?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Крейсер «Мурманск». Последний бой.
masterok
norvegia_2 (Копировать)

Если вы посмотрите в интеренете любую подборку затопленных кораблей вы обязательно наткнетесь на этот корабль.  Согласитесь, эфектное зрелище ! Боевой корабль с башнями и пушками на отмели. Вы даже наверное знаете, что это советский корабль.

Меня вот тоже заинтересовала история этого корабля. Как он туда попал ? Ведь это берега Норвегии. Почему он туда попал и что с ним сейчас. Давайте вооружившись интернетом выясним это подробнее.



%CC%F3%F0jpgCjpg0jpgD%F1jpgA (Копировать)

У берегов Норвегии в полузатопленном состоянии, на отмели, недалеко от входа в один из фьордов, завалившись на правый борт, с поднятыми орудиями, как бы охраняя его, стоит гордость Северного, да и всего Флота России в целом – крейсер «Мурманск».

Легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68-бис. Крейсер красавец. Любимый крейсер Главкома ВМФ СССР Горшкова С.Г., который, посещая Северный флот, не упускал случая побывать на нём. Корабль, богатый своей историей, известный своими «крейсерскими» порядком и дисциплиной. Один из немногих на Северном флоте, которому довелось посетить не один иностранный порт в советские времена. Вряд ли найдётся еще один военный корабль, который за свою историю прошёл такое количество миль, что равно почти 11 кругосветным путешествиям по линии экватора. Служба на крейсере «Мурманск» считалась почётом и была мечтой многих моряков-североморцев. Недаром и поныне история этого замечательного корабля вызывает неподдельный интерес.

История, без преувеличения, легендарного крейсера уходит корнями в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году, после капитуляции и выхода из войны Италии Советскому государству полагалась передача по репарации части кораблей итальянского флота. Их предполагалось, по рекомендации наркома ВМС Николая Герасимовича Кузнецова, использовать на Севере, для защиты союзных конвоев и охраны побережья. Наши союзники на переговорах со Сталиным, в том числе и на известной Тегеранской конференции 1943 г., всячески уклонялись от прямых ответов о дате передачи кораблей. В конце концов, после длительных переговоров, У. Черчилль и Ф. Рузвельт согласились передать Советскому Союзу требуемые линкор, крейсер, 8 эсминцев и 4 подводные лодки. Но, вместо итальянских, почти новых кораблей, нашей стороне были отданы английские и американские. Да к тому же, старые, постройки времён I-й Мировой войны и, с условием, вернуть их после войны, в обмен на итальянские. Окончательно вопрос решился только к марту 1944 года. Среди этих, далеко не новых кораблей оказался и американский крейсер «Милуоки».

Американцы первыми выполнили своё обязательство, переведя лёгкий крейсер на Северный флот. 20 апреля 1944 года корабль уже стоял на рейде п. Ваенга (г. Североморск). В этот день на нём был поднят военно-морской флаг СССР и дано новое название – «Мурманск». На этом рейде он и простоял до конца войны, защищая небо Ваенги, Мурманска и Полярного, а также прибывающие конвои союзников от немецких бомбардировщиков.

По окончании войны крейсер «Мурманск», под первоначальным названием был возвращен прежним владельцам, а его экипаж - переброшен на Черноморский флот, для освоения прибывающих итальянских кораблей.

10254500-murmansk (Копировать)

Но на этом история крейсера «Мурманск» не закончилась. После Великой Отечественной войны в СССР начинается разработка программы строительства и возрождения Военно-Морского Флота, сильно «потрёпанного» за суровые годы. Программой предусматривается и строительство принципиально новых лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Закладки корпусов осуществлялись на судостроительных заводах Ленинграда, Николаева и Молотовска.

Первым в 1952 году со стапелей сошёл легкий крейсер «Свердлов», внесший не меньший вклад в дело прославления Советского Флота, чем другие корабли. Последним, четырнадцатым по счёту, сошёл корабль, названный в память того самого – «Мурманск».

