?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



В 1980-е года, когда Роберт Солоу писал свою аналитику, производительность росла рекордно медленно за много десятилетий – даже медленнее, чем во время Великой депрессии. Технологии расцветали, а производительность стагнировала. Экономисты назвали это парадоксом производительности.

Чтобы понять, что тогда происходило, нужно отмотать время на сто лет назад.


Тогда другая замечательная технология разочаровывала производителей: электричество.

Некоторые корпорации вкладывались в динамо-машины и моторы, устанавливали их на рабочих местах. Но ожидавшийся всплеск производительности не наступал.

Но потенциал электричества был ясно виден. Томас Эдисон и Джозеф Суон [и Александр Николаевич Лодыгин – прим. перев.] независимо друг от друга изобрели пригодную для использования лампу накаливания в 1860-1870-х. В 1881 Эдисон построил электростанции на Пёрл Стрит на Манхэттене и на улице Холборн в Лондоне.

</p>
Станция Пёрл Стрит стала первой центральной коммерческой электростанцией в мире

Станция Пёрл Стрит стала первой центральной коммерческой электростанцией в мире



Не прошло и года, как он уже продавал электричество как товар. Ещё через год первые электромоторы питали машины на производстве. И всё-таки к 1900-му году менее 5% энергии на фабриках Америки приходило от электромоторов. Продолжалась эпоха пара.

Паровая фабрика должна была быть очень впечатляющей. Механическая энергия поступала от единой огромной паровой машины, поворачивавшей центральный стальной вал, идущий по всей длине фабрики. Иногда он выходил наружу и продолжался в следующем здании.

Паровая хлопковая фабрика 1830-го года основывалась на сложной конструкции из шестерней и ремней

Паровая хлопковая фабрика 1830-го года основывалась на сложной конструкции из шестерней и ремней



Вспомогательные валы, соединённые посредством шестерней и ремней, управляли молотами, пробойниками, прессами и ткацкими станками. Ремни могли даже передавать энергию по вертикали через отверстие в крыше на второй или даже третий этажи.

Их закрывали сложные «ременные башни», защищавшие от распространения огня через отверстия. Всю конструкцию постоянно смазывали сотни смазчиков.

Паровые двигатели редко останавливались. Если на фабрике нужно было работать хотя бы одной машине, необходимо было сжигать в топке уголь.

Почему появление электричества не сразу изменило промышленность ?


Шумели зубцы, крутились валы, ремни перемешивали жир и пыль, и всегда существовал риск того, что у работника зажуёт рукав или шнурок, и его затащит в без устали работающую всеобъемлющую машину. Но некоторые владельцы фабрик заменяли паровые двигатели на электромоторы, получая чистую и современную энергию с ближайшей электростанции.


Революционное влияние

Но из-за необходимости ощутимых инвестиций в модернизацию часто они оставались недовольными полученной экономией. Примерно до 1910 года многие предприниматели, ознакомившись с системой электрических двигателей, выбирали старый добрый пар.

Почему? Чтобы получить все преимущества электричества, владельцам фабрик приходилось менять образ мышления. Они, конечно, могли использовать электромотор так же, как использовались паровые машины. Тогда они вписались бы в старую систему.

Но электромоторы были способны на большее. Электричество позволяло доставлять энергию точно тогда и туда, когда и где она была нужна.

Небольшие паровые двигатели были ужасно неэффективными, но небольшие электромоторы работали прекрасно. Поэтому на фабрике можно было размещать несколько небольших моторов, каждый со своим небольшим валом.

Электричество позволяло организовывать фабрики и работников по логике производственной линии

Электричество позволяло организовывать фабрики и работников по логике производственной линии



С развитием технологии каждый верстак мог обзавестись своей машиной со своим небольшим электромотором. Энергия уже не передавалась через единственный массивный вращающийся вал, она шла по проводам. Фабрика, работающая на пару, должна была быть достаточно прочной, чтобы выдерживать огромные стальные валы. Электрическая фабрика могла быть лёгкой и воздушной. Паровые фабрики необходимо было выстраивать по логике ведущего вала. Электричество позволяло организовывать фабрики и работников по логике производственной линии.


Повышение эффективности

Старые фабрики были тесными и тёмными, всё ютилось вокруг валов. Новые фабрики могли рассредоточиться, их крылья и окна могли пропускать свет и воздух. На старых фабриках паровые двигатели задавали общий ритм. На новых это могли делать работники.

Ювелир 1909 года пользуется плодами электрического освещения и станков

Ювелир 1909 года пользуется плодами электрического освещения и станков



Фабрики могли стать чище, безопаснее, эффективнее, поскольку машинам необходимо было работать только во время использования. Но таких результатов не получалось добиться, просто вырвав паровой двигатель и заменив его на электромотор. Вам нужно было менять всё: архитектуру и производственный процесс. И, поскольку у работников появлялось больше автономности и гибкости, вам необходимо было менять и их процедуры найма, обучения и оплаты.

