?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Первые эксперименты с самодвижущимися броневагонами были предприняты в России еще в первую мировую войну. В результате был создан тяжелый броневагон "Заамурец", вооруженный двумя 57-мм пушками во вращающихся башнях и легкая дрезина "Стрела".

Надо сказать, что эти машины наглядно демонстрировали два расходящихся направления в развитии самоходных броневагонов.

"Стрела" являлась примером легкой разведывательной дрезины, которая должна была использоваться совместно с бронепоездами и испльзоваться для разведывательных и связных задач (в то время бронепоезда еще не оснащались радиостанциями).

"Заамурец" же благодаря своим размерам и вооружению был сравним с половиной штатного штурмового броепоезда, такого как, например, "Товарищи Шаумян и Джапаридзе" (позже переименованный в "Первый мрашал").



Разумеется, годы гражданской войны не способствовали проведению исследовательских работ, а последовавшее затем сокращение Красной Армии и переход на мирный режим в конце концов просто приостановили все работы над подобными вооружениями. Однако, ненадолго, поскольку достоинства  моторизованных броневагонов были замечены и оценены не только в СССР. В Польше (а до 1935 года Польша рассматривалась как один из вероятных военных противников СССР) после нескольких неудачных испытаний вагонов "Улан" и "Техник" были закуплены чешские легкие разведывательные дрезины "Татра". Более тяжелое вооружение должно было быть предсталвено артиллерийскими броневагонами типа III, разработанных на заводах Цегельского, в которых предполагалось устанавливать двигатель внутреннего сгорания.

Однако двигатели никогда в эти вагоны не устнавливались, и до самого конца своей службы вагоны остались всего лишь артиллерийскими вагонами бронепоездов "Смелый" и "Пилсудчик". Из всего проекта был реализован только броневагон с дизель-электроприводом Wz.28, который так и не вышел за рамки испытаний.



Тем временем, в СССР, глядя на приготовления западного соседа, работы были развернуты со значительно большим размахом. Уже в 1934 году был реализован проект бронированных самоходных вагонов Д2. До начала второй мировой войны это были единственные вагоны такого класса, выпускаемые серийно. В них было установлено по две артиллерийских башни с орудиями 76 мм и по 7 пулеметов. Известным их недостатком являлся относительно слабый двигатель. Все эти броневагоны поступили на вооружение железнодорожных войск НКВД.

Николай Иванович Дыренков (1898—1937) — советский разработчик бронетехники, автор около 50 проектов разной степени завершённости.

Самым значительным вкладом Дыренкова стал самоходный мотоброневагон Д-2, оснащенный двигателем Геркулес в 93 лошадиных силы и оригинальной КПП конструкции самого Дыренкова, с четырьмя скоростями и реверсом. Бронекорпус с толщиной листов 10-16мм надежно защищал машину от пуль и осколков - а вооружение было, без преувеличения, весьма и весьма мощным. В двух башнях размещались 76.2-мм противоштурмовые пушки обр.1913 года (предтечи полковушек обр.1927) со спаренными пулеметами ДТ-29, третий пулемет ДТ находился в поворотной командирской башенке (от танка МС-1, кстати), а основным пулеметным вооружением были четыре пулемета "Максим", расположенные попарно по бортам корпуса.



По итогам испытаний в конструкцию бронедрезины внесли множество изменений, основными из которых можно считать заметное увеличение размера корпуса (для улучшения обитаемости и автономности), отказ от вращающейся командирской башенки и замена ее на неподвижную рубку, установку на одной из башен зенитной установки из двух пулеметов "Максим" (всего, значит. их стало шесть, а самое главное - "короткие" пушки были заменены на полноценные дивизионки обр.1902/30 годов.

