Masterok (Валерий) (masterok) wrote,
Masterok (Валерий)
masterok

Categories:

Сеть Media Markt покидает Россию



Хоть я никогда и не покупал ничего в этой сети, но давно ощущаю, что нет смысла ходить по разным магазинам электроники - везде один и тот же ассортимент и одинаковые цены. Хорошо это или плохо? Вроде бы как плохо, т.к. нет конкуренции. С другой стороны цены одинаковые, потому что кто то когда то запустил фишку "найдете дешевле - выплатим разницу" вот и все резко уровнялись дабы не остаться без покупателей.

А вот как все развивалось с крупными сетями электроники и Media Markt в России в частности...

Российско-немецкая глава в истории Media Markt началась в 2006 году — заграничный ритейлер в декабре помпезно зашёл в РФ, открыв в Москве два магазина: на проспекте Вернадского и Правобережной улице. Выезжающий в Европу российский потребитель наверняка удивился неожиданному малиновому цвету зарубежного гостя: у себя на родине Media Markt исключительно красно-белый. Разгадка простая: испугавшись немецких захватчиков, «Эльдорадо» заранее перекрасился из жёлто-синего в красный, взяв визуальный образ опасного конкурента. А ещё скопировал сайт и некоторые рекламные ролики, как утверждал «Коммерсантъ». Гиганту из Европы пришлось модернизироваться, что подобным компаниям обычно несвойственно.





В 2006-м казалось, что дни местных «электроников» сочтены — Media Markt влился в группу компаний Metro AG, которая управляла сетью METRO, восточноевропейским «Ашаном» и малоизвестным в России ритейлером Saturn. Совокупный годовой оборот — 15 миллиардов евро. Серьёзный конкурент. Немецкий гость взялся за дело засучив рукава: в течение года MM заглянул в Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Самару. «Коммерсантъ» поместил METRO Group на вторую строчку топа 50 крупнейших ритейлеров, а руководство холдинга отметило, что «видит в России крупнейший перспективный рынок».

К 2008 году Media Markt разросся до 11 гипермаркетов в городах РФ. А потом грянул кризис.
«MM обновляет российский топ-менеджмент», — прилетела новость в апреле 2008-го. Выяснилось, что не всё так радужно в германском королевстве: сеть терпит убытки с самого момента «захода» в страну. Как писал «Коммерсантъ», две «первые ласточки» торговли — те самые точки с Вернадского и Правобережной — достигли убытка в 124 и 105 млн рублей соответственно. Общий же убыток MM составил около 50 миллионов евро. Аналитики, впрочем, предрекали скорое восстановление розничного гиганта.

Отчасти так и вышло — компания подняла голову и к концу 2008-го отъела 3% рынка, обогнав «Техносилу» и агонизирующий «Мир». Для понимания: у лидирующего «Эльдорадо» было всего 13%. Чем-то подсобил и кризис — первый в новейшей истории обвал рубля отправил россиян за дорогой электротехникой. Почуяв успех, руководители Media Markt даже предложили миллиард долларов за контроль над «М.Видео» — но получили отказ.





Выбравшись из кризиса, MM продолжил региональную экспансию: зашёл в Саратов, Иваново, Челябинск, Барнаул и другие города. Формально у него всё было хорошо: в 2014 году второе место по показателям выручки в России и 40% от общей прибыли холдинга до уплаты налогов. Правда, это «объединённые цифры» — с учётом достижений материнской METRO.

Сам же Media Markt, очевидно, звёзд с неба не хватал — недавно запущенные точки начали закрываться. В 2014 году «смыло» магазин в Казани, который проработал с 2009-го. В том же году руководство объявило, что сеть ужимается в торговых площадях: со стандартных 8 тысяч квадратных метров до 2,2 тысяч. Решение, что называется, «в рынке»: «Техносила», «М.Видео» и «Эльдорадо» тогда жили на 1,5 тысячах. В 2015 году компания объявила о закрытии ещё трёх мест: в Москве, Иваново и Чебоксарах.

К 2016-му осталось 50 магазинов в 26 городах — старые висели на волоске, а новые не открывались. Руководство холдинга запустило операцию по спасению: разместило Media Markt внутри гипермаркетов METRO. Беспрецедентный шаг: ни в одной другой стране бренды не смешивались. Только по этому маневру можно определить степень отчаяния немецкого менеджмента.

Вынужденная мера помогла, но ФАС вставила несколько палок в колёса. Например, запретила «Метро» реализовывать некоторую бытовую технику и электронику, которую Media Markt мог продавать без ограничений.





