?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Фейсбук падает. Это пузырь Доткомов 2.0?
masterok


Огромная стоимость социальных сетей для меня всегда выглядела каким то обманом. Понятно там завод со станками и оборудованием стоит вот столько. А сайт? Ну конечно какую то цену он имеет, но почему как сотня крупных заводов? За что эти деньги? Но сейчас вопрос даже не в Фейсбуке, а опять в распухших интернет-компаниях.

Дотком — это термин, который применялся и применяется поныне по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в интернете. Он произошел от английского dot-com («точка ком») — домена верхнего уровня .com, на котором зарегистрированы как правило сайты коммерческих организаций. После краха доткомов этот термин стал нести негативную коннотацию, которая обозначает сейчас непродуманную, неэффективную и незрелую модель бизнеса. Кульминация и крах доткомов произошел 10 марта 2000 года.

Сейчас все опасаются, что назрел и лопается второй пузырь...

После публикации квартального отчета акции Facebook подешевели сразу на 20 процентов. Капитализация компании упала на 130 миллиардов долларов, и состояние Марка Цукерберга за день сократилось почти на 17 миллиардов. Теперь он рискует вылететь из пятерки самых богатых людей мира.






Ожидания и реальность

Ожидания стейкхолдеров Facebook не оправдались впервые с 2015 года. Выручка — 13,2 миллиарда долларов — оказалась как минимум на 200 миллионов меньше того, что предсказывали аналитики. Разочаровали и показатели расширения аудитории социальной сети: в США и Канаде число пользователей не изменилось (241 миллион человек), а в Европе и вовсе уменьшилось (с 377 миллионов до 376 миллионов).
Но больше всего на котировки повлияло заявление финансового директора Facebook Дэвида Вернера о том, что в ближайшее время чистая прибыль компании сократится почти на треть — с 47 до 30 процентов. Среди причин он упомянул снижение долларовой выручки, поступающей из Старого Света, связанной с укреплением доллара по отношению к другим валютам, низкую доходность функции Stories, не вызвавшей интереса у рекламодателей, и новые законы о приватности пользователей, принятые в Европе.

Оценив честность Вернера по достоинству, инвесторы устроили массовую распродажу акций.


Эхо войны

Неприятности у Facebook начались, когда в СМИ просочилась информация о том, что в 2016 году во время предвыборной кампании фирма Cambridge Analytica, сотрудничавшая с кандидатом в президенты Дональдом Трампом, незаконно получила доступ к данным 87 миллионов пользователей соцсети. Главным образом — граждан США.
Современные технологии анализа больших данных превращают подобные массивы информации в эффективный инструмент таргетированной рекламы. В случае Facebook все было еще хуже — данные собирали с помощью приложения, которое предлагало пройти психологический тест за денежное вознаграждение.

В итоге Cambridge Analytica заполучила психологические профили, и специалисты по предвыборным технологиям смогли распространять адресную политическую рекламу, склоняющую к голосованию за нужного кандидата.

Стоит отметить, что эта технология использовалась еще на предыдущих выборах штабом Барака Обамы. Но тогда источник информации определить так и не удалось.





Вас предупреждали

В конце июня экономисты забили в набат: мир стоит на пороге очередного глобального кризиса и обвала рынков. Об этом заявили два самых известных управляющих хедж-фондами в Европе Грег Коффи и Рассел Кларк, а также лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман.
Коффи отметил, что нынешняя инвестиционная ситуация полностью повторяет 2000 год. Кларк тоже предостерег от инвестиций в интернет-компании, которые раньше давали хорошие прибыли, но сейчас из-за перегрева представляют собой пузырь, который вот-вот лопнет.

Похоже, тревожный прогноз сбывается. И речь не только о Facebook. Шестнадцатого июля крупнейший в мире онлайн-киносервис и производитель сериалов Netflix выпустил отчет о доходах, тоже заставивший инвесторов распродавать акции.

Проблемы у Netflix те же, что и у Facebook: аудитория на американском рынке увеличилась на 670 тысяч человек вместо ожидаемых 1,2 миллиона, а затраты на производство контента к концу года превысят доходы на три-четыре миллиарда долларов. Всего за сутки стоимость акций Netflix упала на 15 процентов, а капитализация компании — на 24 миллиарда долларов.

