?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Откаты и распилы в царской России на примере военного флота
masterok
О распилах и откатах в царской России

Интересную статью прочитал на указанную выше тему. Не могу подтвердить историческую точность — не специалист. Что вы скажете? Выглядит все достоверно по первым признакам.

Если почитать историю российских броненосных кораблей, то можно выяснить например, что разработка системы управления огнем для броненосца “Бородино” была величайше поручена Институту точной механики при дворе его Императорского Высочества. Созданием машин занималось Русское Общество паросиловых установок. Ведущий научно-производственный коллектив, чьи разработки успешно применялись на боевых кораблях по всему миру. В качестве систем вооружения были приняты орудия Иванова и самодвижущиеся мины конструкции Макарова…

Однако…

Вы все, там, на верхней палубе! Прекратить насмешки!

Система управления огнем была французская, mod. 1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже и немедленно приобретен для РИФ его командующим Великим князем Алексеем Александровичем (по воспоминаниям родственников, le Beau Brummel, едва ли не постоянно проживавшим во Франции).

В боевой рубке устанавливались горизонтально-базовые дальномеры марки Barr and Studd. Применялись котлы конструкции Белльвиля. Прожекторы Манжена. Паровые насосы системы Вортингтона. Якоря Мартина. Помпы Стона. Орудия среднего и противоминного калибра — 152- и 75-мм пушки системы Canet. Скорострельные 47 мм пушки Hotchkiss. Торпеды системы Уайтхеда.

О распилах и откатах в царской России

Сам проект “Бородино” представлял видоизмененный проект броненосца “Цесаревич”, спроектированного и построенного для Русского Императорского флота специалистами французской верфи “Форж и Шантье”.

Во избежание недоразумений и необоснованных упреков необходимо сделать пояснение для широкой аудитории. Хорошая новость — большая часть зарубежных названий в конструкции ЭБР “Бородино” принадлежала системам, произведенным по лицензии в России. С технической стороны они также соответствовали лучшим мировым стандартам. Например, общепринятая конструкция секционного котла системы Бельвилля и очень удачные пушки Гюстава Канэ.

Впрочем, уже одна французская система управления стрельбой на русском ЭБРе заставляет задуматься. Зачем и почему? Выглядит так же нелепо, как “Иджис” на советском “Орлане”.

Плохих новостей две.

Великая империя с населением 130 млн. человек, с качественной системой образования (для избранных) и развитой научной школой — Менделеев, Попов, Яблочков. И при том кругом сплошные зарубежные технологии! Где наш отечественный “Белльвиль”? А ведь он был — инженер-изобретатель В. Шухов, сотрудник российского филиала фирмы “Бабкок&Уилксос”, запатентовавший вертикальный котел собственной конструкции.

В теории всё было. На практике — сплошные Бельвилли, братья Никлосс и ЭБР “Цесаревич” на верфи “Форж и Шантье” в качестве образца-эталона для русского флота.

Но, что особенно обидно, корабли на отечественных верфях строились в разы медленнее. Четыре года для ЭБР “Бородино” против двух с половиной лет для “Ретвизана” (“Крэмп & Санс”). Сейчас не стоит уподобляться узнаваемому герою и вопрошать: “А почему? Кто это сделал?” Ответ находится на поверхности — нехватка инструмента, станков, опыта и умелых рук.

Другая проблема заключена состоит в том, что даже при “взаимовыгодном сотрудничестве” в условиях “открытого мирового рынка” что-то не наблюдается торпед конструкции Макарова на вооружении французского флота. Да и вообще не наблюдается ничего, что бы указывало на обмен технологиями. Всё, всё по старой, проверенной схеме. Мы им — деньги и золото, они взамен — свои технические новинки. Котел Бельвилля. Мина Уайтхэда.

Если говорить конкретно за флот, то даже лицензий хватало не всегда. Приходилось просто брать и размещать заказы на зарубежных верфях.

