Первые иномарки в СССР - Мастерок.жж.рф
?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первые иномарки в СССР



Таких машин у нас в городе конечно не было, но и в 80-е годы мы с пацанами пристально изучали все автомобили и мотоциклы, которые были "из рядя вон".

Появление иномарки на московских улицах всегда вызывало некоторый ажиотаж – машину непременно обступала толпа любопытных, норовящих заглянуть в салон, кто-то даже фотографировал диковинные для Советского Союза авто и собирал целые коллекции таких снимков.

К посольствам капиталистических государств ходили как в музеи…

Иностранцы, приехавшие в СССР, поначалу удивлялись такой реакции на свои транспортные средства, но потом перестали, а вот советские иномарочники относились к этому нормально. Правда, деятелей культуры и искусства подобное отношение несколько коробило: не каждой знаменитости понравится интерес к своей машине больший, чем к собственной заслуженной персоне. Но зато именно знаменитости, в отличие от подпольных миллионеров и «цеховиков», могли открыто демонстрировать свое автомобильное богатство. Они же имели возможность самостоятельно выбирать марку и модель машины, а не получать по разнарядке сверху то, что было в распределителе.





Как правило, иномарки покупали артисты во время зарубежных поездок и гастролей на честно заработанную валюту, потом полностью оплачивали таможенные пошлины или получали разрешение в Министерстве культуры и ставили машину на учет.

Считается, что самым первым иномарочником в СССР стал Владимир Маяковский, который в конце 20-х годов «из Парижа привез Рено, а не духи и не галстук». В ответ на сплетни и слухи завистников ему даже пришлось написать об этом небольшое стихотворение.

А вот оперной певице Антонине Неждановой за привезенный из Америки в 1931 году закрытый двухдверный Ford-A оправдываться не пришлось: к тому времени машина уже стала неотъемлемой реалией богемной жизни Советского Союза.

С началом выпуска советских легковых машин их стали официально дарить артистам, но некоторым позволяли иметь и иномарки. Так, звезда экрана, любимица партийной верхушки Любовь Орлова пользовалась двухдверным родстером Packard-120, а балерина Большого театра Ольга Лепешинская – кабриолетом Ford-V8.





После войны деятели культуры стали получать и трофейные немецкие машины. Автор музыки популярнейших песен «Темная ночь» и «Спят курганы темные» композитор Никита Богословский приобрел по спецразрешению от зампреда Совнаркома Молотова сначала кабриолет Steyr, потом малолитражку Opel Olimpia, которую сменил на MercedesBenz. Его коллега Матвей Блантер – автор «Катюши» – также после войны ездил на автомобиле марки Steyr. Кинодокументалист Роман Кармен получил в 1945 году в Берлине подарок от генерала армии Батова – двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230. Но трофейная эйфория продолжалась недолго: с выпуском первых послевоенных «Побед» и ЗИМов немецкие авто потеряли привлекательность.

Иномарки восстановили свои позиции только к началу 50-х, когда мировой автопром окончательно отошел от последствий войны и смог представить такие модели, по сравнению с которыми изделия советской индустрии выглядели очень бледно. Вот тогда-то владение автомобилем иностранного производства стало настоящим шиком. А наиболее престижно было ездить на иномарке с наемным шофером.





Именно так пользовалась машиной знаменитая балерина Галина Уланова. Сначала у артистки числился в собственности Mercury Monterey 1958 года серебристого цвета с темновишневым салоном. Естественно, что она сама не сидела за рулем, а нанимала для этого персонального водителя, которому по трудовому договору платила 1200 рублей в месяц. Говорят, автомобиль балерины всегда был чистым, ухоженным – он прослужил ей более десяти лет, пока в конце 60-х годов Уланова не продала его, купив себе во Франции Citroen ID-21. «Француз» для Советского Союза был настоящей диковинкой – ни на одной отечественной машине не стояло гидропневматической подвески с регулировкой дорожного просвета. В свое время ходили слухи, что автомобиль советской балерине презентовал модельер Пьер Карден, но подтверждений этой версии пока не нашлось.

С наемным шофером ездил и оперный тенор Сергей Лемешев – в его собственности находился скромный Plymouth Savoy 1959 модельного года, а его вечный соперник по сцене Иван Козловский личного автомобиля не имел, предпочитая вызывать себе такси. Совсем нескромный и по-кавказски роскошный Imperial Le Baron 1963 года купил в 1971 году композитор Арно Бабаджанян.


Запретный класс (Или первые иномарки в СССР)

Подержанного «американца» автор суперпопулярных хитов «Королева красоты», «Свадьба» и «Чертово колесо» приобрел через Управление делами дипломатического корпуса – до этого автомобилем пользовался чрезвычайный и полномочный посол Японии в СССР. Артисты покупали подержанные автомобили и во время зарубежных гастролей, чему способствовало снижение в конце 70-х годов таможенных пошлин на ввоз в СССР автомобилей иностранного производства. Многие воспользовались подобной ситуацией: так, Нонна Мордюкова в 1980 году привезла в Москву купе Lincoln Continental. Автомобиль у народной артистки СССР был почти как новый – всего шести лет, но Мордюкова проездила на нем только два года. Lincoln стал часто ломаться и в итоге был продан.