Остальные американские IT-гиганты тоже пошли вниз, хотя и не столь стремительно. Twitter за одну торговую сессию подешевел на 6,5 процента, Amazon — на 2,5 процента, Apple — на 1,6 процента.
Все это очень напоминает кризис доткомов (то есть интернет-компаний), разразившийся в 2000 году, когда разумные инвестиции сменились импульсивными вкладами в быстрорастущие IT-компании и стартапы. Практически любая IT-идея, даже изложенная на одной странице, без четкого бизнес-плана, могла привлечь миллионы долларов. Инвесторы больше боялись упустить новые Apple, Amazon или Microsoft, чем потерять деньги.

После того как 10 марта 2000 года индекс Nasdaq Composite обновил максимум в 5046,86 пункта, самые дальновидные инвесторы принялись фиксировать прибыль, распродавая переоцененные акции убыточных IT-стартапов. Рынок рухнул, и к 9 октября 2002 года Nasdaq Composite был на историческом минимуме в 1114,11 пункта.

Если IT-пузырь лопнет сейчас, это ударит по американской экономике сильнее, чем 18 лет назад. В условиях развязанных Трампом торговых войн именно высокотехнологичные компании удерживают рынок от падения: рост индекса в этом году на 80 процентов обеспечен ценными бумагами FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google).






Причины краха доткомов

- Невозможность объективно оценить цену акций. При размещении на бирже акций интернет-компаний у аналитиков возникал логичный вопрос: а как их оценивать? Эти компании в то время ничем не владели — у них была пара компьютеров, известное доменное имя и несколько сотрудников. Во сколько оценить акцию компании, ценность которой есть и существует, то только в головах руководителей, которые смогут или не смогут воплотить свои идеи в жизнь. Было принято простое решение: оценивать доткомы по числу аудитории и времени, которое проводит средний пользователь на этом сайте.

- Отсутствие вменяемой бизнес-модели. Доткомами руководили как правило программисты и IT-гении, которые ничего не понимали ни в бизнесе, ни в искусстве продавать свои товары, ни в монетизации.

- Чрезмерная трата денег на рекламу. Владельцы компаний все правильно поняли — ни один инвестор не понимает, что находится в голове у создателей таких компаний, поэтому бизнесменам приходилось просто верить на слово. И чем больше денег вкладывалось в рекламные компании, тем большее количество средств привлекалось за счет инвесторов. Проще говоря, рекламная компания устраивалась не для потенциальных потребителей товаров и услуг, а исключительно для привлечения все новых и новых средств.

- Подмена понятий. Ведение бизнеса при помощи интернета является только инструментом для осуществления бизнес-процесса, но не самостоятельным бизнес-процессом.

- Непонимание интернета. Создание интернета предсказывали многие фантасты, однако никто не понимал, чего от него ждать. Перенос бизнеса в интернет нес за собой огромные риски хотя бы по причине того, что у него были свои правила, которых на тот момент никто не знал. Люди пытались устанавливать свои правила, но они не работали, интернет существовал по своим собственным законам.

- Недобросовестность и искусственная накрутка цен на акции. Многие нечистые на руку махинаторы распознали возможности для обмана клиентов и инвесторов. В любой новой сфере риск быть обманутым возрастает в несколько раз.



[источники]источники
РИА Новости https://ria.ru/economy/20180727/1525410024.html
https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE/


Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Интернет” Tag


promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

  • 1
Акции ФБ росли пропорционально росту числа пользователей. Новое поколение выбирает не фейсбук. У моей дочки, например, куча всяких Ватсапов и Инстаграммов, а ФБ нету.

Фб отпугивает молодежь кучей негативной мифологии вокруг, заметным даже невооруженному глазу (если есть широкий круг активного общения, как у детей) эффекта цифрового гетто, идиотской системой фильтрации и модерации.
А что до Инстаграм, то... фанфары, но это лишь ветвь Фейсбука, по факту.

Местная молодежь говорит, что фб - для старперов.


Фейсбук доигрался. Руководство ФБ пыталось и продолжает попытки руководить пользователями. Черезмерность правил и ограничений ФБ привела к миграции пользователей на другие площадки.


