На чем сотрудники КГБ догоняли шпионов - Мастерок.жж.рф
?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



С большим удивлением для себя узнал, что оказывается КГБшники в СССР имели машины, внешне мало чем отличающиеся от обычных, а внутри нашпигованные всякими современными техническими штучками. И пусть эти штучки не ракеты с пулеметами как у агента "007", но по тем временам это тоже было очень круто для автомобиля.

Ну вот например...




Скрытное наблюдение

Автопарк КГБ времен холодной войны разительно отличался от всего того, что можно было увидеть во время официальных мероприятий. Для оперативной работы сотрудников КГБ и других органов госбезапасности всегда выбирали автотранспорт, максимально далекий от эскортных автомобилей со спецсигналами и атрибутикой, обозначающей ведомственную принадлежность.

Первым в автопарк специального назначения попал доработанный под требования органов госбезопасности легендарный автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». М-20Г стал первым автомобилем в неофициальном списке «догонялок» – машин для наружного наблюдения и преследования.

Внешних отличий от базовой версии автомобиля практически не было – все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, находились внутри. От гражданской версии автомобиля «Победа» машина оперативников КГБ отличалась более мощным, форсированным 90-сильным двигателем, основой для которого послужила бензиновая 3,5-литровая рядная «шестерка» от автомобиля ГАЗ-12.

«Волга» особого назначения и советский «маслкар»: как сотрудники КГБ охотились на шпионов
Форсированный двигатель передавал крутящий момент на задний привод через усиленную механическую коробку и укороченные полуоси – все эти изменения способствовали ускорению разгона, а также внушительной максимальной скорости – почти 130 километров в час.

«Волга» особого назначения

Каждый флагман Горковского автомобильного завода получал модификацию с доработанным двигателем и так называемым «спецнабором» – доработкой тормозных механизмов, специальными покрышками, устойчивыми к проколу, и другими вспомогательными средствами.

Легендарная газовская «Ласточка», купить которую можно и сегодня, в специальной версии для группы наружного наблюдения могла догнать любую «посольскую» машину. Сотрудники дипломатических миссий различных государств передвигались в основном на мощных машинах отечественного производства и могли запросто «сбросить хвост», случае если оперативники передвигались на обычной, не подготовленной для скоростного преследования машине.

«Волга» особого назначения и советский «маслкар»: как сотрудники КГБ охотились на шпионов
ГАЗ-23 дорабатывали с учетом возможностей зарубежных автомобилей: под капот спецверсии устанавливался двигатель V-8 объемом 5,5 литра с облегченным алюминиевым блоком цилиндров от «генеральского» лимузина – ГАЗ-13 «Чайка». Однако в подкапотное пространство такой двигатель помещался с трудом – для удобства монтажа и максимально простого обслуживания двигатель пришлось установить с минимальными допусками и на два градуса наклонить относительно оси.

Мощность обновленной силовой установки составляла внушительные для такой машины 195 лошадиных сил. Оборотной стороной медали стал расход топлива: прибавившая в весе машина при спокойной езде потребляла от 18 до 20 литров бензина, а при длительной работе с педалью газа расход топлива мог «подскочить» и до 25 литров на 100 километров пути.

За восемь лет производства гражданской версии ГАЗ-23 стал для оперативников КГБ практчически родным: всего органы государственной безопасности получили 603 таких автомобиля.

Главным требованием КГБ при закупке таких машин неизменно был аутентичный гражданский внешний вид: ничто в экстерьере автомобиля не должно было выдавать специально подготовленную для слежки и погони версию.

«Волга» особого назначения и советский «маслкар»: как сотрудники КГБ охотились на шпионов
Строго следуя прописанным в техническом задании данным, специалисты завода вместе с представителями заказчика скрывали все следы «гоночного» автомобиля – в целях соблюдения правил, у «Волги» особого назначения переделали даже выхлопную систему с разветвлением на две трубы.

Для этого выпускные тракты системы переваривалась и соединялась особым образом рядом с редуктором, а снаружи оставалась стандартная хромированная насадка.

«Все это делалось для того, чтобы запутать даже опытных шпионов. Внешний вид создавался один в один по образу и подобию серийных авто. Отличия можно было обнаружить лишь во время движения: черные "Волги" двигались по улицам значительно быстрее и выделялись на фоне остальных автомобилей басовитым рокотом двигателя», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» историк кандидат технических наук Сергей Макоевский.
Обычная механическая коробка передач не могла «переварить» крутящий момент мощного V-8 – для решения этой проблемы в ГАЗ-23 специалистами была установлена усиленная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором и индикацией передач на русском языке.

