?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Как "Роскосмос" обогнал "SpaceX"
masterok

Да, Маск может сделать очень хорошее шоу из всего. Даже если ракета улетела не туда куда планировали — кто же это вспомнит в процессе шоу с сотнями камер и прямой трансляцией.

«Роскосмос» так и близко не умеет. Даже не знаешь, что сказать — хорошо это или плохо? А ведь поводы то есть. Буквально недавно космический корабль достиг МКС за 4 часа вместо двух суток.

Какой эффект это окажет на космонавтику?

400 километров — это не очень много. На машине по хорошей трассе можно доехать часа за четыре, даже с учетом санитарной остановки. Для «Сапсана» это меньше двух часов, пассажирский самолет справится меньше чем за 60 минут. А вот для космонавтов путь на Международную космическую станцию (МКС) и сейчас чаще всего длится двое суток.

Однако 10 июля 2018 года прошел почти незамеченный прорыв, которым мы обязаны российской космонавтике. Нашим специалистам удалось запустить на МКС грузовой космический корабль «Прогресс МС-09» по новой двухвитковой схеме — всего за три с половиной часа от старта до стыковочного узла. На самом деле подобная схема способна в будущем сильно облегчить работу на орбитальных станциях. За счет чего?

Почему так сложно?

Тем, кто следит за космическими стартами, кажется, что после вывода космического аппарата на орбиту самое сложное уже позади. На самом деле после этого работа Центра управления полетами (ЦУПа) только начинается. Ведь к Международной космической станции космический аппарат должен подлететь почти с той же скоростью и требуемым фазовым углом, что и у нее самой. А это не так просто. Да, орбита МКС достаточно устойчива, но вот Земля постоянно вращается. Из-за этого на экране Центра управления полетами мы видим волнообразную линию движения станции.

То есть для того, чтобы обеспечить нормальную стыковку, в момент, когда станцию и корабль освещает Солнце, на требуемой орбите следует запускать ракету-носитель четко в расчетное время. Кроме этого, чрезвычайно важно как можно точнее рассчитать требуемую орбиту, с которой космический «грузовик» или пилотируемый корабль начнет «нагонять» станцию. За это отвечает специальная группа прицеливания, инженеры рассчитывающие траектории полета.

Раньше процесс перевода космического аппарата с низкой опорной орбиты (куда его доставила ракета) выше к МКС осуществлялся медленно и постепенно. Для пилотируемых кораблей и сегодня речь идет о 34 витках вокруг Земли, и витки эти занимают двое суток. Двое суток в весьма тесном «Союзе», где даже размять мышцы толком негде: в невесомости это нужно делать каждый день, иначе могут начаться проблемы с самочувствием. Во время полета к МКС космический корабль выполняет «Гомановский переход» на орбиту фазирования, биэллиптический переход, затем сближение со станцией и выравнивание скорости.

Все это чрезвычайно сложная, практически ювелирная работа, единственный инструмент которой — сами двигатели космического корабля. Максимально точно высчитывая время их включения и выключения, специалисты постепенно приводят аппарат, летящий со скоростью более 27 000 километров в час, к точке рандеву с точностью в несколько сантиметров (именно термин rendez-vous используется на Западе для обозначения маневра сближения).
Меньше витков

В 2012 году российские пилотируемые космические корабли «Союз» перевели на четырехвитковую схему и путь на станцию стал занимать около шести часов (5 часов 39 минут). По сравнению с двумя сутками полета в тесном и неудобном «Союзе» это был огромный прорыв. Однако спустя несколько полетов от четырехвитковой схемы отказались, решив побольше «потренироваться на кошках» на грузовых кораблях.

Первая попытка доставить грузовой корабль на МКС по двухвитковой схеме была предпринята 12 октября 2017 года, однако по техническим причинам ее отменили. И вот сейчас «Роскосмосу» удалось достигнуть теоретического предела времени полета — меньше четырех часов. Быстрее уже технически просто не получится. Вместо двух суток получается почти как от Питера до Москвы на «Сапсане». Можно и потерпеть. Теперь еще пара таких коротких запусков «Прогрессов» — и специалисты попробуют доставить «Союз» с космонавтами на борту так же быстро.

Зачем это нужно?

Новый метод заметно сэкономит время работы всех наземных служб, уменьшит нагрузку на космонавтов и сотрудников ЦУПа. Немного, но это только начало. Во многом подобные запуски открывают дорогу к космическому туризму и гораздо более простому развитию орбитальных станций.

