?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Проблема вагонетки. А есть ли проблема?
masterok


Много читаешь всяких научных психологических якобы проблем, которые для тебя лично совсем не проблема. Вроде бы все ясно и понятно, какая еще проблема! Вот сейчас прочитал подобную...

Представьте, что по железнодорожному пути несется тяжелая неуправляемая вагонетка. Прямо по ходу ее следования к рельсам привязаны пять человек, и она стремительно к ним приближается. У вас есть возможность переключить стрелку, и тогда вагонетка поедет по другому пути. К несчастью, на нем к рельсам тоже привязан человек, но всего один. Что вам следует предпринять, — переводить стрелку или не переводить?

Вот почему это считают "проблемой":

Так вот, люди реагируют совершенно по-разному в этой ситуации в зависимости от того, является ли проблема чисто гипотетической или же на кону стоят реальные жизни.

Впервые психологи из Университета Гента в Бельгии воссоздали условия этой дилеммы в реальной жизни, используя лабораторных мышей. Удивительные результаты, которые они получили в ходе исследования, были недавно опубликованы в журнале Psychological Science.

Эта этическая мыслительная задача известная как «проблема вагонетки», призвана заставить вас задуматься о моральной разнице между активным убийством (ведь это вы перевели стрелку, что привело к гибели 1 человека) и пассивным убийством (вы не трогали стрелку, но в результате погибли 5 человек). С философской точки зрения, утилитаристы утверждают, что морально оправдано будет переключить стрелку и выбрать путь наименьшего зла – убить одного вместо пяти, но деонтологи утверждают, что с моральной точки зрения неправильно будет делать это, потому что такое действие будет означает, что вы намеренно участвуете в убийстве человека.

В общем, утверждают, что это дьявольски проблематичный выбор.





Исследователи собрали 200 человек и сказали им, что они собираются пропустить сильный электрический ток через клетку с 5 мышами. Участникам эксперимента также сообщили, что они могут нажать кнопку и перенаправить ток в другую клетку с 1 мышкой. (Не волнуйтесь, никто не собирался в действительности поражать мышей током). До начала эксперимента участников спрашивали, как, по их мнению, они будут гипотетически реагировать в данной ситуации.

66% людей, принимающих участие в эксперименте, сказали, что нажмут кнопку в гипотетическом сценарии. Однако, когда настал решающий момент и их подвели к клеткам с живыми мышами, 84% людей решили нажать кнопку и поразить током одну мышь. Вы можете предположить, что люди действуют более эмоционально в реальном сценарии и более рационально в абстрактных сценариях, но как исследование показало, люди думают по-разному при решении гипотетических дилемм и при решении проблем, с которыми они сталкиваются реальной жизни.





Проблема вагонетки стала в наши дни еще более актуальной, чем когда-либо, с появлением беспилотных автомобилей. Например, если беспечный пешеход выбежит на дорогу, должен ли беспилотный автомобиль свернуть в сторону и стать при этом причиной ДТП на дороге, в котором могут погибнуть несколько водителей и пассажиров, или же продолжить движение и сбить пешехода.

Конечно, не может быть никакого «правильного ответа» при решении любой из этих дилемм. Однако, с такой проблемой несомненно столкнутся разработчики беспилотных автомобилей, не говоря уже о юристах, которым надо будет разбираться в деталях аварий с участием самоуправляемых машин.


Для того, чтобы понять, как поступили бы люди в той или иной критической ситуации, сотрудники института разработали специальную игру «Moral Machine».

Тест доступен для всех желающих, в том числе и на русском языке. В игре моделируется ситуация, когда самоуправляемый автомобиль вышел из-под контроля, а искусственный интеллект должен сделать свой выбор.



Всего в тесте представлено 13 ситуаций, в каждой из которых необходимо решить кого- пешеходов или пассажиров- оставить в живых.




Например, пользователю предлагается выбрать кто из 2 двух людей – молодой или пожилой человек – должен остаться в живых, а на кого наедет автомобиль.

На сегодняшний день Moral Machine набрала уже более 11 млн. возможных сценариев поведения.

Как бы вы вот на этот например ответили?



Мы как раз обсуждали эту проблему беспилотника и его моральные принципы - «Моральные принципы» беспилотных автомобилей

Но что касается так называемой "проблемы вагонетки", то лично для меня ее нет - простое рациональное мышление. Даже и размышлять не о чем.