К концу 2016 года прилетела ещё одна убийственная весть. Миллиардер Михаил Гуцериев (24-е место в списке российского Forbes) оформил покупку «Эльдорадо», а спустя шесть месяцев — 57% акций «М.Видео». До этого бизнесмен приобрёл обесточенную «Техносилу». Через некоторое время Гуцериев сам себе продал «Эльдорадо» и вложил в развитие активов 45 миллиардов рублей. Рынок сузился и гигант попал в незавидное положение: конкурировать с «большим» ритейлом стало невозможно, а «маленький» легко мог перебить западного гиганта ценой товаров.
В апреле 2018 пробежал слух: владельцы Media Markt собираются покинуть Россию, продав все магазины Гуцериеву. Об этом написал Reuters, ссылаясь на собственные источники. Мол, конкуренты объединились, на войну с ними не осталось ни денег, ни сил, надо как-то исправлять положение. В мае эту информацию подтвердил уже «Деловой Петербург». Вышло несколько иначе — Ceconomy Group осталась в стране, но уже в составе «М.Видео». Впрочем, российский рынок электроники всё равно лишился ещё одного игрока, окончательно превратившись в поляну «для своих». Почему так закончил сильный заграничный бренд?

По мнению иностранца, этот подход выгодно выделял сеть среди конкурентов: у них-то всё централизованно, точка в Москве ничем не отличалась от точки в Абакане. Обервальд давно обосновался в РФ, но, видимо, местную душу так и не понял. Как отмечают аналитики, именно децентрализация стала одной из причин падения «Медиа Маркта» — отечественный потребитель привык видеть аналогичные ассортименты и цены любом месте его родины, подобные вольности его смущают.

Кроме того, Media Markt попросту опоздал с онлайн-продажами. Полноценный сайт в России заработал только в 2013 году — к тому моменту все крупные конкуренты уже обзавелись представительством в глобальной паутине. «М.Видео» в том же году продало через браузер товаров на 9,7 миллиардов рублей, что составило 8% от оборота компании. Руководство зарубежного ритейлера надуло щёки и пообещало догнать и перегнать: к 2015-му нарастить долю интернет-продаж до 20%, уделав по этому показателю «Эльдорадо». Получилось несколько иначе — MM запрыгнул на уходящий поезд, места в котором давно раскупили: пришлось стоять в тамбуре, переминаясь с ноги на ногу.

Плюс к этому зарубежный гость попросту много тратил — те самые восемь тысяч квадратных метров, на которых ритейлер сидел до последнего, ощутимо били по карману. После кризиса 2008 года рынок российской электроники начал стремительно меняться, мигрируя в онлайн с огромных арендуемых площадей. Здесь сказалась как раз бюрократическая система. Несмотря на директорскую свободу в выборе «ассортимента, персонала и маркетинга», центральные решения шли из головного офиса в Германии — а тот с трудом замечал перемены в России. Сеть начала меняться, когда метастазы расползлись по всему бренду — спасать что-то уже было поздно.





В России осталось несколько игроков. Структуры Гуцериева откусят треть рынка, остальное подберут DNS, Tmall и куча мелких компаний, которые вы видите в «Яндекс.Маркете». Однако курс на консолидацию никуда не денется.

Если так пойдёт и дальше — конкуренция на российском рынке исчезнет, что позволит монополистам диктовать свои условия. Конечному потребителю это грозит завышенными ценами, проблемами сервисного обслуживания и необязательностью исполнения гарантии.

Согласны вы с этим и чем сами пользуетесь в основном?


Хотя вот читаю сейчас комменты в сетях по поводу Media Markt:


- Скатертью, как говорится, по попе. Пусть валят. Цены у них никогда не были низкими. Ассортимент всегда был скудным. Всё, чем запомнился ММ это дебильной рекламой по ТВ и сомнительными акциями типа "добавим 100% к цене, а потом сделаем скидку 30%".

- Сколько не приценивался, в ММ никогда ничего не покупал. У них цены были выше чем в М-Видео, который я всегда считал одним из самых дорогих магазинов.

- Эта помойка была обречена с момента своего появления в России

- Ну и закрылся ещё один магазин для богатых и ленивых дураков .... однако прогресс , число людей считающих деньги неуклонно растёт .


[источники]источники

http://4pda.ru/2018/06/22/352021/
Автор текста: Илья Божко, 4pda.ru




Tags: Интересно, Экономика
Subscribe

Posts from This Journal “Интересно” Tag

promo masterok январь 2, 2018 12:00 47
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит трафик в блоге 2020 год по месяцам. Это более ТРЕХ МИЛЛИОНОВ просмотров в месяц, среди которых не только залогиненные в ЖЖ , но и любые просмотры из поисковых систем. При этом за месяц приходит около МИЛЛИОНА посетителей. Статистика Google Analytics за месяц 2020 года (…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →