Миф о русском пьянстве - Мастерок.жж.рф
?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миф о русском пьянстве

Я уже вам рассказывал как то Как пили русские писатели Но все же, есть мнение, что на самом деле  русский народ пьянства не принимал и всячески противился этому. Доказательством этого явились мощнейшие антиалкогольные бунты, которых не знала ни одна страна мира. Так, в 1859 году антиалкогольный бунт охватил 32 губернии, более 2000 селений и деревень поднялись против спаивания нации. Люди крушили питейные заведения, пивова​ренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки…

Звучит как какая то фантастика, правда? Вот вы слышали об этом где нибудь?

Давайте узнаем об этом подробнее…

Научный термин «инстинкт» с латыни переводится как «побуждение», «наитие». В.И. Даль, вставляя это нерусское слово в свой словарь живого великорусского языка, замечал, что слово «инстинкт до того дурно, что нельзя не пожелать замены его побудкою». И когда мы сегодня видим, как сгорает русский народ на спиртовом огне, невольно приходит на ум, что нация напрочь утратила инстинкт самосохранения, поте​ряв побудку, то есть волю, к жизни.

Полтора века назад инстинкт самосохранения народа сработал, несмотря на то, что алкогольный раздражитель в те годы по нынешним меркам можно назвать трезвостью: дети, подростки до двадцати одного года и женщины не пили во​обще, а мужчины за год выпивали не больше двух-трёх лит​ров спиртного в год. И тем не менее в 1859 году разразилась самая настоящая антиалкогольная битва горожан и крестьян (в ту пору ещё крепостных) против 146 откупщиков — именно стольким людям в империи разрешалось, как сейчас бы ска​зали, контролировать денежные потоки от производства и продажи алкогольных изделий.

 

 

О той войне умалчивают учебники, хотя её баталии шли на территории 17 губерний, от Ковенской на западе до Саратовской на востоке. Ещё одна её особенность: выступления народа никто не организовывал, полководцев она не вы​двинула, людьми управляла стихия, та самая побудка которая подсказала: так жить нельзя, надо сражаться!

Что же представляла собой откупная система? Если одним словом, то — кабалу: каждый селянин или горожанин припи​сывался к определённому кабаку, и если он не выпивал сво​ей «нормы» и сумма от продажи оказывалась недостаточной, то недобранные деньги взимали с окрестных дворов. Того же, кто не хотел или не мог вернуть «долг», секли кнутом в назидание другим.

Аппетиты откупщиков росли, росли и цены. В 1858 году ведро сивухи вместо прежних трёх рублей стали продавать по десять (в то время червонец — месячная зарплата рабоче​го). В конце концов, крестьяне объявили бойкот торговцам, и не столько из-за жадности, а из принципа: видя, как один за другим односельчане пополняют ряды пьяниц, которым уже не до работы, сельские сходы решали: в нашем селе никто не пьёт.

Противная сторона приняла вызов и сбавила цены. Ра​бочий люд не откликнулся на «доброту». Тогда шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, стали предлагать вино… бесплатно. Тщетно! «Не пьём!» — этот лозунг мгно​венно распространился по всей России. К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, нарушавших зарок штрафовали или подвер​гали телесному наказанию по приговору народного суда. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чи​новники, дворяне. Поддержали трезвость своих прихожан и священники, что не на шутку испугало виноделов и тор​говцев зельем, и они пожаловались правительству.

Участниками 1-го Трезвенного движения были государственные крестьяне, к ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и некоторые другие слои общества. Началось всё с возникновения в августе 1858 года в Виленской и Коменской губерниях обществ трезвости, которые к лету 1859 распространились на 32 губернии России, преимущественно северо-западные, центральные и поволжские.
Крестьяне на сходках принимали решения не пить вина, а нарушителей подвергать денежным штрафам и телесным наказаниям. В мае 1859 народ разошёлся не на шутку и перешёл к массовому погрому питейных заведений.

 

 

В марте 1859 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения, суть их сводилась к запрету… трезвости! Местным властям предпи​сывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уни​чтожить и впредь не допускать. Чтобы утихомирить бунт, хозяева питейных заведений снижали цены на водку, и даже выставляли её бесплатно — бесполезно. По просьбе правительства, Священный Синод рекомендовал священникам временно воздержаться от обличения пьянства в проповедях — не помогло. И только войскам удалось усмирить трезвенное движение.