Сегодня космонавты на МКС понимают, что, случись неприятность, они могут полагаться только на себя. Время на подготовку ракеты и время самого полета делают «скорую космическую помощь» неэффективной и ненужной. Иное дело держать ракету на отдельном старте с возможностью в кратчайшее время заправить ее и подготовить к старту. Да, сейчас это технически малореально. Но человечество уже очень близко пододвинулось к тому, чтобы на запрос SOS с орбитальной станции помощь прибывала в течение нескольких часов.

Отдельно стоит поговорить о космических туристах. Перспектива двое суток, «прижимая коленки к ушам», в тесноте лететь на станцию отпугивала очень многих. Тут кроме большого желания нужна еще и нормальная подготовка. Три с половиной часа — это другое дело. То есть в будущем подобный короткий способ полетов станет гораздо более нужным.

Об особенностях и преимуществах сверхкороткой схемы полета рассказали ТАСС начальник летной службы Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» космонавт Александр Калери и генконструктор компании Евгений Микрин.

Как отметил Микрин, «одним из плюсов двухвитковой схемы является переход на технологию быстрой стыковки, что обеспечивает безусловное улучшение эксплуатационных характеристик космического аппарата». Он добавил, что схему сближения удалось сократить благодаря системным обновлениям навигации и выведения, внедренным в корабли новой серии. Самое главное, по его словам, для применения новой схемы — подходящие баллистические условия.

По словам Калери, прежде всего, полет по двухвитковой схеме будет проще с точки зрения работы космонавтов — меньше операций, меньше включений двигателя «Союза».

Короче на три часа рабочий день экипажа, то есть предстартовые мероприятия — прежней продолжительности, а вот послестартовые и в общем первый рабочий день на станции — получается короче
Александр Калери, начальник летной службы РКК «Энергия»

Кроме того, новая схема позволит еще качественнее доставлять на МКС скоропортящиеся грузы, например биоматериалы. Также сокращается расход батареи корабля. «По системе электропитания затраты меньше, потому что корабль летит и по четырехвитковой, и по двухвитковой схеме практически без подзаряда от Солнца — приток солнечной энергии в солнечные батареи минимальный. В связи с этим лететь по двух- или четырехвитковой — большая разница. Хотя и по четырехвитковой схеме достаточно заряда батареи, но тут потратим еще меньше энергии», — отметил Калери. Корабль в любом случае подзаряжается на МКС после стыковки, однако при сверхкороткой схеме остается больший запас энергии.

Представитель РКК «Энергия» отметил, что топливо на корабле экономится не существенно. «Прогресс» или «Союз» будут подниматься на одну и ту же высоту полета МКС, и именно от этого зависит расход горючего. «Будет немного экономии на режимах ориентации, но это единицы килограммов, а не десятки», — сказал Калери.

Новая схема в перспективе может стать полезной для других пилотируемых программ. Как отметил Калери, «чем большим набором инструментов мы владеем, тем проще решать задачи — есть из чего выбирать».

В частности, по его словам, для будущей российской лунной программы может быть выбрана многопусковая схема — перелетный модуль будут собирать из нескольких частей на орбите Земли. Корабль из состава перелетного модуля будет в одном старте ракеты, а разгонный блок — во втором. Может возникнуть необходимость делать это быстро.

«С кислородно-водородным разгонным блоком, например, будет критичным время от момента заправки этого блока на Земле до момента израсходования топлива на орбите. Нужно будет этот блок запустить, протестировать, сблизиться с ним, состыковаться, проверить и запустить двигатели в кратчайшие сроки», — пояснил космонавт. Он добавил, что «возможность быстрого доступа в любом случае дает преимущество, придает определенную гибкость для реализации программы в разных вариантах, но это лишь один из приоритетов».

По словам представителя корпорации, вестибулярные проблемы в невесомости сугубо индивидуальны — у кого-то они не возникают вовсе, кто-то, напротив, очень чувствителен. Однако сократить время полета до 3–3,5 часа, когда еще не накопились и не проявились воздействия невесомости, и позволить космонавту адаптироваться уже на станции — еще один плюс новой схемы.

«Двое суток, или 34 витка, — это однозначно перемещение по кораблю в бытовой отсек. Выход в бытовой отсек, перемещение, отдых, сон, прием пищи, ориентация корабля в виде закрутки на Солнце, а это лишнее воздействие во вращающейся системе координат — это все нагрузки на вестибулярный аппарат», — пояснил Калери. При шестичасовом сближении также трудно все время быть на месте, без перемещений.