Запретный класс (Или первые иномарки в СССР)



От вероятного противника

Американские авто были у советских артистов в наибольшем фаворе, видимо, из-за казавшихся фантастическими характеристик и внешнего шика.
Артист цирка и основатель жанра джигитовки Юрий Мерденов пользовался седаном Oldsmobile 88 1973 года.

На подержанном Buick Electra 225 Custom 1974 года разъезжал певец и композитор Александр Градский, купивший это авто в 1981 году.


Запретный класс (Или первые иномарки в СССР)


В нью-йоркском дилерском центре Chevrolet приобрел себе белый спортивный Corvette Stingray 1979 модельного года главный дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис. То был, пожалуй, самый экзотичный автомобиль среди всех московских иномарок.

Впрочем, заграничной экзотикой на колесах пользовались не только артисты, которым было позволено вести богемный образ жизни, но и те, кому по роду занятий требовалось ездить на чем-то поскромнее. Так, член КПСС и советский писатель Лев Гинзбург, разоблачавший в своих произведениях фашистов и неонацистов, пользовался совершенно фантастическим Porsche Targa 1968 года выпуска.

Еще один Porsche – модели 911S 1968 года – находился у журналиста-международника Виктора Луи, имевшего самую большую в Союзе коллекцию иномарок, насчитывавшую около десяти единиц! В разное время у Луи перебывали несколько Mercedes-Benz и Volvo, упомянутый Porsche 911, Ford Mustang, Land Rover, Oldsmobile и даже хипповый кемпер на шасси VW Transporter.


Запретный класс (Или первые иномарки в СССР)


Еще одним большим поклонником иномарок являлся друг Виктора Луи советский писатель Федор Шахмагонов. Труженик пера, написавший сценарий к фильму «Судьба человека», начал с приобретения в 1962 году нового седана Buick Le Sabre. Потом его сменило подержанное, но более стильное и скоростное купе Oldsmobile 88 Cutlass 1970 года, которым Федор Федорович пользовался всего пару лет.
После у Шахмагонова появился длиннющий лимузин Cadillac Fleetwood 75, до этого возивший посла США Стессела.

Несколько иномарок сменил Владимир Высоцкий, причем одну из них – Renault-16 – ему подарила жена Марина Влади. Потом были два BMW 2500 и два Mercedes-Benz моделей 380 и 450. Опальному, но в то же время любимому артисту позволялось ездить на шикарных иномарках, хотя не раз его критиковали за эту страсть.


Запретный класс (Или первые иномарки в СССР)


Издалека долго…

Далеко не все артисты пользовались такой свободой. Те, кто символизировал советский образ жизни, не могли приобрести автомобиль иностранного производства. Это было бы идеологически неправильно.

Так, например, запретили иметь иномарку Людмиле Зыкиной, хотя она очень хотела не отставать от коллег. Однажды знаменитый скрипач Леонид Коган прокатил Людмилу Георгиевну на своем новеньком Peugeot, и певица загорелась купить себе такой же. Чтобы избавиться от таможенной пошлины, Зыкина обратилась к министру культуры Екатерине Фурцевой за разрешением, но та ответила отказом, сказав, что советская певица должна ездить на советской машине, а на Peugeot пусть разъезжают девицы легкого поведения. И лучшая исполнительница песни «Течет Волга» всю свою жизнь проездила за рулем «Волги»





[источники]источники
https://www.zr.ru/content/articles/100806-zapretnyj_klass/
https://www.drive2.ru/b/930144/



Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “СССР” Tag

  • Мятеж на корабле «Сторожевой»

    8 ноября 1975 г., капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой». В тот день Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний…

  • Как брали ГОСБАНК СССР

    Как то мы с вами читали про  Самого знаменитого фальшивомонетчика СССР, а вот еще криминальная история времен СССР. Советские граждане твёрдо…

  • Крушение «Авроры»

    Поезд «Аврора» был предшественником более быстрого и современного «Сапсана». Он курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом с 12 июня 1963…

promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
sdvoryanchikov
Dec. 28th, 2017 06:11 pm (UTC)
Некоторые прям даже современно смотрятся)
Хотя сейчас уже, наверное, этих авто и не осталось?
(Deleted comment)
7777p
Dec. 28th, 2017 07:52 pm (UTC)
первую авто в наш город - Актюбинск ,как ССР - пригнали в начале осени 1980г -и это была Вольво
запомнил потому что чудом не попал в аварии с ней я работал на Зил130,даже фамилию владельца не забыл
karpish
Dec. 28th, 2017 08:40 pm (UTC)
У нас в Целинограде я иномарки видел ещё школьником в 70-е: какой то американец и Фиат. Возможно были и другие, но я об этом доподлинно не знаю.