Власти уповали на законопослушность людей, на авто​ритет государства. А получили — бунт! По России прокати​лась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне волнения докатились и до Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Осо​бенный размах погромы приобрели в Вольске. «Вольск — городок — Петербурга уголок», — так пословица отметила ухоженность поселения, изобиловавшего архитектурными шедеврами. 24 июля трёхтысячная толпа разбила там вин​ные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, по​лицейские, мобилизовав инвалидные команды (солдат в отставке) и воинов 17-й артиллерийской бригады, не смогли утихомирить толпу. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключённых. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели по​рядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека). Всех их следственная комиссия осудила на основании лишь голо​словных показаний кабацких сидельцев, оговоривших под​судимых, якобы расхищавших вино (громя кабаки, бунтов​щики не пили вино, а выливали его на землю). Историки от​мечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги под шумок расхищали сами служащие питейных за​ведений, а пропажу списывали на восставших.

 

 

С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 пи​тейных домов, за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы, и кабаки были восстановлены. В документах след​ственной комиссии сохранились фамилии осуждённых борцов за трезвость: Л. Маслов и С. Хламов (крестьяне села Сосновка), М. Костюнин (с. Терса), П. Вертегов, А. Володин, М. Володин, В. Сухов (с. Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было, «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, нака​зать шпицрутенами через 1000 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».

Всего же по России в тюрьмы и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, что​бы другим неповадно было стремиться «к трезвости без офи​циального на то разрешения».

Но власть имущие понимали, что усмирить силой можно, а вот долго сидеть на штыках — неуютно. Требовалось закре​пить успех. И правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо неё вве​ли акциз. Всякий желающий мог производить и продавать вино, заплатив налог в казну. Во многих сёлах нашлись пре​датели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными, «мирными» методами.

Антиалкогольный бунт побудил правительство положить конец откупной системе, которая была отменена в 1861 году и заменена акцизами.

Существует мнение, что трезвенное движение привело к росту самосознания народа, что вынудило царское правительство отменить крепостное право в 1861 году. На кабаках, как находящихся под защитой государства, и приносящих государству значительный доход, ставились государственные гербы. Пользующиеся монопольным положением откупщики, отказывались продавать простое вино, разбавляли его по своему усмотрению, произвольно повышали цены, при этом зарабатывая огромные деньги. Всё это, наряду с другими причинами, вызывало недовольство народа, которое могло вылиться в крестьянскую войну.

 

 

…Через четверть века общества трезвости снова воз​никли во многих губернских и уездных городах России. На​ступление на «зелёного змия» пошло со всех сторон. Купцы делегировали в Государственную Думу самарского хлебо​промышленника Михаила Дмитриевича Челышева, громив​шего с думской трибуны уже не кабаки, а саму идею потреб​ления спиртного. Самарский же крестьянин Иван Чуриков пропагандировал религиозное воздержание от алкоголя. «Растворённым бесом» назвал алкоголь всероссийский па​стырь Иоанн Кронштадтский. Сотни трезвеннических газет и журналов подготовили почву для принятия «сухого закона» в 1914 году.

Потерпевшие поражение в 1859 году взяли реванш через полвека. Хотя война сторонников и противников «пьяного образа жизни» продолжилась и после 1914 года. Собственно, с юридической точки зрения «сухого закона» не было. Просто император Николай II разрешил органам самоуправления сворачивать на своих территориях торговлю вином и вод​кой, причём сходы начали закрывать кабаки ещё до начала Первой мировой войны, боевые действия лишь подхлестну​ли процесс отрезвления страны: во всех городах и сёлах сами люди объявляли «зелёного змия» вне закона. Уровень потребления с четырёх литров чистого алкоголя на душу на​селения в 1913 году упал почти до нуля в 1915 году.