Водоизмещение крейсера полное – 16300 т. Длина по верхней палубе – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,26 м. Вооружение: 12 орудий (2 башни в носу и 2 башни в корме) главного калибра – 152 мм; 12 орудий универсального калибра – 100 мм; 32 автомата В-11 калибра 37 мм; 2 пятитрубных торпедных аппарата – 533 мм. Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоутов – 100 мм, в оконечностях – 20 мм. Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях. Боевая рубка: по бокам – 130 мм, палуба – 30мм, крыша – 100 мм. Скорость хода max – 31,5 уз. Экипаж – 1270 человек.

Крейсер заложен 28 января 1953 года в южном доке № 50 завода № 402 в г. Молотовске (ныне Северодвинск) Архангельской обл., заводской № 302. Сразу включен в состав 81 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии. На этом же заводе ранее был заложен однотипный крейсер «Молотовск», переименованный в 1957 году в «Октябрьскую революцию» и служивший на Балтике.

Для постройки Мурманска» используются днищевые конструкции крейсера «Козьма Минин», который закладывался на заводе № 194 в г. Ленинграде. После того, как этот завод перешёл на постройку крупных танкеров, конструкции крейсера перевели по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск.

1955 год. Знаменательный год в истории Северного флота. В этом году, 16 сентября впервые осуществлён старт баллистической ракеты с подводной лодки. 21 сентября у о. Новая Земля – впервые испытана торпеда с ядерной боевой частью. 24 сентября – заложена первая советская атомная подводная лодка. И в этой череде событий оказался и лёгкий крейсер «Мурманск». В этом же году, 24 апреля 1955 года он спущен на воду. В период с 24 мая по 11 июля прошли швартовые испытания. Заводские испытания – в период с 12 июля по 30 июля. 3 июля 1955 года на крейсере впервые поднят Военно-Морской флаг СССР. В период с 31 июля по 22 сентября 1955 года под руководством председателя комиссии Государственной Приемки капитана 1 ранга Глеба Александровича Визеля проводятся государственные испытания, о чем был подписан приемный акт. Акт утверждается Министром обороны Георгием Константиновичем Жуковым. Ответственный сдатчик корабля Г.А. Зятьковский, сдаточный механик – И.Д. Осипов. С 28 по 29 сентября 1955 года, под руководством командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала Леонида Васильевича Медведева крейсер совершает переход в главную базу Северного флота – г. Североморск и 6 октября – зачисляется в состав ВМФ СССР (приказ Министра Обороны СССР № 00184 от 06.10.1955 г.).

Формирование экипажа крейсера началось до его спуска на воду, 17 августа 1954 г. в соответствии с приказом № 01 первого командира крейсера «Мурманск» капитана 1 ранга Трифона Григорьевича Катышева. Офицерский состав набирался из состава кораблей Северного и Черноморского флотов, а также из выпускников военно-морских учебных заведений. Старшинский и рядовой состав набирался из личного состава кораблей Черноморского флота, имеющих, в основном, опыт службы на кораблях данного проекта. Личный состав прибывал эшелонами. Первый эшелон прибыл 26.10.1954 г. – 475 человек, второй – 31.12.1954 г. – 135 человек, третий – 25.01.1955 г. – 383 человека, четвертый эшелон – 27.04.1955 г. – 129 человек. Итого 1122 старшин и матросов.

1263308963_02091043

На крейсере запускается своя типография, которая начинает выпуск многотиражной корабельной газеты «Североморец». Первый номер газеты вышел 7 ноября 1955 года, к 32-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

В 1956 году на Северном флоте начинаются преобразования, в эскадре СФ создаётся 2-я дивизия крейсеров, в которую включается и легкий крейсер «Мурманск». У крейсера появляются шефы – труженики Мурманского тралового флота.