Уже не скрывается факт, что крейсер “Варяг” был построен в США. Гораздо менее известно, что второй участник легендарного боя, канонерка “Кореец”, строилась в Швеции.

Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки — Гавр, Франция.
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция.
Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия.
Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания.
Броненосный крейсер «Баян» — Тулон, Франция.
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье».
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на английской верфи «Барроу-инн-Фёрнесс».
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Крэмп & Санс» в Филадельфии, США.
Серия миноносцев «Кит», верфь Фридриха Шихау, Германия.
Серия миноносцев «Форель», строились на заводе А. Нормана во Франции.
Серия «Лейтенант Бураков» — «Форж & Шантье», Франция.
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» — верфь Шихау, Германия.
Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» были построены в Германии и, соответственно, Великобритании.
«Батум» — на верфи Ярроу в Глазго, Великобритания (список неполный!).

О распилах и откатах в царской России

Раздражение хорошо объяснимо. При том колоссальном разрыве в технологиях и производительности труда постройка серии бронепалубных крейсеров эквивалентна постройке современного космодрома. Отдавать столь “жирные” проекты на откуп иностранным подрядчикам убыточно и неэффективно по всем статьям. Эти деньги должны доставаться рабочим адмиралтейских верфей и двигать отечественную экономику. А вместе с ней развивать собственную науку и промышленность. Так стремились поступать все во все времена. Воровать с прибыли, а не убытков. Но у нас так не принято.

У нас делалось иначе. Схема звалась “чтоб украсть рубль, навреди стране на миллион”. Французам контракт, они, кому надо, — откат. Свои верфи сидят без заказов. Промышленность деградирует. Квалифицированные кадры не нужны.

Было время даже пытались строить линкоры-дредноуты, так лучше бы не пытались. При реализации сложнейшего проекта отчетливо проявились все недостатки дореволюционной России. Повсеместный недостаток производственного опыта, станков и грамотных специалистов. Помноженный на некомпетентность, кумовство, откаты и бардак в кабинетах Адмиралтейства.

В результате грозный “Севастополь” строился шесть лет и к моменту подъёма Андреевского флага совершенно устарел. Ничуть не лучше оказалась “Императрица Мария”. Посмотрите на их ровесников. Кто одновременно с ними вступил в строй в 1915 году? Случаем не 15-дюймовый “Куин Элизабет”? И после этого скажите, что автор необъективен.

Говорят, еще был могучий “Измаил”. Или не был. Линейный крейсер “Измаил” оказался непосильной ношей для РИ. Довольно странная привычка — выдавать за достижение то, чего не сделали.

Даже в мирное время, при непосредственной помощи зарубежных подрядчиков, корабли раз за разом превращались в долгострои. С крейсером все оказалось еще серьёзнее. Когда степень готовности “Измаила” достигла 43%, Россия ввязалась в войну, в которой отсутствовала всякая цель, объективная польза, и в которой было невозможно победить. Для “Измаила” это был конец, т.к. часть его механизмов импортировалась из Германии.

О распилах и откатах в царской России

Если вести разговор вне политики, то ЛКР “Измаил” также не являлся показателем расцвета империи. На Востоке уже заалел рассвет. Во весь рост вставала Япония со своим 16-дюймовым “Нагато”. Таким, от которого опешили даже их учителя-британцы.

Время шло, прогресса особо не наблюдалось. С точки зрения автора, промышленность в царской России находилась в полном упадке. Вы можете иметь отличное от авторского мнение, которое, впрочем, доказать будет непросто.

Спуститесь в машинное отделение эсминца “Новик” и прочтите, что выбито на его турбинах. Ну-ка, подайте сюда свет. Неужели? A.G. Vulkan Stettin. Дойчес Кайзеррайх.

С моторами не заладилось с самого начала. Заберитесь в мотогондолу того же “Ильи Муромца”. Что там увидите? Двигатели марки “Горыныч”? Право, сюрприз. Renault.

