Зачем пираты закрывали глаз черной повязкой? Верна ли популярная версия? - Мастерок.жж.рф
?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Все мы помним, что очень часто пиратов показывают нам в художественных произведениях с черной повязкой на глазу. Это все как бы намекает, что у него там нет глаза и травма. Вот эту травму повязка или круглая штуковина и закрывает.

Однако, есть задокументированные свидетельства, что пираты нарочно не закрывали свои уродства ради дополнительного устрашения врагов, просто чтобы иметь еще более свирепый вид. Как то тут повязка не вяжется. И вот уже долгое время на основании этого в интернете гуляет версия, что американского офтальмолога Джима Шиди из Орегонского университета, который считает, что пираты нарочно носили чёрную нашлёпку на здоровом глазу, чтобы избавиться от проблемы адаптации зрения к темноте. Сами посудите: пирату необходимо было сражаться и грабить как на палубе, так и под ней, а поскольку искусственное освещение тогда было явлением редким, в трюме было довольно темно. И чтобы привыкнуть к полумраку трюма, человеческому глазу может понадобиться несколько минут, что в горячке боя, согласитесь, не совсем удобно. Поэтому опытный пират «заглушал» один глаз повязкой и переносил её на другой глаз при переходе из света в тьму или обратно. Или же находясь ночью в освещенной каюте ему необходимо было выходить на темную палубу - ничего не видно, а повязка помогала глазу сразу быть в "боевой готовности".

Вот такая версия доминирует. Если вы погуглите тему, то только ее и найдете. Ее даже проверяли в "Разрушителях мифов" и подтвердили.

Однако я очень сомневаюсь в ее достоверности.




Да, конечно нет задокументированных доказательств, что пираты прикрывали повязкой поврежденный глаз. Однако точно так же нет доказательств и с теорией адаптации зрения. Многие говорят - это работает реально. Типа мол проверьте сами когда пойдете ночью в туалет. Возможно это и работает. Но почему тогда все пираты не носили такие повязки, а судя по художественным произведениям - единицы? Где вы видели абордажную команду - где все с черными повязками на одном из глаз?

Треуголка, повязка на глазу и попугай на плече – так мы привыкли представлять себе пирата. Но весь этот антураж происходит из одной-единственной книги, изданной в 1724 году в Лондоне . В книге описаны похождения многих известных пиратов – Черной Бороды, Израэля Хэндса, Бартоломью Робертса и т.д.





Именно благодаря этой книге мы сейчас уверены, что пираты обязательно должны быть одноногими или одноглазыми, они постоянно ищут сокровища и плавают под веселым Роджером. Хотя даже согласно книге Джонсона свой флаг «веселым Роджером» называли всего два пирата – Фрэнсис Сприггс и Бартоломью Робертс.

Книга была очень популярной в 18-19 веках и несколько раз переиздавалась. Именно ей руководствовались писатели, создававшие романы о пиратах, в том числе – автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон.





Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами (англ. A General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates) — книга, изданная вЛондоне в 1724 году. Книга издана автором, взявшим себе псевдоним Чарльз Джонсон. Наиболее вероятным «претендентом» на авторство данной книги является Даниель Дефо.

Первое издание «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» вышло в свет весной 1724 года в лондонском издательстве Томаса Уорнера, и в мае поступило в продажу в книжный магазин Чарльза Ривингтона, располагавшийся неподалёку от Собора Св. Павла. Книга была небольшой по формату (1/8, octavo), была оформлена в простой кожаный переплёт и выглядела довольно скромно по сравнению с другими изданиями, и проиллюстрирована тремя гравюрами с портретами наиболее знаменитых пиратов, в частности Чёрной Бороды и Робертса Бартоломью.





Несмотря на скромный внешний вид, книга капитана Чарльза Джонсона имела успех и весь тираж разошёлся довольно быстро. Через несколько месяцев появилось второе издание, в 1725 году — третье, а в1726 году — существенно дополненное четвёртое, вышедшее уже в 2 томах и включавшее биографии ещё 12 пиратов. Интерес публики к книге вдохновил автора на расширение её содержания и публикацию в 1734 году «Всеобщей истории жизни и приключений самых знаменитых разбойников, убийств, грабителей и т. д., с добавлением достоверного описания плаваний и разбоя самых известных пиратов».

Среди историков пиратства широко распространённым является мнение о том, что Джонсон своей «Всеобщей исторей пиратства…» создал концепцию пиратства, существующую до настоящего времени, и всесторонне описал период, получивший позднее название золотого века пиратства. Опираясь на его «Всеобщую историю…» писатели, начиная с Вальтера Скотта (роман «Пират») создали знакомый ныне всем образ пирата, сочетающий реальные и вымышленные черты с рядом непременных атрибутов: чёрная повязка на глазах, бандана в качестве головного убора, зарытые клады, «Весёлый Роджер» и многие другие






Давайте вернемся к нашему мифу. Итак - черная повязка на глазу. Все таки это фишка и отличительная художественная черта пиратства, как и попугай на плече и протез вместо ноги. По этому утверждать, что это нужно было для какой то практической цели мне кажется нелепым.