В это же время полным ходом идёт и реорганизация на всём Военно-Морском Флоте. Новые корабли получают новое, ракетное вооружение. Начиная с 1954 года, по требованию Первого Секретаря ЦК КПСС разрабатывается программа десятилетнего строительства Флота. Принятие её проходит «со скрипом». Она долго не утверждалась, исправлялась, дополнялась. Никита Сергеевич хотел видеть Флот атомным и ракетным. В основном подводным. Обстановка усугублялась и тем, что Хрущев Н.С., на первых порах, пользовался поддержкой Министра Обороны Жукова Г.К.. Оба относились к Флоту, мягко говоря, недружелюбно. Все доводы флотского руководства о недопустимости нарушения дисбаланса в строительстве, что флоту нужны корабли разных классов и видов – натыкались на «стену» непонимания. Спорить с высшим руководством страны, в то время было трудно… Особенно жаркие споры велись вокруг решения о том, нужны ли нашему государству авианосцы. Мнения были разные, от понимания, что они нам действительно нужны, до их полного отрицания. Строить или не строить авианосцы ещё предстояло только решить, а судьба уже построенных артиллерийских кораблей была решена. На Флоте начинается сокращение. Увольняются квалифицированные кадры, прекращается строительство недостроенных и отправляются на металлолом уже построенные корабли. Всего, за период с 1955 по 1958 годы, было порезано и пущено на металлолом 240 кораблей и судов. Нависла угроза и над лёгким крейсером «Мурманск», только что вступившим в строй. С народными деньгами тогда не считались.

21 марта 1957 года на эскадре СФ проходит инспекторская проверка Министерства Обороны ССССР под руководством Министра – Маршала Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского. Как бы издеваясь над крейсером, его, напоследок, посылают участвовать в артиллерийских стрельбах главным и универсальным калибрами по воздушной цели, летящей «на пониженной высоте». Стрельба проводилась исключительно радиолокационным способом наведения. Крейсер не подкачал, получил оценку «Отлично». Но уже с 1 апреля на нём начинаются работы по подготовке к ремонту и консервации. Сокращается экипаж. Из 1270 человек на нем остается 925. Часть экипажа досрочно увольняется в запас или переводится на другие корабли. Корабль выходит из состава действующих. 3 сентября 1957 г. крейсер переводится в состав 176-й бригады резерва кораблей эскадры СФ, переходит на новое место базирования в губу Сайда, где становится на бочки. Начинаются работы по его консервации. С 1 декабря 1957 г. корабль переходит на новый штат и на нем остается экипаж только в 495 человек… Позже первый командир крейсера капитан 1 ранга Т.Г. Катышев вспоминал, что в конце своей службы он был назначен на должность командира 176-й бригады кораблей резерва и после вывода крейсера из состава действующих, корабль чуть было не постигла печальная участь, но его удалось отстоять. И ещё долгие 4 года «Мурманск» простоял в акватории его бригады.

KrMur_03_1 (Копировать)

1961 год. Начинается пересмотр политики в отношении артиллерийских крейсеров. Соединённые Штаты усиливали свое влияние на просторах Мирового океана. Созданный в 1948 г. 6-й оперативный флот ВМС США постоянно барражировал в Средиземном море, демонстрируя свою силу. Возросшая возможность вероятного противника по организации внезапного нападения на СССР с морских направлений, потребовали от руководства нашего ВМФ поиска новых подходов и принципов совершенствования форм и методов применения сил флота, направленные на предотвращение такого нападения. Начинает складываться и неуклонно совершенствоваться организация управления силами ВМФ в океане, которая привела к необходимости включения в их состав специализированных кораблей управления. Для этого крейсеры проекта 68-бис подходили как нельзя лучше. Крейсер «Мурманск» начинает «оживать». В соответствии с Директивой ГК ВМФ СССР 1 июня 1961 года корабль переходит в п. Роста на СРЗ-35 для ремонта и расконсервации, переводится на новый штат и включается в состав 6-й дивизии ракетных кораблей. Численность экипажа начинает пополняться. 5 июля 1962 года крейсер уже приступает к отработке основных задач. Возрождается боевая подготовка.

Начинается и его боевая деятельность. С 4 по 6 июля 1963 г. «Мурманск» впервые участвует в командно-штабном учении с участием 1-й флотилии атомных подводных лодок, 4-й эскадры дизельных подводных лодок и авиации флота, под командованием Командующего СФ адмирала Владимира Афанасьевича Касатонова. А после учений, проходивших с 10 по 15 августа крейсер, со спецзаданием, с резервным экипажем атомной подводной лодки на борту, уходит в свой первый дальний поход – в Атлантику. В течение 1964 года корабль несколько раз выходит в дальние походы в составе отряда боевых кораблей, с выполнением учебных стрельб. В период с 7 по 12 апреля 1964 г. на выходе присутствовала инспекция Министерства Обороны СССР во главе с главным инспектором Маршалом Советского Союза Кириллом Семеновичем Москаленко и Заместителем начальника Главного Политического Управления СА и ВМФ, начальником политорганов ВМФ – адмиралом Василием Максимовичем Гришановым. За этот выход экипаж получил от Москаленко К.С. высокую оценку за его морскую выучку.