Легендарное царское качество

Все факты свидетельствуют о том, что Российская империя плелась где-то в самом конце списка развитых государств. После Великобритании, Германии, Штатов, Франции и даже Японии, которая, пройдя позднюю модернизацию Мэйдзи, к 1910-гг. сумела во всем обойти РИ.

В общем, Россия была совсем не там, где подобает империи с такими амбициями.

После этого шутки про “лампочку Ильина” и государственную программу ликвидации неграмотности уже не кажутся такими смешными. Прошли годы, и страна вылечилась. Полностью. Она станет государством с лучшим в мире образованием, с передовой наукой и развитой промышленностью, которая умела делать все. Импортозамещение в важнейших отраслях (военпром, атом, космос) составляло 100%.

А потомки разбежавшихся дегенератов будут еще долго скулить в Париже о “России, которую они потеряли”.

[источники]
https://topwar.ru/94575-o-raspilah-i-otkatah-v-carskoy-rossii.html

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=10216.
Subscribe to  masterok

promo masterok january 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

О да, царская Россия в этом совершенно не отличалась от нынешней. Нынешняя даже хуже.

Нет, не хуже. Еще хуже станет в 2025 году.

Канонерская лодка "Кореец" была построена в Дании. А так, по сути, верно.

Верфи завода Bergsunds Mekaniska Verkstad, располагались в Стокгольме.
А давно Стокгольм стал Данией?

Всё верно.

И лишь булкохрусты в сети рассказывают смешные сказки.

Как царская Россия была впереди планеты всей.
Что именно при царизме заложили (и даже почти построили) атомные ракетоносцы и стратегическую авиацию, а большевики их лишь покрасили.
Как рабочие обжирались за копейки бужениной и хлебом. От обжорства и революцию устроили.

Николай 2 даже ТАСС создал. Такой талантливый был провидец. ))

Первые речные пароходы с паровыми машинами оригинальной конструкции были построены в Пермской губернии на Каме. Но иностранные агенты путём подковёрной борьбы, взяток и подкупов, легко отодвигали наших заводчиков. https://nashural.ru/article/istoriya-urala/pervie-parohody-na-kame/
Такая же недальновидная политика царских правительств была во всём. Это особенно касалось научных кадров, многим из которых, особенно иудеям и католикам, запрещалось заниматься научной деятельностью в России. Особенно талантливые зачастую уезжали за рубеж. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить Склодовскую-Кюри и Владимира Хавкина - создателя первых вакцин против чумы и холеры.

Стыд. Вечный скрепный стыд.

Тут надо учитывать то, что Россия была в роли догоняющего и плюс, как вы правильно сказали, с амбициями. В подобных условиях на внедрение собственных технологий не было ни времени не средств. Заказ за границей озвученных в статье кораблей был вызван перегрузкой собственных верфей. Говоря о сроках постройки надо учитывать на каких верфях корабль строился- казенных или частных. Порой срок постройки однотипных кораблей на частных и казенных верфях различался вдвое. Нельзя сбрасывать со щитов и эффективность руководства военным кораблестроением. К примеру Морской технический комитет в начале 20-го века уже окончательно заплыл жиром и непонятно чем занимался. Примером может служить появление плавучих сараев "Император Павел I" и "Андрей Первозванный", постройка серии эсминцев "Доброволец". По окончании русско- японской войны всю эту братию выгнали в полном составе. А далее проблема "догнать и перегнать" встала еще острее. Однако все таки она решалась. Были привлечены государственные и частные средства (в т.ч. и иностранный капитал) для развития судостроения. В короткий срок были модернизированы старые заводы и построены новые. К примеру два завода в Николаеве, заводы в Риге, Таллине, Херсоне. Большие средства были вложены в броневое производство, производство турбин и дизелей.
Что касается проектов линкоров "Севастополь" и крейсеров типа "Измаил" (иногда их называют "проект напуганных"), то их сомнительные характеристики обусловлены прежде всего порочной концепцией принятой в основу проекта. При выдаче техзадания были учтены все уроки русско- японской войны, но совсем не учтены перспективы развития военного кораблестроения.
Эпоха распилов и откатов в военном ведомстве наступила позднее, ближе к началу Первой мировой. К примеру Великий князь Сергей Михайлович, за французские денежки, сделал фирму "Шнейдер" эксклюзивным "проектантом" артиллерийских систем выпускаемых Путиловским заводом, а за деньги владельцев Путиловского завода, он сделал завод эксклюзивным поставщиком ряда артсистем в Императорскую армию (например 3-х дюймовых пушек). В результате, перед Великой войной огромный Пермский артиллерийский завод простаивал, а его рабочие питались с огородов. Потом, любовница Сергея Михайловича, Матильда Кшесинская, понастроила на эти денежки себе дворцов, да и бриллиантами изрядно отоварилась.