 

 

Почти, потому что остались лазейки. Продавалось вино в ресторанах. Не считалось спиртным пиво (как нам это знако​мо!). В том же Вольске, где наиболее рьяно шло уничтожение кабаков в 1859 году, в 1916 году снова вспыхнула борьба, уже на юридическом поле. Пивовар Леонид Васильевич Вормс, пользуясь тем, что полутораградусное пиво не подпадало под запрет, затоварил им все торговые точки. Это не понравилось горожанам — они ходатайствовали перед губернатором. Сер​гей Дмитриевич Тверской только руками развёл: не в моей это власти. Вормс на всякий случай подстраховался и нашёл врачей, кои лжесвидетельствовали: пиво — безвредный напи​ток. За трезвенников вступилось земство и потребовало от Вормса убрать с прилавков пиво. Тот ёрничал: надо тогда и конфеты с ликёром запретить (в общем-то мысль здравая: кондитерские изделия со спиртным приучают детей к алко​голю!). «Славянское пиво» пивовар переименовал в «Славян​ский солодовый напиток», но и его запретили употреблять солдатам, квартировавшим в Вольске. Вормс пожаловался губернатору. Но грянула революция, спор так и не завершил​ся. В 1919 году большевики пошли на попятную, разрешив вино, а в 1924 году и водку, прозванную в народе «рыковкой» по фамилии уроженца Саратова, в то время председателя правительства Алексея Ивановича Рыкова, незадолго до того лечившегося в Германии от… алкоголизма.

 

 

[источники]

источники

Антиалкогольный бунт 1859 года

155 лет назад в России начался антиалкогольный бунт

http://bezumno.ru/news/40300-mif-o-russkom-pyanstve-antialkogolnyy-bunt-1859-goda.html

 

Вспомним еще что то из тех времен: вот например Воронеж — как родина флота России, а вот История «имперского флага» и вот такие были Обязанности мальчиков в крестьянской семье. Можно еще почитать про Восстание декабристов. Если не верить в официальную версию … и немного О продаже русской колонии в Калифорнии

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=9780.
Subscribe to  masterok
promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
sergio_83
Aug. 26th, 2018 05:24 pm (UTC)
России сейчас нужен строгий сухой закон, лет на 5 - 10, пока народ не научится зарабатывать деньги, а потом алкаголь и на хрен народу не нужен будет
Denis Zolotov
Aug. 26th, 2018 05:27 pm (UTC)
любые попытки ввести сухой закон в разных странах заканчивались ничем, кроме становления чёрного рынка алкоголя. учите историю.
sergio_83
Aug. 26th, 2018 05:32 pm (UTC)
на самогонщиков повлиять вербально, не поможет - репрессии
openid1
Aug. 26th, 2018 10:58 pm (UTC)
России сейчас ничего такого не нужно. В России сейчас дела с алкоголем обстоят очень неплохо - разительный контраст с любым периодом с 70-х примерно по середину нулевых.
Denis Zolotov
Aug. 26th, 2018 05:25 pm (UTC)
один и тот же текст размазывается по сотням сомнительных сайтов.. а был ли бунт?

ps. и да, погромы питейных заведений в те времена были, но они имели совершенно другую причину..

Edited at 2018-08-26 06:51 pm (UTC)
kn_radomir
Aug. 26th, 2018 08:21 pm (UTC)
Это ждановская секта распространяет. От них, собственно, и пошло.
lrlay777
Aug. 26th, 2018 05:44 pm (UTC)
Да когда крестьянину прошлого было пить то? Крестьянский труд и сейчас не легок, но по сравнению с тем, что было в старину- пустяк. Крестьяне спины не разгибали почти весь год, даже свободные, не говоря уж о крепостных, которым еще и на барина работать. Плюс еще и посты многочисленные соблюдать- а крестьяне были в целом набожные. Ну и, наконец- крестьяне были просто бедны в основной своей массе. Так что на большое количество спиртного у них не было денег. Самогоноварение- тоже затратное по зерну. На одну бутылку самогона кучу десяток кило зерна уходит.
Выдавались у крестьян , так сказать, "технологические окна"- когда и в работах сезонный перерыв, и постов нет- вот тогда некоторые и загуливали, случалось. На Масленницу, в основном, или по большим праздникам. Но это случалось- несколько раз в год.
maryfrost2012
Aug. 26th, 2018 06:21 pm (UTC)
+
stepuk
Aug. 26th, 2018 06:10 pm (UTC)
Большая книжка Солженицына "Двести лет вместе" интересующемуся человеку расставит всё по своим местам. Были бунты и погромы, это факт. А вот почему, про это в посте ни слова.
Denis Zolotov
Aug. 26th, 2018 06:46 pm (UTC)
+
suvarsin
Aug. 26th, 2018 06:21 pm (UTC)
Доктор исторических наук Андрей Зубов установил угро-финское происхождение русского народа путём научных исследований.
Об этом он рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