В результате опергруппы КГБ, сутками напролет разрабатывавшие зарубежных шпионов и их окружение, получили в свое распоряжение практически гоночную машину: разгон до 100 километров в час у ГАЗ-23 занимал всего 16 секунд, а максимальная скорость машины составляла 170 километров в час.



Советский «маслкар»

С одного из самых популярных и массовых в автопарке Комитета государственной безопасности автомобиля – ГАЗ-24-25 – начинается история персональных доработок, вносимых в цеху при службе технического обеспечения КГБ СССР. Двигатель и ходовую нового автомобиля решили не менять, однако с появлением 24-й «Волги» в серийном производстве специалисты техотдела КГБ приступили к экспериментам, связанным с оснащением «догонялки» нового поколения.

«Волга» особого назначения и советский «маслкар»: как сотрудники КГБ охотились на шпионов
Все доработки, включая комплект «специального оснащения» – радиопеленгаторы, фотоаппаратару и систему беспроводной связи «Алтай» размером с офисный чемодан и общим весом более 100 килограммов, – устанавливались специалистами 9-го Управления КГБ СССР тайно: ни производитель, ни какие-либо третьи лица сведений о доработке не получали, а все данные о «спецпродукции» находились под грифом секретности.

Контроль качества

Собранные для КГБ СССР «Волги» лишь внешне походили на обычные «гражданские» автомобили. Однако уже на заводе ведомственные автомобили получали двойную окраску, качественную шумоизоляцию, а кузов для повышения прочности проваривали сплошным швом.

Для надежной работы электрооборудования на борту большинства автомобилей устанавливался второй аккумулятор повышенной емкости.



«Волга» особого назначения и советский «маслкар»: как сотрудники КГБ охотились на шпионов

Особая «прыть» последних автомобилей, собранных для КГБ СССР, включая наиболее быструю версию – ГАЗ-31-013, – обеспечивалась не только доработанным двигателем ЗМЗ-505, десять на 220 лошадиных сил, но и специальной трехступенчатой автоматической КПП. Мощный двигатель, который с началом преследования мог длительное время без проблем для водителя «крутиться» возле красной зоны тахометра, и проворная КПП позволяли тяжелому седану с группой наружного наблюдения держать темп и поспевать даже за самыми мощными импортными автомобилями с шести- и восьмицилиндровыми двигателями.

Расход топлива, несмотря на улучшения, доработки и смену поколений, меньше не стал: тяжелая «Волга» с мощным двигателем по-прежнему потребляла не менее 20 литров высокооктанового бензина.


Особенности «наружки» и аэродинамики

Историки отмечают, что «Волги», собранные для КГБ СССР и раскрытые объектами наблюдения, подвергались серьезным косметическим изменениям.

«Такая машина сначала снимались с оперативной работы, а после загонялись в цех, где ее перекрашивали в другой цвет. Одну и ту же машину могли перекрашивать по два-три раза», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Евгений Белаш.

Под конец «боевой службы» такие автомобили еще раз подвергались серьезным изменениям – на вторичный рынок после нескольких дней в механическом цеху выходили машины, максимально приближенные к заводской комплектации: «боевая Волга» лишалась не только секретного оборудования для связи и слежения, но и мощной V-образной «восьмерки» – вместо мощного двигателя моторный отсек занимал штатный четырехцилиндровый агрегат.

На протяжении долгих лет аэродинамика и набор скорости советской «Волги» оставались предметом резкой критики. Вину за это пытались возложить на «рубленый» дизайн с прямыми линиями. Однако эксперименты по оснащению восстановленных кузовов современными двигателями V-8 показали, что самый массовый в истории ГАЗ четырехдверный седан оказался способен развивать скорость под 300 километров в час.



А вот как это комментируют в интернете:

по свидетельству очевидцев таким волгам в багажник клали 2 мешка с песком — чтоб рессоры загрузить, они тогда шли плавно и ровно, а еще был курьёз, когда только начали ставить автоматы, оставили 2 педали, специалисты посмотрели и отправили обратно на завод — ибо палево, любой агент, проходя мимо, мог увидеть, что машина кгбшная и определить, кто за ним следит, переделали на 3 педали — одна пустая была)

Ещё говорили, что 3х ступенчатые автоматы выпускали у нас и чуть не разработали наши...но тут поручиться не могу.