Владельцы фабрик сомневались, по понятным причинам. Им, конечно, не хотелось сорить деньгами. Кроме того, им не хотелось продумывать все последствия мира, который пришлось бы адаптировать к новой технологии. Но в результате изменения произошли, они были неизбежны.

Электричество стало дешевле и надёжнее. Американские рабочие стали обходиться дороже из-за законов, ограничивавших эмиграцию из Европы, раздираемой войной.


Прыжок вперёд

Заработная плата взлетела и найм работников перешёл от количества к качеству. Обученные работники могли использовать автономию, предоставляемую электричеством. И чем больше владельцев фабрик осознавали, как использовать все преимущества электромоторов, тем больше производственных идей распространялось между ними.

К 1920-м производительность американской промышленности взлетела так, как этого не случалось ни до, ни после этого.

Знаменитая автоматизация производства автомобилей от Генри Форда

Знаменитая автоматизация производства автомобилей от Генри Форда



Вы могли бы решить, что такой прыжок вперёд объясняется новой технологией. Но нет. Историк экономики Пол Дэйвид большую часть успеха относит на счёт того, что производители, наконец, придумали, как использовать технологию, которой к тому времени было уже 50 лет. Что представляет саркастическое замечания Роберта Солоу в новом свете.

К 2000-му году – примерно через 50 лет после появления первой компьютерной программы – продуктивность начала немного расти. Два экономиста, Эрик Брайнджолфсон и Лорин Хитт, опубликовали исследование, показывающее, что многие компании вложились в компьютеры, не получив практически никаких преимуществ, в то время как другие добились ощутимой выгоды.


Время и воображение

Разницу объясняло то, готовы ли компании были реорганизоваться с целью воспользоваться преимуществами того, что могли предложить компьютеры. А это часто означало децентрализацию, передача независимому подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса, выбор оптимальной организации цепочки поставок и предоставление большего выбора клиентам. Нельзя было просто взять старые системы и добавить улучшенные компьютеры. Приходилось начинать делать всё по-другому.

Онлайн-гигант Amazon продолжает эксплуатировать новую технологию, используя роботов на складах и беспилотники для доставок

Онлайн-гигант Amazon продолжает эксплуатировать новую технологию, используя роботов на складах и беспилотники для доставок



А всемирная паутина ещё моложе. К моменту, когда лопнул пузырь доткомов, ей было от силы лет десять. Когда динамо-машины были так же молоды, как сейчас веб, владельцы фабрик всё ещё отдавали предпочтение пару. Реальные изменения только начинали появляться на горизонте.

Особенность революционной технологии в том, что она меняет всё – поэтому мы и называем её революционной. А чтобы поменять всё, требуется время и воображение, а также смелость. А иногда – много тяжёлой работы.


[источники]источники
http://www.bbc.com/news/business-40673694


Метки:

Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “История” Tag

promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит во всей этой цепочке же ушедший от нас 2017 год? Тут можно обратить внимание на несколько показателей и сравнить их с показателями 2016 года. Например синенькие циферки - это залогиненные посетители ЖЖ. На самом деле конец 15 и весь 16, 17 года цифра эта была в пределах 35…

Comments

zinker_a
Sep. 9th, 2017 03:35 pm (UTC)
Потому что постоянный ток был неудобен в передаче на расстояния.

И чтобы два раза не вставать: Эдисон был хорошим менеджером, а вот изобретателем так себе.

И чтобы три раза не вставать: эти приводные ремни в России носили название "просак", а не то, что вам Мигалков напел.

Edited at 2017-09-09 03:37 pm (UTC)
Алексей Бумагин
Sep. 10th, 2017 06:58 pm (UTC)
Систему переменного 3-фазного тока предложил Н.Тесла ... а где он её взял - ?
von_hoffmann
Sep. 10th, 2017 01:32 am (UTC)
Получается мы тогда были "впереди планеты всей", учитывая электрификацию промышленности России даже в Богом забытом городке Нерехта: https://von-hoffmann.livejournal.com/109847.html
neuport
Sep. 10th, 2017 05:44 am (UTC)
Неважно отредактированная компиляция (или комп. перевод). Повнимательней к тексту.
b_graf
Sep. 12th, 2017 07:19 pm (UTC)
Заводская электростанция (а первоначально источником электроэнергии была именно она) стала более выгодней паровых машин где-то между 1900 и 1910 г.г. До того это было слишком дорогое оборудование, тратящее слишком много топлива - низкий кпд (дороже и больше котлов паровых машин). И благом пользования электроэнергией от общих сетей могли воспользоваться только самые передовые страны с большой по тем временам выработкой электроэнергии (раз-два и обчелся -. США, вторая - Германия), как раз тоже где-то с этого периода (после 1910 г. постепенно стали присоединяться все остальные).

Links

Календарь

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Powered by LiveJournal.com