Плюс к тому, двигатель Геркулес заменили на 90-сильный ярославский мотор, внесли много усовершенствований в трансмиссию, оснастили бронедрезины радиостанциями и так далее. В итоге объем переделок оказался довольно значительным. что заметно задержало поступление бронедрезин на вооружение войск НКВД по охране железных дорог. Вместо запланированного срока - конца 1932 года, - первые машины с завода Можерез поступили только в середине 1933 года, а более-менее в товарных количествах пошли только к его концу. Всего в Москве было построено 15 бронедрезин Д-2 серийного типа. Коломенский же и Калужский заводы попросту сорвали выполнение заказа и были от него в конце-концов освобождены. Их объемы были переданы в Брянск, на завод "Красный Профинтерн", который и выпустил еще 15 бронедрезин, завершив их выпуск в июле 1934 года.



Еще в начале 1933 года, когда только началась сдача серийных Д-2 заказчику, УММ РККА отказалось от использования мотоброневагонов конструкции Дыренкова для вооружения бронепоездных частей Красной Армии. Проведенные испытания показали, что серийные Д-2 плохо вписываются в кривые железных дорог, сложны в обслуживании (например, для капитального ремонта коробки перемены передач и двигателя приходилось снимать башни и верхнюю часть корпуса), их трансмиссия ненадежна и требует частой регулировки. Поэтому УММ РККА приняло решение передать все изготовленные серийные Д-2 транспортному отделу ОГПУ, который к этому времени уже имел в своем распоряжении мотоброневагоны Д-З, Д-6 и опытный образец Д-2. На эти бронеединицы возлагалась охрана и оборона железнодорожных объектов в приграничных районах Советского Союза. Организационно мотоброневагоны входили в состав рот МБВ - 3 единицы плюс бронепаровоз - и могли действовать как самостоятельно, так и в составе бронепоезда. В феврале 1939 года роты мотоброневагонов вошли в состав созданного Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений
Всего в годы Великой Отечественной было потеряно в боях семь мотоброневагонов Д-2, которые были отремонтированы немцами, охотно включавшими их в состав своих бронепоездов. А те броневагоны, что сумели пережить войну - продолжали нести службу вплоть до физического износа, до конца 40-х годов.

[источники]
Источники:
http://www.cardarmy.ru/trains/mbw2.htm
https://topwar.ru/6201-neizvestnyy-nikolay-dyrenkov-bronemotovagon-d-2.html


Метки:

Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Оружие” Tag

promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

oswstudio
Dec. 20th, 2017 01:15 pm (UTC)
Последний советский бронепоезд классической схемы был построен в 1970 году на заводе имени Малышева. На броневагонах стояли башни от Т-55 и от "Шилок". Причем, танковые пушки имели возвышение до 80 градусов, ввиду отсутствия полика, как в танке. И могли вести обстрел воздушных целей.
Получился жуткий по убойности агрегат, но выпущен был всего в одном экземпляре.

Потом были просто набор "бронелетучек" из танка на бронированной платформе с аппарелью, вагона с пехотой и зенитным вооружением. Эти "бронепоезда" умерли в 90-м году, когда ехали давить Баку две недели. Да и не успели к обеду.
Vasiya Pupkin
Jan. 9th, 2018 12:21 pm (UTC)
А есть ли информация про бронепоезда, действующие во время "чеченских" компаний? Или это миф? Была информация что железнодорожные войска воскресили пару бронепоездов времен ВОВ.
oswstudio
Jan. 24th, 2018 01:10 pm (UTC)
Да была инфа. Но не могу указать где. Только не времен ВОВ, а послевоенные - с башней от Т-55 на бронеплощадкой и тепловозом. Но оказалось, что терроризм это не позиционная война, а бронепоезд дико уязвимая конструкция для диверсий.
vasiliskus
Dec. 20th, 2017 07:32 pm (UTC)
Хороший трамфай... на Привоз ездити...)))
Хорошо въехать в базар и через щель спросить: "Скоко, скоко? Одно кило или весь мешок?"(с)
vombatus123
Dec. 21st, 2017 02:41 am (UTC)
"Николай Иванович Дыренков (1898—1937) — советский разработчик бронетехники, автор около 50 проектов разной степени завершённости."

Лучше бы он бронедрезинами и ограничился. А так вошёл в историю скорее как комический персонаж, как горе-конструктор неспособных передвигаться танков.

Links

Календарь

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Powered by LiveJournal.com