Тем более, что глаза - бинокулярная система. Закрытие одного глаза нарушает функцию второго. Реальные стрелки вообще не жмурят второй глаз при выстреле, стрелять правильно с двумя открытыми глазами (плюс к тому постоянно жмуриться и физически не просто). Сами попробуйте проверить зрение с двух глаз, а затем после часа хождения с одним закрытым глазом. Такой рассинхрон зрительной системы может привести даже к косоглазию. А еще попробуйте подраться зажмурив один глаз - очень специфический опыт получите. Дистанция и траектория угадываются сложнее. Бинокулярные системы теряют в эффективности - если их половинить. Кому это нужно в повседневной деятельности, а тем более в бою.

Да и насколько обязательно должно было случиться, что в бою пришлось бы быстро проникать с яркого света в трюм? Или туда посылали только повязочников, т.к. понятно, что они были ДАЛЕКО не у всех пиратов.

Ну и как? Верите ли вы в объяснение мифа о повязках адаптацией зрения в темноте?



Зачем пираты закрывали глаз повязкой?

Травма глаза
24(42.1%)
Адаптация зрения к смене освещенности
21(36.8%)
Какая то другая причина
12(21.1%)


Subscribe to  masterok

Posts from This Journal by “Мифы” Tag

  • Мифы о дефибрилляторе

    Стандартная раскадровка из медицинского сериала: «Мы его теряем!», тонкая ровная линия на мониторе, крутой врач уже «растирает» дефибриллятор в…

  • Мифы и правда в «Бурлаках на Волге»

    И. Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873 Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные…

  • Мифы по поводу еврейских фамилий

    Существует много заблуждений по поводу национальной принадлежности тех или иных фамилий. Так, одни фамилии традиционно принято считать…

promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
отсутствует
Aug. 12th, 2018 05:04 pm (UTC)
Единственным человеком, которого боялся Флинт, был его квартирмейстер Джон Сильвер, который позже даже назвал в насмешку своего попугая «Капитан Флинт» .
matilda_clotild
Aug. 12th, 2018 05:10 pm (UTC)

отсутствует
Aug. 12th, 2018 05:15 pm (UTC)
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты
Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».


«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».


«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См.
СЕПУЛЬКИ».

(Йон Тихий, звёздопроходец)
yabahaag
Aug. 12th, 2018 05:26 pm (UTC)
Они там камни прятали очевидно же.
call_me_doc
Aug. 12th, 2018 06:26 pm (UTC)
Первоисточником пиратских легенд считали книгу Эсквемелина от 1678 г. как очевидца и участника.

Док
ubei_bloggera
Aug. 12th, 2018 06:54 pm (UTC)
Повязки на глаза у корсаров надевали наблюдатели на клотике, давая глазам поочерёдно отдохнуть. С этой же целью носили серьги в мочке уха - считалось, что продетая в мочку уха серьга улучшает зрение.