Edited at 2017-12-28 08:41 pm (UTC)
nquatro
Dec. 28th, 2017 09:33 pm (UTC)
Оооо....Хороший стаж водителя!
7777p
Dec. 28th, 2017 09:56 pm (UTC)
я вообщето за рулём дедовской мотоколяски с 1967года...с 14лет ...
(((проффесионалом работал с 1973-по 1985)))в селе Гаи не было тогда ..
а в 1985-закончил без отрыва от работы -институт на бухгалтера -с грузовика ушёл в контору
nquatro
Dec. 28th, 2017 10:16 pm (UTC)
Сильно! Мне 4 года всего было...
chokipoki
Dec. 28th, 2017 08:10 pm (UTC)
Америка на фото, за редким исключением. Причём огромные седаны. Потом их колхозили ремонтами, это подходит от того, то от этого....
dka
Dec. 28th, 2017 08:30 pm (UTC)
Как же все таки убого смотрятся эти американские баржи.
bigdrum
Dec. 28th, 2017 09:11 pm (UTC)
pe6yc
Dec. 28th, 2017 09:14 pm (UTC)
отлично!
спасибо
nquatro
Dec. 28th, 2017 09:34 pm (UTC)
Крайности социализма...
Этому можно купить, другому - нельзя.

Edited at 2017-12-28 09:35 pm (UTC)
meckermann
Dec. 28th, 2017 11:11 pm (UTC)
Сильно напоминает "Скотный двор" Оруэлла.
Зыкина - русская. Ей нельзя. А свиньям можно, че.. (:
vladimir_krm
Dec. 29th, 2017 09:34 am (UTC)
И правильно, ибо нефиг! :) Раскрутилась и заработала деньги на патриотизме, так будь добра, соответствуй! :)
Блин, гонялись-то в основном не за надёжностью и комфортом, это я могу понять. Но гонялись за понтами, без этого их комплекс неполноценности сжирал :) Из точки А в точку Б можно и на москвичонке доехать...
Был у меня коллега по работе на военке, армянин. Платили там весьма неплохо, к тому же и любые отечественные авто были доступны без очереди (только Волгу надо было 6 месяцев ждать), да и иномарки в 80-е уже можно было достать свободно. Но он ездил на обычной копейке, никогда её не жалел, и по дороге с объекта или на объект всегда набирал полную попутчиков. Бесплатно, естественно. Вот это было средство передвижения, а не понты.
meckermann
Dec. 29th, 2017 10:06 am (UTC)
Правильно то правильно.
Я другое имел в виду: если всем нельзя на задних лапах ходить, то и свиньям тоже.
Блантер тоже раскрутился на том же. Но ему можно. Потому что "все равны, но некоторые равнее"..
duboff1972
Dec. 29th, 2017 02:18 am (UTC)
У нас город портовый, так что иномарки были всегда. В конце 70-х-начале 80-х возили в основном Форды и Опели. Нам- пацанам было в диковинку, что у них спидометр до 220 км/ч.
vladimir_krm
Dec. 29th, 2017 08:09 am (UTC)
В принципе, иномарки купить можно было не только артистам. Мой отец работал простым шофёром в Автовнештрансе, ездил в Китай. Шевроле и прочие американки там в 50-х продавались свободно, и цены были доступны (даже шофёрам). Но на таможне надо было заплатить ещё примерно столько же, а это уже было слишком, если машина не только и не столько для понтов нужна, как артистам.
К тому же, запчасти. У моего шефа (гораздо позже) кроме 500-го мерина была просторная (три места на переднем сиденьи) и роскошная Шевроле Каприз. Сломался там задний мост... и всё...
Вообще, у Шевроле дизайнеры были хорошие. Мне больше всего нравился минивэн Шевроле Люмина...
avanik
Dec. 29th, 2017 09:03 am (UTC)
Ту на днях Юрий Антонов постеснялся на тв рассказать как купил первую Вольву 240. Видать взятку давал) Сказал только цену 14 тр.
отсутствует
Dec. 30th, 2017 09:36 am (UTC)
https://a.d-cd.net/684a4fes-1920.jpg
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

О нашем центре
Сеть EPILAS – это уникальные медицинские центры, предоставляющие косметологические услуги премиального уровня по самым низким ценам в Москве.

Современная аппаратная косметология с применением лучших лазеров из Германии позволяет неинвазивно добиваться невероятных, а главное стойких результатов в борьбе с нежелательными волосами на теле, разглаживанием морщин на лице, отбеливанием кожи в любой зоне и лечения акне.

masterok
Masterok (Валерий)
Хочу все знать

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com