Эмоции и "эффект Кулешова" - Мастерок.жж.рф
?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В 1910-20-х годах знаменитого российского кинорежиссёра Льва Кулешова очень занимал вопрос о механизмах восприятия фильмов аудиторией. Это было время, когда искусство кино только-только зарождалось, но кинозвёзды уже появились, и публика сходила по ним с ума. В числе таких звёзд был и Иван Мозжухин. Кулешов снял с Мозжухиным короткий фильм, в котором актёр не делает ничего — просто сидит и смотрит в камеру.

Последовательность кадров была следующая:



Сначала актёр смотрит в камеру, после этого показывают тарелку супа. Затем следуют кадры, где Мозжухин смотрит в камеру, которые сменяются изображением ребёнка в гробу. Еще раз лицо Мозжухина — и красивая женщина.

Зрители, по словам Кулешова, рассказывая о своих впечатлениях, восхищались тем, как замечательно артист изобразил сначала голод, потом сострадание и затем любовь. Но, как оказалось, кадры, где Мозжухин смотрит в камеру, были каждый раз одними и теми же. То есть фильм создавался, в сущности, в головах у аудитории.

Эффект Кулешова заинтересовал и психологов. Он демонстрировал, что человек переносит свои собственные эмоции и предположения в то, что видит.

Последующие исследования показали, что люди классифицируют (иногда правильно, иногда — нет) определённые выражения лиц в зависимости от контекста. Нейтральное выражение может выглядеть и счастливым и печальным. Перекошенное лицо может показаться восторженным или агонизирующим. Страх и злость тоже можно перепутать. Это понятно.

Но создание практически любого чувства из нейтрального выражения? Это, по мнению группы учёных Международного общества по исследованию кинематографии и СМИ, уже слишком.

Во-первых, говорят они, никто не знает, что в действительности Кулешов говорил зрителям и как он оценивал их реакцию. Кроме того, и сама реакция могла быть разнообразной.

Зрители могли заключить, что Мозжухин был влюблён в эту женщину, или испытывал к ней более низменные чувства, но никто не сказал, что он к ней равнодушен, никому не пришла в голову мысль, что он испытывал отвращение.

Никто не заключил, что по отношению к супу у него возникли какие-либо негативные ощущения. Ни в одном фрагменте никому из зрителей актёр не показался скучающим или незаинтересованным.

Так что, в то время как контекст, вне всякого сомнения, влияет на восприятие, влияние это довольно ограничено. Дана яркая эмоция, и её нельзя принять за негативную или враждебную. Зрители это знают, и затем формируют более специфическое представление относительно природы имеющейся эмоции.

Недавно французские студенты приняли участие в похожем эксперименте, изучавшем особенности восприятия.

Участникам показывали попеременно лицо актёра, играющего ребёнка, женщину в гробу. Это не был монтаж, просто три различных фрагмента. Когда показали только лицо актёра, 88 процентов студентов оценили его выражение как нейтральное.

Другим студентам показали три фрагмента, объединённых в фильм, и большинство всё равно сказали, что лицо нейтральное. 68 процентов назвали выражение лица нейтральным, после просмотра его в связке с фрагментом, где был суп. 61 процент — сказали то же самое про фрагменты с ребёнком и гробом.

Тем не менее, вопросы, конечно же, остаются. Кулешов имел дело не просто с неопытными зрителями, он имел дело со славой. Это был знаменитый актёр. Сколько людей, которых попросили бы оценить игру актёра, назвали бы выражение лица нейтральным, если бы оно принадлежало, скажем, Мерил Стрип?

Насколько в действительности монтаж меняет наше восприятие? Можем ли мы распознавать эмоции без контекста? Может быть, и не можем, но кое-какие варианты трактовок мы определённо в состоянии исключить.

[источники]источники
http://mixstuff.ru/archives/11650


Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Психология” Tag

  • «Мизогиния» — что это такое?

    Все снова начинается с Древней Греции. Даже ненависть к женщине придумали они, эллины. Итак, если быть точным, то они придумали термин, которым…

  • Мифы о суициде

    На этот счет есть две точки зрения. Первая гласит о том, что те, кто решился покончить жизнь самоубийством - сильные люди. Типа только такие люди…

  • Кто такие амбидекстры?

    Про таких людей слышал, но о том что они так называются даже и не догадывался. И хотя говорят, что их всего один процент от общего числа —…

promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
macrop
Apr. 7th, 2018 09:08 am (UTC)
Да не работает он.
На лекциях показывают, вот чувак голодный злиться, грустит. А ты ничего этого не видишь.
cittadino_vero
Apr. 7th, 2018 09:32 am (UTC)
а было время когда можно было продать и такую хуйню .... чак и иже с ним не спали тогда ..
nepuc
Apr. 9th, 2018 03:39 pm (UTC)
Станиславский прослезился.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

О нашем центре
Сеть EPILAS – это уникальные медицинские центры, предоставляющие косметологические услуги премиального уровня по самым низким ценам в Москве.

Современная аппаратная косметология с применением лучших лазеров из Германии позволяет неинвазивно добиваться невероятных, а главное стойких результатов в борьбе с нежелательными волосами на теле, разглаживанием морщин на лице, отбеливанием кожи в любой зоне и лечения акне.

masterok
Masterok (Валерий)
Хочу все знать

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com