Вся остальная ебанина и писанина в Интернете про повязки на глазах не имеет никакого отношения к истине.
maikcg
Aug. 12th, 2018 08:51 pm (UTC)
В жестких спорах про один раз не 314рас они выбирали вилку.
waltersmoke
Aug. 12th, 2018 08:58 pm (UTC)
версия про адаптацию зрения к темному трюму великолепна, если не представлять как рубиться на саблях с одним глазом..
corwin_corn
Aug. 12th, 2018 09:33 pm (UTC)
Версия насчет быстрой адаптации к темноте - редчайшая глупость. Тот, кто ее придумал, никогда не дрался с холодным оружием. Два глаза дают существенное преимущество в виде точного определения дистанции. Сомневаюсь, что бойцы с повязкой доживали в бою до момента, когда открытая палуба захвачена и бой перемещался в нижние помещения судна.
Я уверен, что если кто-то и закрывал повязкой один глаз, то это были стрелки. Кстати, комбинация повязки и деревянной ноги вполне на это намекает - увечные пираты вряд ли участвовали в ближнем бою, шансов в рукопашной против бойцов с двумя ногами и глазами у них не было, а пострелять могли вполне эффективно. Повязка на глаз для стрелка из огнестрела была долго распространена, пока снайперы в прошлом веке не перешли на шору.
az_from_belarus
Aug. 13th, 2018 01:14 am (UTC)
Большей частью согласен с Вашим мнением. Однако по поводу определения дистанции не совсем согласен. Объемное восприятие окружения, т.е. оценка глубины (дистанции) расположения предметов опирается на несколько взаимно-дополняющих "механизмов", в число которых входит и бинокулярность зрения. И да, при потере полной или частично, временной или окончательной одного глаза, т.е. при утрате бинокулярности точность и скорость восприятия объемной информации существенно утрачивается. Но со временем вырабатывается новый навык объемного восприятия и оценки дистанции одноглазым человеком, почти не уступающий двуглазому. Кстати, более всего бинокулярность задействуется и труднее всего замещается в тонкой работе с ближними предметами, т.е. на расстоянии 30-40 см. Проверяли этот вопрос как-то с приятелями - ставили ряд экспериментов. Попробуйте как-нибудь поупражняться с повязкой выполняя некоторые тестовые задачи в течение несколько дней. Например, дотянуться палкой или клюшкой в заданном порядке до каких-то предметов в групе разрозненно расположенных предметов, подцепить их, толкнуть и т.п. И подсчитать количество ошибок. И так на протяжении нескольких дней. Затем сравнить результаты.
Кстати, отсутсвие одного глаза существенно влияет вот на что - сужение одномоментного угла обзора с участием богового зрения этак градусов на тридцать-сорок. И это в условиях боя-свалки очень существенный недостаток - все же возникновение опасности где-то сбоку очень хорошо воспринимется боковым зрением и может здорово выручать.
Впрочем, можно предположить, что ношение повязки не в бою, а в спокойное время, как раз тренировала способность ориентироваться и верно оценивать дистанцию одним глазом. А перед боем ее можно было снять и использовать расширенные возможности восприятия.
По части повязки для стрелков - очень хорошо. Но тут же можно добавить еще и то, что во времена Флинта бой начинался с перестрелки в которой сжигалось немало дымного пороха. А дым этот изрядно раздражает глаза. Потому до перехода в рукопашную кто-то мог счесть полезным сохранить в резерве наилучшую работоспособность хотя бы одного глаза - прикрыв его повязкой.
Таким образом, я думаю, что рациональных оснований для ношения повязки на одном глазу и для разного использования этой повязки может быть несколько. И кто для чего повязку использовал лучше выяснять изучая мемуары. Те, кто с помощью повязки действительно повысил свои боевые качества имели больше шансов эти мемуары оставить.
corwin_corn
Aug. 14th, 2018 05:11 pm (UTC)
Супер! Насладился Вашим ответом, спасибо.
home_music
Aug. 13th, 2018 06:52 am (UTC)
Мне теория с адаптацией к освещению понравилась. Хотя в рукопашной лишать себя обзора неосмотрительно.
ha_malach
Aug. 20th, 2018 04:07 am (UTC)
проголосовал за 1-й вариант;
все таки, деревянные корабли, деревянные мачты, чугунные ядра летают, всюду щепки летят, наверняка, сохранить глаза было в те времена непросто;
а повязка с травмой глаза, я думаю, нужна скорее не для сохранения эстетического вида, а потому что высыхающее поврежденное глазное яблоко это, наверное, и самому неприятно
malgrime
Aug. 26th, 2018 05:58 am (UTC)
Дурь про адаптацию зрения уже толкают по всем каналам. Идиотам невдомек, что биться на верхней палубе с одним глазом - на порядок сложнее, чем с двумя, потому что резко снижает угол обзора и убирает объемное зрение. Для чего? Для того, чтобы нырнуть под палубу и там быстрее адаптироваться? Зрение человека и так адаптируется секунд за пять. Зачем этот небольшой выигрыш, ради большого проигрыша в бою? Да и если бы такой момент был важен, пираты просто закрывали бы один глаз секунд за десять перед спуском вниз. И произошла та же самая адаптация. В общем, теория совершенно идиотская, рассчитана на американских идиотов.
aussy_ru
Aug. 26th, 2018 02:41 pm (UTC)
Скорее уж чтобы нырять под палубу своего корабля, в пороховой погреб. В тот момент, когда еще идет перестрелка, дело еще не дошло до драки на саблях. Другое дело, что подносчик зарядов вероятнее всего был один, т.к. пушек на пиратском корабле было немного. В такую версию я еще готов поверить.
malgrime
Aug. 26th, 2018 02:45 pm (UTC)
Нет никакого смысла в этом. Тем более, что у них были фонари для темных мест.
aussy_ru
Aug. 26th, 2018 05:17 pm (UTC)
Фонарь в пороховом погребе - вряд ли, так и взорваться можно, электричества ж не было. Но, повторю, это единственное хоть сколько-то правдоподобное объяснение. Во все остальные не верится совсем.
malgrime
Aug. 26th, 2018 05:20 pm (UTC)
А вы думаете, как люди в трюме перемещались без окон? Никакое закрытие глаз не поможет. Были практически герметичные фонари, никаких проблем с пороховыми погребами не было.
refrejirator
Sep. 6th, 2018 02:50 pm (UTC)
Ну, положим, одноглазый пират, безусловно, теряет в эффективности, но это исключительно вопрос тренировки
А вот нахрена козе боян, в смысле пирату повязка, если можно просто зажмуривать один глаз
Про такой приём, да, слышал давно и использовал пару раз в военных игрищах
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

О нашем центре
Сеть EPILAS – это уникальные медицинские центры, предоставляющие косметологические услуги премиального уровня по самым низким ценам в Москве.

Современная аппаратная косметология с применением лучших лазеров из Германии позволяет неинвазивно добиваться невероятных, а главное стойких результатов в борьбе с нежелательными волосами на теле, разглаживанием морщин на лице, отбеливанием кожи в любой зоне и лечения акне.

masterok
Masterok (Валерий)
Хочу все знать

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com