?

Log in

No account? Create an account

masterok


Мастерок.жж.рф

Хочу все знать


Previous Entry Share Next Entry
Как устроена система аварийного спасения космонавтов
masterok

Когда недавно случилась авария «Союза» я отмечал, что она не только выявила проблемы, но и продемонстрировала уникальную спасательную систему. После аварийного отключения двигателей сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют со спускаемым аппаратом. Аварийный спуск проходил по крутой баллистической траектории.

Как же это все работает?


К САС предъявляются два основных требования: высокая скорость срабатывания и способность увести корабль или отсек с экипажем на безопасное расстояние от носителя при любых обстоятельствах вплоть до взрыва или неуправляемого падения. Система должна быть весьма надежной, и, насколько это возможно, простой и автономной. Система должна быть способна спасти экипаж на всех этапах выведения корабля, начиная с предстартовой подготовки и заканчивая последними моментами времени перед выходом на требуемую орбиту

Если авария происходит не на старте космического корабля, а во время его полета, корабль отделяется от аварийной ракеты с помощью пиропатронов и толкателей. Могут использоваться и небольшие двигатели экстренного отделения.

Если авария происходит на старте, то используется система аварийного спасения космонавтов (САС). На кораблях серии «Союз» она обеспечивает спасение космонавтов с нуля до 140 секунды полета при наличии определенных отклонений от штатного режима пуска космического корабля.

САС ставится на головном обтекателе ракеты «Союз» и при нештатной ситуации на старте за считанные секунды выдергивает кабину с экипажем, поднимает ее на высоту, отводит от места старта и на раскрывшихся парашютах опускает на землю.

Это единственная система, которая сильно интегрирована и в систему корабля, и в систему ракеты-носителя. Скоротечность аварийной ситуации требует решительных и быстрых действий, поэтому все двигатели САС — твердотопливные, с максимальной тягой. По сравнению с жидкостными они проще, надежнее и быстрее набирают максимальную тягу. Двигательная установка САС приводится в готовность ровно за 15 минут до намеченного старта. Она состоит из целого ряда двигателей — основного, разделения и управляющего.

САС обеспечивает безопасность не только на старте, но и в первые мгновения полета. Только когда корабль выходит из плотных слоев атмосферы, установка отделяется от ракеты и опускается на Землю.

Есть два режима работы двигательной установки САС: режим штатного сброса и режим аварии. При штатном разделении работают двигатели разделения. Их задача — увести двигательную установку САС от ракеты, которая продолжает движение. В режиме аварии работают все двигатели. Тогда задача двигателей — увести капсулу с космонавтами на безопасное расстояние.

При получении аварийной команды корабль делится как бы пополам. Очень тяжелый приборно-агрегатный отсек остается на ракете-носителе, а весь головной обтекатель со спускаемым аппаратом и расположенным над ним бытовым отсеком, начинает уводиться с помощью двигателей САС.


САС в полете

Двигательная установка САС — самая тяжелая часть всей системы спасения. Она весит почти тонну, внутри примерно столько же твердого топлива.

Впервые в истории космонавтики система аварийного спасения экипажа сработала 5 апреля 1975 года при выведении на орбиту космического корабля «Союз-18». После запуска первые две ступени ракеты-носителя отработали штатно, но двигатели третьей ступени, которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости — около восьми километров в секунду, не запустились.

Сработавшая система аварийного спасения сбросила головной обтекатель, разделила отсеки корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170 километров. Во время возвращения на Землю в спускаемой капсуле корабля советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку в 21,3 g и кратковременную остановку сердца, но вернулись живыми.

Второй раз система САС сработала 26 сентября 1983 года при старте космического корабля «Союз Т-10-1», когда произошел пожар на ракете-носителе. За две секунды до ее разрушения система автоматического спасения унесла спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на безопасное удаление и обеспечила их благополучное приземление. За четыре секунды твердотопливные двигатели САС подняли кабину с космонавтами на высоту до 950 метров, где и раскрылся парашют. Через пять минут спускаемый аппарат с космонавтами приземлился в четырех километрах от места аварии.

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=15559.
Subscribe to  masterok

promo masterok январь 2, 12:00 46
Buy for 300 tokens
Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

  • 1
Обычно козмонавтам ничего, кроме пожара в студии не угрожает.

Началась беготня по принципу лисы с виноградом.

Не раскрыта тема твиттера роскосмоса. Они постили твиты с картинками отделения 2 ступени. Вывода корабля на орбиту с картинкой и восклицательными знаками! С словами на "530 секунде полета всё идёт штатно".Этот зашквар длился пол часа после аварии. Потом всё потёрли.

И знали бы заказчики рекламы EPILAS, как их наёпывает ЖЖ, при нажатии кнопки оставить коммент - выкидывает на сайт EPILAS. А это явно не заинтересованный пользователь )) посещение защитано! Профит!

Edited at 2018-10-26 12:12 am (UTC)

Все жду, когда Роскосмос опубликует причины аварии. С детальными фотографиями (Что там: датчик, пиропатрон, кабель ?) . А как известно у любой аварии есть имя и фамилия, то получается ,что страховочка тю-тю.

которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости — около восьми километров в секунду, не запустились.

Первой космической. Первая космическая скорость: 7, 9 км/сек. Третья космическая скорость =16,7 км/сек, это скорость покидания Солнечной системы. Обеспечивается только дополнительными разгонными средствами и гравитационным маневром, сама ракета-носитель этого сделать не в состоянии, её задача набрать первую космическую и только

Исправьте! Не третья космическая, а первая. 7,8 км/с. Скорость необходимая для вывода тела на круговую орбиту вокруг Земли. Третья космическая (16,8 км/с), обеспечивает телу возможность покинуть пределы Солнечной системы. При второй космической (11,3 км/с) тело будет иметь вытянутую элиптическую орбиту вокруг Земли. Курс физики средней школы, 9 класс.


  • 1