в срочном порядке начать отдавать сигналы при помощи специальных ярких флажков. Спуск «Левиафана» начался, увы, трагично. Направление движения корабля пошло неравномерно, барабан одной из лебедок словно «взбесился» и начал раскручиваться с огромной скоростью. Пять человек навсегда остались инвалидами, получив тяжелейшие увечья: это были не последние и, как оказалось, даже не первые жертвы «Великого корабля» Брюнеля.


Фото 7.



Судно так и не было спущено на воду и, для того чтобы подготовить новый спуск, Брюнелю и его команде понадобилось еще три месяца и… еще 120 000 фунтов стерлингов. С такими растратами финансисты больше мириться не хотели, они уволили инженера и предложили спустить «Левиафан» на воду за собственные средства судостроителя, а не рассчитывать на их поддержку. Сколько еще было попыток спустить судно на Темзу - сложно подсчитать. Брюнель был в полнейшем отчаянии и, по словам его современников, находился на грани умственного помешательства.

Кто знает, но видимо сама природа решила помочь несчастному инженеру: в последних числах января 1858 года поднялся сильнейший ураган и прилив. Произошло чудо, «Левиафан» без чьей-либо помощи был спущен на воду. Команда инженеров и строителей возликовала: всего за год они установили котлы, турбины и выполнили роскошную отделку кают.


Фото 8.



Казалось, неприятности остались позади. Предстояло только испытать гигантское судно. 7 сентября 1859 года уже Great Eastern, а не «Левиафан», отправился в испытательное недлительное плавание. Как же хотелось Брюнелю провести свое многострадально детище в его первое плавание: увы, он был тяжело болен, и не смог лично присутствовать на церемонии отплытия «Великого корабля». Корабль Great Eastern, который назывался раньше именем морского чудовища, не желал подчиняться воле человека, ровно через два дня после отплытия на судне взорвался котел.

Чудовищной силы взрыв унес жизни 6 человек, а 9 матросов получили тяжелейшие ранения и ожоги,Великий корабль Брюнеля Великобритания которые уже не дали им возможности в будущем вести полноценную жизнь. Это стало последней «каплей горя» для Брюнеля, 15 сентября, не выдержав волнений, талантливый кораблестроитель, который, видимо, попросту родился не в свое время, умер от разрыва сердца.



Фото 9.



Судьба Великого корабля Брюнеля

Только в середине лета 1860 года корабль отправился в свое первое длительное плавание. Судно, обошедшееся почти в 800 000 фунтов стерлингов, поплыло из Саутгемптона в огромный Нью-Йорк. Плыть на этом несчастливом судне пожелали только 43 пассажира. Прибыв в один из самых богатых городов Соединенных Штатов Америки, были организованы экскурсии, благодаря которым удалось собрать почти 80 000 долларов, кроме этого, корабль предлагал морские прогулки американцам, что также хоть как-то обогащало компанию, приобретшую это судно. К слову, в обратный рейс на судне плыли уже более 100 пассажиров. Как жаль, что этот, пусть и совсем маленький триумф, не увидел создатель «Левиафана» Изамбард Кингдом Брюнель.



Фото 10.



До 1862 года кораблю стали доверять все большее и большее число пассажиров, как оказалось, зря. Судно было «проклято», в конце августа того же года «Великий корабль Брюнеля» столкнулся с подводной скалой: только второе дно, которое продумал Брюнель, спасло более 800 человек от верной гибели. Увы, ни одного дока в 19-м веке, в котором можно было произвести ремонт этого гиганта, не существовало. Кое-как починив пробоину, Great EasternВеликий корабль Брюнеля Великобритания сделали кабелеукладчиком.


Фото 11.



Из «Грейт Истерна» сделали кабелеукладчик. Для размещения дополнительного оборудования и бухт с кабелем сняли два котла.

Первый трансатлантический телеграфный кабель был с большим трудом проложен в 1857—1858 кораблями «Агамемнон» и «Ниагара», однако уже через месяц после первой телеграммы, в сентябре 1858, связь по нему прекратилась. За следующие несколько лет было создано 75 более коротких подводных телеграфных линий, в том числе транссредиземноморская (1500 км). В 1865 была произведена новая попытка прокладки трансатлантического кабеля, уже с использованием «Грейт Истерна».


Фото 12.