Пардон: а что было не так с броненосцами класса "Андрей Первозванный" и "Добровольцами"?
Просто интересно.

Edited at 2018-09-02 02:38 am (UTC)

Ничего не менялось абсолютно. При царе - импортировали. В советское время - импортировали. Благодаря войне пол-германии вывезли, только благодаря этому СССР так долго продержался. Сейчас тоже импортируем. Меняются только говорящие головы в телевизоре.

автор забыл написать, что ряд технологий импортировались у противника. те же дальномеры барр-студд- британские. т.е. российские корабли в цусиму шли с оптикой врага..

А без них идти на врага было бы лучше? У японцев, кстати, стояли точно такие же дальномеры, за неимением своих.

Вдумайтесь в основной посыл статьи: подлые империалисты не хотели даром отдавать обмениваться технологиями! Продавали готовые изделия, жлобы. Ибо не государства России продавали, а конкретно частные фирмы. Зачем им делиться опытом? - им для того, чтобы изобретать и прризводить, а также кушать нужны деньги. Так Россия делала во все времена и во всём. При совке закупали автомобили и на их основе лепили свои ущербные повозки, воровали на выставках, срисовывали детали самолетов. В современность берут андроид, китайские комплектующие и делают "первые" российские смартфоны и планшеты. Импортозамещение...
Автор, надо понимать, что то, что изобретено, переизобретать - катастрофично. Эпоха глобализации - мозги текут по миру, в том числе российские, но творят там, где есть условия, а не за 100 советских руб или 20 тыс российских и путевку в Крым. Госпредприятия не способны создавать новое и действительно хорошее. Там работают троечники по направлению, директор- распильщик бюджета на потоках, баба Маня уборщица, слесарь Федя вор, тянущий железки через проходную. Там инженер Костя алкаш в запое, так как жена и двое детей и зп 20 тыс., которую задерживают. Там дотации государственные, но хватает их только на услуги клининговых компаний для домов нескольких чиновников...
Какое импортозамещение... Сыров несколько отдаленно напоминающих молочные изделия сделали? Я вас прошу.

Вот это- полная чушь. В те времена купить технологию было очень просто, чем Россия всегда пользовалась. Причем эти технологии, в России точно, внедрялись очень быстро. Другие страны делали тоже самое. Кстати и сдвиги были. К примеру морская артиллерия, к Первой мировой, уже была своя. Все эти артсистемы и Вторую мировую пережили.

Ненене - не могли в СССР пилить.

сколько броненосцев японской постройки было императорском флоте японии во время русско-японской войны?
правильный ответ - ни одного.
в выборе кораблей -есть доля лукавства, поскольку фактически было построено три флота - тихоокеанский, балтийский и черноморский. Российские верфи не справлялись с обилием заказов, так что обращение к иностранным верфям было разумным.
кстати, простой пример 1919 г., Гражданская война. Разруха, голод и пр. Но -бац на основании царской промышленности построили первые советские танки "Борец за свободу".

