?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

В результате раздела Речи Посполитой в 1772 году под власть Российской империи попали евреи, проживавшие на территориях Белоруссии. Их было около 50 тысяч. Отношение к ним новых властей было благожелательное.

Российские власти стали рассматривать евреев как отдельное сословие. К примеру, они должны платить одинаковый налог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов – 1 рубль с души в год (меньше, чем у купцов, но больше, чем у крестьян).

Новые власти восстановили широкие полномочия кагала, урезанные в Польше в 1764 году, т.е. еврейского общинного самоуправления. Эта мера объяснялась тем, что власть стремилась поскорее найти эффективного агента для управления новыми, во многом странными для неё подданными. В стремлении компенсировать собственную бюрократическую слабость власти предпочли восстановить самоуправление евреев, а не отдать контроль над ними местным христианским элитам.

Ряд важных законодательных мер в отношении евреев явно отрадал дух просвещённого абсолютизма Екатерины II. Так, по просьбе евреев Шклова в 1787 году Екатерина запретила слово «жид» как оскорбительное и приказала заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого власти с тех пор неизменно придерживались.


Особенно важен указ Екатерины II от 1780 года, тоже изданный по просьбе самих евреев. Указ предписал всем евреям приписаться либо к купеческому, либо к мещанскому сословию, после чего они должны были пользоваться всеми правами и привилегиями этих сословий наряду с их христианскими членами.

Это положение противоречило не только польским обычаям, но и вековым традициям Магдебургского права, которое запрещало евреям вступать в ремесленные и купеческие корпорации. Если учесть, что «Патент о толерантности», дарованный Иосифом II евреям Богемии и Моравии, датирован 1781 годом, то пионерский характер указа Екатерины II вполне очевиден.


Слабость указа 1780 года состояла в том, что он предполагал, что все евреи соответствуют именно этим двум категориям – купцам и мещанам, в то время как значительная их часть жила в местечках, не имевших городского статуса. Этот недостаток указа был бы вполне преодолим, если бы число евреев в России не выросло радикальным образом в результате последующих разделов.

Богатые евреи, приписавшиеся к купеческим гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении по сравнению с остальными купцами. Сенатский указ 1782 года разрешал купцам-евреям, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, в то время как имперское законодательство запрещало купцам и мещанам покидать города, в которых они были прописаны.

Очень быстро власти столкнулись с типичной реакцией на эмансипаторские меры в отношении евреев, а именно с сопротивлением и протестами христианского населения. Во всех подобных ситуациях по всей Европе как в XVIII, так и в XIX веке правительства первоначально уступали протестам христиан и сохраняли дискриминационные меры в отношении евреев. В России, несмотря на протесты христиан, власти не отменили закона, по которому евреи могли избрать и быть избираемы в местные магистраты. Жалованная грамота городам 1785 года подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городских жителей, избиравших городскую думу.

В этот непродолжительный период 1780-х годов правовое положение евреев в Российской империи было лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Элита евреев, попавших под власть Романовых, переживала в 1770-80-е интенсивный процесс аккультурации, сравнимый с процессами в среде маскилов в Германии. Лидеры еврейской общины активно развивали контакты в среде русской аристократии, получали прибыльные подряды, и благодаря своему богатству и связям, пользовались значительным влиянием.


«Красной линией» отделивший прежнюю свободную жизнь евреев от системы государственных гонений стал императорский указ от 23 декабря 1791 года, в котором купцам-евреям запрещалось проживать и приписываться к купеческим гильдиям за пределами Белоруссии. Но было пока оставлено исключение: кроме появившейся черты оседлости, купцам-евреям дозволялось приписываться к купцам в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и Крыму. Основанием для такого указа стала жалоба московских купцов, просивших их оградить от конкурентов-евреев.

«Они торговали на своих квартирах или на постоялых дворах качественными товарами германских фабрик, – писал историк Феликс Кандель. – Разносили их по домам и продавали по более низким ценам, чем местные торговцы. И тогда московские купцы пожаловались властям – в «интересах торговли», а отнюдь не из какого-либо к ним (евреям), в рассуждении религии, отвращения или ненависти».

Перемена отношения к евреям Екатерины II именно в 1791году имело объективные причины. На неё итоги Великой французской революции произвели гнетущее впечатление. 27 сентября 1791 года на рассмотрение Национального собрания Франции повторно было внесено предложение о равноправии евреев, которое до того уже было отвергнуто. На этот раз Национальное собрание проголосовало за права евреев, и в сознании российской императрицы эти два факта трагическим образом объединились: падение монархии и получение евреями равноправия.

В 1794 году практика дискриминации евреев была продолжена – на них был введён двойной налог. Он был объявлен как временный, но впоследствии оставлен как постоянный.