А для вас?

П.С. Хотя погодите, я вспомнил. Есть другой вариант этой психологической проблемы: едет поезд в пропасть полный пассажирами. Переводом стрелки можно его спасти, но тогда он собьет вашего родственника (в одном случае это был сын стрелочника, для которого и был выбор).

Вот это действительно реальный выбор, а не просто "проблема вагонетки"



Вы переведете стрелку на одного человека?

Конечно переведу!
52(72.2%)
Нет, лучше без меня. Ничего трогать не буду
20(27.8%)



Posts from This Journal by “Психология” Tag


promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге за 2019 год по месяцам. Это более трех миллионов просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около 800 000 посетителей. А вот статистика по дням одного из месяцов 2019…

  • 1
Это сильно зависит от того, знаю ли я этих людей.

не ну в условии что там где один твой друг а там где пять нет - любой бы наверное не стал ничего трогать. Хотя это добавляет психологическому эксперименту дополнительную новизну.

На последней картинке странный выбор в стиле "пику в глаз или в жопу раз", да? А зачем вообще впиливаться в барьер, тормозить надо просто! Странный автопилот, который решает, впилиться ли ему в неподвижное препятствие или нет.

Можно не успеть затормозить. Но есть куча сценариев. Например, правильно направленный удар, который приводит к травмам, но не смерти пассажиров (ибо подушки безопасности). Или переключение скоростей и поворот колес, так, чтобы пустую машину ударило в боковое заграждение. И т.д.

Касательно мышей вариант бездействия выигрышный со всех сторон. Ничего не делать, а мышей сдохнет в страшных муках больше.
Я прибил бы доской и тех, что под током, и ту, что отдельно. Заодно электричество сэкономил.

эти тесты для идиотов. сильно напоминает вопросы типа, что было вначале,курица или яйцо.

Я бы не трогал. Может тот один 10рых стоит. А вообще надо переключать вагонетку между передними и задними колесами.

Такая странная последняя картинка, как будто автопилот распознает бандита на дороге )))

задел на будущее.
автопилот сможет определять пол, возраст и статус видимого человека.
распознавание лиц, поиск по базам и вуаля - автопилот узнал разыскиваемого интерполом преступника!

Странный автопилот, такой умный, что может оценить возможные последствия своей глупости. Тест построен по принципу психологической ловушки, отвлекающей от намеренного введения в заблуждение при постановке задачи.
"Проблема вагонетки" из той же области абсурдности ситуации. Тут нет правильного ответа, так как задача поставлена не верно.

Ну, правильный ответ есть - найти и убить садюгу-экспериментатора. Кто-то же привязал всю эту толпу.

Пешеходный переход же. Нога на тормозе. Успеет остановиться

Мыши и люди, это две большие разницы. В случае вагонетки сразу возникает ещё проблема если не уголовного, то юридического преследования со стороны родственников того, на кого ты бросил эту вагонетку. А уголовному кодексу пофиг, сколько человек ты спас, убив невинного.

для автопилота есть ровно одно условие -- в живых должен остаться пассажир машины, всё остальное важно но не очень, хоть целая школа будет под колёса бросаться, автопилот в первую очередь должен заботиться о пассажире. Соответственно, 99.99% всех этих моральных дилемм решается одним простым действием, которое, кстати, записано в ПДД как основное решение всех проблем -- тормозим вплоть до полной остановки, ряд не меняем.

Плюс 100500!

А эти картинки с автопилотом, давящим людей на пешеходном переходе рисуют противники прогресса с чёткой целью - заложить в подсознании мысль, что искусственный интеллект опасен.

Мышей надо спасать набив рожу экспериментаторам, людей тормознув или свалив вагонетку с рельс. Тоже ещё "крысиный коридор" - магазин икея.

Пример в картинках не правильный.
Судя по картинкам автомобилем управляет убийца который решил не тормозить а обязательно врезаться в кого или что либо. Чем интенсивнее торможение тем прямолинейнее движение.
Пассажиры в автомобиле изначально защищены в отличие от пешеходов и чаще всего водитель пытается увернуться от внезапно появившегося на дороге ребёнка даже если в салоне свой ребёнок..

не вижу никаких проблем -если переведешь стрелку = ты убийца
если не трогать - ты не причем, мимокрокодил

  • 1