А за два витка, мы прогнозируем, не будет особой необходимости ходить в бытовой отсек — как на старте сели в корабль, так и отработали взлет, сблизились, отманеврировали, состыковались, и только после этого происходит переход в бытовой отсек, то есть движение. Считайте, мы уже на станции в более комфортабельных условиях
Александр Калери, начальник летной службы РКК «Энергия»

Отдельно стоит сказать о том, что американские специалисты, имея вроде бы не худшие технические возможности, пока даже не подошли к четырехвитковой схеме. Она сложная и требует максимальной точности от ракеты-носителя при выводе аппарата на орбиту. И да, даже Илон Маск пока гоняет грузовые Dragon по классической схеме. Ну а то, что «Роскосмос» не умеет пиарить свои достижения и громко говорить о вполне реальных успехах — общее место. Хотя тут именно тот самый случай, котором можно и нужно гордиться.

Михаил Котов Forbes Contributor

[источники] Источник: www.forbes.ru https://oko-planet.su/science/sciencecosmos/439472-zachem-nuzhno-bystro-letat-k-mks.html

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=4511.
Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Космос” Tag


promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

  • 1
Ну какой "эффект"?
Как только Маск запускает пилотируемый корабль (а это будет конец этого года или начало следующего), шарашку под названием "роскосмос" можно закрывать.

шаттлы тоже летали успешно ... некоторое время.

Круто, молодцы, рекорд.

К чему было обсирать Спейсекс с какой-то чепухой о ракете, улетевшей не туда- непонятно.

ну так улетела же не туда с автомобилем. Зачем скрывать?

Спейс Икс - это детская песочница, даже сравнивать с Роскосмосом стыдно, не стыдно только американским пропагандистам

Так эти две конторы только в России сравнивают, причём ежедневно понося Маска. А вот зачем? Если его не считают конкурентом?


Как дела с космодромом «Восточный»? Достроили? Запуски идут? Байконур сколько строили?


да вроде должен быть скоро запуск с Восточного

Повторение пройденного, нет? Хотя и это неплохо. 1968, Космос 213 и 212, менее часа в автомате. Чуть позже американцы Джемини 11 - пилотируемо, за 1,5часа.

Рогозин сказал Путину что теоретически быстрее невозможно - значит, невозможно.
Батут не позволяет.

У американцев батут был получше.

Мастерок, вы вызвали амеродрочеров - подружек зеленакота)))

Маск разводит местный бюджетец по малому. Какой нафиг он конкурент.
Никаких целей он не преследует, кроме как набить свой карман.

Какое может быть сравнение: Маск, Боинг - частные компании, а Роскосмос...ого-го!

Ну ниче. Завтра Зеленый кот тиснет постик, в котором в очередной раз разъяснит нам недалеким, что Роскосмос - какашка засохшая, а Маск - ого-го-го-го!

Так и хорошо.

Догнали обогнали перегнали... Чудесно.
Как у Немихуила, который гдето тут тусуется - чсе вменда чудесно. пенсий нет? Ллтерейки покупайте.
Гдето тут новость увидел, что Тушинский машиностроительный продают. Продают блин через Авито. А это не тот завод, на котором Буран собрали?

Маск реально заставляет роскосмос шевелиться - этого не отнять.

Edited at 2018-07-13 07:55 am (UTC)

Внимательно следим за шаловливыми ручками редакции "Мастерка" : эти парни с какого-то перепугу сравнивают гос.корпорацию с 3 миллиардным бюджетом и неэпическим административным ресурсом с частной , очень мелкой по масштабу капитализации и кол-ву сотрудников ЧАСТНОЙ компанией :)))

Видимо, сравнивать Роскосмос с NASA а точнее результаты их деятельности Мастеркам как-то неловко?:)))

Edited at 2018-07-13 09:15 am (UTC)

Мастерок, ну прошу же тебя - не пиши эту пропагандонскую дичь! Спейс их на мкс грузы привезла, а ты все ебейшую пропагандонскую подобную дичь написываешь! Знаешь же - если материал отличный, я всегда это отмечаю, ну а если подобная дичь - тоже говорю об этом. Политика - это не твое!

Вы так разволновались, что перепутали несколько букв, сделав смысл вашего высказывания загадочным и интригующим.
Возьмём это - "Спейс их на мкс грузы привезла". Их грузы? Чьих их? Роскосмоса?
Т.е. пока Роскосмос валял дурака, изображая двухвиткоую схему, Спейс (видимо здесь
имеется в виду Space Х) привезла грузы? А Маск при этом случайно не спас детей из пещеры?

"американские специалисты, имея вроде бы не худшие технические возможности, пока даже не подошли к четырехвитковой схеме."

Ну вот, "просрали все полимеры". Аполлон то вообще за два часа состыковывался.

  • 1