Таки да. Средневозрастные бегут или используют как площадку для репостов ссылок, по причине этого. А дети не идут, т.к. там пасутся "шнурки" и слишком заметен эффект цифрового гетто.

Да как - то пох. Я вот только в ЖЖ забредаю, а если и он сдохнет плакать не стану.

Книга неплоха тем что дает возможность не регистрироваться на многих сайтах, а использовать свой аккаунт. но целенаправленно ей пользоваться - не вижу смысла.
а вот про Дотком 2 можно будет говорить когда посыпется Амазон.

Sic transit gloria mundi!

Так жалко Цукерберга. Ну, как он жить -то теперь будет.

Как раз FB, а также и AAPL имеют весьма приличные P/E, так что цены на них выглядят достаточно адекватными. AMZN и NFLX выглядят жутко переоцененными, но здесь, особенно в случае Амазона, людям кажется интересным сыграть на компаниях, входящих в каждый дом. А так... Вон, китайский фондовый рынок рушится и рушится, а никого это особо не парит. По сравнению с "довоенным" концом января SHCOMP упал на 20%, тогда как Russell 3000 (примерно весь американский рынок) упал менее чем на полтора процента, а S&P-500 (500 крупнейших компаний США) - менее чем на два процента.

Цена интернет компании складывается из:

1) Клиентской базы. Да, способность Фэйсбука вдувать вам в уши, и промывать мозги ценится высоко и приносит деньги, в первую очередь рекламные. Если вы думаете, что это мелочи, вспомните на чем поднялся Гугл.

2) Интелектуальной собственности. "Весь этот софт" за месяц на коленке не напишешь, и способность работать под _такой_ нагрузкой, с _таким_ количеством клиентов, и _такой_ кучей контента стоит весьма прилично. А у Фэйсбука есть еще побочные активы, типа Oculus, компилятор PHP, D и т.п.

3) Собственно, серверные мощности, как свои, так и аредованные. Завести 100 тыс подключенных серверов не так то просто. Да их даже купить не так-то просто. Производители не справляются с заказами и очередь стоит на месяцы вперед. Не говоря уж про, построить и запустить датацентр.

Edited at 2018-07-29 05:05 am (UTC)

Заметка абсолютно лживо-пустая (как и 99.9999% заметок в официальных
зарубежных СМИ). И ни она, ни комментаторы выше не понимают, что
такое ДотКом и почему они "лопнули"

Я к 2000му как раз работал в индустрии (как инженер), и также в доткоме
в момент, когда они лопались, в Калифорнии.

Доткомы - и 'интернет-бум' - образовались, когда банкиры стали
давать по 15-20 миллионов на их раскрутку

.. и лопнули, когда банкиры перестали давать эти деньги


Умерли находящиеся в середине цикла, не получив очередного транша,
затем производители компьютерного оборудования, из-за падения продаж,
и большие, раскрученные особо и отдельно от мелочи интернет-компании,
из-за падения рынка спекулятивных бумаг, волной накрыло в панике
разоряющихся спекулянтов и "вкладчиков"

ЗАЧЕМ БАНКИ ДАВАЛИ ДЕНЬГИ? -- потому что за этим стояла традиционная
банкирская схема кидания при "выходе нового старт-апа на рынок акций"
Просто в этот раз она применялась по отношению к интернет-индустрии.

Психиатрически неадекватные оценки стоимости акций кучи старт-апов
делались не потому что "никто не понимал", а так, чтобы максимизировать
банкирский кидок -- типично банкиры давали 15-20 млн (мелкими траншами,
не сразу) на раскрутку, не все кидки преуспевали - но с одного удачного
кидка банкиры типично могли получать по 95 где-нибудь млн прибыли.
Т.е. оставалось место для 2-3 неудач на один успех, приблизительно

КАК РАБОТАЕТ Банкирский кидок при выходе с IPO (initial purchase offer
на американском, на английском это называется иначе) я описывать не
буду, слишком длинно.

Просто пейсбук уже тоже "всё", как в свое время Myspace, жж и прочие.
Для молодежи он "для старперов" и слишком сложно: длина мысли теперь ограничивается длиной твита и инстаграмма.

Ну и доцензурировались до того, опять же, что всё, что сомнительнее котиков, могут стереть на счет "раз". Да и котиков, в общем-то, тоже.

  • 1