С 1964 года крейсер начинает и свои международные визиты. Так, под флагом командующего СФ вице-адмирала Семена Михайловича Лобова, совместно с эскадренным миноносцем «Настойчивый» с 17 по 21 октября 1964 года крейсер, по приглашению Правительства Норвегии впервые находился с официальным визитом в Норвегии, в порту Тронхейм. Участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии войсками Карельского флота и моряками Северного флота. Во время мероприятий корабль посетил Чрезвычайный Посол СССР в Норвегии Николай Митрофанович Луньков, который в Книге почетных посетителей корабля оставил следующую запись: «…С большим удовольствием познакомился с матросами и офицерами крейсера «Мурманск во время дружеского визита в Норвежский порт Тронхейм. Было исключительно приятно видеть, как советские моряки с достоинством представляли интересы нашего государства на чужбине. Они высоко пронесли наше знамя в Норвегии и завоевали сердца простых норвежцев. Поэтому неудивительно, что даже консервативные газеты открыто писали, что поведение матросов и офицеров «Мурманска» было образцово-показательным. Спасибо Вам за этот вклад в дело усиления авторитета нашей Родины среди норвежского народа. Желаю Вам и дальше также упорно служить нашим интересам. 20.10.1964 Посол СССР в Норвегии Н. Луньков».

1263309013_02091051 (Копировать)

По возвращению из Норвегии боевая деятельность крейсера продолжилась. Шёл разгар «холодной войны». Северный флот бдительно нёс службу по охране северных рубежей, которые пытались нарушить Соединённые Штаты Америки, пытаясь спровоцировать столкновения. Дважды, с 22 июля по 3 августа 1965 г. и с 23 августа по 3 сентября 1967 г. крейсер «Мурманск» выходил в Карское море на перехват и пресечение попыток американских военных ледокольных пароходов пройти нашим Северным морским путем на восток.

В 1965 г. крейсер «Мурманск» по итогам боевой и политической подготовки за год становится «Отличным» среди крейсеров и с тех пор регулярно поддерживал это высокое звание.

В мае 1967 года крл «Мурманск» находился в г. Северодвинске, где удостоился чести 31 мая принять на борт Правительственную делегацию. С 31 мая по 2 июня 1967 г. на крейсере совершают переход из г. Северодвинска в губу Западная Лица Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко, Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков и сопровождающие их лица. За время перехода крейсер принимает участие в небольшом показательном учении с ракетными стрельбами. 1 июня АПЛ «К-33» под командованием капитана 1 ранга Вадима Константиновича Коробова (будущего начальника штаба СФ), в полигоне Баренцева моря из подводного положения успешно выполнила ракетную стрельбу. При всплытии, с крейсера «Мурманск» на АПЛ был отправлен прожекторный семафор: «Командиру! Объявляем благодарность личному составу подводной лодки за отличную стрельбу. Л. Брежнев. А. Косыгин». Экипаж крейсера также не остался без внимания. За время перехода и участия в стрельбах, офицеры, старшины и матросы показали высокую выучку и слаженность в действиях. В Книге почетных гостей осталась запись: «Дорогие товарищи! За время пребывания на крейсере «Мурманск», носящем славное имя заполярного города, мы познакомились с экипажем. Это мужественные, замечательные люди, достойно несущие боевую вахту в суровых и сложных условиях Советского Заполярья. Большое вам спасибо за службу. Будьте бдительны, повышайте боеготовность, крепите дисциплину и организованность. Счастливого плавания! Л. Брежнев, А. Косыгин, А. Гречко». А в октябре корабль был награждается Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за 2-е место в ВМФ по состязательной артиллерийской стрельбе на приз Главкома ВМФ.

С 1 декабря 1967 г. по 30 сентября 1968 г. крейсер находился в Кронштадтском морском заводе в текущем ремонте. На нём была произведена замена главного паропровода и поставлена новая, на тот момент, РЛС обнаружения воздушных целей «Киль». По окончании ремонта корабль прошел, ходовые испытания и сдал первую курсовую задачу. После отработки задач крейсер удостоился чести участвовать в параде кораблей дважды Краснознамённого Балтийского флота на Неве в г. Ленинграде, где находился с 27 октября по 8 ноября 1968 года. По возвращении в родную базу корабль входит в состав, сформированной в феврале, 7-й оперативной эскадры Северного флота и становится её флагманом.