15 июля 1865 корабль отплыл от берегов Ирландии, раскладывая кабель по дну, но сначала на второй, затем на седьмой день плавания регистрировались повреждения изоляции: провода, сделанные из твёрдой и хрупкой стали, ломались на изгибах и прорывали изолирующую оболочку. Приходилось поднимать их и ремонтировать. 2 августа кабель (было проложено уже 1 968 км) оборвался и ушёл на дно. Все попытки поднять его оказались тщетны. Есть так же версия, что повреждение кабеля было саботажем: обнаружилось, кто то пытался переломить его сердцевину, забивая большие гвозди. Когда это обнаружили, капитан заявил, что любой, уличённый в этом занятии, будет казнён на месте, после чего покушения на целостность кабеля прекратились.

С учётом недостатков предыдущего был изготовлен новый кабель, и «Грейт Истерну» удалось за 15 дней (с 13 по 27 июля 1866 года) проложить его по дну океана между континентами. 9 августа «Грейт Истерн» вышел к месту обрыва утерянного в 1865 кабеля. Его удалось поднять, нарастить и 8 сентября довести до Ньюфаундленда. Всего в 1865—1874 «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и один из Бомбея в Аден (14—28 февраля 1870) общей длиной более 25 000 км.


Фото 13.



Единственное событие, которое хоть как-то прославило судно – это путешествие на нем величайшего писателя Жюль Верна в 1867 году во время Всемирной парижской выставки.

После этого корабль был продан за 26 000 фунтов стерлингов и стал на время плавучим цирком, но даже в качестве развлекательного аттракциона он приносил лишь убытки.


Фото 14.



В конце концов, на торгах он был реализован за мизерную сумму в 16 000 фунтов и его решили разобрать.

Корабль разбирали 18 месяцев до 1890 года. Имеются сообщения, что между двумя слоями корпуса (зазор между ними достигал 1 м) было обнаружено 2 скелета: взрослого человека (рабочего-клепальщика) и мальчика-подмастерья — погибших ещё при постройке «Грейт Истерна», причём в случае с первым, вероятно, имело место преднамеренное убийство, так как в предположительный день пропажи рабочего-клепальщика, происшествий на верфи не было зафиксировано. Одной из причин неудачной судьбы корабля как раз и называли тот факт, что «куда бы ни плыл корабль, он вёз с собой 2 трупа».


Фото 15.



Особо экзальтированные особы могут сказать, что такая несчастливая судьба корабля связана с тем, что на его борту постоянно находились два трупа, которые не были преданы земле, или по морским обычаям – воде. Другие же люди, связывающие неудачи судна с мистицизмом, говорят, что всему виной первоначальное название корабля «Левиафан»: не стоит ничего на Земле называть именем падшего ангела. Ученые же объясняют все гораздо проще: Великий корабль Брюнеля был построен не в свое время, когда технологический прогресс еще не находился на том уровне, который бы позволял возводить и спускать на воду такие гиганты.

В какую версию верить - решать каждому для себя. Но стоит помнить, что совсем скоро на воду будет спущен Титаник, унесший в глубины океана гораздо больше жизней, чем Great Eastern, разработанный Брюнелем, который, увы, и сам стал жертвой своего несчастливого детища.


Фото 16.



Параметры достигнутые «Грейт Истерн» были превзойденены лишь много десятилетий спустя: по длине — лайнером «Океаник», по ширине и водоизмещению — лайнером «Лузитания», по пассажировместимости — лайнером «Император»


[источники]источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82_%D0%98%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD
http://pro-vladimir.livejournal.com/250885.html
https://putidorogi-nn.ru/evropa/569-velikij-korabl-bryunelya
http://paranormal-news.ru/news/zhutkaja_istorija_parokhoda_great_eastern/2016-06-07-12291
http://korabley.net/news/stiamship_great_eastern_the_largest_ship/2008-10-19-33
http://mixstuff.ru/archives/107984



Posts from This Journal by “Корабли” Tag

  • Первая советская туристическая подводная лодка

    Перед вами уникальная советская подводная лодка, которая в 1991 году сошла со стапелей северодвинской судоверфи Севмаш. Малогабаритная субмарина…

  • У США закончились авианосцы

    Из семи авианосцев ВМС США, базирующихся на восточном побережье страны, в строю лишь один. Да и тот находится далеко от Атлантики - в Индийском…

  • Что осталось от «Титаника»?

    Удивительный объект этот корабль. Уже более стал лет он будоражит умы писателей, художников, ученых и буквально всех остальных. Команда…


promo masterok january 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
Стоит отметить что в то время пароходы только начинали строить. Такчто проблемы при строительстве и эксплуатации вполне обыденное явление. Особенно у такого уникального проекта. Чего уж говорить когда у англичан в то время целый броненосец сумел перевернуться и затонуть со всей командой и инженером, который его проектировал (вот уж карма так карма)

>Стоит отметить что в то время пароходы только начинали строить.