А еще ставили роторные движки:

В основном на РПД-шках были ВАЗ 21019 с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-411 (ширина ротора 70мм) мощностью в 120 л.с., а позже и ВА3 413 мощностью в 140 лошадей (ширина ротора 80 мм.) Еще 413 двигатель ставили на ГАЗ-21, -24 и -3102. Машины очень шустрые и не такие уж ломающиеся, в отличие от самых первых тестовых моделей. около 60 тыс ресурс, и 20 тыс при форсировке. на максимуме около 200 коней можно с движка снять. А если ездить аккуратно то до 100 тыс ходили. ...довелось покататься на 2108 с 415 движком. динамика офигенная.

[источники]источники
https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201801090828-k9yl.htm



Tags:

Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “СССР” Tag

promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
wladimire
Jan. 11th, 2018 10:10 am (UTC)
Исправьте опечатку: "...все эти изменения способствовали увеличению разгона..."
Изменения способствовали "ускорению разгона".
masterok
Jan. 11th, 2018 10:26 am (UTC)
ок, спсб
wladimire
Jan. 11th, 2018 10:27 am (UTC)
+))
karpish
Jan. 11th, 2018 10:30 am (UTC)
Ну роторные ВАЗы имелись так же у ГАИшников.
rodder
Jan. 12th, 2018 01:13 pm (UTC)
В какой то момент они и в свободную продажу попадали.
karpish
Jan. 12th, 2018 07:28 pm (UTC)
Не лучший вариант для обывателя: ресурс меньше, обслуживание чаще и дороже.
rodder
Jan. 12th, 2018 07:37 pm (UTC)
Так они особо и не брали, сильно специфическая техника и изначально дороже. Недолго это было, в постперестроечные годы и то с какими то плясками, чтоб подобную машину вымутить, а потом производство тех движков и вовсе свернули. У знакомого была "восьмёрка" с РПД, но он и не обыватель, изначально брал ради движка под другой проект.
karpish
Jan. 12th, 2018 08:21 pm (UTC)
Ясно. Как тут не вспомнить NSU, которые позже был куплен AUDI. ;-)
rodder
Jan. 12th, 2018 09:41 pm (UTC)
Никаких совпадений, кроме поминания типа двигателя не наблюдаю ))
havohudonosor
Jan. 11th, 2018 10:43 am (UTC)
[i]В результате опергруппы КГБ, сутками напролет разрабатывавшие зарубежных шпионов и их окружение, получили в свое распоряжение практически гоночную машину: разгон до 100 километров в час у ГАЗ-23 занимал всего 16 секунд, а максимальная скорость машины составляла 170 километров в час.[/i]

По нынешним временам это люто медленные машины.
Бамбармия Кергуду
Jan. 11th, 2018 10:52 am (UTC)
Трехступка ставилась и на 24-25, никакой "проворной" она не была. Мешков никто никуда не клал, равно как и бетонные/свинцовые плиты - в багажнике размещалась аппаратура радиосвязи как из-за размеров, так и из-за развесовки - с массивным 505-ым движком и задним приводом без допнагрузки на заднюю ось Волга превращалась в неуправляемую корову на льду. По этой же причине современные владельцы "догонялок" и просто свапнутых Волг спустя год-два их сливают - дури полно, управляемости ноль.
kygecthuk
Jan. 11th, 2018 11:40 am (UTC)
интересно за кем гонялись, если автомобили в советское время получали как медальку за лояльность властям.
george_bigman
Jan. 11th, 2018 02:30 pm (UTC)
да щщаз. скажи ещё как орден.

деньги есть - пошёл и купил. денег мало - постоял в очереди и купил дешевле.
kygecthuk
Jan. 11th, 2018 02:34 pm (UTC)
вам что-нибудь говорят такие советские слова как "дефицит" и "блат"?
nepuc
Jan. 12th, 2018 08:18 am (UTC)
Какие ещё слова есть в советском языке и отсутствуют в русском?
kygecthuk
Jan. 12th, 2018 08:20 am (UTC)
дорогой, травите ваши байки про легкодоступность советских машин советским людЯм на омериканьских форумах. здеся не прокатит.
george_bigman
Jan. 12th, 2018 08:29 am (UTC)
вам что нибудь говорят слова "деньги есть"?
повторяю для школоты: накопил попукивая 6 тыщ - стоишь полгода-год в очереди (в общей очереди. родной. тупо по порядку желающих) за жигулём. если с блатом - месяца два-три, пока там нужный цвет приедет с тольятти.
а если заработал тыщ 8 - пошёл и купил через "комиссионку" тот же самый жигуль с пробегом в 30 километров прям завтра.