1263308951_02091055 (Копировать)

В июне 1967 года, в связи с началом Арабо-Израильского военного конфликта, для поддержания интересов СССР в Средиземноморском регионе, в противовес 6-му флоту США, создается 5-я оперативная средиземноморская эскадра. В состав эскадры входили подводные лодки и надводные корабли. Состав был сменный и состоял из боевых единиц Черноморского, Балтийского и Северного флотов. В состав эскадры был включен и крейсер «Мурманск» в качестве корабля управления (КРУ). С 18 марта по 6 мая 1969 г. и с 22 августа по 14 октября 1969 г. он находился на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море. 18 марта 1969 г., являясь кораблем управления в составе 7-й оперативной эскадры СФ, под флагом командира эскадры контр-адмирала Григория Емельяновича Голоты участвует в сопровождении 8-и ПЛ 4-й эскадры ДПЛ на первую длительную восьмимесячную боевую службу в Средиземное море. Подводные лодки Б-38, Б-57, Б-65, Б-74, Б-75, Б-76, Б-80, Б-82, двумя кильватерными колоннами, в окружении 24 (!) кораблей эскадры вышли в открытое море. Ширина отряда по фронту составляла 10 миль. Советский Северный флот демонстрировал свою силу и право называться океанским флотом. Зрелище было впечатляющим. Движение советской «Армады» вызвало переполох и нервозность во всём мире.

12 апреля 1969 года, во время несения этой боевой службы, «Мурманск» посещает с деловым визитом порт Аннаба Алжирской Народно-Демократической Республики, где пробыл до 18 апреля.

С 9 по 30 апреля 1970 г. «Мурманск» участвует в крупнейших учениях «Океан» с выходом в Атлантику. С 28 апреля за окончанием учений с борта крейсера наблюдает Министр Обороны А.А. Гречко и Главком С.Г. Горшков. В эти дни произошла трагедия, положившая начало печальной статистике катастроф, связанных с нашими атомными подводными лодками. На подводной лодке К-8 в Бискайском заливе вспыхнул пожар, унесший не одну человеческую жизнь. К борющейся с огнём субмарине спешит «Мурманск» с командующим Северным флотом С.М. Лобовым и резервным экипажем подводной лодки на борту. 12 апреля К-8 уходит на дно… Большую часть экипажа удалось спасти.

С 3 марта по 22 апреля 1971 г., находясь на боевой службе в Средиземном море, посещает с деловым визитом порт Дубровник Социалистической Федеративной Республики Югославия, после чего возвращается в родную базу. А с 10 ноября 1971 г. крейсер снова уходит в дальний поход, начиная движение на Черноморский флот для ремонта в г. Севастополь. Однако 16 ноября получает приказ Главного штаба ВМФ СССР о присоединении к 5-й Средиземноморской эскадре для участия в боевой службе и учении «Узел» в Тирренском море, которые проходили с 18 ноября по 13 декабря 1971 г.. После учений, 14 декабря корабль заходит в г. Севастополь и становится в судоремонтный завод им. Орджоникидзе.

10254500-murmansk (Копировать)

Ремонт длился почти 2 года. По его окончании, 29 сентября 1973 года в 10.00 крейсер снялся с якоря и начал движение в родную базу, в г. Североморск. Однако снова получает приказ о следовании в зону боевых действий в район Арабо-Израильского конфликта в Средиземном море. В зоне фактических боевых действий находится с 5 октября по 8 ноября 1973 г. За это время корабль выполняет артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.