Но и эти положения пока оставались посильными для евреев. Так, после изгнания купцов-евреев из Москвы им было позволено уехать в Петербург. В 1802 году купец Ноткин и его единоверцы основали в Петербурге еврейское похоронное братство, которое официально получило землю для еврейского кладбища (там Ноткин и был похоронен в 1804 году). А Иуда Лейба Невахович, автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, «как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе».

Окончательно отношение власти к евреям стало враждебным после второго раздела Речи Посполитой. Тогда Россия получила от 500 до 700 тысяч евреев. Затем было присоединение в 1815 году Царства Польского с 300 тысячами евреев и Бессарабии (1812 год) ещё с 20 тысячами иудеев. Так в Российской империи оказалось более половины евреев Европы.

(Цитаты: Алексей Миллер, «Империя Романовых и национализм», НЛО, 2008)


источник



И еще некоторые интересные моменты истории:  вот например Как украсть большой кусок истории, а вот Последняя стройка царской России и То, что мы вероятно не знали про ПАЛАЧЕЙ. Вот еще Что не пишут в учебниках истории. Нефть в обмен на Родину и Пять лет, «выпавших» из русской истории

Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “История” Tag

promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит во всей этой цепочке же ушедший от нас 2017 год? Тут можно обратить внимание на несколько показателей и сравнить их с показателями 2016 года. Например синенькие циферки - это залогиненные посетители ЖЖ. На самом деле конец 15 и весь 16, 17 года цифра эта была в пределах 35…

Comments

a_zaxar
Sep. 8th, 2017 08:20 pm (UTC)
black_browning
Sep. 8th, 2017 08:37 pm (UTC)
России спицально отпилили куски польши и бесарабии штобэ сбагрить жыдов
user_cruser
Sep. 9th, 2017 06:52 am (UTC)
А мы спицально отпилили Украину в свободное плавание, там их больше всего было
colobus1
Sep. 8th, 2017 08:47 pm (UTC)
Ну, так еще помнили, кто была Марта Самуиловна, императрица Российская.
i_v_bunsha
Sep. 8th, 2017 08:54 pm (UTC)
О как! Черту оседлости придумали поляки, магдебургское право тоже они отменили, Ротшильды не были купцами, бо проклятое магдебургское право, יְהוּדִים просили, что бы их не называли יְהוּדִים, а называли עברי - "с той стороны Ефрата".
Вечер охуенных историй.

ollo
Sep. 8th, 2017 09:49 pm (UTC)
Николай II был антисемитом кстати
colomb300
Sep. 8th, 2017 10:11 pm (UTC)
Шаббат закончится, набегут и гевалт устроят. Похоже аффтар специально в вечер пятницы напейсал пост.
Григорий Чуркинский
Sep. 9th, 2017 01:52 am (UTC)
И куда теперь девать евреев? В Еврейскую Автономию? В Магадан?
slavarussko
Sep. 9th, 2017 04:30 am (UTC)
А почему не в Израиль?
Кати Сарафанова
Sep. 9th, 2017 06:07 am (UTC)
А нах он им нужен?)
murzikcot
Sep. 9th, 2017 07:22 am (UTC)
В Аушевиц на их историческую родину.Туда где и положено быть евреям.
kemchik
Sep. 9th, 2017 06:18 pm (UTC)
Кстати, в войне 1812 года, евреи полностью поддерживали Российскую Империю. В отличие от всех последующих войн.
Ираида Романова
Sep. 10th, 2017 05:43 pm (UTC)
А о Великой отечественной войне забыли? Вы знаете сколько героев войны среди евреев?Они воевали в партизанских отрядах,они воевали на передовой.В рядах Красной Армии воевало более 500 тысяч евреев, 167 тысяч из них были офицерами. В боях погибло более 200 тысяч еврейских солдат и офицеров. В годы Великой Отечественной войны 108 евреев были удостоены звания Герой Советского Союза.До конца - в 1941-1945гг. было уничтожено 60% еврейского населения СССР - почти 3 миллиона евреев, причем на оккупированных территориях еврейское население было уничтожено практически поголовно - 97%
kemchik
Sep. 11th, 2017 02:32 pm (UTC)
Я это знаю, да. Я имел ввиду царскую Россию.
Ираида Романова
Sep. 10th, 2017 05:29 pm (UTC)
о евреях.
Все антисемитские высказывания идут от людей ущербных,и неуверенных в себе. Если сами ни на что не способны,то всегда же можно найти на кого все свалить можно.А это же евреи. И тот кто здесь высказался про Аушвиц,фашист.Вот за это высказывание нужно судить,преследовать по закону

Links

Календарь

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Powered by LiveJournal.com