Да ладно только начинали :-) От постройки первого британского парохода ("Шарлотта Дандас") прошло ровно 54 года, а от постройки первого британского железного парохода ("Аарон Мэнеби") - 40

Для справки между самолетом братьев Райт и первым пассажирским рейсом реактивного Ту-104 прошло 53 года :-)

стоит напомнить что в ближайшие войны - Крымскую и Американскую гражданскую участвовали все еще парусники или пароходы с парусным вооружением. Примерно в это же время появились первые броненосцы, которые потом лет 40 доводили до ума.
И авиация здесь не пример - тут и две мировых войны повлияли, и скорость исследований в то время была уже выше.

>стоит напомнить что в ближайшие войны - Крымскую и Американскую гражданскую участвовали все еще парусники или пароходы с парусным вооружением.

И что? В Первую мировую кстати участвовал у немцев даже один крейсер с парусным вооружением ("Зееадлер") - и что?

А уж парусных торговых кораблей хватало до 1950х. Все эти "винджаммеры" на перевозке зерна и чилийской селитры :-)

>Примерно в это же время появились первые броненосцы, которые потом лет 40 доводили до ума.

Ну и что? Вот скажем первый паровой бронированный корабль начали строить в США в 1820е (батарея Стевенса). Обогнали время. Так и с Грейт Истерном - время обогнали да, но не критично.

>И авиация здесь не пример - тут и две мировых войны повлияли, и скорость исследований в то время была уже выше.

Да ну да ну - про скорость исследований :-) Скажем все основные схемы автоматического оружия были опробованы в период с 1880 по 1900й год. Уже в конце 19 века выпускаются автоматические карабины под промежуточный патрон концептуально ничем не отличающиеся от того же АК и М-16 :-)

Вот эта милота https://topwar.ru/uploads/posts/2015-11/1447151220_8.-winchestermodel1907.jpg выпускалась для полиции с 1907, а конструкция ее была создана еще в 19м веке...

И вы мне таки будете что то там рассказывать про скорость исследований и что мол мировые войны что то там повлияли :)

Господи - первый город капитулировавший после тотальной бомбардировки с воздуха был Венеция, и это была война 1848-49 года...


речь шла об отработанности массовой технологии строительства. Всякие уникальные и опытные образцы не совсем показатель. Эдак мы до антикитерского механизма договоримся. И почему вы сравниваете скорость исследований с 20-м веком а не 18-м?

Самое веселое в этом корабле это винт! Второй корабль Брюнеля с винтом и сразу огромный! Спасибо автору за фото второй паровой машины которая работала на гребной винт! Сравните её с паровой машиной что работала на колесо и станет все ясно!
Весь это корабль создан до Мартеновских печей и Бессемеровских, до блюмингов и слябингов... это просто песня! Как и все что "строил" Брюнель с папашей!
Наверное это и есть Ноев ковчег, ну один из них... :::-)))


RUgqmvXHrO8.jpg

Ну и для полноты ощущения технологического разрыва вот пушки и корабли Крымской войны...Англичане даже ядра и пушки домой вывезли сколько смогли увезти... дорог метал то был!

ec2f123dfa5c.jpg
bfffd19c46c7.jpg
0827edc9cb6c.jpg

Edited at 2017-05-14 08:05 pm (UTC)

> Чего уж говорить когда у англичан в то время целый броненосец сумел перевернуться и затонуть со всей командой и инженером

Не надо грязи - не со всей - 18 человек спаслись :-)

С него даже командир спасся поначалу, но потом поняв что в Англии не поймут отказался прыгать в шлюпку

"Второй баркас тоже высвободили, и севшие в него люди принялись грести, направляясь на помощь к плававшему вверх дном катеру, на котором находились кэптен Бергойн и еще несколько человек. Некоторые из них перескочили в баркас, но капитан не хотел этого делать, а так как бурное состояние моря мешало подойти близко, а баркас и так едва не затонул, то его пришлось покинуть. Он отказался и от предложенного весла, сказав, что им самим понадобятся все весла." (с) Вильсон


Ну в общем история знатная:

"Дело о гибели «Кэптена» разбиралось в английском морском суде. Лорды адмиралтейства были осуждены за «невежественное упрямство», и приговор суда был выгравирован на бронзовой доске, поставленной в память гибели «Кэптена» в соборе св. Павла в Лондоне." (с) Крылов.


на самом деле такая катастрофа не сильно поражает. всякое бывает.
Меня в этой истории сильнее всего поразила судьба инженера, разработавшего этот корабль. А ведь мужик вроде опытный был, насколько я помню.

Приказали сделать паруса, лорды думали сэкономить (а что от парусов толку уже ноль, зато несколько сотен тонн верхней нагрузки + обалдевание команды от парусных учений), строитель взял под козырёк и сделал.