Дальнейшая служба крейсера продолжала складываться успешно и, казалось, что он «обречён» быть вечным и успешным. За 1974 год, продолжая свою боевую деятельность, участвует в учениях «Амбразура», «Омега» и «Арктика-74». В соответствии с приказом ГК ВМФ № 0296 от 31.12.1975 г., в связи с переклассификацией, с 1 января 1976 г. легкий крейсер «Мурманск» стал относиться к классу просто – крейсеры. С 10 по 14 мая 1978 г. под флагом командира 7-й опэск контр-адмирала Виталия Ивановича Зуб, совместно с БРК «Смышленый» кр «Мурманск» находится с официальным визитом во Франции, в порту Бордо. В 1981 году участвует в крупномасштабных учениях «Запад-81». А 22 ноября 1982 г. становится в средний ремонт на СРЗ-82 в п. Роста и входит в состав 48 отдельной бригады подводных лодок.

За время своей службы с 1955 по 1982 годы крейсер «Мурманск» прошёл 242703 мили! Был награждён: 26 февраля 1967 года - Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призом-моделью Маяка со знаками воинской доблести, а комсомольская организация крейсера занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи Флота. 20 октября 1967 года – Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Памятное Знамя оставлено на вечное хранение как символ воинской доблести. В 1968 году – комсомольская организация электро-технической группы БЧ-5 награждена Памятным Красным Знаменем Ивано-Франковского Обкома ЛКСМУ. Начиная с 1964 года и до окончания своей боевой деятельности крейсер практически ежегодно награждался Кубками и грамотами как Главнокомандующим ВМФ СССР, так и командующим Северным флотом за отличную и хорошую артиллерийскую стрельбу. Одни его звания говорят о многом: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР»!

Но, всему приходит конец... В 1989 году корабль выполнил последние в своей истории, артиллерийские стрельбы. По результатам стрельб объявлен ЛУЧШИМ кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского Флота СССР и награждён переходящим Кубком Главнокомандующего ВМФ. Казалось, что крейсер говорит: «Я ещё не стар, я на многое способен…» Но уже 1 декабря 1989 года он окончательно выводится из боевого состава и консервируется…

31 декабря 1992 года крейсер «Мурманск» окончательно расформировывается.

00gs6ctk (Копировать)

В свой последний поход крейсер вышел под буксирами, в конце 1994 года. Предстояла его разделка на металлолом в Индии, куда он был продан. Не даром моряки говорят, что корабль это живое существо. Корабль, пропитанный мужеством и духом матросов и офицеров, морскими ветрами - чувствует всё. Крейсер не желал покидать родных берегов. Его уводили в последний поход, как скот уводят на убой на аркане. Родные воды Баренцева моря тоже не хотели расставаться с тем, с кем провели не один десяток лет.

i-85a0b0c785ce402a2de916daaaf2d54f (Копировать)

Море яростно боролось за него. Рвало и метало, обрывая стальные тросы, опутавшие могучее тело. И, добившись своего, оно взяло крейсер в свои объятья, не подпуская к нему никого… Бережно поставило его на отмель, позволив грустно взирать на мир пустыми «глазницами» его орудий…

vrak1 (Копировать)

Утром 25 декабря норвежские рыбаки обнаружили у берега рождественский сюрприз ). Жить с которым бок о бок им пришлось  18  лет. История целого поколения.  Все это время корабль вел себя   дерзко и вызывающе - как настоящий русский.

KrMваur_05_1 (Копировать)

Несмотря на то, что военные уверяли норвежцев, что судно безопасно, в его трюмах обнаружилось "вдруг"  400 тонн горючего.  Довольно долгое  время это горючее никого не тревожило, по судну лазали туристы и искатели экзотики.  Корабль стал местной достопримечательностью.  Но когда на борт взошли специалисты по утилизации техники с целью разработки плана по разделке корабля,  горючее вдруг вылилось в воду, уничтожив всю рыбу в окрестности. На "радость"  рыбакам...

40 (Копировать)

murmansk_36 (Копировать)

После этого норвежцы  настроились на то, чтобы расправиться с судном. Однако посчитали затраты - и остыли.  Суммы оказались слишком большими. Корабль снова  оставили  в покое. А через несколько лет  - опять скандал. Содержимое "Мурманска" (внутри корабля находятся около 500 тонн хлама из остатков оборудования), по утверждению экологов,  оказалось  смертельно опасно для окружающей водной среды и жителей поселка, расположенного рядом.  У двух рыбаков обнаружили рак.  Правда, доказать, что виноват в этом именно русский корабль, не вышло.