а про "медальку за лояльность" и стррашный ужжашный дефицит с расстрелом - кому другому вешай, а мне нинада. я прекрасно помню как это делалось, на рыбалки-охоты-шашлыки-турбазы чай не пешком ходил.

Edited at 2018-01-12 08:31 am (UTC)
kygecthuk
Jan. 12th, 2018 08:52 am (UTC)
я же тебе сказал - канай на омериканьские форумы и там теребонькай свою олькинскую балалайку. а мне заливать не надо, я жил в совке и знаю кто, как и почом приобретал в то время автомобили.
george_bigman
Jan. 12th, 2018 09:08 am (UTC)
иди сам в жопу, сказочник новодворский. вы меня утомили уже 3,14здеть про наградные машины и дефицит подштанников.
у нас из 6ти семей, которыми дружили - у 4х машины были, и ни на одной гравировки "за освобождение дальнего востока от феликса эдмундыча" как то не наблюдалось. все были без каких то проблем спокойно куплены.

ах, да, вспомнил, ещё у знакомых одна машина по блату бралась, но эт уже позже, ближе к 90стым годам, когда хозрасчёты всякие пошли... но опять же не патамушта "не разрешали власти покупать" а чисто по экономии. был знакомый начальник конторки, взяла конторка в гараж москвич "для разъездов", через полгода списали, покупатель на этой операции сэкономил 3 тыщи рублей.
kygecthuk
Jan. 12th, 2018 09:59 am (UTC)
сколько в ссср было семей? миллионов 60 к примеру. значит 40 миллионов машин.
мерседесов и тойот принимать во внимание не будем. были, но не у всех)



на пике производилось по миллиону в год. от трети до половины сразу отгружались "бэзвозмэздно" голодающим африки и латинской америки - как реклама опупенности социалистического строя.
в остатке оставалось (в лучшие годы!) ровно по два произведённых автомобиля на одну тысячу населения. хотя мож для вас совейская семья как цыганский табор.


насчёт зажытошных семей - кто ж спорит. у меня в деревне дача. там рядом виллы прокурора-мэра-судьи и главмента этой деревни. само собой они дружат семьями и травят друг другу байки, что вот у них по два бассейна на семью. а значит в России все так нонче жывут! не то что в пиндостании, где негры голодают.

Edited at 2018-01-12 10:00 am (UTC)
kygecthuk
Jan. 12th, 2018 11:01 am (UTC)
савейская статистика
https://books.google.com/books?id=spcFDAAAQBAJ&pg=PA90&lpg=PA90&dq=soviet+union+car+ownership+1983+36&source=bl&ots=D__Rn8XjFi&sig=g-oCBIYatL7vCdWvIJwCUkinFWs&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjCpIzvt4fOAhUE6WMKHdR4BlwQ6AEIKzAC#v=onepage&q=soviet%20union%20car%20ownership%201983%2036&f=false

45 машин на тысячу жителей в самом благословенном 1985 году. сейчас 288.
да-да, каждые четыре семьи из шести. да-да, в олькино всё так.
arestant5
Jan. 11th, 2018 09:30 pm (UTC)

Довелось свое время поездить на таких волгах)

gruppa_2101_12
Jan. 12th, 2018 12:58 am (UTC)
Началось всё с ГАЗ М1, в тридцатые годы, были малые серии с более мощными моторами. И ещё одна машинка была любопытная, Запорожец с мотором от Волги, её даже на публике показывали в гонках в середине семидесятых. Это всё скажем так официально известные, признанные.
А вообще в цехе мелких серий ГАЗа говорили что берут любую машину отечественную и ставят в неё любой мотор, вплоть до БМВ и Мерседеса, без всяких заморочек.

Edited at 2018-01-12 12:59 am (UTC)
rodder
Jan. 12th, 2018 01:22 pm (UTC)
Крайне поверхностный и неточный текст. Да и иллюстративный ряд, мягко говоря, случайный.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

О нашем центре
Сеть EPILAS – это уникальные медицинские центры, предоставляющие косметологические услуги премиального уровня по самым низким ценам в Москве.

Современная аппаратная косметология с применением лучших лазеров из Германии позволяет неинвазивно добиваться невероятных, а главное стойких результатов в борьбе с нежелательными волосами на теле, разглаживанием морщин на лице, отбеливанием кожи в любой зоне и лечения акне.

masterok
Masterok (Валерий)
Хочу все знать

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com