>Приказали сделать паруса, лорды думали сэкономить (а что от парусов толку уже ноль, зато несколько сотен тонн верхней нагрузки + обалдевание команды от парусных учений), строитель взял под козырёк и сделал.

ТАм всэ нэмножко нэ так было, товарищ Булгаков , нэмножко нэ так... (разговор Сталина про пьесу "Батум" :-)

На деле корабли с парусным вооружением и орудийными башнями были построены и без Кольза и прекрасно ходили в море. В той же Англии строили по этой теме ДВА корабля двух инженеров - Рида и Кольза. И если корабль Кольза потоп, то "Монарх" потом был в строю флота лет тридцать без особых проблем, скорее наоборот показав полный успех идеи...

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/HMS_Monarch_%281868%29_William_Frederick_Mitchell.jpg/1200px-HMS_Monarch_%281868%29_William_Frederick_Mitchell.jpg


ДВа аналогичных броненосца блестяще служили в Пруссии и затем в Германии (могло быть три, но один дуром утопили на первых же маневрах, френдли таран броненосцем "Кенинг Вильгельм" - клиент утоп со всем экипажем, но тут не башни виноваты были :-). Причем ходили они не только по спокойной балтике но и по тихому океану зарабатывая первые германские заморские колонии :-)


Похуже и подурнее был британский "Нептун" но и он отходил свой срок, не без кучи приключений и вина тут была не сколько в паре и парусах с башнями , сколько в проблемах с рулевым управлением,сделавшего его чемпионом по "наездам" на своих собратий.


И вина строителя не в том что он сделал то что просили лорды а в двух вещах - он пообещал лордам и те купились на четверть более толстую броню чем у конкурента Рида, а при этом фирма на которой строили корабль не соблюла весовую дисциплину и еще и перетяжелила "Кептен" при постройке почти на 1000т, но несмотря на это лорды Адмиралтейства приняли корабль НЕ СООТВЕТСТВОВАВШИЙ исходному проекту.

А потом тот утоп-с.


Всего навсего потому что надводный борт был у него 1,8 метра, а у Рида - 4,2 метра!!!!

>Меня в этой истории сильнее всего поразила судьба инженера, разработавшего этот корабль.

Ну так до этого товарищ Кольз шел от успеха к успеху и от победы к победе...

"Леди Ненси" - штурмовой десантный плот - успех при штурме русской Керчи в Крымскую, награда и слава (кстати он успел и паровой танк спроектировать, но крымская война увы кончилась, и на игрушку командование денег не дало - а то глядишь продержись Севастополь еще год - увидели бы и паровые танки :-)

"Рольф Краке" построенный для датчан броненосец триумфально прошел проверку боем в Датско-Австро-Прусской войне 1864 года, Более сотни попаданий, в том числе и из нарезных орудий и нифига... Продано по всему миру более 15 копий, включая Россию ("Смерч" и его развитие "Русалка" и "Чародейка")

"Роял Соверен" башенный броненосец с косым парусным вооружением - полный успех. Причем яркий - корабль даже на испытаниях реально обстреляли с другого броненосца доказав неуязвимость от тогдашних снарядов.

"Принц Альберт" - еще больший успех - боевую мощь более крупного броненосца вставил в полтора раза меньшее водоизмещение за в полтора раза меньшую цену. ПРОФИТ.

Ну закружилась голова у мужика и коммерсанта, агента фирмы Лэрд Бразерс - ну бывает да? Бешенные фунтики же сами в руки прыгают...

19 век напоминает "кембрийский взрыв" - то же обилие разнообразных идей (видов). А со временем из них кристаллизуется наиболее оптимальный вариант. С нашей стороны тоже хватало - и подводные ракетоносцы, и крепостные минометы.

Вы имеете в виду "Кэптэн"? Так там пытались сделать что-то с чем-то. Де-факто башенный монитор срастили с фрегатом. Возможно, просто бритты потеряли опытных проектировщиков парусников. Они умудрились когда в то же время оборудовали учебный парусный фрегат, насчитать ему такую площадь парусов, что тот в конце-концов пропал без вести.

Edited at 2017-05-12 12:39 pm (UTC)

Идея была вполне работоспособная - тот же "Монарх" служил более 30 лет с парусами, броней и башнями.

Конкретно реализация Кользом подкачала чудовищно - "Кептен" перегрузили броней и ошибками при постройке. А приняли в состав флота закрыв глаза на отклонения от первоначального проекта.

Что и было наказано.

Берём Девастайшн, и увешиваем парусами, но без брони такой увесистой.

  • 1