658814962_5a2ff0508d_o (Копировать)

02091038 (Копировать)

Были надежды, что "Мурманск" вернут на родину, сделают из него музей, как и полагается.  Однако  у России на это не было ни денег, ни желания.   Власти местной норвежской коммуны потребовали  от Осло решительных мер по удалению "экологической бомбы" с их территории.  И в течение 4 лет последний бой с крейсером "Мурманском" Норвегией был выигран.

murmansk_26 (Копировать)

1309441422559 (Копировать)

00gs9egx (Копировать)


00gsaxwb (Копировать)



02091036 (Копировать)



3740049 (Копировать)

murmansk_35 (Копировать)
Кликабельно


7203166848_fc8829ff00_b (Копировать)



7203169574_0705375908_z (Копировать)


20110516224831-bafcd4bc (Копировать)
Кликабельно

В данный момент операция близка к финалу. В апреле фирма  «AF Decom» завершила  возведение дамбы вокруг крейсера. К середине мая из дока откачали почти всю воду, начали разделку корпуса.


i-b455b6fb064a529bf994445d7a23441e (Копировать)

Фото корабля, сделанное,  4 июня 2012 года:  от крейсера "Мурманск" почти ничего не осталось.















































































Фотографии с сайта береговой охраны Норвегии


Вот такая история.Источники: фото, текст, текст




-

Subscribe to  masterok

promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Крейсер живой, я в это верю по тому, что когда захотел продать свою Тойоту Карину 88 года выпуска, она начала капризничать, не заводится , ломаться, как только решил оставить не продавать все прошло, сейчас стоит во дворе, любимая игрушка сына. Я на ней проездил добрый десяток лет, и она ни когда не подводила, ни в мороз, ни в жару.Я на ней объехал почти весь дальний Восток от Владивостока до Читы, даже в сторону Тынды несколько раз ездил. То же и с кораблем нельзя таких титанов как скот на бойню, либо как памятник, как музей либо отдать в хорошие руки.
Жалко(

что то наверное есть в этом ... там где работают люди, то что делают люди вкладывая туда душу, тоже наверное уже не просто кусок металла ..

Фото с флагом внушило!

Я против,когда такие вещи происходят с железом-любая техника это прежде всего живой организм и твой дом. Взять и разрезать на куски, это преступление-перед памятью, перед морем.

Тема разделки судов грустная, но к сожалению это жизнь. Хочу поделиться с вами одним маленьким эпизодом по теме.В 1987 году был списан производственный рефрежератор СЕМФИРОПОРЛЬ и продан на слом Пакистану.Это дизельелектроход Ленинградской постройки, водоизмещением 10000 тонн, построеный для работы с китобойными флотилиями. Их было два- Севастополь и Семфирополь, прекрасные суда, вдоль и поперек избороздившие Мировой океан, особенно его южную часть, участники Карибского кризиса и т.д. Мне довелось быть последним капитаном Симферополя. В Карачи мы пришли с грузом Чичевицы, которой загрузились в Турции. Судно было в хорошем техническом состоянии. Но. к сожалению, ЦУ и Москвы списать, и Он был списан. Так вот. после выгрузки мы несколько суток подождали на рейде максимального пролива, затем перешли севернее Карачи , и в час Х, дали самый полный ход, и понеслись прямо на пляж. Развили 18 узлов, и со всего хода вылетели на песок. В представте ощущение, всю жизнь избегал мелей и пляжей, а тут сам, своими руками выкинул судно на берег. Нам запретили глушить дизеля, как главные так и впомогачи. Затем появились рабочии разделки. с берега завели на носовую мачту большой трос, натянули его лебедкой, и мы,сделав петлю и втиснув в неё свой зад эвакуировались на берег. Надо сказать трос от судна до берега был не менее 400 метров так что полёт был полон экстрима. Через пару часов, после подписания всех документов нас посадили в автобус и под охраной автоматчиков повезли в Карачи. У меня перед глазами на всю жизнь осталась картина. Наш красавец рифер стоит гордо на берегу, ещё работают машины, а мы его бросили и предали. И он с немым укором прощатся с нами и прощает нас ! Вечная и светлая память тебе Симферополь огромная благодарность за то, что выносил нас из штормов и ураганов и никогда не подвёл! http://www.youtube.com/watch?v=mRJYgNc_TNc&feature=player_detailpage

Флаг ВМФ на умирающий «Мурманск» установил петербуржец, бывший моряк ММФ СССР, Андрей Мантула. Произошло это летом 2008 года, на день ВМФ.
У него отец служил на «Мурманске».