«В науке что главное? Истина. А истина такова — русские не европейский народ, а мокши. Этого не надо стеснятся, надо принять это как факт.
Я много работал с антропологами, изучал кости, проводил измерения черепа, сверял современные черепа с черепами наших предков.
Отличия от европейских черепов кардинальные. Представляю, что меня будут разносить с разгромной критикой всякие псевдоучёные из РАН,
но сенсации в этом нет. Об этом ещё немецкие учёные писали в 30-х годах минувшего века. Вообще европейцы не зря посмеиваются над нами,
они хотят нас просветить, сделать более цивилизованными, а мы им сопротивляемся по совершенно необъяснимым причинам.
Допустим, высокие технологии для нас слишком тяжелы, но хотя бы отучиться от привычки чрезмерно потреблять алкоголь можно?
Разве вы видели когда-нибудь массовое пьянство среди британцев или даже наших соседей из Финляндии?» — заключил историк.
red_perez
Aug. 26th, 2018 06:39 pm (UTC)
>>> Разве вы видели когда-нибудь массовое пьянство среди британцев или даже наших соседей из Финляндии?

Это типа шутка такая? Про британцев ладно, но про финнов?



Edited at 2018-08-26 06:40 pm (UTC)
Denis Zolotov
Aug. 26th, 2018 06:56 pm (UTC)
бриты массово напиваются при любом удобном случае. не раз наблюдал британские попойки в греции или таиланде: зрелище ещё то ;)

Edited at 2018-08-26 06:57 pm (UTC)
red_perez
Aug. 26th, 2018 07:15 pm (UTC)
Вот я и не догоняю, вроде звучит как шутка а вроде человек взаправду сказал
suvarsin
Aug. 26th, 2018 08:17 pm (UTC)
Видать историк забыл, что финны братский народ мордве.
openid1
Aug. 26th, 2018 11:00 pm (UTC)
Хохол вышел из клозета?
suvarsin
Aug. 27th, 2018 05:04 pm (UTC)
http://natribu.org/media/na_urypin2.mp3

Edited at 2018-08-27 05:05 pm (UTC)
openid1
Aug. 27th, 2018 10:13 pm (UTC)
Ахаха, расчехился, хохлик.
openid1
Aug. 27th, 2018 10:16 pm (UTC)
У финнов на внутренних рейсах "Финнэйра" на север (которые вахтовые и для северных народов) бухло не продают совсем, даже за деньги.
maryfrost2012
Aug. 26th, 2018 06:24 pm (UTC)
o russkom pjanstve pishut tolko evrei, posmotrite familii pisatelej.
openid1
Aug. 27th, 2018 10:14 pm (UTC)
Например, еврей Некрасов.
boris_kokotov
Aug. 26th, 2018 06:35 pm (UTC)
водка будет 25/ Зимний будем брать опять
kn_radomir
Aug. 26th, 2018 08:20 pm (UTC)
Угу, не пили русские в 19ом веке. А Некрасову главу "Пьяная ночь" в поэму "Кому на Руси жить хорошо" специально жидомасоны вписали, чтобы оклеветать непьющий русский народ.)
comrad_k07
Aug. 26th, 2018 10:29 pm (UTC)
какой длинный пост с такими маленькими буковками. После 250 мл. хлебного вина не смог охватить его.Еще один довод в пользу трезвого образа чтения.В смысли жизни..
edthethumb
Aug. 27th, 2018 09:56 am (UTC)
прекрасный материал! особенно поржал от негодования алкашни/торговцев алкоядом/кремлеботов/просто идиотов в комментариях.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

О нашем центре
Сеть EPILAS – это уникальные медицинские центры, предоставляющие косметологические услуги премиального уровня по самым низким ценам в Москве.

Современная аппаратная косметология с применением лучших лазеров из Германии позволяет неинвазивно добиваться невероятных, а главное стойких результатов в борьбе с нежелательными волосами на теле, разглаживанием морщин на лице, отбеливанием кожи в любой зоне и лечения акне.

masterok
Masterok (Валерий)
Хочу все знать

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com