«Товарищ Сталин!
<...> Вот прошло 27 лет после революции, мы много построили, много освоили, а как мало своего крупного мы внесли в технику! Лично я могу назвать только одно крупное наше достижение - это синтетический каучук. Это достижение действительно мирового масштаба, тут мы были вначале впереди, но, к сожалению, сегодня нас уже обогнали и Америка, и Германия. Но как мало мы сами чувствовали и чувствуем значение этого крупнейшего достижения! Академик Лебедев, пионер и создатель, должен был бы быть национальным героем, а он после поездки в жестком вагоне схватил сыпной тиф и умер в 1934 г. Это позорнейший для нас случай. Нужно тут прямо сказать, что в капиталистической стране, если Лебедев погиб бы, то, вероятно, в своем салон-вагоне и при крушении своего поезда. Это не случайность, это показывает только то, что мы не чувствуем еще необходимости в людях, делающих новую технику. Их история у нас всегда одна - это Левша Лескова. Отчасти, может быть, это просто потому, что гения народного у нас уйма, поэтому мы так по-хамски с ним обращаемся.
За эти 27 лет капиталистические страны дали, по моему подсчету, около двадцати фундаментально новых направлений развития техники, по силе равных нашему синтетическому каучуку. Я отношу к ним, например, синтетическое горючее, пластмассы (плексиглас и пр.), турбину внутреннего горения, телевидение, сверхтвердые сплавы (карбид вольфрама), ракетные самолеты и пр. А мы дали всего одно».(С) П. Капица от 14 марта 1945 года.

Так что там об успехах СССР на тему науки и т.д.? Как тырили-покупали иностранные патенты на всё что можно так и продолжали. Причём при этом же Сталине достаточно какому нить Шарикову настрочить ложный донос на учёного с мировым именем, как его тут же НКВД начинало бить и выбивать признание, что он агент марсиан и собирается подорвать строительство коммунизма.

>После этого шутки про “лампочку Ильина” и государственную программу ликвидации неграмотности уже не кажутся такими смешными. Прошли годы, и страна вылечилась. Полностью. Она станет государством с лучшим в мире образованием, с передовой наукой и развитой промышленностью, которая умела делать все. Импортозамещение в важнейших отраслях (военпром, атом, космос) составляло 100%.

В европейской части РИ, где жили русские-татары-белоруссы и украинцы 80% было грамотное, как в Прибалтики-Польше-Финляндии. Неграмотные были всякие таджики и прочие.
И чё там сегодня? Гражданин РФ из Кавказа по русски говорить не может, а у него максимальные оценки по ЕГЭ. Правда это успех?
Отличное такое импортозамещение было, когда вместо полупроводников на самолётах стояли лампы. Подводные лодки во время движения вообще никак не видели американцев, а те контролировали каждую нашу подлодку в реальном времени. Что там насчёт импортозамещения с полётом и высадкой космонавтов на Луну? Что там с разрушением реактора и убийством десятков тысяч человек как было на ЧАЭС? Где такое у тупых американцев?

Edited at 2018-09-03 12:07 pm (UTC)

"Подводные лодки во время движения вообще никак не видели американцев, а те контролировали каждую нашу подлодку в реальном времени" - враньё преглупейшее.

Обычное русофобское дерьмо. Об успехах и российских технологиях молчим, проблемы и импорт размазываем и делаем вид, что катастрофа. Примерно то же самое можно писать про СССР.

Не читайте русофобов и идиотов.

фу, русофобский наброс.
Хоть бы матчасть поучил, почему в Германии заказывали корабли?
там раза полтора дешевле выходило, и быстрее раза в 2.
А про "Ретвизан" автор стыдливо молчит, а это был лучший ЭБР в 1 тихоокеанской эскадре.
Ну построили серию "Бородино" так и утопили при Цусиме, скажите спасибо нубам стрелявшим дерьмо ББ снарядами и нубам перетяжелившим проект.