Edited at 2012-11-27 04:43 pm (UTC)

спасибо за дополнение

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Ну как так, почему я мало захожу в чьи то блоги))! Сейчас читаю наверно десятый пост в твоём журнале)))!

на здоровье :-) может найдете и одиннадцатый интересный для себя

(Deleted comment)
на здоровье :-)

Вот и погиб красавец Мурманск.А сколько их было порезано в 90-е.Флот в ельценские времена был на 70% уничтожен.

Вам бы в игрушки поиграть, в войнушку. А сколько людей были лишены самого необхоодимого в жизни ради этой военной вакханалии. Ну х... он было нужно? Кто нападал или кто собирался нападать. Рухнул СССР от легкого толчка, как гнилой столб. Ни тысячи танков, ни двадцать миллионов "честных коммунистов", ни КГБ.. ничто не спасло.

Эх, жаль не успел съездить, пока его не огородили дамбой и не порезали!

Хорошая история, спасибо. А расскажи как-нибудь про турбоход "Максим Горький". Тоже лайнер с историей. :-)

Отлично!
Небольшое уточнение:
"А 22 ноября 1982 г. становится в средний ремонт на СРЗ-82 в п. Роста"
СРЗ-82 - в Росляково.
А в Росте - СРЗ-35.

спасибо за поправку

Можно посочувствовать норвежским налогоплательщикам, которым пришлось раскошелиться на разделку этого подарка.

посочувствуйте лучше себе, в норвегии бюджет в плюсе на 30%, не воруют ....

мда.. был я на нём когда-то на практике. в 80-м году.... жалко очень. У кораблей, как и у людей, есть душа....

Ага, было дело


И все таки по поводу флота. Я хочу привести цифры, как причину того, почему сегодняшний флот, жалкая тень ВМФ СССР. Хочу Вам заметить, что флот продали на иголки во времена правления любимых всеми либеральных лидеров. Обратите внимание на цифры. В этом списке 3 моих корабля. Кр. Мурманск, БПК Стройный, БПК Смышленый. 1983 - 1986 г.
Проданные корабли российского флота
Цены приведены в тысячах долларов США:

Сторожевые корабли:
СКР "Доблестный" - 69,54
СКР "Зоркий" - 227,5
СКР "Строгий" - 316,5
СКР "Стерегущий" - 314,16
СКР "Сообразительный" - 292,56
СКР "Свирепый" - 97,79
Эскадренные миноносцы:
ЭМ "Упорный" - 173, 9
ЭМ "Внимательный" - 117,99
ЭМ "Громящий" - 225
ЭМ "Несокрушимый" - 216
ЭМ "Гневный" - 363


Большие противолодочные корабли:


БПК "Хабаровск" - 579,6
БПК "Юмашев" - 468
БПК "Макаров" - 516
БПК "Исаченков" - 514,25
БПК "Исаков" - 496,1
БПК "Смышленый" - 189,57
БПК "Чапаев" - 744
БПК "Октябрьский" - 724,8
БПК "Владивосток" - 1083,77
Крейсеры:
РКР "Зозуля" - 756
РКР "Фокин" - 543,4
КР "Мурманск" - 1718,87
ТАВКР "Минск" - 4236,7
ТАВКР "Новороссийск" - 3832,34
ТАВКР "Киев" - около 1800 (продан в 2000 году)



Десантные и разведывательные корабли:


ЛДК "Муромец" - 97,28
БДК "Ильичев" - 242,5
БДК-47 - 248,9
БЗРК "Закарпатье" - 192,24
МРЗК "Ильмень" - 3180,39
ССВ "Сарычев" - 113, 24
ССВ "Приморье" - 150,48
ССВ "Челюскин" - 114, 59
ОСВ "Забайкалье" - 207,99


Плавбазы, плавмастерские и измерительные корабли:


ПБ-27 - 252,52
ПМ-147 - 161,7
ПМ-150 - 181,22
КИК "Спасск" - 868,5
КИК "Чумикан" - 1544
КИК-357 - 205

ок, спасибо за информацию

(no subject) (Anonymous) Expand